Источник литературы - миф.
1 этап развития направления - "ритуальная школа" (Кембридж)
Джеймс Фрейзер (Frazer), «Золотая ветвь» (The Golden Bough, 1890—1915):
Сезонный ритуал (магическое действие) --> Миф (словесно-образное выражение ритуала) --> Произведение.
Другие представители:
Гилберт Мерей (Murray) «Становление героического эпоса» (1907), «Гамлет и Орест» (1914)
Джесси Уэстон (Weston) «От ритуала к роману» (1920)
Цель - выявление ритуальной основы произведения.
Мифологемы - элементы мифа, которые воспроизводятся в последующей литературе (образы, сюжеты, мотивы, темы, жанры).
2 этап развития направления - юнгианская мифокритика (мифологема = архетип)
Ритуал --> Миф --> Коллективное бессознательное --> Произведение
Литература - система архетипических формул.
Задача литературной критики - обнаружение, описание и систематизация архетипических формул, на которых базируется вся литература. Поиск в произведении мифологических архетипов, дешифровка скрытого мифологического содержания литературного произведения.
Представители:
Мод Бодкин (Bodkin) «Архетипы в поэзии» (1934)
Френсис Рэглан (Fitzroy Richard Somerset, 4th Baron Raglan) «Герой: исследование традиции, мифа и драмы», 1936)
Колин Стил «Вечная тема» (1936)
Роберт Грейвс (Graves) «Белая богиня» (1948)
Нортроп Фрай (Frye) «Анатомия критики» (1957), «Великий код: Библия и литература» (1981)
Мономиф — первоначальный миф, который лежит в основе всей литературы.
Н. Фрай: сезонные ритуалы - источник мифов, а также сюжетов, тем и жанров литературы.
Весна: рождение. Космогонические мифы, этиологические мифы, мифы о рождении героя. Персонажи: отец, мать и герой. Жанры: дифирамб и приключенческий роман («миф весны»).
Лето: цветение и плодоношение. Мифы о путешествии героя, о свадьбе, о посещении рая, об обретении героем сакрального знания или волшебного предмета. Персонажи: герой, его спутник, его невеста. Жанры: пастораль, идиллия и комедия («миф лета»).
Осень: умирание. Мифы об умирающем боге и изгнании героя. Персонажи: предатель, искуситель (искусительница). Жанры: элегия и трагедия («миф осени»).
Зима: смерть. Эсхатологические мифы: гибель богов, героев, триумф темных сил и возвращение хаоса. Персонажи: демонические существа и чудовища. Жанры: сатира и ирония («миф зимы»).
Весенний миф повествует о рождении героя, летний — о событиях его путешествия, осенний — о непреодоленных испытаниях и других трагических событиях его истории, зимний — о его гибели.
Миф поисков («the quest-myth») — повествование об отъезде героя на поиски приключений — Фрай трактует как «мономиф» — единый первоначальный миф, из которого развивается вся литература.
Миф поисков |
комическая реализация |
образы дружбы, любви, порядка |
человек - носитель гармонического единства души и тела |
боги изображаются в антропоморфном обличии |
пасторальная и райская образность |
|
трагическая реализация |
«демоническая» образность |
человеческий мир как мир хаоса, где бушуют разрушительные страсти |
боги выводятся как враждебные человеку существа |
образы хищников и чудовищ (дракон, тигр, волк, змея, паук, скорпион), страшный лес, пустыня и т.д. |
Фрай: история литературы - история способности героя к действию. По этому признаку выделяется:
1. «Мифический модус». Герой «превосходит людей по качеству», то есть является божеством. Миф в собственном смысле слова.
2. «Романтический модус». Герой превосходит людей по степени: «поступки его чудесны, но сам он изображается человеком». «Чудеса доблести». Сказание, легенда, героическая эпопея.
3. «Высокий миметический модус». Герой превосходит людей по степени, но зависит от условий земного существования. Не обладая магическими качествами, он обладает «властью, страстностью и силой выражения, намного превосходящими наши собственные». Трагедия и поэма.
4. «Низкий миметический модус». Герой - «один из нас». Комедия и реалистический роман.
5. «Иронический модус». Герой «ниже нас по силе и уму». «Зрелище несвободы, поражений и абсурдности существования». Модернизм - это «возврат иронии к мифу»: изображение событий, происходящих с героем, «вне причинно-следственной связи с особенностями его характера».
|