Мария Глотова занимается английским сонетом не первый год. В активе студентки — курсовые работы по сонетам Шекспира, по любовной и религиозной поэзии Донна, а также по сонетному творчеству Вордсворта. Дипломная работа еще более расширяет диапазон авторов, включая сюда, помимо Россетти, подробное рассмотрение сонетов Герберта и Элизабет Браунинг. С учетом того, что в каждой работе, помимо главного автора, обсуждается его ближайшее окружение, можно сказать, что в поле зрения исследователя попали все самые значимые творцы сонетов в английской литературе (за исключением младших романтиков).
В результате традиция английского сонета предстает в дипломной работе в своем богатстве и многообразии. Петраркизм и антипетраркизм, неоплатонизм и либертинизм, духовная и гражданская лирика, любовь и природа — таковы грани многовековой традиции английского сонета, которая представлена в первой главе. Из этого сонма поэтов автор обоснованно выбирает два имени, непосредственно повлиявших на Россетти: Герберт и Браунинг. В работе, как мне кажется, убедительно продемонстрирована связь Россетти с этими авторами на уровне формальных приемов, образности, авторской позиции и стратегий повествования. Можно сказать, что эти разделы имеют самостоятельную ценность для изучения творчества Герберта и Элизабет Браунинг.
Но все же основная часть работы посвящена Россетти. Традиционно излагаются факты ее биографии, своеобразие темперамента, культурного окружения, особенно в контексте влияния прерафаэлитов и трактарианцев. Принадлежность Россетти к художественному миру прерафаэлитов доказывается на уровне образности и мотивов, а также влияния идей Джона Рёскина. В работе также показано, что эстетика и идеология трактарианства — традиционалистского движения в англиканской церкви — присутствует в поэзии Россетти на уровне мотивов и ценностей, литургических аллюзий и даже отдельных персоналий, вроде кардинала Ньюмана. К достоинствам этого раздела относится обсуждение принципов сочетания прерафаэлитизма и трактарианства в единой художественной системе, а также примеров рецепции поэзии Россетти современниками.
Очевидно, поэтессе все-таки удалось преодолеть противоречие любви земной и небесной, столь мучительное для многих поэтов, от Чосера до Донна и Хопкинса. По желанию самой Россетти, ее духовные и любовные стихи публиковались вместе. В основной части дипломной работы обеим тематическим разновидностям сонетной лирики Россетти уделено достаточно внимания. Благоприятное впечатление здесь производит вдумчивый и тонкий разбор множества конкретных поэтических текстов, а также основательная опора на научные источники, которые обильно цитируются в работе. Мне кажется, в результате автору удалось показать уникальное место сонетного творчества Россетти в национальной традиции жанра, и этот опыт заслуживает положительной оценки. Работа отвечает квалификационным требованиям.