Дипломная работа Соколовой Марии Геннадьевны посвящена исследованию на материале романа “Мидлмарч” особенностей художественного осмысления Джордж Элиот вопросов познания и мышления. Работа состоит из Введения, двух частей, имеющих сложную структуру, Заключения и списка использованной литературы (44 пункта), а также Приложения с переводом цитат из романа на русский язык.
Во Введении предложен широкий обзор критической литературы по теме, рассмотрена динамика исследовательских подходов к творчеству Элиот в диахроническом срезе. Отмечается, что лишь немногие отечественные исследователи Джордж Элиот рассматривали особенности изображения в ее произведениях "интеллектуальной сферы" как одной из значимых областей проявления человеческой личности. Монографий, посвященных исключительно этой теме, нет вообще.
Здесь также сформулированы цели и задачи работы. В качестве цели выдвигается комплексное рассмотрение, в широком культурно-историческом, философском и биографическом контексте, проблемы познания в романе на уровнях системы персонажей, авторских стратегий, методов изображения, функции повествователя и выразительных средств.
В первой главе первой части предложен обзор творчества Джордж Элиот в литературном контексте эпохи конца 1850-х и 1860-е годы. Творчество Элиот в этом контексте относится к зарождающемуся натурализму, опирающемуся на естественнонаучное понимание человека.
Отмечается также, что Джордж Элиот являлась одной из наиболее умных и образованных женщин Англии. Вся её жизнь была отмечена высокой интеллектуальной активностью.
Вторая глава этой части работы посвящена обсуждению познания как философской проблемы, особенно в учении позитивизма и в христианской гносеологии. Основные пункты учения позитивизма излагаются в связи с тем, что именно это философское направление явилось определяющим для мировоззрения Элиот, о чем свидетельствует, в частности
ее переписка. Позитивистам Элиот обязана своей верой в научный и нравственный прогресс, верой в эволюцию как основной закон развития природы и общества и тезисом о воздействии на человека внешней среды. В контексте главного предмета исследования – познания – важен акцент позитивистов на эмпирическом “позитивном” познании жизни.
В этой же главе дается общефилософское определение знания и познания, а также выделяются отличия позитивной и христианской гносеологии. Для последней, как известно, приоритетным объектом познания является мир духовный, требующий особых методов, отличных от научно-рациональных и эмпирических методов познания мира видимого.
В первой главе второй части исследования анализируется поэтика романа “Мидлмарч” с точки зрения использования выразительных средств: метафор и различных способов репрезентации: несобственно-прямой речи, авторского комментария, внутреннего монолога.
Здесь интересно наблюдение, что способность облекать мысль в чёткую словесную форму не покидает персонажей английских реалистов даже в минуты сильного волнения. Внутренний монолог в реалистическом романе построен на полностью сложившейся речи.
В качестве способа сближения авторского восприятия действительности с точкой зрения персонажа на мир в работе выделяется прием несобственно-прямой речи. Кроме того, отмечается высокая степень авторского присутствия в романе посредством авторского комментария, часто ироничного.
В качестве стилистических средств, способствующих целостному восприятию объемного романа с его сложной композицией и разветвленным сюжетом, указываются сквозные стилистические средства, в частности, метафора. Особо выделяются метафоры, имеющие отношение к теме познания (зеркало, свет, сеть).
В заключительной главе второй части исследования делается попытка охарактеризовать тип познания (чувственный или рациональный), органично присущий каждому персонажу, и то, как познание повлияло на его судьбу.
Здесь исследуется важная роль интеллекта и мыслительной способности в системе индивидуальных психологических характеристик персонажей. Рассматриваются различные способы и формы такой характеристики (прямая или косвенная, исходящая непосредственно от автора или какого-либо другого персонажа, самохарактеристика), ее повторяемость. Своеобразной визитной карточкой романов Джордж Элиот называется в работе приём соответствия/несоответствия “внутреннего” знания героев романа тому, что знают, думают о них окружающие, а также “авторскому” знанию и знанию, которым в конечном счете располагает читатель. Эти модификации знания тесно взаимосвязаны между собой в тексте произведения.
Жизненные цели каждого из героев романа представлены в соответствии с уровнем их познаний и характером мышления. При этом все герои, каждый по-разному, на определённом этапе переживают кризис своей системы миропонимания, что, однако, не свидетельствует о несостоятельности приобретаемого ими жизненного опыта. Любое знание в художественной системе романа Джордж Элиот относительно плодотворно, в меру сопряженности с нравственным чувством, со способностью сопереживать своим ближним.
В Заключении делаются выводы из работы.
К недостаткам работы можно отнести некоторую растянутость теоретических пассажей, особенно в разделе о гносеологии. Также, остается неясным, чем же отличается христианская гносеология тварного от позитивной. В связи с христианской гносеологией речь в работе идет только о важности познания духовного мира, а не о подходах к познанию тварного. Разговор о христианской гносеологии не имеет последствий в практической части. Влияние позитивизма на