Дипломная работа Вороновой Нины Романовны представляет собой законченное исследование, написанное ясным языком и раскрывающее заявленную тему.
Работа состоит из Введения, двух глав, имеющих сложную структуру, Заключения и списка использованной литературы (37 пунктов).
Во Введении сформулированы цели и задачи работы, а также предложен краткий обзор критической литературы по теме. Здесь отмечается отсутствие монографий, точно совпадающих по теме с данной дипломной работой, что делает ее в известной мере самостоятельным исследованием.
Первая глава подводит под исследование основательную теоретическую и историко-литературную базу, раскрывая понятия “красота” с точки зрения современной эстетики, а также предлагая исторический обзор понимания этого термина (Аристотель, Плотин, Отцы Церкви, Кант, Гегель). Основное внимание при этом уделено христианской концепции красоты. Эта же глава включает в себя раздел, в котором раскрывается понятие “портрет” и излагаются принципы портретизации в контексте теории и истории литературы, причем наиболее подробно и содержательно обсуждаются традиции сентиментализма, “готического романа” и романтизма, имевшие определяющее значение для творчества Ш. Бронте. Обширный предметный охват данной главы, ее объем (около половины всего текста) свидетельствует о ее важности в общем замысле работы.
Вторая глава, являющаяся основной, открывается краткой обобщающей характеристикой творчества Ш. Бронте на примере романа “Джен Эйр”, после чего автор переходит к последовательному обсуждению портретов главных и второстепенных персонажей романа, предварительно подчеркнув значение портрета в системе художественных средств Ш. Бронте.
В исследовании образа Джейн Эйр представляется важным исходный тезис о новаторстве Бронте на английской почве в изображении главной героини, существенный аспектом чего является ее непримечательная внешность. Именно это можно считать новой, реалистической чертой центрального женского образа.
Обсуждая образ Рочестера, автор работы указывает на большую, чем в случае с Джейн, связь этого образа с романтической эстетикой и приводит характеристику внешности Рочестера как “некрасивой” (с точки зрения классических канонов). При этом автор подчеркивает внутреннюю привлекательность и достоинства обоих центральных персонажей, что составляет их разительный контраст с рядом второстепенных персонажей, сочетающих внешнюю красоту с внутренней непривлекательностью (надменность, черствость, эгоизм). Таковы Бланш Ингрем и Сент-Джон Риверс. Есть в романе и “неопределенно-положительные” персонажи, при этом красивые (Розамунда Оливер). Наконец, имеются персонажи, сочетающие внешнюю и внутреннюю непривлекательность (Брокльхерст, миссис Рид).
Эти наблюдения подводят автора к заключительному разделу главы, в котором постулируется обобщающий тезис о закономерностях изображения и соотношении внешней и внутренней красоты персонажей в романе. Он сводится к разделению персонажей на “темных”, внешне некрасивых, но внутренне привлекательных - и “светлых”, наделенных классической красотой лица и форм, но при этом умственно недалеких и сердечно недобрых. Из этой закономерности автор делает вывод о яростном неприятии Шарлоттой Бронте идеала классицизма, который, по ее мнению, является синонимом холодности, черствости и пустоты. В исполнении портретов центральных персонажей Бронте следует эстетике сентиментализма и романтизма, с их вниманием к внутреннему миру человека, раскрывающемуся прежде всего в неформальных чертах внешности: выражении глаз, модуляции голоса. По мнению автора, в своем внимании и интересе к душевной красоте, не обязательно сочетающейся с правильностью телесных форм, романтическая эстетика развивается в русле христианского мировидения.
К недостаткам работы можно отнести не всегда выдержанную взаимосвязь теоретической и практической частей исследования, недочеты в оформлении работы. Эти недостатки, однако, существенно не умаляют высокое качество работы, которая, по моему мнению, заслуживает отличной оценки.
Преподаватель кафедры
германской филологии ПСТГУ
кандидат филологических наук
Аксенов А.В.
(2006 г.)