Статистика
Онлайн всего: 82 Гостей: 82 Пользователей: 0
|
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В категории определений: 8 Показано определений: 1-8
Поль Рикёр (1913-2005)
Предметом исследования в рамках феноменологической герменевтики является не сам текст, а его «работа», его функция в оформлении человеком собственного опыта. |
Соединение дохайдеггеровской герменевтики (= система рациональных правил толкования произведения) и пост-хайдеггеровской феноменологии (= субъективность восприятия, невозможность реконструкции объективного смысла произведения).
Нужно сделать герменевтике «феноменологическую прививку» => избежать обеих крайностей (веры в объективное наличие в произведении готового смысла - и «превращения литературоведения в химеру»).
Предмет феноменологической герменевтики - не текст как совокупность смыслов (объективно ему присущих или присваиваемых в процессе чтения), а деятельность субъекта, взаимодействующего с текстом - «повествовательная деятельность».
«Повествовательная деятельность» - деятельность по созданию повествования (писательство, рассказывание) и по восприятию повествования (чтение).
Ее цель - стремление субъекта повествовательной деятельности (автора, рассказчика или читателя) понять самого себя. Повествование (созданный текст) - посредник на пути человека к самому себе. Создание текста или его рецепция - необходимое условие самопонимания. «Понимать себя — значит понимать себя перед текстом». Самопонимание - результат труда по созданию текста или по чтению его.
Три аспекта самопонимания субъекта:
1. «Arhe», или «археология субъекта» - исследовать свое становление как личности. Рефлективное проникновение в собственное детство.
2. «Telos» («Teleos») — Рефлективное проникновение в собственные цели, в перспективный образ собственного будущего.
3. «Sanctus» - осознание своей собственной системы ценностей.
Осуществить самопонимание субъект может только посредством повествовательной деятельности, которая и является предметом феноменологической герменевтики. Феноменологическая герменевтика должна «реконструировать работу текста», то есть выяснить, в чем же состоит непосредственное участие текста в процессе самопонимания субъекта.
1. «Работа текста» в повествовательной деятельности автора: писательство оформляет («конфигурирует») жизненный опыт автора. Создавая фабулу и разрабатывая интригу, автор оформляет бессистемную, «смутную» совокупность разнонаправленных событий, свой «смутный» и «немой» «временной опыт» и, таким образом, через создание рассказа приближается к пониманию собственной жизни.
2. «Работа текста» в повествовательной деятельности читателя: только читая, человек обретает идентичность и ее понимание (учение о повествовательной идентичности). Текст «поставляет» читателю «указания, как приблизиться к себе самому». В результате чтения читатель (подражая герою или дистанцируясь от него) вырабатывает новую жизненную позицию, меняет свое отношение к жизни, по-новому строит свою жизненную практику. Литература преобразовывает, переоформляет жизненный опыт читателя. В акте чтения «я» субъекта становится доступным для него самого. Кроме того, текст поставляет читателю нарративные схемы, используя которые он может рассказать о себе, выразить свой опыт и таким образом вновь приблизиться к себе самому.
=> Возможность изучения феномена авторского самосознания с опорой на текст как выражение авторских усилий по самоидентификации.
=> Возможность изучения функционирования литературного текста в жизни читателя.
|
Немецкая рецептивно-эстетическая школы (Констанцская школа)
1960-70-е годы.
Ханс-Роберт Яусс (1921-1997)
«История литературы как вызов литературной теории» (1967)
«Эстетический опыт и литературная герменевтика» (1977)
Рецепция как взаимодействие горизонтов ожидания текста и читателя.
Смысловой потенциал текста разворачивается в истории рецепции произведения.
Понимание исторически изменчиво, но в произведении присутствует стабильная семантика, связанная со структурами текста, управляющими восприятием. Объективное исследование литературы возможно на путях отслеживания того, как текст руководит пониманием и как понимание меняется в исторической перспективе.
|
«Горизонт ожидания текста» (= «стратегии текста» Изера) — закодированные в тексте требования к читателю, те мыслительные процедуры, которые текст стимулирует у читателя и те эстетические результаты, на которые текст «рассчитывает». Горизонт ожиданий текста стабилен.
«Горизонт ожидания читателя» — требования, которые предъявляются к тексту со стороны читателя на основе его эстетического опыта.
Горизонт ожиданий читателя может изменяться в процессе восприятия, когда текст предлагает неизвестный читателю эстетический опыт и требует от него смены ожиданий. Если читатель принимает это требование и выполняет труд по преодолению дистанции между горизонтом ожидания текста и своими первоначальными ожиданиями, то может произойти «слияние горизонтов», что является залогом адекватного понимания.
Массовая литература предлагает читателю ожидаемый им эстетический опыт --> изначальное слияние горизонтов текста и читателя.
Проблема исторической изменяемости рецепции:
1. Рецепция имеет исторический характер: горизонт ожидания читателя задан его историческим контекстом. -->
2. Горизонт ожидания читателей, принадлежащих к разным поколениям, не может быть одинаковым. -->
3. Одно и то же произведение переживает череду разных исторически обусловленных типов восприятия.
Смысловой потенциал текста разворачивается в истории рецепции произведения - цепочке исторически последовательных рецепций.
Задача критики - реконструкция истории воздействия текста на разные поколения читателей.
Рецептивные истории разных текстов отличаются друг от друга вследствие разных стратегий текста, характеров его адресного воздействия (классические произведения более стабильны, модернистские более подвижны, т.к. их текстовая стратегия разрушает привычный горизонт ожидания читателя; принципиально отличны рецептивные истории массовой и серьезной литературы и т. д.)
Исторические типы художественной рецепции:
1. «Адмиративный» (героический эпос: герой - носитель недостижимого идеала).
2. «Ассоциативный» (средневековый театр: зритель ассоциирует себя с героем драмы).
3. «Симпатический» (сентиментализм и романтизм: сочувствие и подражание герою).
4. «Катарсический» (реализм: читатель принуждается к идентифицикации с героем).
5. «Иронический» (модернизм: ироническое отстранение от героя). |
Немецкая рецептивно-эстетическая школы (Констанцская школа)
1960-70-е годы.
Вольфганг Изер (1926-2007)
Читатель как полноправный субъект литературного творчества, деятельность которого, наряду с авторской, состоит в производстве художественных смыслов. НО: возможно объективное изучение литературы (VS американская рецептивная критика и школа Буффало).
Коммуникативная природа литературного творчества. Читатель - адресат; автор - адресант; текст - сообщение. Читатель вступает в коммуникацию с текстом, а не с автором (VS Сартр).
Изер: перевод "текста" в "произведение" в процессе его восприятия читателем.
«Текст» — то, что произведено автором. Существует в единственном варианте, имеет «смысловой потенциал», обладает лишь виртуальным, «фиктивным» смыслом. Текст "открыт" - настроен на множественную смысловую реализацию. Не «монумент», а «партитура» (Яусс). Это феномен, открытый для читательского творчества, поддается переосмыслению, подвижный и вариативный в смысловом плане.
«Произведение» — то, что произведено читателем в акте восприятия текста. Возникает в акте рецепции — в результате читательской деятельности по реализации смыслового потенциала текста. Существует во множестве рецептивных вариантов.
При этом текст регулирует восприятие себя посредством «стратегий текста» - содержащейся в структуре текста модели собственной смысловой реализации, «инструкций» читателю, «программы» собственного восприятия. Текст формирует «нужную» ему эстетическую реакцию, «нужный» тексту вектор понимания, «принуждает» читателя читать на его условиях и в соответствии с его коммуникативными заданиями --> предполагает наличие более или менее «правильного», адекватного способа своего прочтения (VS Гадамер).
Прочтение субъективно, но не произвольно, осуществляется в соответствии с интенцией текста, который регулирует восприятие и препятствует произвольным трактовкам.
Стратегии текста: коммуникативная определенность и коммуникативная неопределенность.
«Коммуникативная определенность» - авторские указания и комментарии; иронические провокации.
«Коммуникативная неопределенность» - «пустые места», «пробелы», смысловые лакуны, «места неполной определенности» (ср. "схематичность" Ингардена). Стимулируют творческое чтение. Читатель заполняет эти лакуны в соответствии с уровнем своей эстетической компетентности и в то же время — в соответствии с условиями, заданными текстом.
«Имплицитный читатель» - присутствующая в тексте желаемая модель рецепции, запрограммированный текстом тип читательских реакций, вся совокупность способов, посредством которых текст осуществляет регулирование читательским восприятием. (Другие обозначения - «подразумеваемый», «воображаемый», «абстрактный», «образцовый» (У. Эко) читатель, «архичитатель» (М. Риффатерр) и т.д.)
«Актуализация» - читатель учитывает коммуникативные требования текста, читает в той или иной степени соответствия с его адресной направленностью.
«Идентификация» - иллюзорное самоотождествление читателя с миром читаемого произведения.
Поздний Изер:
«Антропологический поворот» литературоведения: изучение того, как в разные исторические эпохи функционирует художественный вымысел, каким потребностям он соответствует. Антропологически ориентированное изучение литературы позволит вернуть литературе и литературоведению то положение в культурном пространстве, которое они, казалось бы, утратили в эпоху господства аудио-визуальных средств информации и прагматически ориентированных исследований.
Постструктурализм обосновал ошибочность любых интерпретаций и их безграничную множественность => нужно перестать изобретать новые способы интерпретации и сосредоточиться на исследовании тех функций литературы, благодаря которым она «сопровождает человечество с самого начала его исторической памяти».
Антропология литературы должна объяснить, «зачем у нас существует такой коммуникативный медиум, как литература, и почему мы постоянно его обновляем», какие антропологические потребности и нужды он удовлетворяет и что он «открывает нам относительно нашего собственного человеческого устройства».
Ответ: художественный вымысел позволяет осуществить «волнующе свободный доступ» к сложно постигаемым аспектам человеческой жизни.
«Зачем же мы создали этот способ представления [художественный вымысел] и почему он сопровождал нас всю нашу историю? Можно ответить определенно: желание не воспроизводить уже имеющееся, но найти подход к тому, что иначе нам недоступно. Мы не имеем доступа, например, к началам, концам или "основам", из которых мы исходим. Начало и конец есть рамки реальности, которые мы не в состоянии ощутить на собственном опыте или познать научно. Существуют такие модусы переживания и представления, как самоидентичность или любовь, реальность которых столь же неоспорима для нас, как и тот факт, что мы никогда не знаем точно, что это такое. Очевидно, однако, что мы не готовы признать границы познания и нам необходимы образы, чтобы передать неведомое» (Изер, «К антропологии художественной литературы»).
Художественный вымысел «расширяет человеческое», способствует «самопросвещению» и самопониманию человека, активизируя в его сознании процесс саморефлексии. В свою очередь, работа читателя, стимулируемая литературным вымыслом, способствует «объяснению и становлению реальности».
Исследование функций художественного вымысла в разные исторические эпохи. Антропология литературы могла бы «диагносцировать условия человеческого существования» данной эпохи, выявить те ценности, желания, нужды и потребности, которые выразили себя только в форме художественного вымысла - «обратная сторона культуры». Доступ к ней для исследователя возможен только через исследование литературных образов, созданных в рамках данного времени, ибо образы воображаемого «питаются идеями и желаниями» эпохи, а те подчас не способны сохранить свое содержание вне того фантазийного воплощения, которое придает им литература. |
[Буффало - город в штате Нью-Йорк]
Норман Холланд (1927-2017)
«Динамика литературного отклика» (1968)
«Стихотворения в субъектах» (1973)
«Пять читательских прочтений» (1975)
«Я» (1985).
Произведение - продукт, образующийся в деятельности воспринимающего субъекта, но не его сознания (С. Фиш), а бессознательных психических реакций читателя на текст. Смысл произведения оформляется читателем бессознательно — в соответствии с его индивидуальным психологическим опытом и в соответствии с его потребностью «символизировать», «воссоздать» самого себя в процессе чтения.
Методология - описание психических реакций читателя на текст с опорой на методы психоанализа.
В процессе «воссоздания» своей личности в акте чтения читатель проходит три универсальные фазы реагирования на текст:
1. стремление к удовольствию и боязнь боли;
2. активизация воображения;
3. замена фантазии осознанием морального, интеллектуального, социального, эстетического единства. |
Стэнли Фиш (р. 1938)
«Читатель в "Потерянном рае"» (1967)
«Самопоглощаемые артефакты: восприятие литературы XVII века» (1972)
«Литература в читателе: аффективная стилистика» (1970)
Произведение является автономным, самостоятельным, замкнутым в себе эстетическим объектом, никак не связанным с ситуацией восприятия.
Художественное произведение - процесс, возникающий в акте чтения. До акта чтения произведение не обладает никаким стабильным смыслом, смысл его конституируется только в субъективной деятельности читателя: смысл — это не то, что «заключается в произведении», а то, что «случается в акте чтения» (С. Фиш). Литература — это «не то, что написано писателями, а то, что прочитано читателями» (С. Фиш).
В процессе чтения вследствие художественности языка читатель переживает определенные впечатления, «аффекты». Параллельно аффективному переживанию текста реципиент предпринимает и его семантизацию: в зависимости от собственного эстетического и жизненного опыта он приписывает то или иное значение словам и образам произведения.
Смысл произведения образуется только в процессе его восприятия конкретным читателем и существует в бесконечной совокупности разных читательских реакций на текст.
Методология - «аффективная стилистика»: описание тех аффектов (впечатлений, откликов и реакций сознания), которые возникают у читателя в рамках самого процесса восприятия текста. «В основе метода [аффективной стилистики] лежит анализ временного потока возникающих при чтении впечатлений», «анализ последовательных реакций читателя на слова по мере их появления во времени» (С. Фиш).
Описание читательских реакций --> выявление «структуры читательского отклика», тех его элементов (контекст читателя, опыт, знания, эстетический багаж, характер мышления читателя и др.), соотношение которых образует читательскую реакцию. |
Роман Ингарден (1893-1970)
Чтение как диалог автора и читателя; диалог читателя и текста.
Текст как знаковое воплощение авторской интенции. Познаваемость художественного произведения, возможность аналитического исследования литературы (VS Хайдеггер и Гадамер).
I. Художественное произведение «схематично», оно отличается «смысловой неопределенностью»: никакое повествование не может дать полного представления о предмете или событии, оно семантически неполноценно, в нем всегда присутствуют «места неполной завершенности».
Исчерпывающее изображение невозможно, так как:
1. Предмет или событие обладают бесконечным множеством неповторимых черт, вся совокупность которых неосуществима в художественном изображении.
2. Посредством языка невозможно воспроизвести всю специфику изображаемого предмета или события.
Схематичность произведения обладает важными функциями для восприятия: она стимулирует воображение читателя и акцентирует его внимание на существенном и эстетически значимом для данного автора аспекте.
II. «Чтение как конкретизация» заданной автором схемы: в силу интенциональности воспринимающего сознания читатель всегда «дополняет» произведение, «устраняя места недостаточной определенности» посредством «населения» их своими субъективными смыслами. Иногда конкретизация идет по пути «искажения» произведения.
Произведение схематично (имеет смысловые лакуны), воспринимающее сознание интенционально (+ читатель - носитель уникального опыта, обусловленного исторической и культурной ситуацией, ср. Хайдеггер и Гадамер) --> множественность прочтений одного и того же произведения.
III. Произведение есть «интенциональный объект», обладающий «заданной интенцией» (авторский замысел), адресованной читателю. Интенция произведения требует от читателя специфического ракурса собственной реализации, особой «направленности на себя»: оно «инициирует интенциональность сознания» читателя, «принуждая» его к соответствующей реакции.
В акте чтения сознание читателя вступает в коммуникативные отношения с «оригинальной сущностью», произведенной другим сознанием, задавшим ей изначальный смысл и специфический заряд воздействия на потенциального реципиента.
«Оригинальная сущность» объективно присутствует в произведении (VS Гуссерль, «Вне субъекта нет объекта»). Произведение искусства обладает объективной сущностью и до акта восприятия, это та его реальная основа, которая была «задана», присвоена ему авторской интенцией. Но реализация данной сущности возможна только при участии воспринимающего субъекта, в акте чтения.
Среди множества разных типов конкретизации произведения существует такой, который более всех других соответствует его «оригинальной сущности». Все другие конкретизации отклоняются от нее в большую или меньшую сторону.
Задача литературной критики заключается в обнаружении «единственной сущности оригинала» (адекватная интерпретация).
Методология - "структурная феноменология". Послойный анализ художественной структуры произведения.
Произведение - многоуровневая структура, «полифоническая гармония» упорядоченного множества структурных элементов. Структурная многослойность текста - способ существования его «оригинальной сущности». Анализ художественной структуры, внутренней организации произведения - единственный способ выявления «оригинальной сущности».
Четыре слоя (уровня) структурной основы произведения (возможно и больше):
1. фонетический (уровень звучаний);
2. семантический (уровень значений);
3. предметный (уровень содержания);
4. наглядных образов («уровень явленности объектов» в произведении).
Исследователь ищет «оригинальную сущность произведения» на каждом из выделенных уровней. Совпадение результатов анализа каждого уровня означает, что найден адекватный вариант прочтения, который соответствует «сущности оригинала», его «заданной автором интенциональности». |
Жан-Поль Сартр (1905 - 1980)
«Что такое литература» (1947)
Чтение - «пакт благородства (великодушия)» между читателем и писателем.
Человек всегда стремится упразднить свободу другого, рассматривает другого не как самостоятельную свободную личность, а как средство достижения своих целей. Поэтому сотрудничество между людьми в реальной жизни невозможно: межличностные отношения принципиально конфликтны, их содержание образует не взаимодействие, а «борьба экзистенций».
Единственная сфера, где может осуществиться подлинное общение с другим, — это искусство.
Чтение — событие коммуникации авторского и читательского сознаний. Произведение - феномен сотрудничества сознаний автора и читателя. В результате их двустороннего творческого соучастия рождается произведение.
В акте чтения НЕ происходит отчуждения свободы одного за счет свободы другого. Наоборот, художественная коммуникация «умножает бытие» и автора, и читателя, она «выгодна» и для того, и для другого.
«Выгода» автора: литература существует только «с помощью другого», произведение «возникает к бытию» только в акте его восприятия (ср. Гадамер).
«Выгода» читателя: «эстетическая радость», «утверждение свободы», «способ приближения к идеалу события, к человеческой тотальности». Литература может дать читателю «тотальность» видения — то, что в реальной действительности невозможно, так как каждый человек находится в уникальной «ситуации» по отношению к миру. Перспектива, в которой жизнь является личности, с одной стороны, неповторима, а с другой — ограниченна: ни один человек не может пережить внутренний опыт другого как свой собственный, по отношению к другому он всегда находится в положении внешнего наблюдателя.
Всякая личностная истина о мире есть истина частичная, поверхностная, даже ущербная.
В акте художественной коммуникации читатель приближается к чужой экзистенции, проживает чужую ситуацию, получает опыт «бытия-вне-себя» и так преодолевает «замкнутость» и одиночество своего существования. Чтение «позволяет читателю полностью (пусть иллюзорно, на время) забыть себя и свою "ситуацию" и начать жить в том воображаемом мире, который создан чужим опытом и чужой ситуацией — ситуацией писателя» (Г. К. Косиков).
|
Эдмунд Гуссерль (1859-1938)
Феномены — единицы сознания; формы, в которых человеку является мир.
Все предметы даны человеку как феномены его сознания.
Интенциональность сознания - направленность сознания на предмет. Воспринимая предмет, человек наполняет его «своим» содержанием. «Без субъекта нет объекта». Смысл предмету присваивает только человеческое сознание, в готовой объективной форме он не существует.
Вещи должны изучаться не как объективно существующие, а с учетом того, что они являются феноменами сознания, только в его деятельности и обретая свое смысловое содержание.
***
Произведение (VS дохайдеггеровская герменевтика) не есть самостоятельный, замкнутый в себе и объективно данный эстетический объект, в себе самом скрывающий всю полноту смыслов. Произведение - феномен индивидуального сознания, продукт и результат его деятельности. Вне учета этого факта оно изучению не подлежит (ср. М. Хайдеггер и Х.-Г. Гадамер).
Автор - носитель творящего сознания, читатель - воспринимающего сознания.
Произведение как феномен сознания автора: как мир является сознанию автора и какой переработке авторским сознанием он подвергается в акте художественной деятельности?
Изучаются акты авторского сознания (фантазирование, воображение, воспоминание, подражание, восприятие мира и самовосприятие и т.п.).
Произведение как феномен сознания читателя: как произведение является читателю, какой обработке (или переработке) оно подвергается в акте чтения и что при этом происходит с самим читателем?
Изучаются акты сознания, которые обеспечивают художественное восприятие (воображение, эстетическая реакция, понимание, идентификация с героем и т.п.).
В рамках литературоведческой феноменологии можно выделить четыре критических направления. Критерий - тип и характер деятельности сознания, носителю которого приписывается конституирование литературного произведения.
|
|
|