НАПИСАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ФИЛОЛОГИИ (ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ).
МЕТОДИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ
III. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИАЛА
11. Написание основной части
Центром научной работы является основная часть - то есть, то, ради чего собственно и предпринималось исследование, раздел работы, где описывается само исследование. Основная часть работы состоит из двух-трех глав, имеющих реферативный и аналитический характер. В них студент своими словами излагает идеи и положения, содержащиеся в прочитанных публикациях, и излагает свой взгляд на проблему, где это возможно и уместно.
В конце каждого раздела (главы, параграфа, подраздела) обязателен вывод, в котором будет ещё раз кратко охарактеризована проблема, а также намечен круг вопросов, которые автор намерен рассмотреть далее в своей работе.
Основная часть должна иметь логически обоснованную структуру, которая определяется волей автора, исходя из осмысления темы, цели и задач, подобранных источников, логики самого исследователя. Следует избегать крайностей: излишнего дробления текста на мелкие подразделы трех и более уровней (особенно в небольших по объему работах) и, напротив, "глобализма" - монолитного текста, не разделенного на определенные части.
Есть разные стратегии написания основной части. Наиболее часто используются две. Первая: начальную "схему" составляет подбор фрагментов источников по составленному плану, затем - соответствующий авторский текст. Другой, напротив: план обрастает "плотью" авторского текста, затем в необходимые места вставляются прямые или косвенные цитаты. Последний способ возможен при хорошем владении источниками и тщательной предварительной работе с ними. В любом случае, в окончательном варианте работы должен количественно преобладать авторский текст, а прямые и косвенные цитаты являются объектом интерпретации и комментирования, служат для подтверждения выдвинутых тезисов или для логической связи между фрагментами работы.
Обязательными требованиями к основной части являются:
а) логическая связь и последовательность разделов (глав - параграфов - пунктов) и
б) наличие промежуточных выводов в каждой главе, вытекающих из анализа текстов и рассуждений, проведенных в данной части работы.
Изложение должно вестись в соответствии с планом, части и разделы должны быть логично связаны между собой и соразмерны их важности для научной работы (не следует увлекаться чрезмерной подробностью при изложении отдельных вопросов и допускать неоправданные отступления от основной темы).
Следует помнить, что курсовая работа - не проповедь, не политический памфлет, не газетная статья, не лирическое эссе, не художественный рассказ, не дневниковая запись, - но научная работа! Поэтому в ней должен быть выдержан академический стиль изложения, без публицистических и лирических отступлений, без "художественных" оборотов, метафор и ярких эпитетов. В курсовой работе не место для восторгов и эмоций, проникновенных интонаций и пафоса! Это особенно важно при адаптации иноязычных материалов: стиль иностранной научной литературы как правило допускает гораздо больше поэтических и разговорных элементов, чем это свойственно отечественной научной традиции. Нужно избегать влияния стиля прямо или косвенно цитируемых иноязычных монографий, если он отличается в сторону большей вольности от русского научного стиля.
Напомним, что курсовая работа адресована научному сообществу, то есть, людям хорошо образованным и компетентным. Поэтому в работе не следует писать то, что всем хорошо известно. Например, не нужно наивно констатировать (тем более стараться доказать), что Уильям Шекспир - великий драматург. Не должно быть разделов справочного характера, в жанре статьи из "Википедии" или энциклопедического словаря. Общие сведения о жизни и творчестве автора, об исторических событиях, а также положения теории литературы должны излагаться постольку и в том объеме, поскольку и в каком это напрямую связано с темой работы и служит ее раскрытию.
Курсовая работа не должна содержать и отрывков в жанре "краткое содержание" художественного произведения. То есть, пересказа "для справки" сюжета произведения, не сопровождаемого аналитическими комментариями автора курсовой. Пересказ содержания всего произведения либо его части должен быть "встроен" в научный анализ текста и служить целям такого анализа.
При написании курсовой работы следует избегать крайностей компиляции (как прямого текста, так и идей) и "эссеистичности". Механическая компиляция чужих идей недопустима, ибо даже начальная научная работа должна показать не только владение материалом, но и самостоятельное его осмысление, анализ. Писание же прямо "из головы" чаще всего не согласуется с научно-историческим методом предварительного изучения вопроса и степени его изученности. Научная ценность курсовой работы обусловливается действительной самостоятельностью, которая подразумевает предварительное изучение и обдумывание источников и литературы по теме.
После того, как текст работы написан, следует его перечитать: если текст рождает при прочтении какие-либо недоумения или вопросы, и они могут быть разрешены в рамках курсовой работы, это обязательно следует сделать. Если вопросы выходят за рамки курсовой работы, это следует отметить либо по ходу изложения, либо в заключении, чтобы у читателя не создалось впечатления ущербной узости охвата материала.
|