Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В разделе определений: 12 Показано определений: 1-5
Совокупность школ, опирающихся на принципиально солидарную теорию текста и практикующих солидарные методологические установки в работе с художественными феноменами. |
Общая для поэтики теория текста рассматривает произведение как замкнутый эстетический объект, созданный с целью оказания определенного эффекта (воздействия) и существующий отдельно от автора и читателя.
Общая для поэтики методологическая установка ориентирует на выявление особенностей внутренней организации произведения (структуры, худ. приемов), благодаря которым оно создает тот или иной художественный эффект.
Примеры:
- классическая поэтика (Аристотель)
- формальная школа
- Новая критика
- структурализм.
|
Объединяющим признаком школ герменевтической парадигмы является установка на толкование скрытого, глубинного смысла художественного произведения.
Два подхода к смыслу произведения:
1. Классический: смысл - объективная данность, в готовом виде присутствующий в произведении и доступный в акте профессиональной дешифровки (Сент-Бев, Шлейермахер, Дильтей, марксизм, фрейдизм, юнгианство, мифокритика).
2. Онтологическая герменевтика: смысл оформляется (образуется) в процессе чтения (Хайдеггер, Гадамер, постструктурализм).
Примеры:
- библейская герменевтика (экзегетика)
- классическая герменевтика (толкование античных авторов в эпоху Ренессанса)
- романтическая герменевтика
- марксистское литературоведение
- психоаналитическая герменевтика
- юнгианская герменевтика
- мифокритическая герменевтика
- онтологическая герменевтика (М. Хайдеггер)
- философская герменевтика (Г.-Г. Гадамер)
- постструктурализм
- феминистская герменевтика
- "новая герменевтика" Э. Хирша.
|
Феноменологическая теория рассматривает произведение искусства как:
- феномен сознания (объект, смысловое содержание которому придает только сознание - творящее или воспринимающее) /
- феномен диалога сознаний автора и читателя /
- феномен диалога сознания читателя с текстом.
Общая для литературоведческой феноменологии методологическая установка ориентирует исследование на выявление опыта работы сознания, творящего или воспринимающего художественный текст.
Примеры:
- экзистенциализм (Сартр, Камю)
- американская рецептивная критика (С. Фиш)
- школа критиков Буффало
- Роман Ингарден
- немецкая рецептивная эстетика (Констанцская школа: В. Изер, Х.-Р. Яусс)
- феноменологическая герменевтика П. Рикера.
|
Французская романтическая герменевтика. Шарль Огюстен де Сент-Бёв (1804-1869).
Произведение - словесное выражение / отражение авторской субъективности. Личность автора в произведении "сказывается вся целиком". "Каково дерево, таковы и плоды". Поиск прямой ("естественной") связи между личностью автора и его творчеством.
Задача - реконструкция психологического портрета писателя, "воскрешение живого облика" автора:
- Изучение документов о его жизни.
- Вживание, вчувствование, "перевоплощение" в автора.
Предметом толкования у Сент-Бёва является не столько само произведение, сколько тайна внутренней жизни автора. Произведение оказывается лишь средством, инструментом ее постижения.
Критика биографического метода: "Книга - порождение иного "я", нежели то, которое проявляется в наших повседневных привычках, общении, пороках" (М. Пруст).
|
|
|