Категории раздела

Общие определения [4] Герменевтика [8]

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа





Четверг, 28.03.2024, 14:23
Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт А. В. Аксёнова
Главная | Регистрация | Вход
ОПРЕДЕЛЕНИЯ


В категории определений: 8
Показано определений: 1-8


Сортировать по: Названию

Французская романтическая герменевтика. Шарль Огюстен де Сент-Бёв (1804-1869).

Произведение - словесное выражение / отражение авторской субъективности. Личность автора в произведении "сказывается вся целиком". "Каково дерево, таковы и плоды". Поиск прямой ("естественной") связи между личностью автора и его творчеством. 

Задача - реконструкция психологического портрета писателя, "воскрешение живого облика" автора:

  1. Изучение документов о его жизни.
  2. Вживание, вчувствование, "перевоплощение" в автора.

Предметом толкования у Сент-Бёва является не столько само произведение, сколько тайна внутренней жизни автора. Произведение оказывается лишь средством, инструментом ее постижения. 

Критика биографического метода: "Книга - порождение иного "я", нежели то, которое проявляется в наших повседневных привычках, общении, пороках" (М. Пруст).

 

Герменевтика | Просмотров: 195 | Дата: 23.07.2020 | Комментарии (0)

"Целое понимается через часть, а часть понимается только в связи с целым" (Фридрих Шлейермахер, 1768-1834).

Произведение - одновременно и часть, и целое.

Часть - языка ( -> требуется "грамматическое толкование") и частное выражение духовной жизни автора ("психологическое толкование").

Целое - эстетическая целостность произведения ("техническое толкование" - анализ композиции, жанровой специфики).

Герменевт в акте понимания произведения всегда движется по кругу: от дивинации (интуитивного предположения) в отношении смысла целого к анализу частей (язык, биография автора), от анализа частей - к новой дивинации в отношении целого. И так до бесконечности. С каждым витком герменевтического круга герменевт все больше углубляет понимание авторской речи. 

Герменевтика | Просмотров: 163 | Дата: 24.07.2020 | Комментарии (0)

Выявление субъективных значений, вложенных в слово автором, путем сравнения значений слов в тексте с их словарным, языковым значением.

Герменевтика | Просмотров: 169 | Дата: 24.07.2020 | Комментарии (0)

Реконструкция того переживания, на почве которого возник замысел и которое непосредственно выразилось в произведении, путем комплексного изучения биографии и психологии автора. Поиск той эмоции, которая стала толчком к написанию произведения. 

Герменевтика | Просмотров: 181 | Дата: 24.07.2020 | Комментарии (0)

Способ толкования, который осуществляется интуитивно. Эмпатическое вживание, вчувствование, перевоплощение интерпретатора в автора, уничтожение исторической дистанции между ними. Способность "уравняться с автором" в знании жизни и языка. 

Герменевтика | Просмотров: 155 | Дата: 25.07.2020 | Комментарии (0)

Вильгельм Дильтей (1833-1911).

Науки о природе VS науки о духе. "Природную жизнь мы объясняем, а духовную жизнь понимаем".

Текст - воплощение авторской эмоции. Цель - реконструкция того авторского переживания, которое нашло выражение в тексте.  Это возможно только посредством дивинации. Интерпретация - акт сугубо психологический. Внутренний мир автора, нашедший свое выражение в произведении, "не промысливается, а переживается" (не объясняется посредством анализа различных факторов, а понимается посредством вживания).

При этом субъективность герменевта не препятствует (Шлейермахер), а, напротив, помогает пониманию неповторимой чужой индивидуальности. Понимание - акт индивидуально-личностный. 

Критика: понимание смысла произведения подменяется пониманием авторской психологии.

Герменевтика | Просмотров: 143 | Дата: 26.07.2020 | Комментарии (0)

Ипполит Тэн (1828-1893)

Поиск законов («естественных причин»), определяющих развитие культуры.

Эти причины суть -

  • раса («врожденные, наследственные склонности, которые появляются на свет вместе с человеком» и обусловлены его принадлежностью к тому или иному народу. При этом сами расы определяются как «естественные разновидности человека, подобные породам быков и лошадей»);
  • среда (географические, климатические и социальные условия и обстоятельства жизни нации);
  • момент (конкретный период в жизни нации, специфика его исторического содержания). 

Произведение ценится в первую очередь в качестве «замечательного, необычайно чувствительного прибора» изучения жизни нации . Из произведения можно почерпнуть «психологию души его создателя, зачастую — психологию века, а иногда и психологию целой расы».
Автор - представитель национальной психологии. Индивидуальный характер автора самоценного интереса не имеет. Характер автора является лишь вариацией «господствующего характера» нации, сформированного «расой» и «средой».
Развитие литературных форм (одни умирают, другие «размножаются») происходит в полном соответствии с действием таких «естественных причин», как «среда» и «момент». Литература развивается в соответствии с законом, подобным закону естественного отбора.

Герменевтика | Просмотров: 182 | Дата: 14.09.2020 | Комментарии (0)

Карл Маркс (1818-1883)

  1. Бытие определяет сознание (материализм).

  2. Литература - это часть "надстройки", которая зависит от экономических отношений ("базиса"). 

  3. В зависимости от способа производства в истории человечества выделяются несколько общественно-экономических формаций (первобытно-общинный строй, феодально-рабовладельческий, буржуазно-капиталистический, социалистический), а рамках которых происходит борьба классов - групп людей, связанных одинаковым отношением к средствам производства - за свои материальные интересы (выгоду, экономическое благополучие).

  4. Производительные силы (средства и предметы труда, люди, ими профессионально владеющие) постоянно развиваются (научно-технический прогресс), что в какой-то момент приводит к устареванию существующих производственных отношений (отношения между людьми, складывающиеся в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления), что создает напряжение в обществе. 

  5. Господствующий класс (собственники средств производства) реакционен (стремится сохранить свое господство над средствами производства), эксплуатируемый класс прогрессивен (стремится освободиться от гнета и стать господствующим). Классовая борьба между прогрессивным и реакционным классом является двигателем исторического процесса, который развивается поступательно (прогресс) и революционно. В результате революции происходит смена общественно-экономической формации, то есть, приведение производственных отношений в соответствие с достигнутым уровнем развития производительных сил общества.

  6. История завершится победой класса пролетариата и установлением бесклассового общества (коммунизм), поскольку высокий уровень развития производительных сил (благосостояния общества) перестанет требовать разделения общества на антагонистические классы (исчезнет частная собственность на средства производства и порождаемые ею социальные противоречия). 

  7. Каждый антагонистический класс является носителем определенной идеологии - системы взглядов, обосновывающих и оправдывающих интересы (выгоду) данного класса. 

  8. Произведение искусства - это выражение (часто неосознанное) классового сознания или классовой идеологии его автора и - шире - класса, к которому он принадлежит.

  9. Задача интерпретатора - обнаружить классовую сущность произведения (интересы какого класса оно выражает и "обслуживает"). Это необходимо для развития классового сознания у прогрессивного класса (ясного осознания своих экономических и политических интересов, "сознательности") . От этого также зависит оценка произведения и всего творчества автора ("прихвостень буржуазии", "певец пролетариата", "прогрессивный писатель", "реакционный писатель" и т.п.). 

Герменевтика | Просмотров: 147 | Дата: 21.09.2020 | Комментарии (0)



Copyright MyCorp © 2024