Форум »
Английская литература »
Средние века и Ренессанс »
Кристофер Марло »
"Трагическая история доктора Фауста"


Это форум для студентов вуза.
Участие сторонних пользователей
не предусмотрено.

Среда, 09.07.2025, 13:05
Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт А. В. Аксёнова
Главная | Регистрация | Вход
"Трагическая история доктора Фауста" - Страница 2 - Форум


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
"Трагическая история доктора Фауста"
readeralexeyДата: Воскресенье, 29.03.2020, 19:57 | Сообщение # 1
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 576
Репутация: 2
Статус: Offline
В чем трагедия Фауста?

Что говорит о характере Фауста то, как он планирует использовать полученную от Мефистофеля власть, а также его восхищение красотой Елены Прекрасной?

Чего достиг Фауст благодаря сделке с Мефистофелем? Каковы пределы и характер полученных им знаний и власти?

Как в пьесе проявляется кризис ренессансного гуманизма?

Найдите в пьесе элементы моралите и других жанров средневекового народного театра. Чем пьеса отличается от этих жанров?

Есть ли в пьесе богословская проблематика? В чем она состоит?

Можно ли назвать пьесу антикатолической, антипуританской, антиангликанской, антихристианской?

Знаете ли вы предшественников, "родственников" и двойников Фауста в мировой литературе? В чем их сходство и в чем различия относительно героя Марло?

Насколько актуальна проблематика трагедии? Что в современном мире перекликается или "рифмуется" с опытом Фауста?

Сочувствуете ли вы Фаусту?
 Хотел ли Марло, чтобы зритель ему сочувствовал? Есть ли какие-нибудь свидетельства относительно этого в тексте?

***

Прокомментируйте:

Что быть должно, то будет! Прочь, Писанье!
Божественны лишь книги некромантов
И тайная наука колдунов.
Волшебные круги, фигуры, знаки...
Да, это то, к чему стремится Фауст!
О, целый мир восторгов и наград,
И почестей, и всемогущей власти
Искуснику усердному завещан!
Все, что ни есть меж полюсами в мире.
Покорствовать мне будет! Государям
Подвластны лишь владенья их. Не в силах
Ни тучи гнать они, ни вызвать ветер.
Его же власть доходит до пределов,
Каких достичь дерзает только разум.
Искусный маг есть всемогущий бог.
Да, закали свой разум смело, Фауст,
Чтоб равным стать отныне божеству.

*

Ангел добра

О, Фауст, не читай проклятой книги.
Прочь, прочь ее! Ты встретишь в ней соблазн
И навлечешь суровый гнев Господень!
Кощунство здесь! Писанье лишь читай!

Ангел зла

В искусстве славном, Фауст, подвизайся,
В нем все сокровища природы скрыты.
Будь на земле, как в небесах Юпитер —
Владыкой, повелителем стихий!

(Ангелы уходят).

Фауст

Я этого и жажду всей душою!
Смогу ли я незримых духов слать
За чем хочу, во все концы земли?
Я прикажу все тайны мне открыть,
Осуществлять все замыслы мои
За золотом мне в Индию летать,
Со дна морей сбирать восточный жемчуг,
И, обыскав все уголки земли,
Чудесные и редкие плоды
И царские мне яства приносить!
Велю открыть нездешнюю премудрость
И тайны иноземных королей;
Германию укрыть стеной из бронзы
И быстрый Рейн направить в Виттенберг;
Наполнить школы я велю шелками,
В которые студенты облекутся;
Найму войска, какие захочу,
На золото, что духи мне доставят;
И изгоню отсюда принца Пармы
И стану всех земель отчизны нашей
Единственным отныне государем!
Военные снаряды похитрее.
Чем огненный антверпенский корабль,
Изобрести велю я духам-слугам!

*

Узнайте же, что вашими словами
Я побежден и, наконец, решился
Наукою таинственной заняться.
Но не одни слова - воображенье
Меня влечет, ничем не насыщаясь.
Мой полон ум мечтой о колдовстве.
Постылы мне обманы философий;
Для мелких душ - и знахарство, и право,
А низменней всех трех их - богословье,
Ничтожное, суровое, тупое.
Лишь магия одна меня пленяет!

*

Произнеси свои заклятья, Фауст,
И посмотри, тебе покорны ль бесы.
За то, что ты им поклоняться начал.

*

Будь столько душ во мне, как звезд на небе,
Я отдал бы их все за слуг подобных!
Я вместе с ним владыкой мира стану;
По воздуху я перекину мост,
Чтоб проходить над океаном с войском;
Я Африки прибрежные холмы
С Испанией солью в сплошную сушу,
И дань сбирать я с них обеих буду!
И никакой ни князь, ни император
В Германии не должен будет жить
Без моего на то соизволенья!

*

Теперь, о друг мой Фауст,
Ты осужден, и нет тебе спасенья!
К чему мне размышлять о небесах?
Прочь, вздорные мечты и безнадежность!
Отчайся в Боге, Вельзевулу верь.
Назад ни шагу, Фауст! Будь же твердым!
Зачем колеблешься? О, кто-то шепчет:
«Брось магию и к Богу возвратись».
Да, Фауст снова к Богу возвратится...
Как, к Богу? Он тебя не любит.
Ты служишь прихоти своей, как Богу, —
Таков закон владыки Вельзевула.
Ему построю храм, и на алтарь
Кровь теплую пролью новорожденных!
(Сц. 3)

*

В чем тайный смысл такой задержки крови?
Не должно мне подписывать обет?
Застыла кровь, чтоб я не мог писать?
"Вручается душа"... тут запеклось...
Моя душа ведь мне принадлежит?
Пиши же вновь: "Вручается душа...".

*

Все кончено, и никогда не вспыхнет
Раскаянье в окаменелом сердце!
Чуть вспомню я о вере, о спасенье,
Как страшное в ушах грохочет эхо:
"Ты проклят, Фауст!". Вдруг передо мной
Являются кинжалы, шпаги, ружья,
С отравою бокалы и веревки,
Чтоб мог я вмиг покончить с этой жизнью.
И я себя давным-давно убил бы.
Но радости земные побеждают
Отчаянье глубокое во мне.

*

О нет, здесь ад, и я всегда в аду,
Иль думаешь, я, зревший лик Господень,
Вкушавший радость вечную в раю,
Тысячекратным адом не терзаюсь,
Блаженство безвозвратно потеряв?
О Фауст, брось бесплодные вопросы,
Что ужасом гнетут мой скорбный дух.
(Сц. 3)

*

Я виноват! Прости меня, и Фауст
Клянется впредь не помышлять о небе,
Не поминать и не молиться Богу.
Священное Писание сжигать,
Всех истреблять служителей господних
И духов слать для разрушенья храмов!

*

Ты, Фауст, что? Приговоренный к смерти!
Твой срок течет и близится к концу...
Отчаянье родит в душе неверье,
Терзаньями врывается в мой сон!
Но ведь Христос и на кресте воззвал
К разбойнику? Так будь покоен, Фауст!

*

Елена! Жить хочу в устах твоих.
В них - небо! Все, что не Елена, - прах!
Я - твой Парис! Пусть за любовь твою
Разграбят вместо Трои Виттенберг,
Сражаясь с жалким Менелаем, шлем
Я перьями твоих цветов украшу.
Я снова поражу в пяту Ахилла
И вновь к тебе вернусь за поцелуем.
О, ты прекраснее небес вечерних,
Одетых красотой несчетных звезд,
Светлее, чем блистающий Юпитер,
Представший пред злосчастною Семелой,
Пленительней, чем властелин небес
В объятиях лазурных Аретузы.
Лишь ты моей возлюбленною будешь!

*

Оставь проклятое искусство, Фауст,
Оно тебя до ада доведет,
И ты спасения души лишишься.
Хотя ты согрешил, как человек,
В грехе ты не упорствуй, словно дьявол.
Душа твоя нежна и благородна.
Коль грех еще не стал твоей натурой.
С раскаяньем не медли, будет поздно.
Ты будешь изгнан из небесных кущ.
Никто из смертных описать не в силах
Мучений адских. Речь моя жестока
И тягостна, но говорю, мой сын,
Я это не из зависти, не в гневе,
А из любви, из жалости к тебе.
Верь, что укоры дружеские эти
Спасительны для гибнущей души.
(увещание старика в тексте В)

*

Отверженный! Где ж милосердье, Фауст?
Вот каюсь я и все же полон страха.
В моей душе ад борется с молитвой.
Как избежать сетей жестокой смерти?


*



Carl Gustav Carus. Фауст в своем кабинете.
Прикрепления: 6982772.jpg (64.9 Kb)
 
katyadorniakДата: Воскресенье, 11.04.2021, 16:22 | Сообщение # 16
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 293
Репутация: 1
Статус: Offline
В чем трагедия Фауста?

Трагедия Фауста, как и многих образованных и искушенных в науках людей, в пресыщении и самообмане. Точка невозврата была пройдена Фаустом в момент, когда он посчитал богословие никчемной наукой лишь потому, что человеческим разумом он не может – или, точнее, не желает – понимать что-то кроме логики. Да, в логике доктору Фаусту не откажешь, его вычисления безупречны: "За грех возмездье - смерть!"+ "Если  мы  говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас" = "Так, значит, мы должны грешить и, следовательно, умереть". Но в этом уравнении не хватает одной, истинно христианской, богодухновенной переменной – Божьего Милосердия, столь абсурдного для всех самодовольных и образованных, наука, доступная студенту – но не профессору.

Почему в Фаусте отсутствует это элементарное для всех христиан понимание? Может ли это быть результатом многих разочарований человека, прошедшего суровый путь от ребенка из небогатой семьи до зажиточного ученого? Может ли это быть от разочарования, вызванного несовершенством мира, которые так хотел исправить Фауст? Или же этот недостающий кусок мозаики остался в руках у автора, потому что будь он на месте, трагедия по просту бы «не сработала»? Отсутствие необходимого винтика в душевном механизме оказалось тем самым винтиком, который запустил трагедию?

И ведь Фауст сам осознает свою «обездоленность». Он полон отчаяния и сожаления. Он может воззвать к Богу в любой момент, но власть диавола уже слишком сильна над ним: заблуждения и отчаяние отравили его душу и парализовали волю. Смерть его не сколько, по названию оригинального текста, «заслуженная», сколько заслуживающая сожаления и служащая нам всем уроком: никакое знание, никакие блага – свои или общие – не стоят бессмертной души.

Как в пьесе проявляется кризис ренессансного гуманизма?

Ренессансный гуманизм, с его прекрасными добродетелями, утверждением свободной воли и добрыми намерениями и постоянным совершенствованием изначально воплощен в Фаусте. Каковы его «планы на всемогущество»? Новые познания и дела милосердия (в частности, попечение о студентах, каким он сам был и познал все скорби школярства).

Но в итоге, что из этого удается ему исполнить? Могло ли получиться что-то доброе при помощи Злого? Фауст умирает как гуманист гораздо раньше, чем умирает как человек. Идея Марло была в том, чтобы продемонстрировать, что у самых добрых намерений есть печальный исход. Человеческая природа подвержена греху, и если человек не отрекается от него полностью, ему никогда не достичь совершенства, даже напротив – он сам не заметит, как будет ввергнут в ад. И именно это происходит с «идеальным гуманистом» Фаустом.

+++


EkaterinaDolzhenkova

Сообщение отредактировал readeralexey - Пятница, 04.06.2021, 17:21
 
anastasiadregan864Дата: Среда, 26.05.2021, 23:16 | Сообщение # 17
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 122
Репутация: 0
Статус: Offline
В чем трагедия Фауста? Как в пьесе проявляется кризис ренессансного гуманизма?

Трагедия Фауста заключается прежде всего в том, что он ставит себя выше Бога. Герой жаждал абсолютного знания, которого смертному постичь не суждено, он «...ринулся в запретные высоты...». Фауст пошел по стопам зла, сверхъестественной темной силы, заключив сделку с дьяволом, и начал использовать свои знания в корыстных и преступных целях. Герой погряз в собственной гордости и алчности, ибо хотел стать всемогущим, а всемогущ лишь только Бог. Когда приходит час расплаты, Фауст не уповает на божье милосердие, а лишь сокрушается в том, что натворил и ждет гневной кары. По своей нетерпеливости и высокомерию он не дочитывает отрывок из Библии, где сказано про милосердие Всевышнего, пусть даже человек раскаивается в самый последний момент. Таким образом, Фауст впустую прожигает время своего могущества, не раскаивается перед Богом, не просит Его помощи, и будет вечно гореть в нещадящем пламени преисподней.

В произведении отражен кризис ренессансного гуманизма, ибо Фауст, обладающий немыслимыми знаниями и способностями, тратит их на развлечения и глупости. Более того,  он идет против Бога, выбрав сторону мистического и сверхъестественного. В трагедии ясно дается понять, что человеческий разум не способен познать все и ответить на самые важные вопросы бытия.

+++


Сообщение отредактировал readeralexey - Пятница, 04.06.2021, 17:24
 
sasavasl15Дата: Суббота, 09.04.2022, 19:35 | Сообщение # 18
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 161
Репутация: 1
Статус: Offline
Главная трагедия жизни Фауста - ограниченность человеческих знаний. Фауст желает большего, но эту жажду невозможно удовлетворить через обычные знания. Также, вторая глобальная проблема заключается в недоверии Богу и недостатке упования на его милосердие. Поскольку это выше человеческого понимания, и Фауст, несмотря на его великолепный, уникальный ум, этого не может понять – и умирает без покаяния, хотя Бог был готов принять его в любое время.

Фауст испробовал все возможности науки того времени. Он произошел из небогатой семьи, сам доучился до звания Доктора. Он преуспел во всех науках, в логике, в медицине. В Библии и богословии он находил противоречия (за грех – смерть, но грешат все, следовательно, всем суждено погибнуть). Однако в этой дилемме он не может учесть одного: Милосердия даже к тем грешникам, кто раскаивается в последний момент. Он жаждет знаний, которых невозможно получить из книг в его руках.

История Фауста становится предметом осмысления среди гуманистов, формируя образ героя, жаждущего высшего знания, и понимающего бессилие человеческого разума для осуществления желаемого.

В трагедии Марло представлен образ героя, отражающего кризис Ренессанса.
Пьеса выражает сомнения в возможности достижения ренессансного идеала человека, и мысль, что гуманистическая идеология неизбежно приводит к конфликту с Богом.


++


Сообщение отредактировал readeralexey - Вторник, 21.06.2022, 00:24
 
marichernaya911Дата: Вторник, 26.04.2022, 16:23 | Сообщение # 19
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 176
Репутация: 0
Статус: Offline
Трагедия Фауста заключается в том, что герой, разочаровавшись в науке, превознес в себе свой собственный ум, возгордился, и это лишило его целостности души, привело к духовной катастрофе. Этим он попрал несокрушимый Божественный авторитет и направился в «запретные», недоступные простым смертным высоты. Да, его дерзновенной смелости хватило на этот шаг. Но как воск не может, по своей природе, неповрежденным приблизиться к солнцу, так и человек не может преодолеть законы бытия и посредством мистицизма и некромантии превзойти Божественные законы. Потому Икар, чей образ приводится в первом вступлении Хора, приблизившись к солнечному жару на восковых крыльях, упал в море и погиб в его пучине. Потому был низвергнут Фауст в осознание немощи своей и своего ума, с которыми он не смог смириться. На протяжении пьесы ему было дано много шансов покаяться, но он так и не смог воспользоваться ими, потому что лукавые духи затуманили ему ум.

Интересна идея, которая звучит в пьесе: ад – это не темное, заполненное огнем со страдающими в нем грешниками место под землей. Ад – это состояние души и ума. Мефистофель и Люцифер говорили: «мы в аду всегда», они скорбели об утраченной ими райской благодати. Они уже ничего не могли поделать со своим положением, но Фауст – мог! Даже продав душу дьяволу и подписав бумагу собственной кровью. Неслучайно кровь его застывала и не давала закончить «договор». Неслучайно вместе со злым ангелом всегда приходил и добрый.

Кризис ренессансного гуманизма в пьесе проявляется в том, что ум человеческий слишком превознесен, ему отводится главенствующее положение. Гуманистические идеи негласно (или явно) предполагали, что человек может сравняться с Богом Творцом. Однако это не так, и «Фауст» ясно доказывает эту мысль. Превознеся себя, человек не найдет Бога, он найдет противоположные ему злые силы, от гордости впадет и в другие грехи, и погубит свою душу. В конце пьесы Фауст произносит скорбный монолог, в котором отрицает силу и власть наук, жалеет о том, что изучал науки и при помощи бесовской силы творил чудеса, хотя это и принесло ему славу во всей Германии, ведь «за эти чудеса Фауст лишился и Германии, и всего мира, и даже самого неба, неба, где престол Господень, обитель благословенных, царство радости, - и я должен вечно пребывать в аду! В аду! Ах, навеки в аду!».

«Фауст» Марло – это пьеса о внутреннем конфликте, из которого герой не смог найти верный выход. Марло опередил Достоевского, сказавшего: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей»». Марло высказал аналогичную мысль на несколько веков раньше: в человеке «ад с благодатью борется».


++++


Сообщение отредактировал marichernaya911 - Пятница, 29.04.2022, 14:29
 
veronikachernykh15Дата: Среда, 04.05.2022, 23:51 | Сообщение # 20
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 207
Репутация: 1
Статус: Offline
Фауст безусловно трагический герой. Если обратиться к Аристотелю и его системе понимания трагического персонажа, то можно выделить свойства, присущие Фаусту: гамартия, высокомерие, перепетия, немезида и катарсис. Конечно, анализируя эти понятия через призму христианского сюжета, то немезида здесь Бог и неизбежность Страшного суда. Фауст идет на сделку с Мефистофелем, обрекая себя на смерть и ад, отрекаясь от вечной жизни.

Но это уже последствия трагического для Фауста. Изначально это высокомерие. В погоне за ответами на вопросы и достижениями в науке, он отрекается от себя. Знать ответы на все вопросы человеку невозможно так же, как и быть совершенным. Это доступно лишь Богу, и Фауст прежде всего отрекается от себя как от человека, потому что имел дерзновение стать Богом на земле. Подобно Люциферу, Фауст тем самым лишает себя вечности.

Перипетией здесь, понятно, является конфликт с Богом. Но стоит отметить, что Бог не отрекался от Фауста. Добрый Ангел до конца призывал к раскаянию и указывал на милость Бога. Но Фауст, хоть и постоянно пытается обратиться к добру, не способен бороться со страхом. Так открывается плоскость его веры. Вера в Бога для Фауста - лишь в надежде на вечную жизнь, и как только он теряет на нее основания, Фауст теряет и веру.

Так, Фауст герой падший, в погоне за, казалось бы, благими намерениями: научными достижениями, лишился самого ценного - права быть человеком. Таким образом проявляется и кризис идеи ренессансного гуманизма. Человек не может быть совершенным, его власть и возможности ограничены.


+++


Сообщение отредактировал readeralexey - Вторник, 21.06.2022, 00:35
 
amasaltsevaДата: Четверг, 12.05.2022, 15:40 | Сообщение # 21
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 209
Репутация: 2
Статус: Offline
Само название «Трагической истории доктора Фауста» указывает на трагичность судьбы главного героя. Доктор Фауст — сильная личность, ученый, гуманист, человек, жаждущий знаний и свободы. Однако в стремлении к знанию Фауст выходит за рамки религии и нравственности. Через его образ таким образом проявляется и кризис ренессансного гуманизма: стремящийся к абсолютному знанию Фауст осознает, что для его достижения не хватит человеческого разума, он бессилен. Трагичным главный герой пьесы Марло остается и после получения «доступа» к этим знаниям. Дарованная сатаной сила иллюзорна, это лишь наваждение и обман чувств. Высокие цели Фауста не выполняются им, вместо этого он обманывает крестьян и подшучивает над Папой. Максимального трагизма образ Фауста достигает в конце пьесы. Внутренняя борьба героя, его отчаяние, финальное не раскаяние и осуждение способствуют этому.

+++


Сообщение отредактировал amasaltseva - Четверг, 12.05.2022, 15:41
 
yarovaya02Дата: Суббота, 21.05.2022, 16:07 | Сообщение # 22
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 191
Репутация: 0
Статус: Offline
В чем трагедия Фауста?

Каждый человек наделён свободой выбора – на протяжении всей нашей жизни мы принимаем решения, выбираем либо путь добра праведности, либо греха и зла. Трагедия Фауста заключается в осознанном отходе от Бога и в намеренном принятии дьявола. Богом данную свободу Фауст направляет в неправильное русло – вместо того чтобы через неё стать свободным от греха, он сам себя осознанно отдает сатане, продаёт ему душу. Эта сделка ужасна - Фауст продаёт то, что ему не принадлежит по праву, то что ему было подарено Богом. Взамен Фауст получает власть, но покупает ее огромной ценой, ценой собственной души. «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Евангелие от Матфея 16:26) В этом намеренном совершении греха заключается духовная смерть Фауста.

Как в пьесе проявляется кризис ренессансного гуманизма?

Одним из основных характеристик гуманизма является изменение образовательной системы до более применяемых к жизни отраслей знаний. Драматург показал, что образование не является самоцелью, также как и не является целью возвеличивания человека. Науки нужны, поскольку они служат для блага человека, для Спасения его души и для прославления Бога.

В трагедии Марло антропоцентрический гуманизм терпит крах. Если в центре жизни стоит не Бог, то это место занимает сам человек, с его гордостью и славолюбием. Если человек достигает результатов в науке, делает открытия не для прославления Бога, то он это совершает для прославления себя.


++


Сообщение отредактировал readeralexey - Вторник, 21.06.2022, 00:45
 
sodrozdovaДата: Пятница, 02.06.2023, 16:29 | Сообщение # 23
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 177
Репутация: 1
Статус: Offline
В чем трагедия Фауста?

На мой взгляд, трагедия Фауста в том, что ему стыдно раскаяться, он настолько погряз в грехе, что уже не может ни молиться, ни думать о Боге. Даже капля Крови Христовой, которая "разлилась по небу" не коснется его, что также показывает отчаяние Фауста в своем спасении. Грех настолько сильно овладел им, что в душе он все еще хочет той власти, что была обещана ему вначале. Поэтому раскаяние его и не принимается. Думаю, что в этот момент мы чувствуем жалость к Фаусту, он сам становится таким же ужасным, как и Мефистофель, и его забирают демоны на дно ада.

В этом заключается главный урок всей трагедии: нельзя надеяться, что зло может принести власть или жизнь.


++


Сообщение отредактировал sodrozdova - Четверг, 15.06.2023, 12:32
 
kseniafilinaДата: Суббота, 03.06.2023, 15:57 | Сообщение # 24
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 19
Репутация: 0
Статус: Offline
В чем трагедия Фауста?

Трагедия Фауста заключается в том, что он решил поставить себя выше Бога. Он стремился к абсолютному знанию, которого человек никогда не сможет достичь. Но Фауст думал, что он способен преодолеть этот "барьер", и прибегнул к нечистой силе. Да, у него хватило смелости на этот поступок, но обойти Божьи законы невозможно. Поэтому, получив желаемое, Доктор Фауст не только не обрел счастья, а наоборот, погряз в пучине душевной боли и пустоты. Он сделал выбор, после которого его ждали необратимые последствия. Перед заключением сделки с дьяволом его предупреждают, что после подписания "договора" ничего изменить уже будет нельзя, но Фауст твердо стоит на своем. Также на протяжении произведения герою неоднократно предоставляется возможность покаяния, но он отвергает ее. Из этого мы можем сделать вывод, что трагедией Доктора Фауста стали его самонадеянность и гордость, которые побудили его попрать духовные законы для достижения эгоистичных целей.


+++


Сообщение отредактировал kseniafilina - Среда, 14.06.2023, 13:27
 
lisaswan001Дата: Суббота, 03.06.2023, 21:59 | Сообщение # 25
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 196
Репутация: 1
Статус: Offline
В чем трагедия Фауста? Как в пьесе проявляется кризис ренессансного гуманизма?

Трагедия Фауста неизбежна, на это нам указывает название пьесы: «Трагическая история доктора Фауста». Главный герой пьесы – талантливый ученый, который «…ринулся в запретные высоты…» для того, чтобы овладеть всеми знаниями мира, абсолютным разумом, который подвластен только одному Богу. Ради этого Фауст готов на все: он продает душу дьяволу, полностью отказываясь от Бога. Именно эгоизм и
 
гордость Фауста подталкивает его на данный поступок.
Пьеса отражает кризис ренессансного гуманизма, который проявляется в том, что Фауст отвергает религиозные и моральные ценности в погоне за знаниями и властью, и это приводит к его гибели и катастрофе.


++


Сообщение отредактировал lisaswan001 - Вторник, 13.06.2023, 22:46
 
lolosipovanikaДата: Суббота, 03.06.2023, 22:28 | Сообщение # 26
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 200
Репутация: 0
Статус: Offline
В чем трагедия Фауста? Как в пьесе проявляется кризис ренессансного гуманизма?

Начну с того, что в центре гуманизма находится человек, а не Бог. Фауст - это очень самодовольный и непоследовательный человек, который слишком много всего захотел: и окружить Германию медной стеной, и завоевать Голландию. Кризис ренессансного гуманизма проявляется в том, что Фауст ничего толком не сделал для людей, единственное, что он хоть как-то сделал для одного человека - оставил дом и богатство Вагнеру.

Мне кажется интересным, что два самых знаменитых произведения Марло - "Тамерлан" и "Трагическая история доктора Фауста" написаны о людях, которые хотят стать великими. Примечательно, что и Фауст, и Тамерлан - реально существовавшие люди. Но если Тамерлан из пастуха смог добиться небывалых высот и захватить почти полмира, то богатый Фауст лишь запутался в своих идеях и заключил контракт с Мефистофелем, условия которого не совпали с реальностью, погубив Фауста. Фауст прекрасный пример следующих слов: ни Богу, ни себе, ни людям. И ни гуманизму, соответственно.


+++


Сообщение отредактировал lolosipovanika - Суббота, 03.06.2023, 22:29
 
mariafokina99Дата: Суббота, 25.05.2024, 18:45 | Сообщение # 27
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 60
Репутация: 0
Статус: Offline
Трагедия Фауста состоит в том, что его гуманистические идеалы, на которых он был воспитан, не соответствуют действительности. Он не готов с этим смириться и пытается заполнить образовавшуюся пустоту земными радостями, благами, властью. Он думает, что хоть это поможет обрести смысл жизни и ради этого обращается к дьяволу и заключает с ним договор в обмен на единственную ценность, которая у него есть – его душу. Обратиться к Богу он не может из-за гордыни, и потому сам решает стать Богом.

Фауст - ренессансный герой, метущийся, ищущий большего, но не осознающий, что его притязания иллюзорны, что он не может изменить мир. Отвергая Бога, Фауст отвергает и общество.

Кризис ренессансного гуманизма состоит именно в том, что гуманизм оказался несовместимым с реальной жизнью. Человек, который следует гуманистическим идеалам, ищет свободы и власти, пытается отделиться, и в итоге остается в одиночестве в этом стремлении, лишается спокойствия и ориентира в жизни. Его терзают противоречия и духовный кризис. И в таком состоянии очень легко совершить грех и пасть еще сильнее.


+++


Сообщение отредактировал mariafokina99 - Суббота, 25.05.2024, 18:45
 
boriskorsun3Дата: Вторник, 18.03.2025, 03:09 | Сообщение # 28
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 59
Репутация: 0
Статус: Offline
Фауст, заблуждаясь, считает, что достиг всего желаемого, однако, обрекая себя на гибель, он не осознает всю тяжесть своего положения, в то время как даже сам Люцифер сетует на утраченное блаженство.

Главная беда Фауста в том, что он убежден в своем нерушимом проклятии. Он отталкивает от себя мысль о том, что Христос пришел на землю для спасения всех, без исключения. Фауст не верит, что раскаяние возможно, и считает, что Бог его не любит. Он подчиняется бесам, игнорируя благую природу своих сомнений. Всякий момент произведения читатель может наблюдать проявление Божественной любви к человеку: непрекращающиеся постоянные препятствия, мешающие Фаусту воплотить злые мысли - запекшаяся кровь, сомнения, знаки. Однако Фауст сознательно отвергает эту любовь и сам выбирает для себя трагическую судьбу.

Гуманисты стремятся к совершенствованию человека, но это совершенствование должно быть направлено согласно воле Божией. Проблема ренессансного гуманизма в том, что на практике люди часто преследуют ложные цели, имеющие временный характер в этой жизни: славу, богатство, роскошь и т.д. Фауст, который так и не смог воплотить свои первоначальные благие замыслы, увязнув в вечном удовлетворении своих желаний, считает, что своими поступками достигает высот, но на самом деле он все дальше удаляется от Бога и от действия Его благодати, теряя свою человечность.


+++
 
solkinaanna57Дата: Вторник, 25.03.2025, 19:54 | Сообщение # 29
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 31
Репутация: 0
Статус: Offline
В чём трагедия Фауста?

На мой взгляд, трагедия Фауста в пьесе Марло заключается в его саморазрушительном выборе и невозможности искупления. С самого начала Фауст — человек, жаждущий безграничного знания и могущества. Он не удовлетворён традиционными науками и обращается к колдовству, заключая сделку с Мефистофелем. Однако вместо истинного познания он получает лишь иллюзию власти: его магия в основном используется для пустых развлечений и обмана других. 

Ключевая трагедия в том, что Фауст осознаёт свою ошибку, но не способен изменить свою судьбу. В течение пьесы он периодически выражает сомнения и страх перед адом, но его гордыня, сомнение в Божьем милосердии и неспособность раскаяться удерживают его от спасения. Когда он действительно хочет покаяться, уже слишком поздно — адские силы приходят за ним. 

Таким образом, трагедия Фауста — это трагедия человеческого тщеславия, духовной слепоты и невозможности искупления в последний момент. Он сам выбрал свой путь, и именно этот выбор ведёт его к гибели.

Что говорит о характере Фауста то, как он планирует использовать полученную от Мефистофеля власть, а также его восхищение красотой Елены Прекрасной?

Я считаю, что планы Фауста на использование своей магической силы и его восхищение Еленой Прекрасной раскрывают его эгоцентризм, поверхностность и внутренний конфликт между идеалом и земными удовольствиями.

Сначала он мечтает о великих свершениях (познать тайны мироздания, управлять природными стихиями, обогащать свою страну и делать королей своими вассалами), однако получив силу, он не делает ничего значительного. Вместо великих открытий и достижений он устраивает розыгрыши, впечатляет власть имущих пустыми трюками, наслаждается праздностью и удовольствиями. Это показывает, что, несмотря на его интеллектуальные амбиции, в душе он не способен к настоящему поиску истины и легко поддаётся соблазнам.

Фауст видит в Елене олицетворение идеальной красоты и даже называет её бессмертной. Однако его стремление к ней — не духовное, а плотское. Он пытается заполнить внутреннюю пустоту не поиском смысла, а наслаждением. На мой взгляд, это подчёркивает, что Фауст не вырос как личность и, даже осознавая приближение гибели, продолжает искать удовлетворения в иллюзиях, а не в истинном покаянии. 

Таким образом, его характер раскрывается как раздвоенный между высокими устремлениями и человеческой слабостью, а его падение становится неизбежным следствием этого конфликта.


+++
 
runovasveta2005Дата: Вторник, 25.03.2025, 21:14 | Сообщение # 30
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 44
Репутация: 0
Статус: Offline
В чем трагедия Фауста?

Трагизм пьесы состоит в том, как легко человек подвергается обману. Фауст, несмотря на высокий интеллект и образование, не замечает иллюзорности договора с дьяволом, который, по факту, не действителен с самого начала: душа, которую Фауст продает Мефистофелю, не находится в собственности человека, а, следовательно, он не может ей распоряжаться, так как она ему не принадлежит. Однако Фауст все равно попадается в ловушку Мефистофеля, не видя для себя возможности спасения и покаяния, хотя она есть. Однако дьявол, идя на всякие ухищрения, запугивая героя, заставляет его не замечать обманной логики сделки, и человек в результате гибнет из-за своего же заблуждения.

Что говорит о характере Фауста то, как он планирует использовать полученную от Мефистофеля власть, а также его восхищение красотой Елены Прекрасной?

Грандиозные планы Фауста по изменению мира в лучшую сторону и искреннее восхищение красотой Елены могут говорить о скрытом благородстве души, которое свойственно трагическому герою.

Однако, весьма возможно, что Марло вводит размышления Фауста о его действиях после получения власти еще и ради комического элемента в трагедии. Ведь ничего из этого в итоге не оказывается реализованным: Фауст очень быстро забывает о тех великих целях, которые он перед собой ставил, и использует свою власть максимально неразумно, лишь для собственного развлечения.

Чего достиг Фауст благодаря сделке с Мефистофелем? Каковы пределы и характер полученных им знаний и власти?

Фактически, ничего. Как уже было сказано, ничего стоящего Фауст, распоряжаясь данной ему властью, не делает, а ответов на волнующие его вопросы, такие, как, например, устройство мироздания, он не получает: Мефистофель говорит, что отвечать на них он не имеет права.

Как в пьесе проявляется кризис ренессансного гуманизма?

В пьесе явно прослеживается скепсис относительно стремления человека познать весь мир, присущего гуманистам. Автор показывает, что какие-то вещи все равно останутся недоступными, и в попытке познать их можно прийти к еще большему заблуждению.

Найдите в пьесе элементы моралите и других жанров средневекового народного театра. Чем пьеса отличается от этих жанров?

Сюжет "Фауста" во многом опирается на жанр моралите по структуре своего сюжета: здесь точно также описывается судьба человека, его жизнь, во время которой он совершает ошибку, поддаваясь греху. Присутствуют персонажи (в моралите это обычно персонализированные грехи: жадность, гордыня, зависть и т.д.), которые сбивают героя с пути истинного и которые, наоборот, призывают его к покаянию. В "Фаусте" вместо абстрактных категорий такими персонажами выступают Мефистофель и прочая нечистая сила и старик, которого Фауст видит незадолго до смерти. Присутствует в пьесе и элемент так называемого "обмана Everyman'а", когда грехи вводят героя в заблуждение, подобно тому, как это делает Мефистофель.

Самое заметное отличие от моралите состоит в концовке: в конце моралите герой перед смертью приходит к покаянию, в "Фаусте" же этого не происходит, пьеса заканчивается трагически.

Есть ли в пьесе богословская проблематика? В чем она состоит?

Безусловно, есть. В том, как автор различными способами показывает, в чем состоит ложность логики дьявола в произведении, на мой взгляд, прослеживается размышление над различными богословскими вопросами. В частности, присутствует, например, полемика с кальвинистской теории о предопределенности, согласно которой судьба человеческой души после смерти уготована ей с самого начала. Именно поэтому Мефистофель говорит Фаусту о том, что его посмертная участь была определена еще до подписания договора.

Можно ли назвать пьесу антикатолической, антипуританской, антиангликанской, антихристианской?

Антихристианской – точно нет. В ней, на мой взгляд, прослеживается явно христианская мораль о том, что человеку явно не следует посягать на место Творца, и в то же время о том, что насколько не был бы велик грех, совершенный человеком, прийти к покаянию никогда не поздно. Однако данное действие зависит от самого человека, что, опять же, свидетельствует о данной ему Богом свободе воли.

Знаете ли вы предшественников, "родственников" и двойников Фауста в мировой литературе? В чем их сходство и в чем различия относительно героя Марло?

История персонажа, согласно одной из теорий, восходит еще к древнехристианским апокрифам, где Фауст - это ученик одного из волхвов.

Немецкая народная книга о Фаусте вдохновлена либо просто фольклорными легендами о чернокнижниках, которые на самом деле являлись переработанным образом человека, занимающегося наукой, деятельность которого у простого населения доверия не вызывала и ассоциировалась с занятиями магией, либо образом некого реального человека, который когда-то проживал в Европе.

Образ Фауста в более поздней литературе перерабатывался неоднократно, даже сложно сказать, сколько "двойников" Фауста существует. Темы, которые поднимает трагедия, развивали в своих произведениях многие писатели, и они по-прежнему остаются актуальными по сей день. Огромная часть научной фантастики обязана "Фаусту". Сюжет об ученом, стремящемся познать весь мир, преодолеть реальность, создать невозможное и таким образом фактически поставить себя на место Бога, но в своем стремлении зашедшем слишком далеко, превратился в целый литературный троп, который использовался множеством писателей: Г. Уэллс "Острове доктора Моро", Мэри Шелли во "Франкенштейне", Г. Ф. Лавкрафт в рассказе "Герберт Уэст - реаниматор", К. Льюис в "Космической трилогии", Михаил Булгаков в повести "Собачье сердце". Во многих из этих произведений переосмысляется образ как самого Фауста, так и его ученика Вагнера, создававшего гомункула, который был введен уже последователем Марло - И. В. Гёте, чья переработка истории доктора Фауста получила наибольшую известность.

Нравственно-богословская проблематика, тема обмана человека дьяволом тоже переосмысляется. Например, в романе "Мастер и Маргарита" М. Булгакова. Однако здесь, вместо ученого, обманутый творец, связавшийся с нечистой силой, чьими руками, по одной из версий, Воланд создает роман, так как сам дьявол ничего создать не может, в отличие от человека.

Тема того, как человек заблуждается, думая о том, что это он управляет миром, в пьесе Марло тоже присутствует.
Мотив сделки с дьяволом и обмана человека нечистыми силами является одним из основных и в романе "Монах" М. Г. Льюиса. Льюис немного усложняет эту концепцию: в отличие от Фауста Марло, который сразу понимает, кто перед ним находится, герой Льюиса сталкивается со злом, которое действует постепенно и представляется изначально не тем, чем является, медленно вводя героя в обман все глубже и глубже, пока, наконец, у него не остается пути назад. Концовка у Льюиса тоже более неоднозначная. Если душу Фауста в конце утаскивают дьяволы, потому что тот отказался прийти к покаянию, то вот судьба души Амбросио нам неизвестна: мы наблюдаем только смерть его физической оболочки. Это к вопросу о том, что сделка о продаже души априори не может быть действительной. Как мы видим, Льюис тоже не исключает возможность покаяния перед самой смертью, хотя прямых указаний на это нет.

Насколько актуальна проблематика трагедии? Что в современном мире перекликается или "рифмуется" с опытом Фауста?

По-прежнему актуальна, особенно в эпоху стремительно развивающегося научного прогресса. Человек точно так же стремится познать весь мир и преодолеть окружающую его реальность, иногда будучи уверенным, что ему это под силу. Поэтому все еще возникают вопросы: а не переоцениваем ли мы свои возможности? Познаваем ли мир вообще? Насколько сильна власть человека в этом мире? И кто, если не он, им управляет?

Сочувствуете ли вы Фаусту? Хотел ли Марло, чтобы зритель ему сочувствовал? Есть ли какие-нибудь свидетельства относительно этого в тексте?

Думаю, что в Фаусте каждый человек в той или иной степени может узнать себя и именно из-за этого посочувствовать ему. И, очевидно, по задумке Марло так и должно быть, как минимум, потому что жанр моралите, который лег в основу структуры пьесы, предполагает ассоциацию себя с главным героем, буквально олицетворяющим каждого человека.


++++
 
  • Страница 2 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:


Copyright MyCorp © 2025