Форум »
Английская литература »
XVIII век »
Джонатан Свифт »
"Путешествия Гулливера"
Это форум для студентов вуза. Участие сторонних пользователей не предусмотрено.
|
"Путешествия Гулливера" - Форум
"Путешествия Гулливера"
| |
readeralexey | Дата: Воскресенье, 29.03.2020, 21:02 | Сообщение # 1 |
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 540
Статус: Offline
| Что запомнилось и почему?
Четвертая часть - утопия или антиутопия?
|
|
| |
kekrineka | Дата: Суббота, 04.04.2020, 19:01 | Сообщение # 2 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 20
Статус: Offline
| Мне больше всего запомнились струльдбругги из третьей части. Гулливер до того, как узнал о них, рассуждает о бессмертии как о прекрасном даре, который открывает множество возможностей. Но сведения о них, их жизни, об отношении к ним других людей и личная встреча кардинально изменили его взгляды. Струдбругги оказались глубоко несчастными существами, потому что, несмотря на своё бессмертие, они всё же стареют, их тело изнашивается. В восемьдесят лет их перестают принимать за людей, буквально лишая их гражданских прав.
Эти люди с рождения окружены каким-то негативом: их рождение - дурное предзнаменование, они знают о своей участи, знают, что переживут буквально всех дорогих им людей, что никто им не станет помогать в глубокой старости, что все их достижения будут разом перечёркнуты в восемьдесят лет и глубокую, немощную старость они вынуждены будут провести на минимальном содержании. Я думаю, вполне естественно, что человек, знающий, что такое ждёт его в недалёком будущем, непременно впадёт в глубокое уныние, начнёт враждебно относится к окружающим. Это очень болезненное и страшное испытание - жить в окружении тех, кто тебя презирает и недолюбливает.
Однако, если абстрагироваться от этой психологической проблемы, изображение бессмертия с такой стороны крайне интересно, особенно в контексте эпохи Просвещения, когда люди верили, что настоящее бессмертие вот-вот изобретут, и как это будет здорово. Свифт впечатляюще раскрывает одну из негативных сторон этого вопроса - вечная жизнь не тождественна вечной молодости. Меня этот момент поразил, так как я нечасто задумываюсь над такими вопросами.
Сложно назвать четвёртую часть конкретно утопией или антиутопией. С одной стороны, в ней изображено идеальное общество мудрых существ, которые живут, опираясь исключительно на разум. Они не умеют лгать, не знают ссор, конфликтов и войн. В их обществе царит взаимопонимание. Однако эти существа - лошади, которые угнетают менее развитых человекоподобных существ - йеху. То есть, сколь справедливыми и благородными они ни казались Гулливеру, они всё-таки имеют свои недостатки. К тому же, им чужды чувства и эмоции, без которых человек перестал бы быть человеком.
Конечно, это идеальное, "серое" общество, в котором всё всегда прекрасно и стабильно, но едва ли человек смог бы жить так. "Вечный покой сердце вряд ли обрадует", - так поётся в известной песне. Человек не может жить, не проявляя своей чувственной составляющей, как мне кажется.
В общем, для меня это скорее антиутопия, так как человек у гуингнмов - униженное и неразумное существо, подобное животному, а само их общество - царство чистого разума, где всё стерильно и стабильно, и жизнь, видимо, походит на "день сурка".
----- Ерохина Кристина Ф08-1-06
Ерохина Кристина Ф08-1-06
|
|
| |
readeralexey | Дата: Суббота, 04.04.2020, 20:35 | Сообщение # 3 |
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 540
Статус: Offline
| Цитата kekrineka ( ) переживут буквально всех дорогих им людей, что никто им не станет помогать в глубокой старости, что все их достижения будут разом перечёркнуты в восемьдесят лет и глубокую, немощную старость они вынуждены будут провести на минимальном содержании. Я думаю, вполне естественно, что человек, знающий, что такое ждёт его в недалёком будущем, непременно впадёт в глубокое уныние, начнёт враждебно относится к окружающим. Это очень болезненное и страшное испытание - жить в окружении тех, кто тебя презирает и недолюбливает.
А разве такая участь не постигает очень многих людей в нашем мире? И не может постичь нас самих?
|
|
| |
readeralexey | Дата: Суббота, 04.04.2020, 20:38 | Сообщение # 4 |
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 540
Статус: Offline
| Цитата kekrineka ( ) Свифт впечатляюще раскрывает одну из негативных сторон этого вопроса - вечная жизнь не тождественна вечной молодости. А в состоянии вечной молодости земное бессмертие желательно?
|
|
| |
kekrineka | Дата: Воскресенье, 05.04.2020, 15:59 | Сообщение # 5 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 20
Статус: Offline
| Цитата readeralexey ( ) А разве такая участь не постигает очень многих людей в нашем мире? И не может постичь нас самих? Несомненно может и постигает. Но со струльдбруггами ситуация немного другая, как мне кажется, - они вынуждены постоянно помнить о своей особенности, так как их исключительность преследует их с детства; постоянно думать о том, что их ждёт в будущем, что их жизнь будет тянутся бесконечно долго, постепенно высасывая из них жизненные силы и делая их неспособными к элементарным действиям. Но даже в таком состоянии они вынуждены будут продолжать существовать, не принося обществу никакой пользы, не пользуясь никаким уважением, не вызывая в свою сторону никакого положительного чувства - быть немощными, отверженными в собственном отечестве.
У людей в нашем мире обычно прямо противоположная проблема - они иногда вспоминают, что их время ограничено, что они могут не успеть что-то сделать, но чаще депрессивные состояния вызваны не этим, так как наша психика старательно защищает нас от мыслей о собственной смерти. Бывает, что у человека также есть травмы, которые отравляют ему жизнь и приводят в такое состояние.
В общем, трагедия струльдбруггов в том, что они всю жизнь проводят с пониманием своей "исключительности", которую другие люди принимают за дурное предзнаменование, а в определённый момент жизни их просто перестают считать за полноправных граждан государства.
Конечно, и в нашем мире есть люди, вынужденные проходить подобные испытания, однако у них есть утешение, что это не навсегда, рано или поздно их тело умрёт, и душа освободится от телесных и психологических страданий.
Добавлено (05.04.2020, 16:38) ---------------------------------------------
Цитата readeralexey ( ) А в состоянии вечной молодости земное бессмертие желательно? Мне кажется, найдутся люди, которые, не особо задумываясь, ответят "да". Бессмертие в сочетании с вечной молодостью - это атрибуты, о которых грезил не один народ и наделял ими своих богов. Многие также довольно позитивно смотрят на перспективы долгой жизни: сколько всего можно изучить, увидеть, сделать, узнать, что будет в будущем, что станет с миром, как будут выглядеть их потомки и так далее.
Мне же кажется, что телесное бессмертие в любом случае нежелательно. Да, можно встретиться со своими потомками, но перед этим придётся похоронить дорогих сердцу людей - супруга, детей, внуков. Не думаю, что это то, что хотелось бы кому-либо пережить. Постоянно пребывать в этом нестабильном и переменчивом мире - тоже тяжёлое дело, наблюдать всё зло и несправедливость, чувствовать своё бессилие и хрупкость. Это истощает душевные силы. Также тело, каким бы молодым и здоровым оно ни было, в любом случае устаёт и подвержено боли, так что человек в любом случае будет обременён им.
К тому же, ни вечная молодость, ни бессмертие не заменят отношений с Богом и близость к Нему. Всё же, будучи в теле, это общение затруднено.
Ерохина Кристина Ф08-1-06
|
|
| |
orlova-lera2000 | Дата: Пятница, 24.04.2020, 15:42 | Сообщение # 6 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 22
Статус: Offline
| Наиболее запомнились мне как раз гуигнгнмы из последней части. Вся их жизнь так утопична, что вызывает неоднозначные эмоции. С одной стороны, это вроде совершенное общество, то общество, которому можно доверять. А с другой стороны, человека, знакомого с понятием личности, оно очень пугает. Индивидуализм, конечно, скорее рассматривается как вред, но жизнь по так строго установленным правилам без чувства ущемленности мне кажется абсолютным кошмаром. Когда все делают то, что делают, просто потому что так принято, так должно сделать. Это не разумность, а «машинность». Единственное, что отвлекает от мысли о подобном ужасе так это то, что герой все же находится среди лошадей. То есть среди людей такое общество как бы невозможно. Все же эта книга и для Свифта стала скорее антиутопией, чем утопией. Ведь даже эти «идеальные» существа отвергают Гулливера. Их терпимость не распространяется на чужаков. Они не могут позволить себе рисковать своей идиллией. А его присутствие может пошатнуть гармонию их жизни. И как бы эти существа не были симпатичны герою, ему нет места среди них, да и, вероятно, к лучшему. Все же природа людей иная. Им нравится размышлять о том идеале, что недостижим. А в идеальной среде они бы начали скучать.
|
|
| |
klementyevaolya99 | Дата: Вторник, 26.05.2020, 11:34 | Сообщение # 7 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 22
Статус: Offline
| Вообще, каждую главу я думала, что вот то, что в ней описано, я и запомню сильнее всего. Однако наибольшее впечатление на меня возымели и 3, и последняя, 4 часть.
Бессмертные струльдбруги оставили неизгладимое впечатление. Бессмертные дети, лишенные умения дружить, чьи сердца наполнены завистью и помыслами, которые они не будут в силах воплотить. Это не удивительно, ведь учитывая их судьбу, их предназначение - пережить своих близких, а затем испытать невероятные муки с наступлением 80-летия. Им предстоит выдержать испытание, когда на них наваливаются все болезни старых людей, и они становятся для их общества отработанным материалом. Ужасная участь, меня это прямо поразило. Из той же части меня удивил летающий остров Лапута. Еще в детстве я смотрела старое аниме "Небесный замок Лапута". Поэтому представить это сооружение не было для меня проблемой, однако в книге описано то время, когда Лапута был еще наполнен жителями. И все же негласно мысли уносились к старому мультфильму, сравнивая мои представления и описанный текст. Но безусловно, события 3-ей части поражают сознание.
В 4-ой части мне очень запомнились гуигнгнмы и йеху. По моему мнению, это потрясающее изображение идеального общества. Очень занятная аллегория. Выглядит их система устройства общества утопично. Есть благородные и достойные гуигнгнмы, выглядящие как лошади, и недостойные йеху, выглядящие как люди, которых считали за скот. Гуигнгнмы правят в том крае, а йеху считаются бесполезными. Это доказывает даже то, что их кормили тухлым мясом. На утопичность указывает и то, что гуингмы не знали таких слов, как "обман" и "ложь". Их просто не было в их лексиконе. Однако утверждать, что это утопия, я бы не стала. Это антиутопия, потому что это "идеальное общество" очень негибкое. Они не смогли принять Гулливера, ибо он похож на йеху, а значит, для них он априори недостойный. Собственно, Гулливер и узнал тайно, что его хотят выслать за границу, как йеху. Он элементарно не вписывается в их "идеальное" представление о государстве и мире. И люди как таковые далеки от этого идеала.
Гулливер потом, находясь уже дома, старался всячески перевоспитать свою семью, называя их йеху. Он был очень впечатлен идеальным обществом, и теперь его мир казался ему неправильным. Хотя, честно говоря, тот идеал, который создал Свифт, совершенно недостижим. Он привлекателен, поскольку является недостижимым идеалом. Но люди не такие. Они далеко не идеальны, а идеал им нужен, как мысль о недостижимом идеале.
|
|
| |
Anasta | Дата: Четверг, 28.05.2020, 19:31 | Сообщение # 8 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 22
Статус: Offline
| Больше всего мне запомнилось то, как Гулливер, вернувшись домой, испытывал отвращение к своей семье. Для меня такое отношение ставит крест на человеке. Если человек презрительно относится к собственному биологическому виду, это говорит о серьезных психологических проблемах. Такой индивид не способен нормально, полноценно жить; он должен бесконечно испытывать чувство вины за сам факт своего существования. Не будучи способным решить собственные психологические проблемы, человек распространяет резко негативные чувства на других. Думаю, что такое отношение к себе, своему телу, чувствам - это прямая противоположность смирению.
Если говорить о более позитивных воспоминаниях, я с улыбкой вспоминаю безумных ученых, выпускавших невероятные исследования. Насколько я помню, во времена Свифта наука стала очень популярна и газеты пестрели новыми исследованиями, по абсурдности чуть ли не доходившими до исследований жителей Лапуты. Если мне не изменяет память, Свифт и сам посылал в газеты совершенно нелепые темы исследований, якобы им произведенных. Конечно, наукой Свифт не занимался, однако, выдуманные им заголовки несколько раз даже печатали.
|
|
| |
hatunceva-sofiaa | Дата: Пятница, 29.05.2020, 18:24 | Сообщение # 9 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 23
Статус: Offline
| Тоже ярче всего запомнился момент и очень смутил, когда Гулливер испытывает презрение к людям. Это можно было бы объяснить тем, что, увидев идеальное общество, Гулливер непроизвольно сравнивает, делает определенные выводы и приходит к тому, что Гуигнгнмы лучше людей по многим критериям, но испытывать отвращение к человечеству даже на физическом уровне, терять сознание от объятия жены, и, более того, называть ее гнусным животным- все это выходит за рамки.
Оправдать данное поведение можно, по моему мнению, только в единственном случае: если это умопомешательство. Не может человек презирать себе подобных до такой степени, что не выносит даже запаха родных, жены и детей. Хотя бы потому, что ты тоже являешься частью неидеальной цивилизации и, значит, тоже наделен недостатками.
Четвертая часть неоднозначна, но, думаю, такие люди, как Свифт, и не ставили себе целью писать однозначные вещи. Хоть утопический характер прослеживается ярче, все же присутствуют также и антиутопические черты. Идеальный мир для Гулливера - вовсе не идеальный для Свифта, мне кажется. Он также иронизирует и над главным героем, и над его любовью к цивилизации лошадей. Писатель скорее отрицает и безумный человеческий мир, и пресно-размеренный уклад Гуигнгнмов. А вот типичный представитель человечества, Гулливер, слепо стремится к «идеалу».
В заключение можно утверждать, что смысл утопии заключается в том, чтобы показать, как достигнуть совершенства, а антиутопии - предостеречь от неотвратимых последствий этого "эталона".
Сообщение отредактировал hatunceva-sofiaa - Вторник, 02.06.2020, 16:36 |
|
| |
manya00x | Дата: Среда, 03.06.2020, 17:08 | Сообщение # 10 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 15
Статус: Offline
| Запомнилось регулярное пересечение реальной, "нашей" географии и вымышленного мира. Мне это кажется интересным приёмом, который встречается и у других авторов, "Хроники Нарнии"- очень характерный пример, по-моему.
Понравились концовки путешествий Гулливера по фантастическим землям - переход из беспокойных и бурных приключений к спокойному возвращению домой, например, когда в стране Великанов орёл схватил сундучок с путешественником и выронил над открытым морем, откуда он попал на корабль с обычными людьми и со временем вернулся в Англию.
Ещё меня удивило, что Гулливер так часто покидал свою жену и детей, отправляясь в плаванье. Я согласна с Настей, что пренебрегать семьёй - низко для человека. Лично для меня семья - самое ценное, и если она есть, нельзя упускать возможности времяпрепровождения с ней, без необходимости. Именно поэтому я не могу назвать утопией четвёртую часть, раз она привела к тому, что Гулливер по сути обесценил себе подобных, и главным образом - семью. Кажется, на этом примере Свифт показал, что какие бы новые и мудрые идеи человек не познал, не соблюдать золотую середину - нелепо и бессмысленно. Здесь я вижу золотую средину в том, что при восхищении мироустройством гуингнгмов Гулливеру нужно было помнить и уважать то, что его мир совершенно другой.
Несмотря на провокационный и ироничный стиль Свифта, я не смогу назвать четвёртую часть и антиутопией. Если создать воображаемую шкалу антиутопия-утопия, данная часть всё-таки находится ближе к утопии, на мой взгляд, так как, хоть и карикатурно, но был изображён добрый и "правильный" мир с мудрыми существами у власти.
Сообщение отредактировал manya00x - Среда, 03.06.2020, 17:20 |
|
| |
alexandralundsgord1998 | Дата: Четверг, 04.06.2020, 00:02 | Сообщение # 11 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 21
Статус: Offline
| Больше всего в романе мне понравились и запомнились 3 и 4 части. В третьей части раскрыты три вечные проблемы, которые всегда останутся актуальными.
Первая — это наука, которая находится на недосягаемой для смертных высоте, населенной аристократами (остров Лапута). В то время как внизу все больше процветала нищета.
Вторая — вырождение нации в городе Глобдобдриб, где живут волшебники с правителем-некромантом и со слугами-призраками.
И бесполезность бессмертия, о котором автор говорит как о жалкой старости, лишённой физических и умственных сил. Гулливер думает, что за вечной жизнью грядёт накопление знаний, однако, Лаггнеггане знают, что после 80 будущее не сулит им ничего хорошего. Струльдбурги бессмертны, они самые бедные люди на земле, потому что у них нет ни юности, ни старости.
Концом же критики человечества стала 4 часть «Путешествий Гулливера». Он попадает в страну разумных лошадей — гуигнгнмов, в страну с идеальным общественным порядком. Гуигнгнмы не умеют врать, и язык лошадей очень прост, но и понятен. Гулливер становится одним из иеху — отвратительных существ, которые напоминают ему современных людей. Он видят в них те же пороки, но в более животном проявлении.
Однако самое ужасное и большое разочарование во всем этом романе — это сам Гулливер. По насильственному прибытию домой в Англию, он длительное время заново привыкает в жене и детям, испытывает отвращение к людям и относится ко всем с пренебрежением и призрением.
Роман целиком и полностью направлен на обнажение личных и социальных проблем европейского общества. Как бы ни было это общество в 4 главе парадоксально, пожалуй, соглашусь с Кристиной, сказав, что это больше антиутопия, нежели утопия. Казалось бы идеальная страна, с идеальным порядком, но со сложившимися негативными тенденциями развития, в данном случае для них — это люди. Мне кажется, что всегда за совершенным, идеальным миром, противно-приторным идеальным, скрывается антиутопия.
|
|
| |
manya00x | Дата: Пятница, 05.06.2020, 12:59 | Сообщение # 12 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 15
Статус: Offline
| Цитата alexandralundsgord1998 ( ) По насильственному прибытию домой в Англию ,он длительное время заново привыкает в жене и детям,испытывает отвращение к людям и относится ко всем с пренебрежением и призрением. С одной стороны даже сам Гулливер на знал, какие приключения его ждали, и как они повлияют на его психологическое состояние, поэтому в какой-то мере он не виноват, что ему стало сложно жить в обычном мире. С другой стороны, создавать семью, зная, что не сможешь проводить с ней время - большая ошибка, хоть мне досконально и не известны традиции 18 века в отношении брака, но я в этом уверена. Поэтому я согласна со всеми, кто высказался осудительно об отношении Гулливера к своим близким.
Сообщение отредактировал manya00x - Пятница, 05.06.2020, 13:43 |
|
| |
mrstarchik | Дата: Пятница, 05.06.2020, 18:25 | Сообщение # 13 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 11
Статус: Offline
| Помимо едкой сатиры практически на все, на что только можно было ее написать (религия, политика, сам жанр романов-путешествий), помимо кропотливого изучения человеческой природы, под разными углами и в разных масштабах, мне запомнились интересные неологизмы, придуманные Свифтом. Некоторое основаны на звукоподражании как "Houyhnhnms" или "Yahoos", другие представляют собой компилированные слова, в которых иногда явственно проглядывает сатира: "lilliput" - "little" и "put" латинский корень, в переводе означающий "развратный, испорченный" или же "Glumedaclitch" - имя, при анализе которого я понял, что иногда лучше оставлять такие неологизмы в покое.
Четвертая часть совсем неоднозначна. Я бы определил ее как "сатирическая утопия". Здесь Свифт как бы сталкивает два общества, и два взгляда. Идеал равенства, разума, честности и т.д. лошадей, однако лишенных человеческих чувств. И глупых и грубых первобытных еху, которые живут одними лишь страстями и инстинктами, которые как бы показывают, насколько ужасным может стать человек, вернувшийся в лоно природы и отвергнувший человеческий опыт и знание. И чем больше Гулливер по возвращении пытается жить, как лошади и чуждается людей, тем сильнее, через нелепость Гулливера, высмеивается общество этих лошадей.
|
|
| |
nadyalevchenko1999 | Дата: Воскресенье, 07.06.2020, 15:11 | Сообщение # 14 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 21
Статус: Offline
| Говоря о "Путешествии Гулливера" Джонатан Свифта могу сказать, что очень любопытным моментом мне показались причины разногласия враждующих партий, таких кактремексены и слемексены. Интересно, что обе партии в сущности одинаковые, о чем говорить даже их похожие названия, они как бы является отражением друг друга только слегка в измененном виде. Возможно этим автор хотел показать насколько иногда абсурдные и странные могут быть идейные разногласия людей. Четвертую главу трудно назвать утопией. Главная мысль, которую автор хотел донести- что человек может потерять человеческий облик если не откажется от пороков и страстей.
|
|
| |
alian99196 | Дата: Воскресенье, 07.06.2020, 22:53 | Сообщение # 15 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Статус: Offline
| Из всех персонажей четырех частей больше всего мне запомнились гуигнгнмы, возможно, здесь сыграло свою роль отношение Гулливера к этим существам. Так же мне показалась интересно и запоминающейся математическая точность в гротеске Свифта: лилипуты точно в двенадцать раз меньше людей и относятся к ним, как дюйм к футу, люди точно в двенадцать раз меньше великанов. В этом чувствуется какая-то насмешка над рационализмом. Четвертая часть для меня антиутопия, потому что гуигнгнмы изгоняют Гулливера, показывая, что человеку с его пороками и страстями не место в мире высокоразвитом и нравственном.
Семенцова Алена Ф08-1-06
|
|
| |
|
|