V-XV

XVI

XVII

Английская литература

XVIII

XIX

XIX
Главная < Филология < Английская литература < Темы письменных работ
Система Orphus


Примерные темы письменных работ
(рефератов / эссе / курсовых / дипломных работ)
по курсу
“История английской литературы”


Внимание! Этот список является примерным и открытым.
Круг авторов, тем и их формулировки подлежат обсуждению в индивидуальном порядке.


Красным цветом выделены темы уже написанных работ (в скобках указан год написания или защиты); в некоторых случаях это ссылки на рецензии дипломных работ.



I. Темы литературно-теоретического характера


  1. Православный взгляд на художественную литературу: духовно-нравственные и эстетические аспекты.
  2. Подробнее...
    В рамках данной темы можно рассмотреть историю отношения к светской культуре вообще и литературе в частности святых отцов и духовных писателей (древних и новых), а также современных деятелей культуры. Представляет ли для христианина светская культура какую-либо ценность? Не является ли приобщение к ее плодам препятствием в духовной жизни? Что есть красота с богословской точки зрения и присуща ли она произведениям светского (не церковно-культового) искусства?

  3. Способы изображения религиозного покаяния в художественной литературе.
  4. Подробнее...
    Н. Готорн, "Алая буква"; Ф. Достоевский, "Преступление и наказание"; Г.К. Честертон, "Отец Браун"; К.С. Льюис, "Расторжение брака"...


    I-а. Темы обзорного характера (по всему курсу)


  5. Образы иноверцев в английской литературе: репрезентация и функция. (2008)
  6. Образы духовенства в литературе английского Средневековья (Ленгленд, Чосер, Гауэр, народная словесность).
  7. Мотивы и идеи хилиазма в английской литературе.
  8. Подробнее...
    Хилиазм - еретическое учение о тысячелетнем царстве Христа на земле, в широком смысле - вера в возможность построения идеального общества, "царства Божия на земле", в "светлое будущее"... Томас Мор, Роберт Бёрнс, Уильям Блейк, поэты-романтики (Шелли, "Прометей освобожденный"), Диккенс...

  9. Образ чудака в английской литературе.
  10. Подробнее...
    Роджер де Коверли ("Зритель" Аддисона и Стила), Авраам Адамс ("Джозеф Эндрюс" Филдинга), дядя Тоби ("Тристрам Шенди" Стерна), Коллинз ("Гордость и предубеждение" Остен), Мистер Пиквик ("Записки Пиквикского клуба" Диккенса), Дик Свивеллер ("Лавка древностей" Диккенса), Микобер ("Дэвид Копперфилд" Диккенса)...

  11. "Образы фей и эльфов и их функции в произведениях английской литературы разных жанров на примере комедии У. Шекспира "Сон в летнюю ночь" и английской народной сказки "Черри из Зеннора". (2012)

  12. II. Средние века и Ренессанс


    Древнеанглийская поэзия

  13. Мотивы Нового Завета в поэме «Видение Креста».
  14. Мотивы Ветхого Завета в поэме «Грехопадение».
  15. Евангельские сюжеты в древнеанглийской поэме «Христос»: особенности художественной адаптации. (2016)
  16. Ад в представлении англосаксов («Грехопадение») и древних русичей («Хождение Богородицы по мукам»).
  17. Поэма «Грехопадение»: к проблеме истоков «Потерянного рая» Милтона.
  18. "Беовульф"

  19. Черты языческого и христианского мировоззрения в поэме “Беовульф”.
  20. Беовульф как идеальный герой: христианская перспектива.
  21. Художественные особенности поэмы “Беовульф”.
  22. Подробнее...
    Сюжет, композиция, художественные приемы, стихосложение.

  23. Поэмы “Беовульф” и “Слово о полку Игореве” как образец героического средневекового эпоса. (2009)
  24. Певец и поэтическое мастерство в “Беовульфе” и "Слове о полку Игореве".
  25. Добро и зло в представлениях англосаксов (“Беовульф”).
  26. Богатырь как воплощение народного представления о прекрасном (на примере «Беовульфа»).
  27. Пространство и время в эпическом произведении (на примере «Беовульфа»).
  28. Представление о мире и человеке в англосаксонском героическом эпосе “Беовульф”.
  29. Эстетизация силы в западноевропейском героическом эпосе (“Беовульф”) и русских былинах (цикл былин об Илье Муромце).
  30. Мотив змееборства в англосаксонском героическом эпосе “Беовульф” и русских былинах о Добрыне Никитиче и Змее. (2014)

  31. Чосер

  32. Дж. Чосер «Троил и Криссида»: своеобразие трактовки античного сюжета.
  33. “Кентерберийские рассказы” как энциклопедия жанров.
  34. “Кентерберийские рассказы”: особенности композиции.

  35. Рыцарский роман

  36. Рыцарский роман как учредитель и критик кодекса рыцарской чести и куртуазности.
  37. Подробнее...
    "Король Хорн" (King Horn)/"Хорн-Чайлд" (Horn Childe and maid Rimnild), "Песнь о Гавелоке-Датчанине" (The lay of Havelok), "Бевис Гемптонский" (Sir Beves of Hamtoun), "Гай из Варвика" (Guy of Warwick, Reinbrun, Gysone of Warwike), "Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь", "Сэр Орфей"...

  38. Английский рыцарский роман XIII века в контексте национальной поэтической традиции: особенности героизации. (2016)
  39. Куртуазный кодекс в английском рыцарском романе XIII-XIV вв. (2015)
  40. Судьбы рыцарской идеи (жанра рыцарского романа / артуровских сюжетов) в англоязычной литературе и культуре после Т. Мэлори.
  41. Подробнее...
    Эдмунд Спенсер “Королева фей”; Томас Хьюз (Hughes) “Несчастья Артура”; В. Скотт “Айвенго”; А. Теннисон "Леди из Шалотта", "Королевские идилии" ("Сэр Галахад", "Сэр Ланселот и Гвенивера", "Святой Грааль", "Гарет и Линетта" и др.); У. Теккерей “Ребекка и Равенна”; Р. Киплинг “Пак с волшебных холмов”, “Подарки фей”; У. Моррис "Защита Гвиневеры" (1858); М. Твен “Янки при дворе короля Артура” (1889); А. Суинберн "Тристрам из Лионесса" (1882), "Повесть о Балене" (1896); М. Арнольд “Тристрам и Изольда”; Mary Macleod, The Book of King Arthur and His Noble Knights (1900); Hovard Pyle, Сhampions of the Round Table (1905); Т.Х. Уайт (Terence Hanbury White), The Sword in the Stone (1938)(«Меч в камне» — первая часть пенталогии «Король былого и грядущего». Русское издание: Уайт Т.Х. Король Артур / Пер. с англ. С.Ильина. — М.: Гелеос, 2005. — 752 с.); Дж. К. Повис “Гластонберийский роман”; Толкиен Дж. Р. “Властелин колец”, Роджер Ланселин Грин (Roger [Gilbert] Lancelyn Green) "Приключения короля Артура и рыцарей Круглого Стола" (King Arthur and his Knights of the Round Table (1957), Джон Б. Пристли "31 июня"; Rosemary Sutcliff. Tristan and Iseult (1971), The Light Beyond the Forest (1979), The Sword and the Circle (1981), The Road to Camlann (1981) и т.д.


    Народные баллады

  42. Система моральных представлений в цикле о Робин Гуде.
  43. Подробнее...
    Справедливость и законность, награда и возмездие, соперничество и товарищество, социальная солидарность.

  44. Любовь и особенности ее художественного отображения в народных балладах Англии и Шотландии.
  45. Любовь и верность в народной балладе Англии и Шотландии.
  46. Мотивы трагического в народной балладе Англии и Шотландии.
  47. Робингудовский цикл народных баллад и его специфика.
  48. Народная баллада Англии и Шотландии в России (период ее восприятия и анализ искусства переводчика (или переводчиков) — по выбору студента).

  49. Литература английского Возрождения


    Проза


    Томас Мор

  50. “Утопия” Т. Мора в свете христианства.
  51. “Утопия” Т. Мора и опыт тоталитарных государств ХХ в.
  52. Утопии и антиутопии: литературная традиция и общественная мысль.

  53. Духовно-нравственное значение литературы: формы и жанры литературной полемики в конце XVI века в Англии. (2016)

  54. Поэзия

  55. Сатиры Томаса Уайета.
  56. Подробнее...
    Томас Уайет (Thomas Wyatt, 1503-1542) - первый ренессансный поэт Англии.

  57. Куртуазная традиция и ренессансная трактовка любви в лирике Томаса Уайета.
  58. Герой и автор в цикле Филиппа Сидни “Астрофил и Стелла”.
  59. Подробнее...
    “Астрофил и Стелла” - первый цикл сонетов в английской литературе.

  60. Пасторальные мотивы в эпопее Э. Спенсера “Королева Фей”.
  61. Подробнее...
    История пасторали. Пасторальные мотивы в IV книге поэмы.

    Драматургия

  62. Комедия Джона Лили “Эндилион” и эстетика эвфуизма.
  63. “Кровавая трагедия”: становление жанра.
  64. Подробнее...
    Первые трагедии этого жанра - “Испанская трагедия” Tомаса Кида (1592) и “Мальтийский еврей” Кристофера Марло (опубл. 1633).

  65. “Женщина, убитая добротой” Томаса Хейвуда: своеобразие жанра семейной драмы.
  66. Подробнее...
    Thomas Heywood (?1574-1641). См. сборник: Современники Шекспира / Вступ.ст. А.А. Аникста. Т. 1-2. М., 1959.

  67. Герой К. Марло в свете ренессансного гуманизма (на примере "Тамерлана Великого"). (2007)

  68. Шекспир

    Обзорные темы:

  69. Любовь в творчестве Шекспира.
  70. Подробнее...
    Постоянство, верность, безответная любовь...

  71. Образ злодея в творчестве Шекспира (2012).
  72. Подробнее...
    Ричард III, Шейлок ("Венецианский купец"), Антоний ("Юлий Цезарь), Клавдий ("Гамлет"), Яго ("Отелло"), Эдмунд ("Король Лир"), Макбет и леди Макбет, Калибан ("Буря")

  73. Модификации образа злодея в драматургии У. Шекспира. (2015)
  74. Функции сверхъестественного в драматургии Шекспира («Ричард III», «Генрих VI», «Сон в летнюю ночь», «Гамлет», «Макбет», «Буря»...).
  75. Близнецы и двойники в пьесах Шекспира.
  76. Нравственная проблематика комедий Шекспира: правосудие и милость в "Венецианском купце" и "Мере за меру" (2013).
  77. Судьба и свобода воли в трагедиях Шекспира.
  78. Источники Шекспира: значение сюжетных трансформаций.
  79. Жанровое своеобразие комедий Шекспира.
  80. Подробнее...
    "Сон в летнюю ночь", "Венецианский купец", "Как вам это понравится", "Двенадцатая ночь": трагическое в комедиях

  81. Цивилизация и "зеленый мир" в комедиях Шекспира (2012).
  82. Подробнее...
    "Два веронца", "Сон в летнюю ночь", "Венецианский купец" (Бельмонт), "Как вам это понравится", "Буря"

  83. Комическое в трагедиях Шекспира.
  84. Метатеатральность в драматургии Шекспира.
  85. Подробнее...
    "Укрощение строптивой", "Бесплодные усилия любви", "Сон в летнюю ночь", "Венецианский купец", "Как вам это понравится", "Двенадцатая ночь", "Гамлет"

  86. Мотив цареубийства в драматургии Шекспира.
  87. Подробнее...
    "Ричард II", "Юлий Цезарь", "Гамлет", "Макбет"

  88. Женские образы в комедиях Шекспира (Порция ("Венецианский купец"), Розалинда ("Как вам это понравится")).
  89. Женские образы в трагедиях Шекспира (“Гамлет”, “Отелло”, “Макбет”, “Король Лир”). (2016)
  90. Эпитафии в трагедиях Шекспира: форма и функция.
  91. Функции сна в драматических произведениях Кальдерона и Шекспира.
  92. Природа и источник трагического у Шекспира.
  93. Суть трагического характера в драматургии Шекспира.
  94. Подробнее...
    "Деятельный идеализм" как источник трагического / герои-"идеалисты": Брут, Антоний ("Юлий Цезарь"), Антоний ("Антоний и Клеопатра"), Ромео, Гамлет, Отелло, Лир, Макбет.

  95. Мотив бури в драматургии Шекспира.
  96. Подробнее...
    "Двенадцатая ночь", "Отелло", "Король Лир", "Зимняя сказка", "Буря".

  97. Образ "маргинала" / "другого" в драматургии Шекспира.
  98. Подробнее...
    иноверец ("Венецианский купец"), урод ("Ричард III"), сумасшедший ("Гамлет"), инородец ("Отелло"), шут ("Король Лир"), ведьмы ("Макбет"), монстр ("Буря")...

    Сравнительные темы:

  99. Шейлок и Гарпагон: общее и отличительное (У. Шекспир «Венецианский купец» и Мольер «Скупой»).
  100. Темы по отдельным произведениям:

  101. Сонеты Шекспира: проблема стиля (2012).
  102. Подробнее...
    Здесь стиль - категория искусствоведческая, а не лингвистическая. Речь идет о соотношении стилей Ренессанса и маньеризма в сонетах. По теории стилей см., в частности: Ренессанс. Барокко. Классицизм: Проблема стилей в западно-европейском искусстве XV-XVII веков / отв. ред. Б.Р. Виппер, Т.Н. Ливанова. М. : Наука, 1966. – 349 с.; Жирмунский В.М. Литературные течения как явление международное. Л.: Наука, 1967; Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М.: Искусство, 1978. — 264 с.; Реизов Б.Г. История и теория литературы. Л., 1986, с. 231-262; Виппер Ю.Б. О некоторых теоретических проблемах истории литературы // Виппер Ю.Б. Творческие судьбы и история. (О западноевропейских литературах XVI - первой половины XIX века). М., 1990. С. 285-311...

  103. Любовь в сонетах Шекспира (2015).
  104. Подробнее...
    Различные концепции любви в сонетах (христианская, пародийно-платоническая, любовь как чувственность, любовь как идлолпоклонство, юридизм в любви, апофатическая философия любви и т.д.).

  105. Соотношение драматического и лирического начала в сонетах Шекспира.
  106. “Венера и Адонис” Шекспира: жанр и метод.
  107. Миф и история в поэмах Шекспира.
  108. Осмысление роли личности в истории в исторических хрониках Шекспира ("Генрих IV") и трагедии А.С. Пушкина "Борис Годунов".
  109. Политическая идея в исторической хронике Шекспира "Генрих IV".
  110. Игра и притворство в исторической хронике Шекспира "Генрих IV".
  111. Понятие чести в исторической хронике Шекспира "Генрих IV".
  112. Система персонажей исторической хроники Шекспира "Генрих IV".
  113. Проблемы национальной истории в цикле шекспировских хроник (“Генрих VI”, “Ричард III”).
  114. Пространство и время в тетралогии Шекспира “Генрих VI”.
  115. Пространство и время в “Ричарде III”.
  116. Комическое начало в хрониках Шекспира.
  117. Образ Фальстафа в творчестве Шекспира.
  118. Пасторальные мотивы в комедии Шекспира “Сон в летнюю ночь”.
  119. Подробнее...
    Тема природы и цивилизации.

  120. Функции «словесной войны» персонажей в комедиях Шекспира («Бесплодные усилия любви», «Много шума из ничего»).
  121. Пространство и время в комедии «Сон в летнюю ночь».
  122. Тема любви в комедии Шекспира “Сон в летнюю ночь”.
  123. Комедия Шекспира "Сон в летнюю ночь" и традиции народных празднеств.
  124. Двор и "зеленый мир" в комедии "Сон в летнюю ночь".
  125. Ирония в комедии Шекспира "Венецианский купец".
  126. Тема любви в комедии Шекспира "Венецианский купец".
  127. Мотив верности в комедии Шекспира "Венецианский купец".
  128. Особенности раскрытия характера Шейлока в комедии Шекспира "Венецианский купец".
  129. Система персонажей комедии Шекспира "Венецианский купец".
  130. Тема богатства в комедии Шекспира "Венецианский купец".
  131. Границы комического в комедии Шекспира "Венецианский купец".
  132. "Двенадцатая ночь": жанр и метод.
  133. Переодевание и проблема гендерной идентичности в комедиях Шекспира "Двенадцатая ночь" и "Как вам это понравится" и в комедии Т. Мидлтона и Т. Деккера "Развеселая девица".
  134. "Как вам это понравится": проблема жанра.
  135. Любовь в комедии Шекспира "Как вам это понравится".
  136. Двор и "зеленый мир" в комедии Шекспира "Как вам это понравится".
  137. Тема времени в комедии Шекспира "Как вам это понравится".
  138. Тема чести в трагедии Шекспира "Юлий Цезарь".
  139. Образ народа в трагедии Шекспира "Юлий Цезарь".
  140. Язык, риторика и правда в трагедии Шекспира "Юлий Цезарь".
  141. Система персонажей трагедии Шекспира "Юлий Цезарь".
  142. Тема власти в трагедии Шекспира "Юлий Цезарь".
  143. Мотив времени в трагедии Шекспира "Ромео и Джульетта".
  144. Характер любви и формы ее выражения в трагедии Шекспира "Ромео и Джульетта".
  145. Многозначность, двусмысленность и непонимание в трагедии Шекспира "Ромео и Джульетта".
  146. Значение второстепенных персонажей в трагедии Шекспира "Ромео и Джульетта".
  147. "Ромео и Джульетта": проблема жанра.
  148. "Загадка Гамлета": история рецепции образа.
  149. Трагедия "Гамлет" в в оценках отечественных шекспироведов 1960-х – 1980-х годов (Л.Пинский, Ю.Шведов, А.Аникст).
  150. Тема смерти в трагедии "Гамлет".
  151. Мотив притворства и игры в трагедии "Гамлет".
  152. Проблема субъективности в трагедии "Гамлет".
  153. "Гамлет" как "трагедия мести".
  154. "Двойники" Гамлета: Клавдий и Лаэрт.
  155. Проблемы перевода трагедии У. Шекспира «Гамлет» (на примере монолога «Быть или не быть»). (2007)
  156. Проблема расы в трагедии "Отелло".
  157. Любовь в трагедии "Отелло".
  158. Видимость и сущность в трагедии "Отелло".
  159. Особенности деструктивной мотивации в трагедии У. Шекспира «Отелло». (2014)
  160. Пространство и время в трагедии "Король Лир".
  161. Тема природы и естественности в трагедии "Король Лир".
  162. Тема видения и зрения в трагедии "Король Лир".
  163. Образ слуги в трагедии "Король Лир".
  164. Понятие "ничто" в трагедии "Король Лир".
  165. Трагедия “Король Лир” в оценках отечественных шекспироведов 1960-х – 1980-х годов (Л.Пинский, Ю.Шведов, А.Аникст).
  166. Естественное, сверхъестественное и противоестественное в трагедии "Макбет".
  167. Гендерные роли и идентичность в трагедии "Макбет".
  168. Макбет и леди Макбет: эволюция характеров.
  169. Пространство и время в трагикомедии “Буря”.
  170. Просперо и Калибан как субъект и объект колонизации: трагические аспекты судьбы (“Буря”).
  171. Узурпация и бунт в трагикомедии “Буря”.
  172. Искусство и магия в трагикомедии “Буря”.
  173. Утопия в трагикомедии “Буря”.
  174. Система персонажей трагикомедии “Буря”.

  175. III. Литература XVII века


    Поэзия


  176. Традиции средневековой философии в метафизической поэзии.
  177. Подробнее...
    Понятие о “метафизике”. Стремление к универсализму как характерная тенденция английского поэтического мировидения XVII века.

  178. Поэтические ученики Джона Донна.
  179. Любовь в лирике "поэтов-кавалеров".
  180. Подробнее...
    "Поэты-кавалеры" - Томас Кэрью (Carew, 1595-1640), Ричард Лавлейс (Lovelace, 1618-1658), Джон Саклинг (Suckling, 1609-1642), Роберт Геррик (Herrick, 1591-1674).

  181. Пасторальные мотивы в лирике Эндрю Марвела.

  182. Донн

  183. Развитие тем любви и смерти в поэзии Джона Донна. (2014)
  184. Разработка метафор сна и бури в поэзии Джона Донна.
  185. Особенности авторской иронии в «Песнях и сонетах» Д. Донна.
  186. Проблема адресата в любовной лирике Джона Донна.
  187. Религиозная лирика Джона Донна: на пересечении традиций. (2013)
  188. Любовная лирика Донна и Шекспира.
  189. Поэзия Джона Донна в русских переводах.

  190. Милтон

  191. "Потерянный рай" Милтона в контексте традиции литературной обработки сюжета грехопадения.
  192. Подробнее...
    Ср.: Древнеанглийская поэма "Грехопадение", литургические драмы и мистерии, "Седмица" Дю Бартаса...

  193. Своеобразие литературной обработки сюжета грехопадения в поэме Милтона «Потерянный рай». (2016)
  194. Пуританизм в поэме «Потерянный Рай» Джона Милтона. (2009)
  195. Ренессансный гуманизм в поэме «Потерянный Рай» Джона Милтона. (2010)
  196. Идейная основа поэзии Джона Милтона крупной формы («Потерянный рай», «Возвращенный рай», «Самсон-борец») (2011)
  197. “Потерянный рай” Милтона: традиция и революция.
  198. Этическая проблематика поэмы “Потерянный рай”.
  199. Проблема (по)знания в поэме "Потерянный рай".
  200. Подробнее...
    В "Потерянном рае" повествуется об "образовании" Адама и Евы. Что и как они познают до и после грехопадения? Отличаются ли друг от друга способы и содержание "образования" Адама и Евы?

  201. Особенности художественного метода поэмы “Потерянный рай”: синтез эпоса, лирики, драмы.
  202. Модель мира у Данте и Милтона.
  203. Образ Сатаны у Милтона и английских романтиков.
  204. Подробнее...
    Сатана в изображении У. Блейка, С.Т. Кольриджа и Дж. Г. Байрона.

  205. Концепция греховности у Данте и Милтона.
  206. Рай в изображении Данте и Милтона. Своеобразие точек зрения.
  207. Верность духовному призванию как суть героического характера в "христианском эпосе" Милтона.
  208. Джон Милтон как литературный персонаж.
  209. Подробнее...
    В. Скотт “Вудсток” (1826, XXV глава); Гораций (Хорэс) Смит “Дом Брэмблти, или Кавалеры и Круглоголовые” (1826); Альфред де Виньи “Сен-Map” (1826); В. Гюго “Кромвель” (1827); А.С. Пушкин “О Мильтоне и Шатобриановом переводе "Потерянного рая"” (1834).

    Проза


  210. “Путь паломника” Дж. Беньяна и “Железнодорожный путь в Небеса” Н. Готорна: идейные и художественные связи.

  211. Драматургия

  212. Пьеса “Алхимик” Бена Джонсона: проблема стиля.
  213. Подробнее...
    Здесь "стиль" - категория искусствоведческая, не лингвистическая.

  214. Пьеса “Вольпоне” Бена Джонсона: жанр и метод.
  215. Теория гуморов Бена Джонсона и ее воплощение в драматургии его современников.
  216. Своеобразие композиции трагедии Т. Мидлтона и У. Роули “Тайная подмена”.
  217. Подробнее...
    Middleton (1580-1627), Rowley (?1585-1626): The Changeling (1622). Главная и второстепенная сюжетные линии = трагическое и комическое. См. эссе Т.С. Элиота о Мидлтоне (1927)

  218. "Перкин Уорбек" Джона Форда: проблема жанра.
  219. Подробнее...
    Perkin Warbeck, 1634. Трагедия "Перкин Уорбек" - одна из последних исторических хроник; она написана в эпоху барокко, когда хроник уже не писали.

  220. “Рыцарь пламенеющего пестика” Ф. Бомонта: своеобразие театральной сатиры.
  221. Образ стяжателя в английской драматургии.
  222. Подробнее...
    Шейлок (Шекспир, “Венецианский купец”), Вольпоне (Бен Джонсон, "Вольпоне"), Оверрич (Мессинджер, "Новый способ платить старые долги")

  223. Метатеатральность в комедии Мессинджера “Новый способ платить старые долги”.

  224. IV. Литература XVIII века


    Дефо

  225. Проблематика и поэтика романа Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзон Крузо».
  226. Тема «морского путешествия» в романах Дефо «Робинзон Крузо» и Свифта «Путешествия Гулливера»: идейная функция и художественное воплощение.
  227. Хронотоп «Робинзона Крузо».
  228. Мотивы «природного» и «цивилизационного» в романе Дефо «Робинзон Крузо».
  229. Жанр робинзонады в европейской литературе.
  230. «Робинзон Крузо» в России.
  231. Образ России в «Дальнейших приключениях Робинзона Крузо».

  232. Свифт

  233. Дефо и Свифт, «Робинзон» и «Гулливер»: из истории литературной полемики. (2007)
  234. Утопия и антиутопия в «Путешествиях Гулливера». (2009)
  235. Специфика сатирического метода Свифта в памфлете «Сказка бочки».
  236. Сатира в памфлете Дж. Свифта «Сказка бочки» (2009)
  237. Аллегория, метафора и гротеск в романе Свифта «Путешествия Гулливера».
  238. Философский идеал Свифта.

  239. Поуп

  240. Эстетические взгляды А. Поупа.
  241. “Опыт о человеке” А. Поупа в контексте просветительского классицизма. (2007)
  242. Пасторальность и сюжетность поэмы А. Поупа “Виндзорский лес”.
  243. Проблемы рецепции творческого наследия А. Поупа. (2007)

  244. Ричардсон

  245. Жанровое своеобразие и роль романов Ричардсона в литературном процессе XVIII века.
  246. История рецепции романа Ричардсона “Памела”.
  247. Пародии Филдинга на Ричардсона.
  248. Особенности нравоописания в романах Ричардсона и Филдинга.
  249. Подробнее...
    «Если ты хочешь познать нравы человеческого рода, тебе довольно и одного дома» - эпиграф к «Клариссе» Ричардсона; «Видел нравы многих людей» - эпиграф к «Тому Джонсу» Филдинга.


    Филдинг

  250. Основные функции «маски Дон Кихота» в комедии Г. Филдинга «Дон Кихот в Англии».
  251. Ирония в романе Г. Филдинга “Том Джонс”.
  252. Образ и функции повествователя в романе Г. Филдинга “Том Джонс”.
  253. Образ “найденыша” в литературе эпохи Просвещения.
  254. Разработка "вечного образа" Дон Кихота в творчестве Филдинга (“Дон Кихот в Англии”, “История приключений Джозефа Эндрюса и Абрагама Адамса”).
  255. Повествовательная манера Филдинга как предмет пародии Стерна.

  256. Смоллет

  257. Своеобразие использования традиции эпистолярного романа в «Путешествии Хамфри Клинкера» Смоллета.

  258. Стерн

  259. Основные особенности «стернианского» типа повествования (идейно-художественный анализ романа «Жизнь и мнения Тристрама Шенди»).
  260. «Сентиментальное путешествие» героя и воспитание души читателя.
  261. Стерн и Карамзин.

  262. Поэзия сентиментализма

  263. Природа и чувства в “кладбищенской лирике”.
  264. Особенности сентиментализма в поэзии Р. Бернса (анализ стихотворений по выбору).

  265. Голдсмит

  266. Образы священников в английской литературе Нового времени.
  267. Образ главного персонажа романа “Векфилдский священник” О. Голдсмита и идеалы сентиментализма.
  268. Проблемы типологии английского сентименталистского романа (сравнительная характеристика «Векфильдского священника» Голдсмита и «Сентиментального путешествия» Стерна).
  269. “Векфилдский священник” О. Голдсмита и романная традиция XVIII в.
  270. Авторская позиция в романе “Векфилдский священник” и способы ее выражения.
  271. Мотив «одежды и натуры» в комедии О. Голдсмита «Ночь ошибок».

  272. Драматургия XVIII века

  273. Своеобразие «жанровой переклички» «Оперы нищего» Д. Гея и «Трехгошевой оперы» Б. Брехта.
  274. Специфика поэтики комического в комедии Шеридана «Школа злословия».
  275. Черты жанровой модификации “школы” в драматургии Мольера и Шеридана.
  276. Подробнее...
    Мольер: “Школа мужей” (1661), “Школа жен” (1662), “Критика "Школы жен"” (1663). Шеридан: “Школа злословия”(1777).

  277. “Школа злословия” в России: особенности рецепции.
  278. Подробнее...
    Реминисценции “Школы злословия” в пьесе А.Н. Островского “На всякого мудреца довольно простоты”. “Школа злословия” на русской сцене (М. Щепкин, С. Уваров, Н. Сандунов, О. Андровская, М. Яншин как создатели образов Шеридана).

  279. Джозеф Сэрфес и Тартюф: опыт сопоставительной характеристики. («Школа злословия» Р.Б. Шеридана и «Тартюф» Мольера)

  280. Готический роман

  281. Мистика и реальность в готическом романе.
  282. Поэтика английского готического романа и проблема предромантизма.
  283. Готическое искусство и готический роман.

  284. Поэзия предромантизма

  285. Традиции кельтской поэзии в «Оссиане» Джеймса Макферсона.

  286. V. Литература XIX века


    Блейк

  287. Христианская образность в поэзии У. Блейка: идейная функция и формы воплощения. (2010)

  288. Поэзия английского романтизма

  289. Возрождение жанра народной баллады в творчестве английских романтиков. (2007)
  290. Жанр литературной баллады (на примере творчества В. Скотта, С. Кольриджа, У. Вордсворта, Р. Саути — по выбору студента) и народная баллада.
  291. Своеобразие сонетов У. Вордсворта в контексте национальной традиции жанра. (2014)
  292. Мотив движения от обычного к необычному на страницах «Лирических баллад» У. Вордсворта.
  293. Роль лирических отступлений в лиро-эпической поэме Дж. Байрона “Паломничество Чайльд Гарольда”.
  294. Романтическая поэма Дж. Байрона “Корсар” (идейно-художественный анализ).
  295. Основные мотивы лирики Дж. Байрона и средства их художественного воплощения.
  296. Образ Прометея в поэме П.Б. Шелли "Прометей освобожденный" в контексте традиции.
  297. Подробнее...
    Древнегреческая мифология, Эсхил... См.: Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976. Гл. 7 (стр. 226—297).

  298. Нравственная проблематика поэмы Шелли "Ченчи".

  299. Скотт

  300. В. Скотт как собиратель английского и шотландского фольклора.
  301. Девушка-менестрель и ее поэзия в романе В. Скотта «Пертская красавица».
  302. Вальтерскоттовский Локсли (или Роб Рой) и Робин Гуд народных баллад.
  303. Образ пресвитериан в романе В. Скотта "Пуритане": религиоведческий комментарий.
  304. Английская революция в творчестве В. Скотта ("Вудсток", "Пуритане").
  305. Диалектика образа Ричарда Львиное Сердце в творчестве В. Скотта ("Айвенго", "Талисман").
  306. Образ Марии Стюарт в творчестве В. Скотта ("Аббат", "Монастырь").
  307. Обращение к национальным истокам в творчестве Вальтера Скотта.
  308. Готическая новелла В. Скотта «Комната с гобеленами» и особенности русской «таинственной» повести.
  309. Традиции народной баллады в поэзии В. Скотта.
  310. Традиции народной баллады в романах В. Скотта.

  311. Остен

  312. Джейн Остен и английский просветительский роман: традиции и новаторство.
  313. Полемика Джейн Остен с готической литературой (роман “Нортенгерское аббатство”).
  314. Эстетические принципы Джейн Остен.
  315. Драма жизни Джейн Остен и ее воплощение в образах главных персонажей романа "Здравый смысл и чувствительность". (2007)
  316. “Здравый смысл и чувствительность” Джейн Остин и традиции “романа воспитания”.
  317. “Здравый смысл и чувствительность” Джейн Остин как нравоучительный роман: характеры и судьбы главных персонажей.
  318. Джейн Остен и Шарлотта Бронте: сопоставительный анализ двух художественных систем (на примере романов “Гордость и предубеждение” или “Эмма” и “Джен Эйр”).

  319. Сестры Бронте

  320. Повествовательные стратегии в романе Э. Бронте “Грозовой перевал”. (2007)
  321. Романтизм и реализм в романе Э. Бронте “Грозовой перевал”.
  322. Тема семьи в романе Э. Бронте “Грозовой перевал”.
  323. Мораль и религия в романе Э. Бронте “Грозовой перевал”. (2016)
  324. Символика пейзажа в романе Э. Бронте “Грозовой перевал”.
  325. Система персонажей в романе Э. Бронте “Грозовой перевал”.
  326. Образ Хитклифа в романе Э. Бронте “Грозовой перевал” и традиция "байронического" героя.
  327. Роман Э. Бронте “Грозовой перевал” в контексте традиции готической литературы. (2014)
  328. Тема единства и отчуждения в романе Э. Бронте “Грозовой перевал”.
  329. Семантика образа жилища в романе Э. Бронте “Грозовой перевал”.
  330. Структура и повествовательные функции диалога в романе Ш. Бронте “Джен Эйр”. (2014)
  331. Внешняя и внутренняя красота персонажа в романе Ш. Бронте “Джейн Эйр”. (2006)
  332. Религия в романе Ш. Бронте “Джейн Эйр”. (2006)
  333. Взаимодействие традиций и культур в творчестве Шарлотты Бронте ("Джейн Эйр" и "Городок"). (2008)
  334. Социальная проблематика романа Энн Бронте "Агнес Грей".
  335. Подробнее...
    Классовое неравенство, религия, образование и воспитание, семейные ценности...

  336. Стратегии и функции повествования в романе Энн Бронте "Незнакомка из Уайлдфелл-Холла". (2011)

  337. Теккерей

  338. Приемы создания реалистического характера в романе Теккерея “Ярмарка тщеславия” .
  339. Подробнее...
    На примере Бекки Шарп, сэра Питера Кроули, маркиза Стайна.

  340. Символы в романе Теккерея “Ярмарка тщеславия”.
  341. Место, структура и функции авторских отступлений в тексте романа “Ярмарка тщеславия”.
  342. Эстетика плутовского романа и роман У.М. Теккерея “Ярмарка тщеславия”.
  343. Роман У.М. Теккерея “Ярмарка тщеславия” и традиция романа-обозрения.
  344. Образ повествователя и его функции в романах У.М. Теккерея “Ярмарка тщеславия” и “История Генри Эсмонда”.
  345. Рисунки Теккерея к роману “Ярмарка тщеславия”.
  346. Формы выражения авторской позиции в романах У.М. Теккерея “Ярмарка тщеславия” и Дж. Элиот “Миддлмарч”.
  347. Особенности сатирической типизации Ч. Диккенса (“Домби и сын”) и У.М. Теккерея (“Ярмарка тщеславия”): общее и своеобразное.
  348. Сатира, юмор и ирония у Теккерея и Диккенса.

  349. Диккенс

    Обзорные темы:

  350. Город, незащищенное детство и семья в романах Ч. Диккенса.
  351. Подробнее...
    “Оливер Твист”, “Лавка древностей”, “Холодный дом” – роман по выбору.

  352. Традиции готической литературы в малой прозе Ч. Диккенса
  353. Подробнее...
    "Посмертные записки Пиквикского клуба" (главы 11, 14, 21, 29, 49); "Жизнь и приключения Николаса Никльби" (гл. 6); "Рождественские повести" ("Рождественская песнь в прозе" (A Christmas Carol, 1843), "Одержимый или сделка с призраком" (The Haunted Man and the Ghost's Bargain, 1848), The Haunted House (1859), The Trial for Murder (1865), The Signalman (1866)); The Ghost in the Bride's Chamber (1857), To Be Read at Dusk (1858).

    Темы по отдельным произведениям:

  354. Юмор в романе Ч. Диккенса "Посмертные записки Пиквикского клуба".
  355. Мотив недоразумения в романе Ч. Диккенса "Посмертные записки Пиквикского клуба".
  356. Тема правды и лжи в романе Ч. Диккенса "Посмертные записки Пиквикского клуба".
  357. Тема общественного прогресса и улучшения нравов в романе Ч. Диккенса "Посмертные записки Пиквикского клуба".
  358. Актуальные проблемы века в романе Ч. Диккенса "Посмертные записки Пиквикского клуба".
  359. Тема товарищества в романе Ч. Диккенса "Посмертные записки Пиквикского клуба".
  360. Система персонажей в романе Ч. Диккенса "Посмертные записки Пиквикского клуба".
  361. Способы характеризации в романе Ч. Диккенса "Посмертные записки Пиквикского клуба".
  362. Невинность, невежество, наивность: характер Пиквика ("Посмертные записки Пиквикского клуба").
  363. Сэм Уэллер: способы характеризации и функция образа в романе "Посмертные записки Пиквикского клуба".
  364. Жанровое своеобразие романа Ч. Диккенса "Посмертные записки Пиквикского клуба".
  365. Проблемы композиции романа Ч. Диккенса "Посмертные записки Пиквикского клуба".
  366. "Функция вставных новелл в романе Ч. Диккенса "Посмертные записки Пиквикского клуба".
  367. Прием контраста в романе Ч. Диккенса "Посмертные записки Пиквикского клуба".
  368. Сюжетообразующее значение путешествия в романе Ч. Диккенса "Посмертные записки Пиквикского клуба".
  369. Физическая и духовная география в романе Ч. Диккенса "Посмертные записки Пиквикского клуба".
  370. Любовь в романе Ч. Диккенса "Оливер Твист".
  371. Социальная проблематика романа Ч. Диккенса "Оливер Твист".
  372. Подробнее...
    Детский труд, преступность (ее социальная обусловленность), коррупция, социальное неравенство, благотворительность, работные дома, сиротство, религия...

  373. Проблема нравственной свободы и принуждения в романе Чарльза Диккенса «Оливер Твист» (2013).
  374. Тема эгоизма и альтруизма в романе Ч. Диккенса "Оливер Твист".
  375. Жанровое своеобразие романа Ч. Диккенса "Оливер Твист".
  376. Юмор, ирония, сарказм и сатира в романе Ч. Диккенса "Оливер Твист".
  377. Система персонажей романа Ч. Диккенса "Оливер Твист".
  378. Система персонажей в романе Ч. Диккенса “Холодный дом”. (2006)
  379. Природа и функция сверхъестественного в повести Ч. Диккенса "Рождественская песнь в прозе". (2012)
  380. Образ и философия праздника в повести Ч. Диккенса "Рождественская песнь в прозе".
  381. Повесть Ч. Диккенса "Рождественская песнь в прозе": проблема жанра.
  382. Тема смерти в повести Ч. Диккенса "Рождественская песнь в прозе". (2014)
  383. Литература с миссией в эпоху нетрадиционализма: способы художественного назидания (“Рождественская песнь в прозе” Ч. Диккенса). (2014)
  384. Символизм в повести Ч. Диккенса "Рождественская песнь в прозе".
  385. Социальная проблематика романа Ч. Диккенса "Холодный дом".
  386. Подробнее...
    Государство (Канцлерский суд), семья (брак и внебрачные дети), урбанизация (социальное расслоение, бедность, гигиена), религия (миссионерский пыл, отношение к внебрачным детям), преступность (этика и философия убийства)...

  387. Тайна, видимость и сущность в романе Ч. Диккенса "Холодный дом".
  388. Проблема среды и наследственности в романе Ч. Диккенса "Холодный дом".
  389. Жанровое своеобразие романа Ч. Диккенса "Холодный дом".
  390. Художественные особенности романа Ч. Диккенса "Холодный дом".
  391. Символизм в романе Ч. Диккенса "Холодный дом".
  392. Подробнее...
    Название романа, имена собственные Крук, Флайт, Дедлок...

  393. Эстер, Ада, леди Дедлок: женские характеры в романе Ч. Диккенса «Холодный дом» и их функция в рамках гендерной проблематики.
  394. Любовь и способы ее проявления в романа Ч. Диккенса «Дэйвид Копперфилд».
  395. (Не)уважение и способы его проявления в романе Ч. Диккенса «Дэйвид Копперфилд».
  396. «Дэйвид Копперфилд» Ч. Диккенса как (полу-)автобиографический роман.
  397. Значение автобиографических элементов в романе Ч. Диккенса «Дэйвид Копперфилд».
  398. «Дэйвид Копперфилд» как роман воспитания: проблема зрелости и становления личности.
  399. Проблемы становления личности в романе Чарльза Диккенса «Дэйвид Копперфилд» (2014).
  400. Символы в романе Ч. Диккенса «Дэйвид Копперфилд».
  401. Способы обрисовки характера в романе Ч. Диккенса «Дэйвид Копперфилд» (прием предвосхищения)
  402. Значение литературных аллюзий в романе Ч. Диккенса «Дэйвид Копперфилд».
  403. Соотношение героя и повествователя в романе Ч. Диккенса «Дэйвид Копперфилд» и проблема достоверного рассказчика.
  404. Эмили, Дора, Агнес: женские характеры в романе Ч. Диккенса «Дэйвид Копперфилд» и их функция в рамках гендерной проблематики.
  405. Проблема характера и функция сюжетной концовки в романе Ч. Диккенса "Большие надежды" (2009).
  406. Мотив возвращения в романе Ч. Диккенса «Большие надежды»
  407. Тема возвращения блудного сына в романе Ч. Диккенса «Большие надежды»
  408. Проблема вины, возмездия и исправления в романе Ч. Диккенса «Большие надежды»
  409. Проблема амбиций и счастья в романе Ч. Диккенса «Большие надежды»
  410. Гендерная проблематика романа Ч. Диккенса «Большие надежды»
  411. Человек и система в романе Ч. Диккенса "Крошка Доррит”.
  412. Сравнительные темы:

  413. Эдит Домби и Настасья Филипповна: типология характеров (по романам Ч. Диккенса и Ф. Достоевского) (2015)

  414. Джордж Элиот

  415. Проблемы женской эмансипации и особенности создания женского характера в романах Ш. Бронте “Джен Эйр” и Дж. Элиот “Мельница на Флоссе”.
  416. Грани женской эмансипации в судьбе и творчестве Джордж Элиот (на примере романа "Миддлмарч"). (2007)
  417. “Мидлмарч” Джордж Элиот: проблема познания в романе. (2006)

  418. Поэзия викторианской Англии

  419. Сонеты К. Россетти в контексте национальной традиции жанра. (2015)
  420. Христианские мотивы в жизни и творчестве Кристины Россетти.
  421. Традиции народной баллады и поэзия Р. Браунинга.
  422. Водная стихия и ее функции в переложениях средневековых сказаний о короле Артуре и рыцарях Круглого стола А. Теннисона (по циклу «Королевские идиллии»).

  423. * * *

  424. Личностный и семейный идеал в английском женском романе XIX века. (2008)


    VI. Литература рубежа XIX и XX веков


  425. Тема России и русского революционного движения в английской литературе конца XIX – первой трети XX вв. (2008)
  426. Особенности воплощения детективного жанра в творчестве Г.К. Честертона. (2015)
  427. Повествователь в романе П.Г. Вудхауза “Фамильная честь Вустеров”. (2007)
  428. “Портрет художника в юности” Джеймса Джойса как роман воспитания. (2009)

  429. VII. Литература XX века


  430. Женские персонажи в романах-антиутопиях ХХ века (Е. Замятин “Мы”, Оруэлл Дж. “1984”, Хаксли О. “О дивный новый мир”). (2007)
  431. Традиция и личность в романе Джорджа Оруэлла “1984”. (2006)
  432. Трансформации жанра видения в английской литературе: «Расторжение брака» К. С. Льюиса. (2013)
  433. Античный миф и христианские мотивы в романе К.С. Льюиса «Пока мы лиц не обрели» (2016)
  434. Героический эпос и Библия: диалектика мифа в «Сильмариллионе» Дж.Р.Р. Толкиена.
  435. Роль детективной фабулы в романе Г. Грина “Брайтонский леденец”. (2007)
  436. Антиномии религиозного сознания в романе Грэма Грина «Суть дела». (2010)
  437. Нравственная проблематика «католических романов» Грэма Грина. (2011)

См. также: Темы по американской литературе














Hosted by uCoz