Форум »
Английская литература »
Средние века и Ренессанс »
Кристофер Марло »
"Трагическая история доктора Фауста"


Это форум для студентов вуза.
Участие сторонних пользователей
не предусмотрено.

Среда, 20.11.2024, 02:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт А. В. Аксёнова
Главная | Регистрация | Вход
"Трагическая история доктора Фауста" - Форум


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
"Трагическая история доктора Фауста"
readeralexeyДата: Воскресенье, 29.03.2020, 19:57 | Сообщение # 1
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 540
Репутация: 2
Статус: Offline
В чем трагедия Фауста? Как в пьесе проявляется кризис ренессансного гуманизма?



Carl Gustav Carus. Фауст в своем кабинете.
Прикрепления: 6982772.jpg (64.9 Kb)
 
danil_naydenovДата: Суббота, 04.04.2020, 19:19 | Сообщение # 2
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 74
Репутация: 0
Статус: Offline
Много где можно прочитатьо трагедии Фауста как о трагедии«титанического ума», трагедии человека, стремящегося к знанию настолько, что он
готов переступить черту, за которой лишь неизбежное духовное падение. Ведь
самое главное, что мы видим в пьесе Марло – это то, к чему может привести
неутолимая жажда знаний, проблема только, что она порождена далеко не
гуманистическими побуждениями. Ведь «жажда знаний», которой Фауст оправдывал
свои действия, оказывается банальной тягой к власти. Даже если он вначале и тешил
себя фантазиями о помощи человечеству, говорил, что «укроет Германию стеной из
бронзы» и оденет студентов в шелка, мы видим, что на самом деле Фауст проводит
выделенные ему 24 года в праздности. Что уж говорить, мы видим в самом начале
пьесы как небрежно Фауст, получивший звание «доктора», относится к наукам и к
Писанию. Он отказывается в них вникать по-настоящему и бросает все, что
становится ему скучно.

Трагедия Фауста – это просто трагедия несчастноговозгордившегося человека, отвернувшегося от Бога, но человека, имеющего,
однако, доброе сердце, которое иногда пытается наставить его на истинный путь. Именно
по этим причинам я не могу назвать Фауста гением или гуманистом, так что я не
думаю, что стоит приводить его как пример кризиса гуманистической личности.
Хотя он, несомненно, прекрасно подходит в качестве иллюстрации кризиса
гуманизма как идеи.

На примере пьесы Марло мы видим, как люди постепенноначинают понимать, что некоторые человеческие амбиции и чуть ли не утопические
планы гуманистов не способны воплотиться в жизнь, что знание не всегда идет на
пользу человеку, который на поверку оказывается гораздо слабее, чем его видели
творцы раннего Возрождения.
 
readeralexeyДата: Суббота, 04.04.2020, 22:03 | Сообщение # 3
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 540
Репутация: 2
Статус: Offline
danil_naydenov,

а Фауста можно назвать трагическим героем?

В нем есть что-то "героическое" - то, что отличает его от "среднего человека", причем, в положительном смысле?

Вызывает ли он сострадание (ср. Аристотель)?

Получается, что он - бездарная, слабая и порочная личность. )
 
danil_naydenovДата: Воскресенье, 05.04.2020, 16:56 | Сообщение # 4
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 74
Репутация: 0
Статус: Offline
Фауста, конечно, можно назвать трагическим героем. Из вступительного слова хора, как и из самого названия, в котором фигурируют слова «трагическая история жизни и смерти» мы можем понять, что история Фауста в
интерпретации Марло не кончится хорошо. Трагизм его отчасти заключается именно
в этом: мы понимаем, что попытки Фауста покаяться на самом деле ни к чему не
приведут, все уже решено заранее. Можно подумать, что он изначально находился в
безвыходном положении, возможно даже до заключения договора с Мефистофелем. Как
только он принял решение отвернуться от Бога, дальнейшая судьба его была решена,
и здесь раскрывается другой аспект трагизма Фауста – борьба души и разума.
Именно властитель-разум заставил его заключить контракт с Мефистофелем, и разум
же подавлял порывы его души к раскаянию, нашептывая, что Бог его не простит и
накажет. И именно разум заставил его поверить в иллюзию власти над предметом
при наличии знания о нем (отсюда и вытекает прикрытая жаждой знаний жажда власти).

То есть в какой-то степени трагическая смерть Фауста была
предопределена его собственным характером. И печальные последствия этой
превалирующей власти разума над душой также обозначают кризис гуманистических
идей.

По беспомощности перед лицом неизбежного Фауста можно
сравнить с Эдипом, они одинаково вызывают сострадание и страх у читателя, с
каждым мигом приближаясь к заранее известному концу.

«Героическими», мне кажется, в Фаусте можно назвать лишь его
изначальные стремления нести добро, которые, увы, себя не оправдали, и его огромный
потенциал, который был направлен, однако, в совсем не подходящее русло. Но я
буду рад услышать другие мнения на этот счет)
 
dolysovacomДата: Четверг, 04.06.2020, 21:58 | Сообщение # 5
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 65
Репутация: 0
Статус: Offline
Пьеса о Фаусте - это трагедия, раскрывающая внутреннюю борьбу ученого-гуманиста, который стремится к безграничной власти и достигает ее с помощью Мефистофеля. Но, как мы знаем, недолго приходится властвовать главному герою. Расплатой за содеянное было похищение его души Мефистофелем. Этого можно было бы избежать, но Фауст упрямо и слепо последовал своим желаниям. Итак, трагедия Фауста, по моему мнению, состоит в том, что:
1. Он обратился ко злу. Даже если у него были благие цели, Мефистофель, как служитель ада, не исполнил бы их так, как следовало. Зло не может породить добро;
2. Он отвергал науки и Писание только потому, что находил это скучным. Также, это является одной из причин призыва Мефистофеля;
3. Он не знал самого себя. Фауст надеялся, что обладая знаниями, принесет много добра людям. Он так и не достиг своих мнимых целей. Какой же он ученый, если не зная самого себя, захотел узнать весь мир?

Чтобы понять, как в пьесе проявляется кризис ренессансного гуманизма, обратимся к основной идее этого понятия. Главный принцип ренессансного гуманизма в том, что человек имеет высшее назначение, наделен разумом, обладает добродетелью и безграничными творческими возможностями. В пьесе мы наблюдаем, что разум не помог герою совершить добродетель, а, наоборот, загубил бессмертную душу. Не верится и в высшее назначение Фауста. Он не чувствует себя частью мира, но стремится завоевать его и владеть им. Его идея - о достижении могущества с помощью знания, которое может стать властью. И это не соотносится с традицией ренессансного гуманизма.
 
zhuravleva369Дата: Четверг, 04.06.2020, 23:49 | Сообщение # 6
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 67
Репутация: 0
Статус: Offline
Кристофер Марло – это фигура, стоящая у истоков английскогоВозрождения. Жанр английской трагедии сформировался именно в его творчестве.

Фауст Марло – типичная ренессансная личность, он выделяется из толпы, он дерзок и
стремится реализовать весь свой человеческий потенциал. С другой стороны, эта же
личность вплетается в схему, похожую на «моралите». Основа моралите — это борьба
за душу человека. И Марло использует обстановку, присущую моралите, помещая
туда Фауста. Сравнивая Фауста, допустим, с Тамерланом Великим, мы видим, что у
Тамерлана есть непоколебимая уверенность в правильности своего пути, Фауст же
терзаем различными сомнениями, в нем нет той могучей уверенности. Внутренний
конфликт Фауста составляет суть пьесы.

Марло показывает в трагедии всю тщету усилий своего героя. То, что главный герой принимает поначалу за некие иллюзорные вещи (считает рай и ад несуществующими), оказывается настоящим. А
то, что он принимает за реальное (власть, нечеловеческое знание), - оказывается
иллюзорным. Его трагедия в том, что он был запутан еще с самого начала. И всем
с самого начала было понятно, что, шествуя по этому неверному пути, он
погибнет.

К тому же, Фауст, имея огромные амбиции, слаб, как личность. Характерной чертой гуманизма эпохи Возрождения являлось «открытие человека», страстная жажда знания, стремление к открытиям и изобретениям во всех областях жизни. И
вот, Фауст, получив неограниченный доступ к знаниям и огромное поле для полезной деятельности, начинает творить совершенно не в том русле, в каком собирался изначально. Он не выдержал испытание властью. Его изначально слабая личность просто сломалась. Он не смог воплотить ничего из тех благородных намерений, которыми он был ослеплен сначала. В этом и проявляется кризис ренессансного гуманизма. Даже имея все возможности, человек не сможет использовать их для развития своей личности и улучшения мира, он просто сломается.
 
alekssander-com29Дата: Воскресенье, 14.06.2020, 21:28 | Сообщение # 7
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 122
Репутация: 0
Статус: Offline
На мой взгляд, трагедия Фауста заключатся в расхождении между его душой и его разумом. Изначально благородные стремления к знаниям оказываются простым желанием славы власти и богатства. Фауста можно интерпретировать
как вариацию на тему «цель оправдывает средства». Он ищет знания не ради других, а ради собственного могущества, а средством для достижения этого становится как раз дьявол.

Кризисом гуманизма здесь можно назвать кризис внутри самого героя. Неограниченная свобода знаний и личности приводит к разрыву с обществом, которому, по задумке гуманизма, ученые умы должны содействовать. Это можно считать своего рода признанием утопичности части идей гуманизма.

...ринулся в запретные высоты
На крыльях восковых; но тает воск -
И небо обрекло его на гибель.

Внечеловеческие амбиции достижения бесконечной полноты знаний оказываются губительными для Фауста. Даже сам дьявол сочувствует ему, узнавая в гордом свободолюбивом ученом себя и свою судьбу. Он предпочел гордость смирению.
Мефистофель мог дать ему все и сразу, и Фауст принял то, что в конце концов его погубило.
 
xatewo8727Дата: Вторник, 23.06.2020, 00:39 | Сообщение # 8
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
Репутация: 0
Статус: Offline
Я считаю, что Фауст — зеркало человечества. Я считаю, что "Фауст" Марло, это одна из самых страшных и пророческих пьес, из всех когда-либо написанных.
Сам Доктор Фауст представляет собой апофеоз просвещенческого проекта. Он невероятно умён. Его интеллект в итоге привёл его к практически полной властью над реальностью. Однако всё имеет свою цену — учёный кончает жизнь в вечных муках в аду.
Цивилизация — это Фауст. С допотопных времён, человек ищет способы эксплуатировать нашу голубую планету, наш дом данный Богом. Именно просвещенческий проект привёл нас к ужасам двадцатого века. Основными действиями Фауста, равно как и "деятелей индустриального прогресса", являлясь в первую очередь эксплуатация ресурсов, бесконечное обогащение благодаря демону Мефистофелю.

"EVIL ANGEL. Go forward, Faustus, in that famous art
Wherein all Nature's treasure is contain'd:
Be thou on earth as Jove is in the sky,
Lord and commander of these elements."

Фауст достиг своей цели, он поработил природу, но поплатился за это страшной ценой. Так и наша цивилизация целиком поработила природу посредством неостановимого технического прогресса. Фауст — мелочный и бессердечный злодей, но злодей такой, какого мы можем найти в нас самих, злодей которым стала наша индустриальная цивилизация.
Конечно, скорее всего Марло не задумывался о далеко идущих подтекстах своей пьесы. Однако я считаю, что это один из самых лучших и глубоких способов её интерпретации. Фауст — мрачное предупреждение всем нам, мрачное пророчество из глубокого средневековья.


Зипунников С.
 
tukova0306Дата: Понедельник, 24.08.2020, 21:42 | Сообщение # 9
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 73
Репутация: 0
Статус: Offline
Трагедия Фауста – это философско-психологическая трагедия,раскрывающая внутреннюю борьбу ученого-гуманиста, который стремится к неограниченной
свободе личности. Это трагедия ума, трагедия человека, стремящегося к знанию и ослепленного настолько, что готов пойти на все, перейти любую черту, не думая о последствиях.  Трагический характер образа Фауста в пьесе Марло отражает кризис гуманистического мировоззрения и знаменует закат ренессансного
гуманизма.


Сообщение отредактировал tukova0306 - Понедельник, 24.08.2020, 21:44
 
valpet251Дата: Суббота, 05.09.2020, 19:22 | Сообщение # 10
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 72
Репутация: 0
Статус: Offline
Безусловно, Фауст - трагический герой. Тяга к новым знаниям стоила ему жизни. Фауст хочет получить такие знания, которые дали бы ему ответы на все вопросы, однако, на самом деле, отчаявшись, он жаждет славы, власти, могущества и богатства. Поддавшись таким мирским страстям, герой заключает сделку с дьяволом. Трагедия Фауста заключается в его душевной слабости, он проиграл в борьбе души и разума, не смог разглядеть путь спасения, разочаровавшись во всем, сам обрекает себя на смерть.
 
readeralexeyДата: Среда, 30.09.2020, 19:48 | Сообщение # 11
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 540
Репутация: 2
Статус: Offline
Цитата xatewo8727 ()
Сам Доктор Фауст представляет собой апофеоз просвещенческого проекта. <...> Именно просвещенческий проект привёл нас к ужасам двадцатого века.

Сергей, пьеса Марло написана в 16 веке. Эпоха Просвещения - это 18 век. Наверное, это про одноименного героя Гете.
 
abalakinan27Дата: Вторник, 09.03.2021, 19:32 | Сообщение # 12
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 235
Репутация: 0
Статус: Offline
Фауст ошибочно думает, что всего достиг. Обрекая себя на погибель, он не понимает все несчастье своего положения, в то время как даже Люцифер жалеет о потерянном блаженстве.

Самая главная проблема Фауста в том, что он думает, что проклят навечно. Он забыл о том, что Христос сошел на землю для Спасения всех людей без исключения. И раскаяться никогда не поздно. Он считает, что Бог его не любит. Он слушает только Ангела зла, несмотря на благую природу его сомнений (перед заключением клятвы - "Моя душа ведь мне принадлежит?"). Читателю на протяжении всего произведения предоставляется возможность увидеть действие любви Божией к человеку: постоянные препятствия, мешающие Фаусту совершить злые намерения - запекшаяся кровь, сомнения, знаки ("Человек-беги!"). Но Фауст не хочет этого принимать. Он сам выбирает трагический финал для себя.

Целью гуманистов является совершенствование человека. И очень важно не упускать тот факт, что оно должно протекать согласно с Богом. Кризис ренессансного гуманизма заключается в том, что на практике происходит так, что человек начинает гнаться за ложными целями, имеющими мимолетность в этой жизни: слава, богатство, роскошь... Как , например, Фауст. Он так и не смог воплотить в жизнь свои первоначальные благие намерения, запутавшись в вечном ублажении своих желаний. Герой думает, что добивается высот своими действиями, но он лишь отдаляется от Бога и действия его Благодати, утрачивает свою человечность.


+++
 
posternaksophieДата: Четверг, 11.03.2021, 16:21 | Сообщение # 13
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 121
Репутация: 0
Статус: Offline
Мне кажется, что трагедия Фауста в первую очередь в том, что Фауст - интеллигент, который не до конца разобрался в науке и из-за своей гордости неправильно эти науки интерпретировал. Стоит только взять вырванную из контекста цитату из Библии, которую Фауст совершенно неправильно понимает и которая, кстати, потом ему откликается. Фауст хочет власти, и даже если сначала Фауст хочет разодеть студентов в парчу, он об этом довольно быстро забывает и ему доставляет удовольствие пошло шутить над священством. Главная проблема Фауста в конце трагедии - это нежелание принять веру в милосердие Бога. Собственно, когда Фауст неправильно интерпретирует цитату из Библии и утверждает, что Бог немилосерден к грешникам, он сам себе выносит приговор.

Кризис ренессанского гуманизма проявляется в том, что Фауст опровергает науки, которые гуманисты превозносили. Кроме того, Фауст теряет свою душу, а это противоречило идеям гуманизма.


+++
 
antonryadinskiДата: Понедельник, 15.03.2021, 15:43 | Сообщение # 14
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 167
Репутация: 0
Статус: Offline
Пьеса о Фаусте - это пьеса о человеке, который не знает, чего он хочет. Его трагедия заключается в том, что он хочет превзойти божественное знание мистическим способом, а именно с помощью дьявола.

Так, в начале пьесы выходит Фауст с кучей книг, он обращается к каждой книге, цитирует каждую и каждую откидывает - символически отрекается от всех наук. В Библии он, например не читает стихи до конца и откидывает ее. Что из этого понимает зритель той эпохи? Он понимает, что Фауст, как минимум, странен, так как не дочитывает фразы до конца. Далее Фауст решается обратиться к магии и сам стать полубогом.

Не до конца понятна логика Фауста, он хочет сделать все самое лучшее в начале: для страны - обнести ее стеной, для студентов - одеть их в шелка. Но когда он получает могущество от дьявола, он летит в Рим издеваться на папой и просит 50 долларов за лошадь у перекупщика, хотя эти деньги ему абсолютно не нужны - у него и так все есть. Таким образом, Фауст, получив свое знание, не делает ничего хорошего для общества и для себя.

Фауст, как и гуманисты, говорит о многом, но его утопические идеи не соответствуют реальности. Да, универсальное знание, к которому стремятся гуманисты не плохо само по себе, но где его прикладное применение? В этом всем и проявляется кризис ренессансного гуманизма - много слов, но мало дел.

+++


Сообщение отредактировал readeralexey - Понедельник, 22.03.2021, 16:58
 
tsumskaa30Дата: Суббота, 20.03.2021, 15:07 | Сообщение # 15
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 275
Репутация: 0
Статус: Offline
В чем трагедия Фауста?

Само название произведения свидетельствует о том, что история жизни Фауста трагична.
Я считаю, что трагедию Фауста можно выразить так: несмотря на то что в его душе заложено добро, зло берет верх и побеждает, и Фауст, хотя и может войти в Жизнь Вечную и быть спасённым, попадает в ад.

Фауст происходит не из знатной семьи, однако своим старанием в учении и успехами в богословии достигает высот. Он с прилежанием исследует Аристотеля, медицину, право, стремясь найти ответы на все вопросы. Его намерения благи: он хочет обнести стеной Германию для защиты от врагов, нарядить студентов в шелка. К Мефистофелю же он обращается, чтобы познать главную тайну бытия – Кто создал мир?

Тем не менее, получив власть, Фауст меняется: он забывает свои благие цели на пользу всему человечеству, обращаясь к низменным страстям, он мечтает о земной власти и наслаждениях. Грех Фауста заключается в его стремлении к беспредельному. Прибегая к магии, он стремится достичь божественной власти: знать всё и владеть невидимым миром. Постепенно происходит деградация души Фауста.

Грустно читать, как Фаусту много раз даруется возможность вернуться и раскаяться, обретя Спасение, но он не может воспользоваться ей из-за своего страха. Когда он пишет дарственную запись (о продаже души и тела), его кровь сворачивается, Фауста одолевают сомнения (а может, душа принадлежит не ему?). На руке возникает надпись: «Человек, спасайся!», но Фауст боится, что Бог его отправит в ад, поэтому у него не хватает сил обратиться. Своё малодушие Фауст проявляет несколько раз: он хочет раскаяться, но страшится: «Ты проклят, Фауст!», пытается обратиться к Богу, но является Люцифер, который переманивает его вновь.

Самым трагичным является конец произведения и монолог. Старик пытается дать надежду на Спасение, но Фауст пребывает в отчаянии. Студенты, узнав историю продажи души дьяволу, советуют профессору молиться и сами готовы помочь ему молитвой. Однако Фаусту мерещится гнев Божий, и он уверен, что ему нет Спасенья, Люцифер жжет ему грудь, когда он произносит имя Христа.

Как в пьесе проявляется кризис ренессансного гуманизма?

Мне кажется, что кризис ренессансного гуманизма заключается в определении предела человеческим возможностям. Идея Марло подтверждает, что существует сила, которая способна помешать самореализации человека, его стремлению к самосовершенствованию. Эта сила – зло, или грех. Последние слова хора подводят итог всему произведению:
«На гибель Фауста взирайте все!
Его судьба да отвратит разумных
От области познанья заповедной,
Чья глубина отважные умы
Введет в соблазн - творить деянья тьмы».

+++
 
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024