Объединяющим признаком школ герменевтической парадигмы является установка на толкование скрытого, глубинного смысла художественного произведения.
Два подхода к смыслу произведения:
1. Классический: смысл - объективная данность, в готовом виде присутствующий в произведении и доступный в акте профессиональной дешифровки (Сент-Бев, Шлейермахер, Дильтей, марксизм, фрейдизм, юнгианство, мифокритика).
2. Онтологическая герменевтика: смысл оформляется (образуется) в процессе чтения (Хайдеггер, Гадамер, постструктурализм).
Примеры:
- библейская герменевтика (экзегетика)
- классическая герменевтика (толкование античных авторов в эпоху Ренессанса)
- романтическая герменевтика
- марксистское литературоведение
- психоаналитическая герменевтика
- юнгианская герменевтика
- мифокритическая герменевтика
- онтологическая герменевтика (М. Хайдеггер)
- философская герменевтика (Г.-Г. Гадамер)
- постструктурализм
- феминистская герменевтика
- "новая герменевтика" Э. Хирша.