Жан-Поль Сартр (1905 - 1980)
«Что такое литература» (1947)
Чтение - «пакт благородства (великодушия)» между читателем и писателем.
Человек всегда стремится упразднить свободу другого, рассматривает другого не как самостоятельную свободную личность, а как средство достижения своих целей. Поэтому сотрудничество между людьми в реальной жизни невозможно: межличностные отношения принципиально конфликтны, их содержание образует не взаимодействие, а «борьба экзистенций».
Единственная сфера, где может осуществиться подлинное общение с другим, — это искусство.
Чтение — событие коммуникации авторского и читательского сознаний. Произведение - феномен сотрудничества сознаний автора и читателя. В результате их двустороннего творческого соучастия рождается произведение.
В акте чтения НЕ происходит отчуждения свободы одного за счет свободы другого. Наоборот, художественная коммуникация «умножает бытие» и автора, и читателя, она «выгодна» и для того, и для другого.
«Выгода» автора: литература существует только «с помощью другого», произведение «возникает к бытию» только в акте его восприятия (ср. Гадамер).
«Выгода» читателя: «эстетическая радость», «утверждение свободы», «способ приближения к идеалу события, к человеческой тотальности». Литература может дать читателю «тотальность» видения — то, что в реальной действительности невозможно, так как каждый человек находится в уникальной «ситуации» по отношению к миру. Перспектива, в которой жизнь является личности, с одной стороны, неповторима, а с другой — ограниченна: ни один человек не может пережить внутренний опыт другого как свой собственный, по отношению к другому он всегда находится в положении внешнего наблюдателя.
Всякая личностная истина о мире есть истина частичная, поверхностная, даже ущербная.
В акте художественной коммуникации читатель приближается к чужой экзистенции, проживает чужую ситуацию, получает опыт «бытия-вне-себя» и так преодолевает «замкнутость» и одиночество своего существования. Чтение «позволяет читателю полностью (пусть иллюзорно, на время) забыть себя и свою "ситуацию" и начать жить в том воображаемом мире, который создан чужим опытом и чужой ситуацией — ситуацией писателя» (Г. К. Косиков).
|