НАПИСАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ФИЛОЛОГИИ (ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ).
МЕТОДИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2. Курсовая работа и требования, предъявляемые к ней
Курсовая работа
— это обязательное учебное исследование в выбранной студентом области истории литературы, осуществляемое в течение курса (двух семестров).
Выполняя курсовые работы, студент овладевает конкретными методами изучения литературы. Это дает ему навыки самостоятельной исследовательской деятельности, которые значимы и в более общем плане: именно они активно способствуют развитию свободного, независимого и здравого мышления.
Также, в процессе работы над курсовой студент овладевает письменной формой научной речи. Это особенно важно потому, что адекватное, лаконичное и последовательное выражение научных идей — дело весьма непростое. В частности, важно помнить, что курсовая работа — это научная работа, поэтому в ней должен быть выдержан академический стиль изложения, без "художественных" оборотов речи, без претензий на образность, поэтичность, лиризм. Одновременно следует избегать как канцеляризмов (например, "в свете вышеизложенного", "наблюдается присутствие"), так и просторечных оборотов ("выбивает из колеи", "у него ничего не выходит"). Язык работы должен быть нейтральным и ясным.
Также следует помнить, что курсовая работа — это научная работа, и ее адресат — научное сообщество, то есть, люди образованные и сведущие в данной области. Поэтому не следует излагать в курсовой общеизвестные факты и хрестоматийные истины, больше уместные в школьном учебнике или популярной статье.
Предполагается, что в курсовых работах студент будет последовательно и все более углубленно разрабатывать выбранную литературоведческую проблему. Собранный материал составит, таким образом, определенный задел (а возможно, и часть) будущей дипломной работы. Во всяком случае, этот материал, а также опыт, полученный в процессе написания курсовых работ, значительно облегчат ее написание.
Перед студентом встают два вопроса:
а) что предстоит делать и что нужно будет представить научному руководителю?
б) как правильно, т.е. наиболее экономно и эффективно решить предстоящую задачу?
Всякое исследование, в том числе и то, которое предстоит осуществить студенту, включает в себя две стороны:
1) "техническая" — обзор и изучение литературы по теме, установление существующих точек зрения на проблему, анализ степени изученности проблемы и т.п.
2) "творческая" — доказательное изложение точки зрения автора курсовой работы на проблему или приведение новых, обнаруженных автором аргументов в пользу уже существующей точки зрения.
Курсовая работа — это самостоятельное исследование, ориентированное не столько на получение каких-либо новых научных результатов (это желательно для дипломной работы и обязательно для диссертации), сколько на изучение и описание уже имеющихся данных по конкретной, достаточно узкой проблеме. Задачи, которые здесь преследуются, имеют по преимуществу практический характер. Студент должен научиться следующим элементарным приемам:
а) находить нужную литературу и обрабатывать ее (прежде всего, обнаруживать в публикациях важные для работы идеи и фиксировать их — конспектировать или реферировать);
б) сопоставлять различные точки зрения на конкретную проблему и осуществлять выбор самой подходящей для себя точки зрения;
в) письменно излагать идеи, содержащиеся в произведении и публикациях;
г) осуществлять общее оформление работы: выделять в ней разделы и параграфы, употреблять цитаты и делать ссылки на имеющиеся публикации, составлять библиографию.
Таким образом, курсовая работа по литературоведению сводится к интерпретации художественного произведения в свете избранной темы с учетом изученной научной литературы и с привлечением собственных иллюстративных примеров. Положения, развиваемые в работе, должны быть убедительными и доказательными. Безусловно, автор курсовой работы имеет право излагать свою точку зрения по тем или иным вопросам, обсуждаемым в курсовой работе, но эта точка зрения не должна быть произвольной и бездоказательной. Она должна учитывать уже высказанные в научной литературе суждения по данному вопросу и подтверждаться данными исследуемого художественного текста и/или иных текстов данного автора (письма, дневники, публицистика), другими научными данными. Поэтому важная составная часть курсовой работы — аналитическое изложение уже имеющихся в научной литературе мнений по поводу выбранной частной проблемы (темы).
Работая над курсовой, студент должен добросовестно искать все доступные научные источники по теме, записавшись для этого в крупнейшие библиотеки (прежде всего, ВГБИЛ и РГБ; см. ниже). Понятно, что в России доступна не вся иноязычная научная литература по иностранным авторам. Но ознакомление со всеми доступными источниками — дело научной честности исследователя.
Объем курсовой работы по филологии должен составлять минимум 25 (2 курс) - 30 (3 курс) страниц машинописного текста, напечатанного через полтора интервала (размер шрифта 14). Список использованной литературы должен включать в себя минимум 20 (2 курс) - 25 (3 курс) наименований. При этом объем Введения и Заключения должен быть не менее 2-х — 3-х страниц каждое.
(Для сравнения: объем дипломной работы бакалавра по филологии должен составлять минимум 40 страниц (полуторный интервал, 14 кегль). Библиографический список должен включать в себя 50 или более наименований. При этом объем Введения — 4–5 страниц, Заключения — 2–4 страницы. Объем магистерской диссертации должен составлять минимум 50 страниц (полуторный интервал, 14 кегль). Библиографический список должен включать в себя не менее 60 наименований. Эти требования в виде таблицы.)
Основные этапы написания работы
1. Выбор темы, объекта исследования.
2. Сбор научной литературы, составление библиографии доступных источников по теме.
3. Изучение и теоретический анализ отобранной литературы, ее реферирование.
4. Составление структурного плана работы.
5. Написание работы, ее оформление, рубрикация текста.
Предполагается, что подготовительные этапы (1 - 4) студент пройдет в течение первого семестра, с тем, чтобы второй семестр посвятить непосредственно написанию работы. Практика показывает, что отставание от указанного графика приводит к значительному снижению качества курсовой работы. Очень большая ошибка думать: "Я еще успею... Напишу как-нибудь потом... Времени еще целый год..." Думающие так обычно пишут свои курсовые за несколько дней (ночей) до защиты в состоянии нервного стресса, на скорую руку набирая материал из Интернета. Результат получается весьма жалким, и такие работы не признаются удовлетворительными, отправляются на доработку, превращаются в академическую задолженность. Не говорим уже о том, что присылать научному руководителю на проверку текст в 20 – 30 страниц за день до защиты — неприлично и неуважительно, поскольку это не оставляет времени на исправление студентом недостатков работы, делая саму проверку заведомо бессмысленной. Поэтому приступать к интенсивной работе над курсовой необходимо с первых же дней учебного года.
Для облегчения задачи самоорганизации студенту предлагается ГРАФИК НАПИСАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ. Студент, работающий со значительным (более двух недель) отставанием от этого графика, не должен рассчитывать на отличную оценку за курсовую работу.
Другая ошибка — думать, что при написании курсовой работы можно будет обойтись материалами из Интернета, не давая себе труда записаться в Библиотеку Иностранной литературы, в РГБ и другие библиотеки и работать там с литературой по несколько часов в неделю. Несмотря на то, что в Интернете появляется все больше научной литературы, ее пока недостаточно для полноценной научной работы. Поэтому работа в библиотеке — неизбежная составляющая процесса написания курсовой работы.
Дело осложняется тем, что курсовая работа — это большей частью самостоятельное исследование, и рассчитывать студенту придется прежде всего на себя — как при решении интеллектуальных и практических задач, так и в плане самоорганизации и систематического самопонуждения.