Поль Рикёр (1913-2005)
Предметом исследования в рамках феноменологической герменевтики является не сам текст, а его «работа», его функция в оформлении человеком собственного опыта. |
Соединение дохайдеггеровской герменевтики (= система рациональных правил толкования произведения) и пост-хайдеггеровской феноменологии (= субъективность восприятия, невозможность реконструкции объективного смысла произведения).
Нужно сделать герменевтике «феноменологическую прививку» => избежать обеих крайностей (веры в объективное наличие в произведении готового смысла - и «превращения литературоведения в химеру»).
Предмет феноменологической герменевтики - не текст как совокупность смыслов (объективно ему присущих или присваиваемых в процессе чтения), а деятельность субъекта, взаимодействующего с текстом - «повествовательная деятельность».
«Повествовательная деятельность» - деятельность по созданию повествования (писательство, рассказывание) и по восприятию повествования (чтение).
Ее цель - стремление субъекта повествовательной деятельности (автора, рассказчика или читателя) понять самого себя. Повествование (созданный текст) - посредник на пути человека к самому себе. Создание текста или его рецепция - необходимое условие самопонимания. «Понимать себя — значит понимать себя перед текстом». Самопонимание - результат труда по созданию текста или по чтению его.
Три аспекта самопонимания субъекта:
1. «Arhe», или «археология субъекта» - исследовать свое становление как личности. Рефлективное проникновение в собственное детство.
2. «Telos» («Teleos») — Рефлективное проникновение в собственные цели, в перспективный образ собственного будущего.
3. «Sanctus» - осознание своей собственной системы ценностей.
Осуществить самопонимание субъект может только посредством повествовательной деятельности, которая и является предметом феноменологической герменевтики. Феноменологическая герменевтика должна «реконструировать работу текста», то есть выяснить, в чем же состоит непосредственное участие текста в процессе самопонимания субъекта.
1. «Работа текста» в повествовательной деятельности автора: писательство оформляет («конфигурирует») жизненный опыт автора. Создавая фабулу и разрабатывая интригу, автор оформляет бессистемную, «смутную» совокупность разнонаправленных событий, свой «смутный» и «немой» «временной опыт» и, таким образом, через создание рассказа приближается к пониманию собственной жизни.
2. «Работа текста» в повествовательной деятельности читателя: только читая, человек обретает идентичность и ее понимание (учение о повествовательной идентичности). Текст «поставляет» читателю «указания, как приблизиться к себе самому». В результате чтения читатель (подражая герою или дистанцируясь от него) вырабатывает новую жизненную позицию, меняет свое отношение к жизни, по-новому строит свою жизненную практику. Литература преобразовывает, переоформляет жизненный опыт читателя. В акте чтения «я» субъекта становится доступным для него самого. Кроме того, текст поставляет читателю нарративные схемы, используя которые он может рассказать о себе, выразить свой опыт и таким образом вновь приблизиться к себе самому.
=> Возможность изучения феномена авторского самосознания с опорой на текст как выражение авторских усилий по самоидентификации.
=> Возможность изучения функционирования литературного текста в жизни читателя.
|