Форум »
Английская литература »
Средние века и Ренессанс »
Кристофер Марло »
"Трагическая история доктора Фауста"
Это форум для студентов вуза. Участие сторонних пользователей не предусмотрено.
|
"Трагическая история доктора Фауста" - Форум
"Трагическая история доктора Фауста"
| |
readeralexey | Дата: Воскресенье, 29.03.2020, 19:57 | Сообщение # 1 |
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 549
Статус: Offline
| В чем трагедия Фауста? Как в пьесе проявляется кризис ренессансного гуманизма?
Carl Gustav Carus. Фауст в своем кабинете.
|
|
| |
danil_naydenov | Дата: Суббота, 04.04.2020, 19:19 | Сообщение # 2 |
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 74
Статус: Offline
| Много где можно прочитатьо трагедии Фауста как о трагедии«титанического ума», трагедии человека, стремящегося к знанию настолько, что он готов переступить черту, за которой лишь неизбежное духовное падение. Ведь самое главное, что мы видим в пьесе Марло – это то, к чему может привести неутолимая жажда знаний, проблема только, что она порождена далеко не гуманистическими побуждениями. Ведь «жажда знаний», которой Фауст оправдывал свои действия, оказывается банальной тягой к власти. Даже если он вначале и тешил себя фантазиями о помощи человечеству, говорил, что «укроет Германию стеной из бронзы» и оденет студентов в шелка, мы видим, что на самом деле Фауст проводит выделенные ему 24 года в праздности. Что уж говорить, мы видим в самом начале пьесы как небрежно Фауст, получивший звание «доктора», относится к наукам и к Писанию. Он отказывается в них вникать по-настоящему и бросает все, что становится ему скучно.
Трагедия Фауста – это просто трагедия несчастноговозгордившегося человека, отвернувшегося от Бога, но человека, имеющего, однако, доброе сердце, которое иногда пытается наставить его на истинный путь. Именно по этим причинам я не могу назвать Фауста гением или гуманистом, так что я не думаю, что стоит приводить его как пример кризиса гуманистической личности. Хотя он, несомненно, прекрасно подходит в качестве иллюстрации кризиса гуманизма как идеи.
На примере пьесы Марло мы видим, как люди постепенноначинают понимать, что некоторые человеческие амбиции и чуть ли не утопические планы гуманистов не способны воплотиться в жизнь, что знание не всегда идет на пользу человеку, который на поверку оказывается гораздо слабее, чем его видели творцы раннего Возрождения.
|
|
| |
readeralexey | Дата: Суббота, 04.04.2020, 22:03 | Сообщение # 3 |
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 549
Статус: Offline
| danil_naydenov,
а Фауста можно назвать трагическим героем?
В нем есть что-то "героическое" - то, что отличает его от "среднего человека", причем, в положительном смысле?
Вызывает ли он сострадание (ср. Аристотель)?
Получается, что он - бездарная, слабая и порочная личность. )
|
|
| |
danil_naydenov | Дата: Воскресенье, 05.04.2020, 16:56 | Сообщение # 4 |
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 74
Статус: Offline
| Фауста, конечно, можно назвать трагическим героем. Из вступительного слова хора, как и из самого названия, в котором фигурируют слова «трагическая история жизни и смерти» мы можем понять, что история Фауста в интерпретации Марло не кончится хорошо. Трагизм его отчасти заключается именно в этом: мы понимаем, что попытки Фауста покаяться на самом деле ни к чему не приведут, все уже решено заранее. Можно подумать, что он изначально находился в безвыходном положении, возможно даже до заключения договора с Мефистофелем. Как только он принял решение отвернуться от Бога, дальнейшая судьба его была решена, и здесь раскрывается другой аспект трагизма Фауста – борьба души и разума. Именно властитель-разум заставил его заключить контракт с Мефистофелем, и разум же подавлял порывы его души к раскаянию, нашептывая, что Бог его не простит и накажет. И именно разум заставил его поверить в иллюзию власти над предметом при наличии знания о нем (отсюда и вытекает прикрытая жаждой знаний жажда власти).
То есть в какой-то степени трагическая смерть Фауста была предопределена его собственным характером. И печальные последствия этой превалирующей власти разума над душой также обозначают кризис гуманистических идей.
По беспомощности перед лицом неизбежного Фауста можно сравнить с Эдипом, они одинаково вызывают сострадание и страх у читателя, с каждым мигом приближаясь к заранее известному концу.
«Героическими», мне кажется, в Фаусте можно назвать лишь его изначальные стремления нести добро, которые, увы, себя не оправдали, и его огромный потенциал, который был направлен, однако, в совсем не подходящее русло. Но я буду рад услышать другие мнения на этот счет)
|
|
| |
dolysovacom | Дата: Четверг, 04.06.2020, 21:58 | Сообщение # 5 |
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 65
Статус: Offline
| Пьеса о Фаусте - это трагедия, раскрывающая внутреннюю борьбу ученого-гуманиста, который стремится к безграничной власти и достигает ее с помощью Мефистофеля. Но, как мы знаем, недолго приходится властвовать главному герою. Расплатой за содеянное было похищение его души Мефистофелем. Этого можно было бы избежать, но Фауст упрямо и слепо последовал своим желаниям. Итак, трагедия Фауста, по моему мнению, состоит в том, что: 1. Он обратился ко злу. Даже если у него были благие цели, Мефистофель, как служитель ада, не исполнил бы их так, как следовало. Зло не может породить добро; 2. Он отвергал науки и Писание только потому, что находил это скучным. Также, это является одной из причин призыва Мефистофеля; 3. Он не знал самого себя. Фауст надеялся, что обладая знаниями, принесет много добра людям. Он так и не достиг своих мнимых целей. Какой же он ученый, если не зная самого себя, захотел узнать весь мир?
Чтобы понять, как в пьесе проявляется кризис ренессансного гуманизма, обратимся к основной идее этого понятия. Главный принцип ренессансного гуманизма в том, что человек имеет высшее назначение, наделен разумом, обладает добродетелью и безграничными творческими возможностями. В пьесе мы наблюдаем, что разум не помог герою совершить добродетель, а, наоборот, загубил бессмертную душу. Не верится и в высшее назначение Фауста. Он не чувствует себя частью мира, но стремится завоевать его и владеть им. Его идея - о достижении могущества с помощью знания, которое может стать властью. И это не соотносится с традицией ренессансного гуманизма.
|
|
| |
zhuravleva369 | Дата: Четверг, 04.06.2020, 23:49 | Сообщение # 6 |
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 67
Статус: Offline
| Кристофер Марло – это фигура, стоящая у истоков английскогоВозрождения. Жанр английской трагедии сформировался именно в его творчестве.
Фауст Марло – типичная ренессансная личность, он выделяется из толпы, он дерзок и стремится реализовать весь свой человеческий потенциал. С другой стороны, эта же личность вплетается в схему, похожую на «моралите». Основа моралите — это борьба за душу человека. И Марло использует обстановку, присущую моралите, помещая туда Фауста. Сравнивая Фауста, допустим, с Тамерланом Великим, мы видим, что у Тамерлана есть непоколебимая уверенность в правильности своего пути, Фауст же терзаем различными сомнениями, в нем нет той могучей уверенности. Внутренний конфликт Фауста составляет суть пьесы.
Марло показывает в трагедии всю тщету усилий своего героя. То, что главный герой принимает поначалу за некие иллюзорные вещи (считает рай и ад несуществующими), оказывается настоящим. А то, что он принимает за реальное (власть, нечеловеческое знание), - оказывается иллюзорным. Его трагедия в том, что он был запутан еще с самого начала. И всем с самого начала было понятно, что, шествуя по этому неверному пути, он погибнет.
К тому же, Фауст, имея огромные амбиции, слаб, как личность. Характерной чертой гуманизма эпохи Возрождения являлось «открытие человека», страстная жажда знания, стремление к открытиям и изобретениям во всех областях жизни. И вот, Фауст, получив неограниченный доступ к знаниям и огромное поле для полезной деятельности, начинает творить совершенно не в том русле, в каком собирался изначально. Он не выдержал испытание властью. Его изначально слабая личность просто сломалась. Он не смог воплотить ничего из тех благородных намерений, которыми он был ослеплен сначала. В этом и проявляется кризис ренессансного гуманизма. Даже имея все возможности, человек не сможет использовать их для развития своей личности и улучшения мира, он просто сломается.
|
|
| |
alekssander-com29 | Дата: Воскресенье, 14.06.2020, 21:28 | Сообщение # 7 |
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 122
Статус: Offline
| На мой взгляд, трагедия Фауста заключатся в расхождении между его душой и его разумом. Изначально благородные стремления к знаниям оказываются простым желанием славы власти и богатства. Фауста можно интерпретировать как вариацию на тему «цель оправдывает средства». Он ищет знания не ради других, а ради собственного могущества, а средством для достижения этого становится как раз дьявол.
Кризисом гуманизма здесь можно назвать кризис внутри самого героя. Неограниченная свобода знаний и личности приводит к разрыву с обществом, которому, по задумке гуманизма, ученые умы должны содействовать. Это можно считать своего рода признанием утопичности части идей гуманизма.
...ринулся в запретные высоты На крыльях восковых; но тает воск - И небо обрекло его на гибель.
Внечеловеческие амбиции достижения бесконечной полноты знаний оказываются губительными для Фауста. Даже сам дьявол сочувствует ему, узнавая в гордом свободолюбивом ученом себя и свою судьбу. Он предпочел гордость смирению. Мефистофель мог дать ему все и сразу, и Фауст принял то, что в конце концов его погубило.
|
|
| |
xatewo8727 | Дата: Вторник, 23.06.2020, 00:39 | Сообщение # 8 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
Статус: Offline
| Я считаю, что Фауст — зеркало человечества. Я считаю, что "Фауст" Марло, это одна из самых страшных и пророческих пьес, из всех когда-либо написанных. Сам Доктор Фауст представляет собой апофеоз просвещенческого проекта. Он невероятно умён. Его интеллект в итоге привёл его к практически полной властью над реальностью. Однако всё имеет свою цену — учёный кончает жизнь в вечных муках в аду. Цивилизация — это Фауст. С допотопных времён, человек ищет способы эксплуатировать нашу голубую планету, наш дом данный Богом. Именно просвещенческий проект привёл нас к ужасам двадцатого века. Основными действиями Фауста, равно как и "деятелей индустриального прогресса", являлясь в первую очередь эксплуатация ресурсов, бесконечное обогащение благодаря демону Мефистофелю.
"EVIL ANGEL. Go forward, Faustus, in that famous art Wherein all Nature's treasure is contain'd: Be thou on earth as Jove is in the sky, Lord and commander of these elements."
Фауст достиг своей цели, он поработил природу, но поплатился за это страшной ценой. Так и наша цивилизация целиком поработила природу посредством неостановимого технического прогресса. Фауст — мелочный и бессердечный злодей, но злодей такой, какого мы можем найти в нас самих, злодей которым стала наша индустриальная цивилизация. Конечно, скорее всего Марло не задумывался о далеко идущих подтекстах своей пьесы. Однако я считаю, что это один из самых лучших и глубоких способов её интерпретации. Фауст — мрачное предупреждение всем нам, мрачное пророчество из глубокого средневековья.
Зипунников С.
|
|
| |
tukova0306 | Дата: Понедельник, 24.08.2020, 21:42 | Сообщение # 9 |
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 73
Статус: Offline
| Трагедия Фауста – это философско-психологическая трагедия,раскрывающая внутреннюю борьбу ученого-гуманиста, который стремится к неограниченной свободе личности. Это трагедия ума, трагедия человека, стремящегося к знанию и ослепленного настолько, что готов пойти на все, перейти любую черту, не думая о последствиях. Трагический характер образа Фауста в пьесе Марло отражает кризис гуманистического мировоззрения и знаменует закат ренессансного гуманизма.
Сообщение отредактировал tukova0306 - Понедельник, 24.08.2020, 21:44 |
|
| |
valpet251 | Дата: Суббота, 05.09.2020, 19:22 | Сообщение # 10 |
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 72
Статус: Offline
| Безусловно, Фауст - трагический герой. Тяга к новым знаниям стоила ему жизни. Фауст хочет получить такие знания, которые дали бы ему ответы на все вопросы, однако, на самом деле, отчаявшись, он жаждет славы, власти, могущества и богатства. Поддавшись таким мирским страстям, герой заключает сделку с дьяволом. Трагедия Фауста заключается в его душевной слабости, он проиграл в борьбе души и разума, не смог разглядеть путь спасения, разочаровавшись во всем, сам обрекает себя на смерть.
|
|
| |
readeralexey | Дата: Среда, 30.09.2020, 19:48 | Сообщение # 11 |
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 549
Статус: Offline
| Цитата xatewo8727 ( ) Сам Доктор Фауст представляет собой апофеоз просвещенческого проекта. <...> Именно просвещенческий проект привёл нас к ужасам двадцатого века. Сергей, пьеса Марло написана в 16 веке. Эпоха Просвещения - это 18 век. Наверное, это про одноименного героя Гете.
|
|
| |
abalakinan27 | Дата: Вторник, 09.03.2021, 19:32 | Сообщение # 12 |
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 249
Статус: Offline
| Фауст ошибочно думает, что всего достиг. Обрекая себя на погибель, он не понимает все несчастье своего положения, в то время как даже Люцифер жалеет о потерянном блаженстве.
Самая главная проблема Фауста в том, что он думает, что проклят навечно. Он забыл о том, что Христос сошел на землю для Спасения всех людей без исключения. И раскаяться никогда не поздно. Он считает, что Бог его не любит. Он слушает только Ангела зла, несмотря на благую природу его сомнений (перед заключением клятвы - "Моя душа ведь мне принадлежит?"). Читателю на протяжении всего произведения предоставляется возможность увидеть действие любви Божией к человеку: постоянные препятствия, мешающие Фаусту совершить злые намерения - запекшаяся кровь, сомнения, знаки ("Человек-беги!"). Но Фауст не хочет этого принимать. Он сам выбирает трагический финал для себя.
Целью гуманистов является совершенствование человека. И очень важно не упускать тот факт, что оно должно протекать согласно с Богом. Кризис ренессансного гуманизма заключается в том, что на практике происходит так, что человек начинает гнаться за ложными целями, имеющими мимолетность в этой жизни: слава, богатство, роскошь... Как , например, Фауст. Он так и не смог воплотить в жизнь свои первоначальные благие намерения, запутавшись в вечном ублажении своих желаний. Герой думает, что добивается высот своими действиями, но он лишь отдаляется от Бога и действия его Благодати, утрачивает свою человечность.
+++
|
|
| |
posternaksophie | Дата: Четверг, 11.03.2021, 16:21 | Сообщение # 13 |
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 121
Статус: Offline
| Мне кажется, что трагедия Фауста в первую очередь в том, что Фауст - интеллигент, который не до конца разобрался в науке и из-за своей гордости неправильно эти науки интерпретировал. Стоит только взять вырванную из контекста цитату из Библии, которую Фауст совершенно неправильно понимает и которая, кстати, потом ему откликается. Фауст хочет власти, и даже если сначала Фауст хочет разодеть студентов в парчу, он об этом довольно быстро забывает и ему доставляет удовольствие пошло шутить над священством. Главная проблема Фауста в конце трагедии - это нежелание принять веру в милосердие Бога. Собственно, когда Фауст неправильно интерпретирует цитату из Библии и утверждает, что Бог немилосерден к грешникам, он сам себе выносит приговор.
Кризис ренессанского гуманизма проявляется в том, что Фауст опровергает науки, которые гуманисты превозносили. Кроме того, Фауст теряет свою душу, а это противоречило идеям гуманизма.
+++
|
|
| |
antonryadinski | Дата: Понедельник, 15.03.2021, 15:43 | Сообщение # 14 |
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 167
Статус: Offline
| Пьеса о Фаусте - это пьеса о человеке, который не знает, чего он хочет. Его трагедия заключается в том, что он хочет превзойти божественное знание мистическим способом, а именно с помощью дьявола.
Так, в начале пьесы выходит Фауст с кучей книг, он обращается к каждой книге, цитирует каждую и каждую откидывает - символически отрекается от всех наук. В Библии он, например не читает стихи до конца и откидывает ее. Что из этого понимает зритель той эпохи? Он понимает, что Фауст, как минимум, странен, так как не дочитывает фразы до конца. Далее Фауст решается обратиться к магии и сам стать полубогом.
Не до конца понятна логика Фауста, он хочет сделать все самое лучшее в начале: для страны - обнести ее стеной, для студентов - одеть их в шелка. Но когда он получает могущество от дьявола, он летит в Рим издеваться на папой и просит 50 долларов за лошадь у перекупщика, хотя эти деньги ему абсолютно не нужны - у него и так все есть. Таким образом, Фауст, получив свое знание, не делает ничего хорошего для общества и для себя.
Фауст, как и гуманисты, говорит о многом, но его утопические идеи не соответствуют реальности. Да, универсальное знание, к которому стремятся гуманисты не плохо само по себе, но где его прикладное применение? В этом всем и проявляется кризис ренессансного гуманизма - много слов, но мало дел.
+++
Сообщение отредактировал readeralexey - Понедельник, 22.03.2021, 16:58 |
|
| |
tsumskaa30 | Дата: Суббота, 20.03.2021, 15:07 | Сообщение # 15 |
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 275
Статус: Offline
| В чем трагедия Фауста?
Само название произведения свидетельствует о том, что история жизни Фауста трагична. Я считаю, что трагедию Фауста можно выразить так: несмотря на то что в его душе заложено добро, зло берет верх и побеждает, и Фауст, хотя и может войти в Жизнь Вечную и быть спасённым, попадает в ад.
Фауст происходит не из знатной семьи, однако своим старанием в учении и успехами в богословии достигает высот. Он с прилежанием исследует Аристотеля, медицину, право, стремясь найти ответы на все вопросы. Его намерения благи: он хочет обнести стеной Германию для защиты от врагов, нарядить студентов в шелка. К Мефистофелю же он обращается, чтобы познать главную тайну бытия – Кто создал мир?
Тем не менее, получив власть, Фауст меняется: он забывает свои благие цели на пользу всему человечеству, обращаясь к низменным страстям, он мечтает о земной власти и наслаждениях. Грех Фауста заключается в его стремлении к беспредельному. Прибегая к магии, он стремится достичь божественной власти: знать всё и владеть невидимым миром. Постепенно происходит деградация души Фауста.
Грустно читать, как Фаусту много раз даруется возможность вернуться и раскаяться, обретя Спасение, но он не может воспользоваться ей из-за своего страха. Когда он пишет дарственную запись (о продаже души и тела), его кровь сворачивается, Фауста одолевают сомнения (а может, душа принадлежит не ему?). На руке возникает надпись: «Человек, спасайся!», но Фауст боится, что Бог его отправит в ад, поэтому у него не хватает сил обратиться. Своё малодушие Фауст проявляет несколько раз: он хочет раскаяться, но страшится: «Ты проклят, Фауст!», пытается обратиться к Богу, но является Люцифер, который переманивает его вновь.
Самым трагичным является конец произведения и монолог. Старик пытается дать надежду на Спасение, но Фауст пребывает в отчаянии. Студенты, узнав историю продажи души дьяволу, советуют профессору молиться и сами готовы помочь ему молитвой. Однако Фаусту мерещится гнев Божий, и он уверен, что ему нет Спасенья, Люцифер жжет ему грудь, когда он произносит имя Христа.
Как в пьесе проявляется кризис ренессансного гуманизма?
Мне кажется, что кризис ренессансного гуманизма заключается в определении предела человеческим возможностям. Идея Марло подтверждает, что существует сила, которая способна помешать самореализации человека, его стремлению к самосовершенствованию. Эта сила – зло, или грех. Последние слова хора подводят итог всему произведению: «На гибель Фауста взирайте все! Его судьба да отвратит разумных От области познанья заповедной, Чья глубина отважные умы Введет в соблазн - творить деянья тьмы».
+++
|
|
| |
|
|