Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа





Воскресенье, 22.12.2024, 08:07
Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт А. В. Аксёнова
Главная | Регистрация | Вход
ОПРЕДЕЛЕНИЯ






В разделе определений: 33
Показано определений: 26-30
Страницы: « 1 2 ... 4 5 6 7 »

Реконструкция того переживания, на почве которого возник замысел и которое непосредственно выразилось в произведении, путем комплексного изучения биографии и психологии автора. Поиск той эмоции, которая стала толчком к написанию произведения. 

Герменевтика | Просмотров: 213 | Дата: 24.07.2020 | Комментарии (0)

Выявление субъективных значений, вложенных в слово автором, путем сравнения значений слов в тексте с их словарным, языковым значением.

Герменевтика | Просмотров: 211 | Дата: 24.07.2020 | Комментарии (0)

Фридрих Шлейермахер (1768-1834).

Герменевтический круг"Целое понимается через часть, а часть понимается только в связи с целым".

Произведение - одновременно и часть, и целое.

I. Произведение - часть:
1. языка ( => требуется "грамматическое толкование") и
2. частное выражение духовной жизни автора ("психологическое толкование").

Грамматическое толкование - выявление субъективных значений, вложенных в слово автором, путем сравнения значений слов в тексте с их словарным, языковым значением.

Психологическое толкование - реконструкция того переживания, на почве которого возник замысел и которое непосредственно выразилось в произведении, путем комплексного изучения биографии и психологии автора. Поиск той эмоции, которая стала толчком к написанию произведения. 

II. Произведение - эстетическое целое ( => требуется "техническое толкование" - анализ композиции, жанровой специфики).

Дивинация - способ толкования, который осуществляется интуитивно. Эмпатическое вживание, вчувствование, перевоплощение интерпретатора в автора, уничтожение исторической дистанции между ними. Способность "уравняться с автором" в знании жизни и языка.

Герменевт в акте понимания произведения всегда движется по кругу: от дивинации (интуитивного предположения) в отношении смысла целого к анализу частей (язык, биография автора), от анализа частей - к новой дивинации в отношении целого. И так до бесконечности (для Хайдеггера и последующих). С каждым витком герменевтического круга герменевт все больше углубляет понимание авторской речи. 

Понимание - деятельность, соединяющая анализ и интуицию; совмещает в себе дивинационное проникновение в личность автора с осуществлением определенных аналитических процедур в процессе применения универсальных правил толкования.

Герменевтика | Просмотров: 216 | Дата: 24.07.2020 | Комментарии (0)

Французская романтическая герменевтика. Шарль Огюстен де Сент-Бёв (1804-1869).

Произведение - словесное выражение / отражение авторской субъективности. Личность автора в произведении "сказывается вся целиком". "Каково дерево, таковы и плоды". Поиск прямой ("естественной") связи между личностью автора и его творчеством. 

Задача - реконструкция психологического портрета писателя, "воскрешение живого облика" автора:

  1. Изучение документов о его жизни.
  2. Вживание, вчувствование, "перевоплощение" в автора.

«Моя привычка и мой критический метод обязывает раствориться в созданиях другого, стать на его место, забыть целиком себя, перевоплотиться в образ автора» (Сент-Бёв, «Portraits contemporains»)

Предметом толкования у Сент-Бёва является не столько само произведение, сколько тайна внутренней жизни автора. Произведение оказывается лишь средством, инструментом ее постижения. 

Критика:

«Думаете ли вы, что возвысите национальную эпопею, если откроете имя жалкого индивидуума, который ее сочинил! Что мне за дело до этого человека, который становится между человечеством и мною? Что значат для меня незначительные слоги его имени? Это имя ложно; истинный автор не он, а нация, человечество, работавшее в определенное время и в определенном месте <...>. Прекрасно только человечество. Гении только исполнители его внушений.» (Э. Ренан. Будущее науки, 1848 г.)

"Книга - порождение иного "я", нежели то, которое проявляется в наших повседневных привычках, общении, пороках" (М. Пруст).

"Установка на личностное, провоцируемая вопросом о личных побудительных причинах творчества, совершенно неадекватна  произведению искусства в той мере, в какой произведение искусства не человек, а нечто сверхличное. Оно — такая вещь, у которой нет личности, и для которой личностное не является поэтому критерием. И особенный смысл подлинного произведения искусства как раз в том, что ему удается вырваться на простор из теснин и тупиков личностной сферы, оставив далеко позади всю временность и недолговечность ограниченной индивидуальности" (К. Юнг. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству, 1922 г.).

"Личная психология творца объясняет, конечно, многое в его произведении, но только не само это произведение. Если же она могла бы объяснить это последнее, и притом успешно, то его якобы творческие черты разоблачили бы себя как простой симптом, что не принесло бы произведению ни выгод, ни чести" (К. Юнг. Психология и поэтическое творчество, 1947)
 

 

 

Герменевтика | Просмотров: 258 | Дата: 23.07.2020 | Комментарии (0)

Феноменологическая теория рассматривает произведение искусства как: 

  • феномен сознания (объект, смысловое содержание которому придает только сознание - творящее или воспринимающее) / 
  • феномен диалога сознаний автора и читателя / 
  • феномен диалога сознания читателя с текстом

 Общая для литературоведческой феноменологии методологическая установка ориентирует исследование на выявление опыта работы сознания, творящего или воспринимающего художественный текст.

Примеры:

  • экзистенциализм (Сартр, Камю)
  • американская рецептивная критика (С. Фиш)
  • школа критиков Буффало
  • Роман Ингарден
  • немецкая рецептивная эстетика (Констанцская школа: В. Изер, Х.-Р. Яусс)
  • феноменологическая герменевтика П. Рикера.
Общие определения | Просмотров: 201 | Дата: 21.07.2020 | Комментарии (0)


1-5 6-10 ... 16-20 21-25 26-30 31-33

Copyright MyCorp © 2024