Эдмунд Гуссерль (1859-1938)
Феномены — единицы сознания; формы, в которых человеку является мир.
Все предметы даны человеку как феномены его сознания.
Интенциональность сознания - направленность сознания на предмет. Воспринимая предмет, человек наполняет его «своим» содержанием. «Без субъекта нет объекта». Смысл предмету присваивает только человеческое сознание, в готовой объективной форме он не существует.
Вещи должны изучаться не как объективно существующие, а с учетом того, что они являются феноменами сознания, только в его деятельности и обретая свое смысловое содержание.
***
Произведение (VS дохайдеггеровская герменевтика) не есть самостоятельный, замкнутый в себе и объективно данный эстетический объект, в себе самом скрывающий всю полноту смыслов. Произведение - феномен индивидуального сознания, продукт и результат его деятельности. Вне учета этого факта оно изучению не подлежит (ср. М. Хайдеггер и Х.-Г. Гадамер).
Автор - носитель творящего сознания, читатель - воспринимающего сознания.
Произведение как феномен сознания автора: как мир является сознанию автора и какой переработке авторским сознанием он подвергается в акте художественной деятельности?
Изучаются акты авторского сознания (фантазирование, воображение, воспоминание, подражание, восприятие мира и самовосприятие и т.п.).
Произведение как феномен сознания читателя: как произведение является читателю, какой обработке (или переработке) оно подвергается в акте чтения и что при этом происходит с самим читателем?
Изучаются акты сознания, которые обеспечивают художественное восприятие (воображение, эстетическая реакция, понимание, идентификация с героем и т.п.).
В рамках литературоведческой феноменологии можно выделить четыре критических направления. Критерий - тип и характер деятельности сознания, носителю которого приписывается конституирование литературного произведения.
|