Форум »
Английская литература »
Средние века и Ренессанс »
Кристофер Марло »
"Трагическая история доктора Фауста"


Это форум для студентов вуза.
Участие сторонних пользователей
не предусмотрено.

Суббота, 14.06.2025, 18:42
Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт А. В. Аксёнова
Главная | Регистрация | Вход
"Трагическая история доктора Фауста" - Форум


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
"Трагическая история доктора Фауста"
readeralexeyДата: Воскресенье, 29.03.2020, 19:57 | Сообщение # 1
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 575
Репутация: 2
Статус: Offline
В чем трагедия Фауста?

Что говорит о характере Фауста то, как он планирует использовать полученную от Мефистофеля власть, а также его восхищение красотой Елены Прекрасной?

Чего достиг Фауст благодаря сделке с Мефистофелем? Каковы пределы и характер полученных им знаний и власти?

Как в пьесе проявляется кризис ренессансного гуманизма?

Найдите в пьесе элементы моралите и других жанров средневекового народного театра. Чем пьеса отличается от этих жанров?

Есть ли в пьесе богословская проблематика? В чем она состоит?

Можно ли назвать пьесу антикатолической, антипуританской, антиангликанской, антихристианской?

Знаете ли вы предшественников, "родственников" и двойников Фауста в мировой литературе? В чем их сходство и в чем различия относительно героя Марло?

Насколько актуальна проблематика трагедии? Что в современном мире перекликается или "рифмуется" с опытом Фауста?

Сочувствуете ли вы Фаусту?
 Хотел ли Марло, чтобы зритель ему сочувствовал? Есть ли какие-нибудь свидетельства относительно этого в тексте?

***

Прокомментируйте:

Что быть должно, то будет! Прочь, Писанье!
Божественны лишь книги некромантов
И тайная наука колдунов.
Волшебные круги, фигуры, знаки...
Да, это то, к чему стремится Фауст!
О, целый мир восторгов и наград,
И почестей, и всемогущей власти
Искуснику усердному завещан!
Все, что ни есть меж полюсами в мире.
Покорствовать мне будет! Государям
Подвластны лишь владенья их. Не в силах
Ни тучи гнать они, ни вызвать ветер.
Его же власть доходит до пределов,
Каких достичь дерзает только разум.
Искусный маг есть всемогущий бог.
Да, закали свой разум смело, Фауст,
Чтоб равным стать отныне божеству.

*

Ангел добра

О, Фауст, не читай проклятой книги.
Прочь, прочь ее! Ты встретишь в ней соблазн
И навлечешь суровый гнев Господень!
Кощунство здесь! Писанье лишь читай!

Ангел зла

В искусстве славном, Фауст, подвизайся,
В нем все сокровища природы скрыты.
Будь на земле, как в небесах Юпитер —
Владыкой, повелителем стихий!

(Ангелы уходят).

Фауст

Я этого и жажду всей душою!
Смогу ли я незримых духов слать
За чем хочу, во все концы земли?
Я прикажу все тайны мне открыть,
Осуществлять все замыслы мои
За золотом мне в Индию летать,
Со дна морей сбирать восточный жемчуг,
И, обыскав все уголки земли,
Чудесные и редкие плоды
И царские мне яства приносить!
Велю открыть нездешнюю премудрость
И тайны иноземных королей;
Германию укрыть стеной из бронзы
И быстрый Рейн направить в Виттенберг;
Наполнить школы я велю шелками,
В которые студенты облекутся;
Найму войска, какие захочу,
На золото, что духи мне доставят;
И изгоню отсюда принца Пармы
И стану всех земель отчизны нашей
Единственным отныне государем!
Военные снаряды похитрее.
Чем огненный антверпенский корабль,
Изобрести велю я духам-слугам!

*

Узнайте же, что вашими словами
Я побежден и, наконец, решился
Наукою таинственной заняться.
Но не одни слова - воображенье
Меня влечет, ничем не насыщаясь.
Мой полон ум мечтой о колдовстве.
Постылы мне обманы философий;
Для мелких душ - и знахарство, и право,
А низменней всех трех их - богословье,
Ничтожное, суровое, тупое.
Лишь магия одна меня пленяет!

*

Произнеси свои заклятья, Фауст,
И посмотри, тебе покорны ль бесы.
За то, что ты им поклоняться начал.

*

Будь столько душ во мне, как звезд на небе,
Я отдал бы их все за слуг подобных!
Я вместе с ним владыкой мира стану;
По воздуху я перекину мост,
Чтоб проходить над океаном с войском;
Я Африки прибрежные холмы
С Испанией солью в сплошную сушу,
И дань сбирать я с них обеих буду!
И никакой ни князь, ни император
В Германии не должен будет жить
Без моего на то соизволенья!

*

Теперь, о друг мой Фауст,
Ты осужден, и нет тебе спасенья!
К чему мне размышлять о небесах?
Прочь, вздорные мечты и безнадежность!
Отчайся в Боге, Вельзевулу верь.
Назад ни шагу, Фауст! Будь же твердым!
Зачем колеблешься? О, кто-то шепчет:
«Брось магию и к Богу возвратись».
Да, Фауст снова к Богу возвратится...
Как, к Богу? Он тебя не любит.
Ты служишь прихоти своей, как Богу, —
Таков закон владыки Вельзевула.
Ему построю храм, и на алтарь
Кровь теплую пролью новорожденных!
(Сц. 3)

*

В чем тайный смысл такой задержки крови?
Не должно мне подписывать обет?
Застыла кровь, чтоб я не мог писать?
"Вручается душа"... тут запеклось...
Моя душа ведь мне принадлежит?
Пиши же вновь: "Вручается душа...".

*

Все кончено, и никогда не вспыхнет
Раскаянье в окаменелом сердце!
Чуть вспомню я о вере, о спасенье,
Как страшное в ушах грохочет эхо:
"Ты проклят, Фауст!". Вдруг передо мной
Являются кинжалы, шпаги, ружья,
С отравою бокалы и веревки,
Чтоб мог я вмиг покончить с этой жизнью.
И я себя давным-давно убил бы.
Но радости земные побеждают
Отчаянье глубокое во мне.

*

О нет, здесь ад, и я всегда в аду,
Иль думаешь, я, зревший лик Господень,
Вкушавший радость вечную в раю,
Тысячекратным адом не терзаюсь,
Блаженство безвозвратно потеряв?
О Фауст, брось бесплодные вопросы,
Что ужасом гнетут мой скорбный дух.
(Сц. 3)

*

Я виноват! Прости меня, и Фауст
Клянется впредь не помышлять о небе,
Не поминать и не молиться Богу.
Священное Писание сжигать,
Всех истреблять служителей господних
И духов слать для разрушенья храмов!

*

Ты, Фауст, что? Приговоренный к смерти!
Твой срок течет и близится к концу...
Отчаянье родит в душе неверье,
Терзаньями врывается в мой сон!
Но ведь Христос и на кресте воззвал
К разбойнику? Так будь покоен, Фауст!

*

Елена! Жить хочу в устах твоих.
В них - небо! Все, что не Елена, - прах!
Я - твой Парис! Пусть за любовь твою
Разграбят вместо Трои Виттенберг,
Сражаясь с жалким Менелаем, шлем
Я перьями твоих цветов украшу.
Я снова поражу в пяту Ахилла
И вновь к тебе вернусь за поцелуем.
О, ты прекраснее небес вечерних,
Одетых красотой несчетных звезд,
Светлее, чем блистающий Юпитер,
Представший пред злосчастною Семелой,
Пленительней, чем властелин небес
В объятиях лазурных Аретузы.
Лишь ты моей возлюбленною будешь!

*

Оставь проклятое искусство, Фауст,
Оно тебя до ада доведет,
И ты спасения души лишишься.
Хотя ты согрешил, как человек,
В грехе ты не упорствуй, словно дьявол.
Душа твоя нежна и благородна.
Коль грех еще не стал твоей натурой.
С раскаяньем не медли, будет поздно.
Ты будешь изгнан из небесных кущ.
Никто из смертных описать не в силах
Мучений адских. Речь моя жестока
И тягостна, но говорю, мой сын,
Я это не из зависти, не в гневе,
А из любви, из жалости к тебе.
Верь, что укоры дружеские эти
Спасительны для гибнущей души.
(увещание старика в тексте В)

*

Отверженный! Где ж милосердье, Фауст?
Вот каюсь я и все же полон страха.
В моей душе ад борется с молитвой.
Как избежать сетей жестокой смерти?


*



Carl Gustav Carus. Фауст в своем кабинете.
Прикрепления: 6982772.jpg (64.9 Kb)
 
danil_naydenovДата: Суббота, 04.04.2020, 19:19 | Сообщение # 2
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 74
Репутация: 0
Статус: Offline
Много где можно прочитать о трагедии Фауста как о трагедии «титанического ума», трагедии человека, стремящегося к знанию настолько, что он готов переступить черту, за которой лишь неизбежное духовное падение. Ведь самое главное, что мы видим в пьесе Марло – это то, к чему может привести неутолимая жажда знаний, проблема только, что она порождена далеко не гуманистическими побуждениями. Ведь «жажда знаний», которой Фауст оправдывал свои действия, оказывается банальной тягой к власти. Даже если он вначале и тешил себя фантазиями о помощи человечеству, говорил, что «укроет Германию стеной из бронзы» и оденет студентов в шелка, мы видим, что на самом деле Фауст проводит выделенные ему 24 года в праздности. Что уж говорить, мы видим в самом начале пьесы как небрежно Фауст, получивший звание «доктора», относится к наукам и к Писанию. Он отказывается в них вникать по-настоящему и бросает все, что становится ему скучно.

Трагедия Фауста – это просто трагедия несчастного возгордившегося человека, отвернувшегося от Бога, но человека, имеющего, однако, доброе сердце, которое иногда пытается наставить его на истинный путь. Именно по этим причинам я не могу назвать Фауста гением или гуманистом, так что я не думаю, что стоит приводить его как пример кризиса гуманистической личности. Хотя он, несомненно, прекрасно подходит в качестве иллюстрации кризиса гуманизма как идеи.

На примере пьесы Марло мы видим, как люди постепенно начинают понимать, что некоторые человеческие амбиции и чуть ли не утопические планы гуманистов не способны воплотиться в жизнь, что знание не всегда идет на пользу человеку, который на поверку оказывается гораздо слабее, чем его видели творцы раннего Возрождения.
 
readeralexeyДата: Суббота, 04.04.2020, 22:03 | Сообщение # 3
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 575
Репутация: 2
Статус: Offline
danil_naydenov,

а Фауста можно назвать трагическим героем?

В нем есть что-то "героическое" - то, что отличает его от "среднего человека", причем, в положительном смысле?

Вызывает ли он сострадание (ср. Аристотель)?

Получается, что он - бездарная, слабая и порочная личность. )
 
danil_naydenovДата: Воскресенье, 05.04.2020, 16:56 | Сообщение # 4
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 74
Репутация: 0
Статус: Offline
Фауста, конечно, можно назвать трагическим героем. Из вступительного слова хора, как и из самого названия, в котором фигурируют слова «трагическая история жизни и смерти» мы можем понять, что история Фауста в интерпретации Марло не кончится хорошо. Трагизм его отчасти заключается именно в этом: мы понимаем, что попытки Фауста покаяться на самом деле ни к чему не приведут, все уже решено заранее. Можно подумать, что он изначально находился в безвыходном положении, возможно даже до заключения договора с Мефистофелем. Как только он принял решение отвернуться от Бога, дальнейшая судьба его была решена, и здесь раскрывается другой аспект трагизма Фауста – борьба души и разума. Именно властитель-разум заставил его заключить контракт с Мефистофелем, и разум же подавлял порывы его души к раскаянию, нашептывая, что Бог его не простит и накажет. И именно разум заставил его поверить в иллюзию власти над предметом при наличии знания о нем (отсюда и вытекает прикрытая жаждой знаний жажда власти).

То есть в какой-то степени трагическая смерть Фауста была предопределена его собственным характером. И печальные последствия этой превалирующей власти разума над душой также обозначают кризис гуманистических идей.

По беспомощности перед лицом неизбежного Фауста можно сравнить с Эдипом, они одинаково вызывают сострадание и страх у читателя, с каждым мигом приближаясь к заранее известному концу.

«Героическими», мне кажется, в Фаусте можно назвать лишь его изначальные стремления нести добро, которые, увы, себя не оправдали, и его огромный
потенциал, который был направлен, однако, в совсем не подходящее русло. Но я буду рад услышать другие мнения на этот счет)
 
dolysovacomДата: Четверг, 04.06.2020, 21:58 | Сообщение # 5
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 65
Репутация: 0
Статус: Offline
Пьеса о Фаусте - это трагедия, раскрывающая внутреннюю борьбу ученого-гуманиста, который стремится к безграничной власти и достигает ее с помощью Мефистофеля. Но, как мы знаем, недолго приходится властвовать главному герою. Расплатой за содеянное было похищение его души Мефистофелем. Этого можно было бы избежать, но Фауст упрямо и слепо последовал своим желаниям. Итак, трагедия Фауста, по моему мнению, состоит в том, что:
1. Он обратился ко злу. Даже если у него были благие цели, Мефистофель, как служитель ада, не исполнил бы их так, как следовало. Зло не может породить добро;
2. Он отвергал науки и Писание только потому, что находил это скучным. Также, это является одной из причин призыва Мефистофеля;
3. Он не знал самого себя. Фауст надеялся, что обладая знаниями, принесет много добра людям. Он так и не достиг своих мнимых целей. Какой же он ученый, если не зная самого себя, захотел узнать весь мир?

Чтобы понять, как в пьесе проявляется кризис ренессансного гуманизма, обратимся к основной идее этого понятия. Главный принцип ренессансного гуманизма в том, что человек имеет высшее назначение, наделен разумом, обладает добродетелью и безграничными творческими возможностями. В пьесе мы наблюдаем, что разум не помог герою совершить добродетель, а, наоборот, загубил бессмертную душу. Не верится и в высшее назначение Фауста. Он не чувствует себя частью мира, но стремится завоевать его и владеть им. Его идея - о достижении могущества с помощью знания, которое может стать властью. И это не соотносится с традицией ренессансного гуманизма.
 
zhuravleva369Дата: Четверг, 04.06.2020, 23:49 | Сообщение # 6
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 67
Репутация: 0
Статус: Offline
Кристофер Марло – это фигура, стоящая у истоков английскогоВозрождения. Жанр английской трагедии сформировался именно в его творчестве.

Фауст Марло – типичная ренессансная личность, он выделяется из толпы, он дерзок и
стремится реализовать весь свой человеческий потенциал. С другой стороны, эта же
личность вплетается в схему, похожую на «моралите». Основа моралите — это борьба
за душу человека. И Марло использует обстановку, присущую моралите, помещая
туда Фауста. Сравнивая Фауста, допустим, с Тамерланом Великим, мы видим, что у
Тамерлана есть непоколебимая уверенность в правильности своего пути, Фауст же
терзаем различными сомнениями, в нем нет той могучей уверенности. Внутренний
конфликт Фауста составляет суть пьесы.

Марло показывает в трагедии всю тщету усилий своего героя. То, что главный герой принимает поначалу за некие иллюзорные вещи (считает рай и ад несуществующими), оказывается настоящим. А
то, что он принимает за реальное (власть, нечеловеческое знание), - оказывается
иллюзорным. Его трагедия в том, что он был запутан еще с самого начала. И всем
с самого начала было понятно, что, шествуя по этому неверному пути, он
погибнет.

К тому же, Фауст, имея огромные амбиции, слаб, как личность. Характерной чертой гуманизма эпохи Возрождения являлось «открытие человека», страстная жажда знания, стремление к открытиям и изобретениям во всех областях жизни. И
вот, Фауст, получив неограниченный доступ к знаниям и огромное поле для полезной деятельности, начинает творить совершенно не в том русле, в каком собирался изначально. Он не выдержал испытание властью. Его изначально слабая личность просто сломалась. Он не смог воплотить ничего из тех благородных намерений, которыми он был ослеплен сначала. В этом и проявляется кризис ренессансного гуманизма. Даже имея все возможности, человек не сможет использовать их для развития своей личности и улучшения мира, он просто сломается.
 
alekssander-com29Дата: Воскресенье, 14.06.2020, 21:28 | Сообщение # 7
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 122
Репутация: 0
Статус: Offline
На мой взгляд, трагедия Фауста заключатся в расхождении между его душой и его разумом. Изначально благородные стремления к знаниям оказываются простым желанием славы власти и богатства. Фауста можно интерпретировать
как вариацию на тему «цель оправдывает средства». Он ищет знания не ради других, а ради собственного могущества, а средством для достижения этого становится как раз дьявол.

Кризисом гуманизма здесь можно назвать кризис внутри самого героя. Неограниченная свобода знаний и личности приводит к разрыву с обществом, которому, по задумке гуманизма, ученые умы должны содействовать. Это можно считать своего рода признанием утопичности части идей гуманизма.

...ринулся в запретные высоты
На крыльях восковых; но тает воск -
И небо обрекло его на гибель.

Внечеловеческие амбиции достижения бесконечной полноты знаний оказываются губительными для Фауста. Даже сам дьявол сочувствует ему, узнавая в гордом свободолюбивом ученом себя и свою судьбу. Он предпочел гордость смирению.
Мефистофель мог дать ему все и сразу, и Фауст принял то, что в конце концов его погубило.
 
xatewo8727Дата: Вторник, 23.06.2020, 00:39 | Сообщение # 8
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
Репутация: 0
Статус: Offline
Я считаю, что Фауст — зеркало человечества. Я считаю, что "Фауст" Марло, это одна из самых страшных и пророческих пьес, из всех когда-либо написанных.
Сам Доктор Фауст представляет собой апофеоз просвещенческого проекта. Он невероятно умён. Его интеллект в итоге привёл его к практически полной властью над реальностью. Однако всё имеет свою цену — учёный кончает жизнь в вечных муках в аду.
Цивилизация — это Фауст. С допотопных времён, человек ищет способы эксплуатировать нашу голубую планету, наш дом данный Богом. Именно просвещенческий проект привёл нас к ужасам двадцатого века. Основными действиями Фауста, равно как и "деятелей индустриального прогресса", являлясь в первую очередь эксплуатация ресурсов, бесконечное обогащение благодаря демону Мефистофелю.

"EVIL ANGEL. Go forward, Faustus, in that famous art
Wherein all Nature's treasure is contain'd:
Be thou on earth as Jove is in the sky,
Lord and commander of these elements."

Фауст достиг своей цели, он поработил природу, но поплатился за это страшной ценой. Так и наша цивилизация целиком поработила природу посредством неостановимого технического прогресса. Фауст — мелочный и бессердечный злодей, но злодей такой, какого мы можем найти в нас самих, злодей которым стала наша индустриальная цивилизация.
Конечно, скорее всего Марло не задумывался о далеко идущих подтекстах своей пьесы. Однако я считаю, что это один из самых лучших и глубоких способов её интерпретации. Фауст — мрачное предупреждение всем нам, мрачное пророчество из глубокого средневековья.


Зипунников С.
 
tukova0306Дата: Понедельник, 24.08.2020, 21:42 | Сообщение # 9
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 73
Репутация: 0
Статус: Offline
Трагедия Фауста – это философско-психологическая трагедия,раскрывающая внутреннюю борьбу ученого-гуманиста, который стремится к неограниченной
свободе личности. Это трагедия ума, трагедия человека, стремящегося к знанию и ослепленного настолько, что готов пойти на все, перейти любую черту, не думая о последствиях.  Трагический характер образа Фауста в пьесе Марло отражает кризис гуманистического мировоззрения и знаменует закат ренессансного
гуманизма.


Сообщение отредактировал tukova0306 - Понедельник, 24.08.2020, 21:44
 
valpet251Дата: Суббота, 05.09.2020, 19:22 | Сообщение # 10
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 72
Репутация: 0
Статус: Offline
Безусловно, Фауст - трагический герой. Тяга к новым знаниям стоила ему жизни. Фауст хочет получить такие знания, которые дали бы ему ответы на все вопросы, однако, на самом деле, отчаявшись, он жаждет славы, власти, могущества и богатства. Поддавшись таким мирским страстям, герой заключает сделку с дьяволом. Трагедия Фауста заключается в его душевной слабости, он проиграл в борьбе души и разума, не смог разглядеть путь спасения, разочаровавшись во всем, сам обрекает себя на смерть.
 
readeralexeyДата: Среда, 30.09.2020, 19:48 | Сообщение # 11
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 575
Репутация: 2
Статус: Offline
Цитата xatewo8727 ()
Сам Доктор Фауст представляет собой апофеоз просвещенческого проекта. <...> Именно просвещенческий проект привёл нас к ужасам двадцатого века.

Сергей, пьеса Марло написана в 16 веке. Эпоха Просвещения - это 18 век. Наверное, это про одноименного героя Гете.
 
abalakinan27Дата: Вторник, 09.03.2021, 19:32 | Сообщение # 12
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 249
Репутация: 0
Статус: Offline
Фауст ошибочно думает, что всего достиг. Обрекая себя на погибель, он не понимает все несчастье своего положения, в то время как даже Люцифер жалеет о потерянном блаженстве.

Самая главная проблема Фауста в том, что он думает, что проклят навечно. Он забыл о том, что Христос сошел на землю для Спасения всех людей без исключения. И раскаяться никогда не поздно. Он считает, что Бог его не любит. Он слушает только Ангела зла, несмотря на благую природу его сомнений (перед заключением клятвы - "Моя душа ведь мне принадлежит?"). Читателю на протяжении всего произведения предоставляется возможность увидеть действие любви Божией к человеку: постоянные препятствия, мешающие Фаусту совершить злые намерения - запекшаяся кровь, сомнения, знаки ("Человек-беги!"). Но Фауст не хочет этого принимать. Он сам выбирает трагический финал для себя.

Целью гуманистов является совершенствование человека. И очень важно не упускать тот факт, что оно должно протекать согласно с Богом. Кризис ренессансного гуманизма заключается в том, что на практике происходит так, что человек начинает гнаться за ложными целями, имеющими мимолетность в этой жизни: слава, богатство, роскошь... Как , например, Фауст. Он так и не смог воплотить в жизнь свои первоначальные благие намерения, запутавшись в вечном ублажении своих желаний. Герой думает, что добивается высот своими действиями, но он лишь отдаляется от Бога и действия его Благодати, утрачивает свою человечность.


+++
 
posternaksophieДата: Четверг, 11.03.2021, 16:21 | Сообщение # 13
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 121
Репутация: 0
Статус: Offline
Мне кажется, что трагедия Фауста в первую очередь в том, что Фауст - интеллигент, который не до конца разобрался в науке и из-за своей гордости неправильно эти науки интерпретировал. Стоит только взять вырванную из контекста цитату из Библии, которую Фауст совершенно неправильно понимает и которая, кстати, потом ему откликается. Фауст хочет власти, и даже если сначала Фауст хочет разодеть студентов в парчу, он об этом довольно быстро забывает и ему доставляет удовольствие пошло шутить над священством. Главная проблема Фауста в конце трагедии - это нежелание принять веру в милосердие Бога. Собственно, когда Фауст неправильно интерпретирует цитату из Библии и утверждает, что Бог немилосерден к грешникам, он сам себе выносит приговор.

Кризис ренессанского гуманизма проявляется в том, что Фауст опровергает науки, которые гуманисты превозносили. Кроме того, Фауст теряет свою душу, а это противоречило идеям гуманизма.


+++
 
antonryadinskiДата: Понедельник, 15.03.2021, 15:43 | Сообщение # 14
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 167
Репутация: 0
Статус: Offline
Пьеса о Фаусте - это пьеса о человеке, который не знает, чего он хочет. Его трагедия заключается в том, что он хочет превзойти божественное знание мистическим способом, а именно с помощью дьявола.

Так, в начале пьесы выходит Фауст с кучей книг, он обращается к каждой книге, цитирует каждую и каждую откидывает - символически отрекается от всех наук. В Библии он, например не читает стихи до конца и откидывает ее. Что из этого понимает зритель той эпохи? Он понимает, что Фауст, как минимум, странен, так как не дочитывает фразы до конца. Далее Фауст решается обратиться к магии и сам стать полубогом.

Не до конца понятна логика Фауста, он хочет сделать все самое лучшее в начале: для страны - обнести ее стеной, для студентов - одеть их в шелка. Но когда он получает могущество от дьявола, он летит в Рим издеваться на папой и просит 50 долларов за лошадь у перекупщика, хотя эти деньги ему абсолютно не нужны - у него и так все есть. Таким образом, Фауст, получив свое знание, не делает ничего хорошего для общества и для себя.

Фауст, как и гуманисты, говорит о многом, но его утопические идеи не соответствуют реальности. Да, универсальное знание, к которому стремятся гуманисты не плохо само по себе, но где его прикладное применение? В этом всем и проявляется кризис ренессансного гуманизма - много слов, но мало дел.

+++


Сообщение отредактировал readeralexey - Понедельник, 22.03.2021, 16:58
 
tsumskaa30Дата: Суббота, 20.03.2021, 15:07 | Сообщение # 15
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 275
Репутация: 0
Статус: Offline
В чем трагедия Фауста?

Само название произведения свидетельствует о том, что история жизни Фауста трагична.
Я считаю, что трагедию Фауста можно выразить так: несмотря на то что в его душе заложено добро, зло берет верх и побеждает, и Фауст, хотя и может войти в Жизнь Вечную и быть спасённым, попадает в ад.

Фауст происходит не из знатной семьи, однако своим старанием в учении и успехами в богословии достигает высот. Он с прилежанием исследует Аристотеля, медицину, право, стремясь найти ответы на все вопросы. Его намерения благи: он хочет обнести стеной Германию для защиты от врагов, нарядить студентов в шелка. К Мефистофелю же он обращается, чтобы познать главную тайну бытия – Кто создал мир?

Тем не менее, получив власть, Фауст меняется: он забывает свои благие цели на пользу всему человечеству, обращаясь к низменным страстям, он мечтает о земной власти и наслаждениях. Грех Фауста заключается в его стремлении к беспредельному. Прибегая к магии, он стремится достичь божественной власти: знать всё и владеть невидимым миром. Постепенно происходит деградация души Фауста.

Грустно читать, как Фаусту много раз даруется возможность вернуться и раскаяться, обретя Спасение, но он не может воспользоваться ей из-за своего страха. Когда он пишет дарственную запись (о продаже души и тела), его кровь сворачивается, Фауста одолевают сомнения (а может, душа принадлежит не ему?). На руке возникает надпись: «Человек, спасайся!», но Фауст боится, что Бог его отправит в ад, поэтому у него не хватает сил обратиться. Своё малодушие Фауст проявляет несколько раз: он хочет раскаяться, но страшится: «Ты проклят, Фауст!», пытается обратиться к Богу, но является Люцифер, который переманивает его вновь.

Самым трагичным является конец произведения и монолог. Старик пытается дать надежду на Спасение, но Фауст пребывает в отчаянии. Студенты, узнав историю продажи души дьяволу, советуют профессору молиться и сами готовы помочь ему молитвой. Однако Фаусту мерещится гнев Божий, и он уверен, что ему нет Спасенья, Люцифер жжет ему грудь, когда он произносит имя Христа.

Как в пьесе проявляется кризис ренессансного гуманизма?

Мне кажется, что кризис ренессансного гуманизма заключается в определении предела человеческим возможностям. Идея Марло подтверждает, что существует сила, которая способна помешать самореализации человека, его стремлению к самосовершенствованию. Эта сила – зло, или грех. Последние слова хора подводят итог всему произведению:
«На гибель Фауста взирайте все!
Его судьба да отвратит разумных
От области познанья заповедной,
Чья глубина отважные умы
Введет в соблазн - творить деянья тьмы».

+++
 
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:


Copyright MyCorp © 2025