Статистика


Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0

Форма входа





Среда, 20.11.2024, 02:46
Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт А. В. Аксёнова
Главная | Регистрация | Вход
ОПРЕДЕЛЕНИЯ



Констанцская школа: Х.-Р. Яусс
11.11.2024, 15:54

Немецкая рецептивно-эстетическая школы (Констанцская школа)  
1960-70-е годы.

Ханс-Роберт Яусс (1921-1997)
«История литературы как вызов литературной теории» (1967)
«Эстетический опыт и литературная герменевтика» (1977)

Рецепция как взаимодействие горизонтов ожидания текста и читателя.

Смысловой потенциал текста разворачивается в истории рецепции произведения.

Понимание исторически изменчиво, но в произведении присутствует стабильная семантика, связанная со структурами текста, управляющими восприятием. Объективное исследование литературы возможно на путях отслеживания того, как текст руководит пониманием и как понимание меняется в исторической перспективе.

 

«Горизонт ожидания текста» (= «стратегии текста» Изера) — закодированные в тексте требования к читателю, те мыслительные процедуры, которые текст стимулирует у читателя и те эстетические результаты, на которые текст «рассчитывает». Горизонт ожиданий текста стабилен.

«Горизонт ожидания читателя» — требования, которые предъявляются к тексту со стороны читателя на основе его эстетического опыта. 
Горизонт ожиданий читателя может изменяться в процессе восприятия, когда текст предлагает неизвестный читателю эстетический опыт и требует от него смены ожиданий. Если читатель принимает это требование и выполняет труд по преодолению дистанции между горизонтом ожидания текста и своими первоначальными ожиданиями, то может произойти «слияние горизонтов», что является залогом адекватного понимания.

Массовая литература предлагает читателю ожидаемый им эстетический опыт --> изначальное слияние горизонтов текста и читателя. 

Проблема исторической изменяемости рецепции:  

1. Рецепция имеет исторический характер: горизонт ожидания читателя задан его историческим контекстом. -->
2. Горизонт ожидания читателей, принадлежащих к разным поколениям, не может быть одинаковым. -->
3. Одно и то же произведение переживает череду разных исторически обусловленных типов восприятия.
 
Смысловой потенциал текста разворачивается в истории рецепции произведения - цепочке исторически последовательных рецепций.  

Задача критики - реконструкция истории воздействия текста на разные поколения читателей. 

Рецептивные истории разных текстов отличаются друг от друга вследствие разных стратегий текста, характеров его адресного воздействия (классические произведения более стабильны,  модернистские более подвижны, т.к. их текстовая стратегия разрушает привычный горизонт ожидания читателя; принципиально отличны рецептивные истории массовой и серьезной литературы и т. д.)
 
Исторические типы художественной рецепции:

1. «Адмиративный» (героический эпос: герой - носитель недостижимого идеала). 
2. «Ассоциативный» (средневековый театр: зритель ассоциирует себя с героем драмы). 
3. «Симпатический» (сентиментализм и романтизм: сочувствие и подражание герою).
4. «Катарсический» (реализм: читатель принуждается к идентифицикации с героем).
5. «Иронический» (модернизм:  ироническое отстранение от героя).

Добавил: readeralexey |
Просмотров: 8
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024