Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В разделе определений: 12 Показано определений: 6-10
"Целое понимается через часть, а часть понимается только в связи с целым" (Фридрих Шлейермахер, 1768-1834).
Произведение - одновременно и часть, и целое.
Часть - языка ( -> требуется "грамматическое толкование") и частное выражение духовной жизни автора ("психологическое толкование").
Целое - эстетическая целостность произведения ("техническое толкование" - анализ композиции, жанровой специфики).
Герменевт в акте понимания произведения всегда движется по кругу: от дивинации (интуитивного предположения) в отношении смысла целого к анализу частей (язык, биография автора), от анализа частей - к новой дивинации в отношении целого. И так до бесконечности. С каждым витком герменевтического круга герменевт все больше углубляет понимание авторской речи. |
Выявление субъективных значений, вложенных в слово автором, путем сравнения значений слов в тексте с их словарным, языковым значением. |
Реконструкция того переживания, на почве которого возник замысел и которое непосредственно выразилось в произведении, путем комплексного изучения биографии и психологии автора. Поиск той эмоции, которая стала толчком к написанию произведения. |
Способ толкования, который осуществляется интуитивно. Эмпатическое вживание, вчувствование, перевоплощение интерпретатора в автора, уничтожение исторической дистанции между ними. Способность "уравняться с автором" в знании жизни и языка. |
Вильгельм Дильтей (1833-1911).
Науки о природе VS науки о духе. "Природную жизнь мы объясняем, а духовную жизнь понимаем".
Текст - воплощение авторской эмоции. Цель - реконструкция того авторского переживания, которое нашло выражение в тексте. Это возможно только посредством дивинации. Интерпретация - акт сугубо психологический. Внутренний мир автора, нашедший свое выражение в произведении, "не промысливается, а переживается" (не объясняется посредством анализа различных факторов, а понимается посредством вживания).
При этом субъективность герменевта не препятствует (Шлейермахер), а, напротив, помогает пониманию неповторимой чужой индивидуальности. Понимание - акт индивидуально-личностный.
Критика: понимание смысла произведения подменяется пониманием авторской психологии. |
|
|