Форум »
Английская литература »
Средние века и Ренессанс »
Шекспир »
Трагедии Шекспира: общие вопросы


Это форум для студентов вуза.
Участие сторонних пользователей
не предусмотрено.

Понедельник, 23.06.2025, 21:17
Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт А. В. Аксёнова
Главная | Регистрация | Вход
Трагедии Шекспира: общие вопросы - Страница 3 - Форум


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 3 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
Трагедии Шекспира: общие вопросы
readeralexeyДата: Воскресенье, 12.04.2020, 15:27 | Сообщение # 1
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 575
Репутация: 2
Статус: Offline
В чем суть трагического сюжета у Шекспира? Есть ли отличия от античных представлений, а также от современного Шекспиру континентального театра?

Возможна ли трагедия в христианской системе координат?


Большинство героев трагедий Шекспира творят зло, в т.ч. убийства и самоубийства (Ромео, Джульетта, Гамлет, Отелло, Макбет, Антоний...). Что это говорит об особенностях трагедии и характере трагического героя?

Какую роль в трагедиях играет случайность (моровая язва и приезд в Мантую Бальтазара, пробуждение Джульетты несколько минут спустя после смерти Ромео; обмен рапирами Гамлета и Лаэрта; потерянный платок Дездемоны; встреча с ведьмами Макбета)?
 
sodrozdovaДата: Воскресенье, 26.05.2024, 16:28 | Сообщение # 31
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 177
Репутация: 1
Статус: Offline
Большинство героев трагедий Шекспира творят зло, в т.ч. убийства и самоубийства (Ромео, Джульетта, Гамлет, Отелло, Макбет, Антоний...). Что это говорит об особенностях трагедии и характере трагического героя?

Обычному читателю трагедии представляются пьесами без счастливого конца. Однако не все всегда заканчивается очень удручающе Например, трагедия "Ромео и Джульетта" хоть и заканчивается самоубийством главных героев, оно все же приводит к примирению двух кланов. То есть получается, что для того, чтобы, наконец, свершилось добро, нужно произойти и случиться совершенному злу?

Этот вопрос как будто поднимает Шекспир во многих своих трагедиях, в которых у добра как будто бы нет шанса. Добро и зло неоднозначны, так как постоянно меняются местами в пьесах Шекспира. На мой взгляд, и особенности трагедии говорят нам о том, что Шекспира волновали нравственные вопросы и их реализация в обществе.


++


Сообщение отредактировал sodrozdova - Четверг, 30.05.2024, 20:05
 
solkinaanna57Дата: Вторник, 27.05.2025, 13:15 | Сообщение # 32
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 31
Репутация: 0
Статус: Offline
В чем суть трагического сюжета у Шекспира? Есть ли отличия от античных представлений, а также от современного Шекспиру континентального театра?

В центре трагедии Шекспира всегда человек — сильная, сложная личность, стоящая перед нравственным выбором. Это не просто герой, которого "судьба сокрушает" — как в античной трагедии, — а герой, который сам становится соавтором своей гибели. Его страсти, амбиции, ошибки, слепота или же тонкое чувство долга и чести запускают трагический механизм. Я бы сказала так: "Трагедия Шекспира — это трагедия свободы". Он показывает, как свобода воли, моральная неустойчивость и действие в сложном мире приводят к катастрофе.
Отличия от античных представлений, конечно же, есть. Во-первых, в античных трагедиях рок управляет судьбой, а в трагедиях Шекспира герой действует по своей воле. Во-вторых, античные трагедии придерживаются единства времени, места и действия, а у Шекспира это единство нарушается: действия могут длиться годами и происходить в разных странах. В-третьих, язык античных трагедий возвышенный, в то время как язык Шекспира более гибкий: от высокого до грубо-простонародного. Также в античных трагедиях герой почти всегда знатного происхождения, Шекспир сохраняет это, но делает героев более "живыми" и индивидуальными.
Что касается континентальной драмы, она Шекспиру почти противоположна. Во Франции (например, у Корнеля и Расина) господствовал строгий рационализм: герои благородны, сдержанны, подчиняются разуму и чести. Шекспир же показывает внутреннюю раздвоенность, эмоциональную сложность. Он часто вводит комических персонажей даже в трагедиях (шут в "Короле Лире", гробокопатели в "Гамлете"). Шекспир не боится нарушать правила ради психологической правды и глубины.

Возможна ли трагедия в христианской системе координат?

На первый взгляд может показаться, что трагедия и христианство несовместимы, ведь в трагедии (античной или ренессансной) герой гибнет окончательно: физически, морально, духовно, а в христианстве даже падение — не конец, потому что возможно покаяние, прощение, спасение, а смерть — не финал, а переход к вечной жизни. У христианина не может быть безысходности — и в этом как будто нет места трагедии. Но я думаю, что трагедия возможна — в особом смысле, ведь Шекспир как раз и показывает, как трагедия существует внутри христианского мира, где грех не исчезает, даже если есть прощение, а человеческая воля может отвергнуть спасение. Например, Макбет не кается — он идёт до конца и гибнет. Это трагедия отказа от спасения. Гамлет размышляет о Боге, о грехе, о "божественном провидении" — и всё равно гибнет. Его смерть напоминает мученичество, но трагедия остаётся: он "слишком долго думает" и не спасает Данию. Король Лир получает некоторое просветление перед смертью, но платит страшную цену — дочери погибают, он умирает в отчаянии. Надежда есть, но она — не для него. В шекспировской трагедии Бог — не тот, кто вмешивается, а Тот, Чья тишина звучит в каждой паузе. Теологически можно сказать так: трагедия возможна, если человек отказывается от благодати. Однако даже у Шекспира есть луч надежды. Иногда в финале трагедии звучит смирение, прощение, восстановление мира (Фортинбрас в "Гамлете", Эдгар в "Лире"). Это христианская перспектива: даже после смерти героев жизнь продолжается, и она может быть лучше.
 
claudhollowayДата: Вторник, 27.05.2025, 21:56 | Сообщение # 33
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 36
Репутация: 0
Статус: Offline
В чем суть трагического сюжета у Шекспира? Есть ли отличия от античных представлений, а также от современного Шекспиру континентального театра?

Трагедии Шекспира многогранны и неоднозначны. Суть шекспировского трагического сюжета заключается в борьбе человека не только против каких-либо внешних обстоятельств, но и против самого себя. Шекспировский герой - выдающаяся, неординарная личность, на плечи которой возлагается свобода выбора, свобода воли. Шекспировская трагедия сочетает трагическую внешнюю ситуацию с глубокими внутренними переживаниями героя - с сомнениями, внутренней борьбой. Герой зачастую в силах изменить ход событий, но может не замечать или не не хотеть этого и идти навстречу своей гибели. 
В античной трагедии человек был лишь игрушкой в руках богов или судьбы и никак не мог противостоять этим могущественным силам. Одно из главных мест в античной трагедии занимает тема рока, которого нельзя избежать. В трагедиях Шекспира же всё не так - там герои вполне могут изменить и свою судьбу, и судьбу окружающих, это им под силу. 
В XVII - XVIII веках шекспировские трагедии подвергались переработкам согласно канонам классицизма, которые требовали строгого разделения жанров, чёткого соответствия канонам, соблюдения единств времени, места, действия. В этих переработках часто упрощались характеры героев, исключались комические эпизоды и усложненные философские мотивы, что приводило к утрате глубины и многогранности шекспировских персонажей. Герои становились более плоскими, сюжет - более компактным и логичным, но менее живым и противоречивым.


Мария П.
 
runovasveta2005Дата: Вторник, 27.05.2025, 23:20 | Сообщение # 34
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 44
Репутация: 0
Статус: Online
В чем суть трагического сюжета у Шекспира? Есть ли отличия от античных представлений, а также от современного Шекспиру континентального театра?
Думаю, главное, что отличает Шекспировские трагедии от античных — это тип трагического героя. И во многом именно его характер, точнее, столкновение этого характера с реальностью, в которую помещен герой, становится источником трагического. Герой шекспировской трагедии – это глубокая, сильная по своей натуре личность, ставшая, в определенном смысле, жертвой обстоятельств суровой реальности. Трагический герой верит в человеческое достоинство и разумность той системы, в которой он находится. Однако мир оказывается несправедливым, коварным и зачастую абсурдным. Нездоровая система ломает личность героя, что приводит к катастрофе. Он гибнет, потому что не может в этой системе существовать. Однако его гибель тем самым утверждает величие человеческой личности перед несправедливостью этого мира. Трагический герой Шекспира идеализирован, но при этом не идеален, как герой эпоса. В этом плане его характер ближе к характеру реального человека. Персонаж может совершать ошибки, поддаваться страстям и порывам, становиться жертвой собственного характера, что, опять же, приводит к трагической развязке. Это отличает шекспировскую трагедию от античной, где всем управляет рок: здесь многое зависит от выбора самого героя. Также у Шекспира нет абсолютно никакой предопределенности, как в античной трагедии, наоборот, к трагической развязке приводит случайность.
Возможна ли трагедия в христианской системе координат?
Тут все зависит от того, в какой парадигме рассматривать трагедию. Пастернак, например, вообще сравнивал образ Гамлета с образом Христа, так что возможно все (но мне, кстати, это сравнение не близко). Если исходить из того, что трагический сюжет строится на столкновении сильной и благородной личности с больным обществом и несправедливой реальностью, заложником которой становится герой, пытающийся ей противостоять, то в этом смысле мотивы из житий мучеников (особенно новомучеников) вполне могут стать основой трагедии. В то же время тип трагического героя не совсем сочетается с такой основой: ведь он, с одной стороны, борется с окружающей его реальностью, а с другой – эта же реальность и ломает его как личность, поэтому он и идет на поступки, несовместимые с христианским образом жизни. Мученик же, наоборот, внешне не пытается бороться с реальностью, однако это не уничтожает его духовно. Мне кажется, что христианское смирение – это как раз то, чего не хватает трагическому герою. Да и сама трагедия возможна только в рамках земной жизни, которая для христианина является лишь ступенькой на пути к жизни вечной. Трагедия классицизма, где отсутствует мотив рока и героизма, а все герои – это средние люди со слабостями и добродетелями, не вызывает страха, как античная трагедия, как раз потому, что трагическое строится не на предопределенности, а на ошибках людей в этой земной жизни. Христианское понимание трагедии как раз состоит в том, что земная жизнь человека конечна. Поэтому мы не чувствуем страха перед волей богов, а лишь сострадание к героям.
А вообще, этот вопрос – интересная задача для писателя или драматурга.
 
mariablanshДата: Воскресенье, 08.06.2025, 13:21 | Сообщение # 35
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 40
Репутация: 0
Статус: Offline
В чем суть трагического сюжета у Шекспира? Есть ли отличия от античных представлений, а также от современного Шекспиру континентального театра?
Шекспировские герои однозначно не делятся на положительных и отрицательных, автор ярко демонстрирует противоречивость человеческой натуры и разницу между характерами и мотивацией героев и последствиями их поступков. В случае Ромео и Джульетты, герои не имели цели творить зло, но страсть, импульсивность, бескомпромиссность привели к их гибели. Кроме того, Генрих VI выступает добродетельным персонажем, однако именно из-за мягкости характера она не может подавить распри знати, что плохо сказывается на обстановке в стране, начинается вооруженный конфликт. Даже хороший человек способин сотворить поступок, который затем обернется огромным злом не только для него, но и для многих других, чему служат примером герои автора. Нередко последние добровольно уходят из жизни, что показывает неразрешимость конфликта, которая приводит их в отчаяние. Трагизм Шекспира опирается как на описание глубинных страданий героев, так и на описание внешней стороны конфликта, таким образом, у читателя формируется наиболее целостное впечатление от происходящего.
Одним из отличий от трагизма в античной традиции является направленность на внутреннюю сторону конфликта: на переживания героев, мысли и чувства, мотивацию, страхи, внутреннюю борьбу. В античной трагедии в основном раскрывается внешняя сторона конфликта, так же и причина его возникает из вне.
В отличие от континентального театра, Шекспир не уделяет большого внимания прошлому своих героев, он сконцентрирован на настоящем. Даже те его постановки, которые связаны с определенной эпохой (или периодом правления конкретного монарха), будто бы оторваны от реального времени и места и происходят в условной реальности. Кроме того, автор "перерабатывает" характеры исторических личностей, а также нередко искажает детали их внешности, что служит его собственным целям (для усиления впечатления).

Большинство героев трагедий Шекспира творят зло, в т.ч. убийства и самоубийства (Ромео, Джульетта, Гамлет, Отелло, Макбет, Антоний...). Что это говорит об особенностях трагедии и характере трагического героя?
В первую очередь, это говорит о том, что конфликт трагедии неразрешим. Герои падают жертвами собственных опрометчивых поступков, поспешных решений, страстей и т.д. С другой стороны, герои Шекспира - восприимчивые и ранимые натуры. Они, разочаровавшись в любви (будь то любовь детей и родителей, братьев и сестер или пары возлюбленных), разочаровываются в самой жизни и не видят в ней более смысла. Хотя точнее будет сказать, что они больше не имеют сил проживать жизнь в подобных условиях. Для героев на первом месте стоят межчеловеческие взаимоотношения, от которых зависят все остальные аспекты их жизней. Герои Шекспира обладают гордостью, что придает им сил и решительности, но делает их упрямыми и бескомпромиссными, что, к сожалению, лишает их мудрости и приводит к гибели.


Баушова М.
 
  • Страница 3 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
Поиск:


Copyright MyCorp © 2025