Форум »
Филология »
Герменевтика и феноменологическая критика »
Герменевтика »
005 Фрейдизм
Это форум для студентов вуза. Участие сторонних пользователей не предусмотрено.
|
005 Фрейдизм - Форум
|
005 Фрейдизм
| |
| readeralexey | Дата: Понедельник, 21.10.2024, 15:29 | Сообщение # 1 |
 Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 613
Статус: Offline
| Чем объясняет Фрейд успех трагедии Софокла "Царь Эдип" в отличие от других трагедий рока? ("Толкование сновидений", 1900.)
Согласны ли вы с Фрейдом, что пьеса Гамлет "построена на колебаниях Гамлета в осуществлении выпавшей ему задачи — отомстить за отца"? И с его объяснением причин промедления Гамлета?
"Откуда художник, эта удивительная личность, черпает свои темы, … и как ему удается так увлечь ими нас, вызвать в нас такое волнение, на которое мы не считали, пожалуй, себя способными"? Как Фрейд отвечает на этот вопрос в статье "Художник и фантазирование" (1908)?
Согласны ли вы с трактовкой Фрейдом романа и его объяснением интереса романа для читателя ("Художник и фантазирование")?
Известен ли вам пример плодотворного применения психоаналитической теории для интерпретации художественного произведения?
Проанализируйте какое-либо произведение любого рода с точки зрения фрейдизма.
***
Прокомментируйте:
Не следует ли нам поискать первые следы художественной деятельности еще у дитяти? Самое любимое и интенсивное занятие ребенка — игра. Видимо, мы вправе сказать: каждый играющий ребенок ведет себя подобно поэту, созидая для себя собственный мир или, точнее говоря, приводя предметы своего мира в новый, угодный ему порядок. <...> Ведь и поэт, подобно играющему ребенку, делает то же: он создает фантастический мир, воспринимаемый им очень серьезно, то есть затрачивая на него много страсти, в то же время четко отделяя его от действительности.
Художественное произведение, как и греза, является продолжением и заменой былых детских игр.
Из анализа мифов, например, с большой вероятностью следует, что это — всего лишь искаженные остатки желаний-грез целых народов, вековые мечтания юного человечества.
Его Величество Я — герой всех снов наяву, как и всех романов.
Нужно сказать: никогда не фантазирует счастливый, а только неудовлетворенный. Неудовлетворенные желания — движущие силы мечтаний, а каждая фантазия по отдельности — это осуществление желания, исправление неудовлетворяющей действительности. Побудительные желания различаются зависимо от пола, характера и от условий жизни фантазирующей личности; однако без натяжки их можно сгруппировать по двум главным направлениям. Это либо честолюбивые желания, служащие возвеличиванию личности, либо эротические.
Кто знаком с психической жизнью человека, тот знает, что едва ли что-нибудь другое дается ему столь трудно, как отречение от однажды изведанного удовольствия. Собственно, мы и не способны от чего-либо отказаться, а лишь заменяем одно другим; то, что кажется отречением, в самом деле есть образование замены или суррогата.
Художник с помощью изменений и сокрытий смягчает характер эгоистических грез и подкупает нас чисто формальной, то есть эстетической, привлекательностью, предлагаемой нам при изображении своих фантазий. Такую привлекательность, делающую возможной вместе с ней рождение большего удовольствия из глубоко залегающих психических источников, можно назвать заманивающей премией или предварительным удовольствием. По моему мнению, все эстетическое удовольствие, доставляемое нам художником, носит характер такого предварительного удовольствия, а подлинное наслаждение от художественного произведения возникает из снятия напряженностей в нашей душе. Быть может, именно это способствует тому, что художник приводит нас в состояние наслаждения нашими собственными фантазиями, на этот раз без всяких упреков и без стыда.
Сильное живое переживание пробуждает в художнике воспоминание о раннем, чаще всего относящемся к детству переживании, истоку нынешнего желания, которое создает свое осуществление в произведении; само произведение обнаруживает элементы как свежего повода, так и старого воспоминания.
Вообще связь фантазии с временем очень значительна. Позволительно сказать: фантазия как бы витает между тремя временами, тремя временными моментами нашего представления. Психическая деятельность начинается с живого впечатления, с сиюминутного повода, способного пробудить одно из важных желаний личности, исходя из этого вернуться к воспоминанию о раннем, чаще всего инфантильном переживании, в котором было исполнено такое желание, а после этого создает относящуюся к будущему ситуацию, представляющую собой осуществление такого желания, те самые дневные грезы или фантазии, которые теперь как бы несут на себе следы своего происхождения от сиюминутного повода и от детского воспоминания. Итак, прошедшее, настоящее и будущее словно нанизаны на нить продвигающегося желания.
Язык в своей бесподобной мудрости издавна решил вопрос о сути сновидения, назвав воздушные творения фантазеров "снами наяву". И если вопреки этому указующему персту смысл наших сновидений чаще всего остается для нас невнятным, то это — результат того обстоятельства, что и ночью в нас пробуждаются такие желания, которых мы стыдимся и вынуждены скрывать от самих себя, которые именно поэтому вытесняются, сдвигаются в бессознательное. Значит, таким вытесненным желаниям и их отпрыскам не может быть дозволено ничего другого, кроме выражения в сильно обезображенном виде. После того как исследовательской работе удалось объяснить искажения сна, уже нетрудно осознать, что ночные сновидения точно так же являются осуществлением желаний, как и сны наяву, как всем нам столь знакомые мечты.
Наши больные не могут сообщить нам ничего, кроме того, что мы могли бы узнать и от здоровых.
("Художник и фантазирование", 1908)
|
| |
|
|
| dawa2311 | Дата: Воскресенье, 27.10.2024, 21:42 | Сообщение # 2 |
|
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 75
Статус: Offline
| Согласны ли вы с трактовкой Фрейдом романа и его объяснением интереса романа для читателя ("Художник и фантазирование")?
Я не совсем согласна с мнением Фрейда, так как он все творчество, в том числе и романы, сводит к "продуктам" фантазии. Когда автор пишет произведение, у него, по мнению Фрейда, реализуется фантазия, порожденная неким когда-либо пережитым потрясением, которое ввело автора в состояние невроза. Именно из-за этого невроза автор и пишет произведение. Соответственно этому утверждению, он заражает читателя своими фантазиями и читатель получает эстетическое наслаждение.
Мне кажется, что любой творческой личности дана свобода. И все знаменитые творческие люди: поэты, писатели, художники и т.д. творили исходя из принципа свободы, они были Творцами и Творили. Если бы, все их творчество сводилось только к банальной фантазии, они были бы не свободны и не могли создавать по-настоящему великие произведения.
Что касается читателя, его тем более нельзя относить исключительно к фантазирующей личности, так как помимо собственной фантазии у него еще есть текст, написанный автором, точки зрения людей, которые читали роман до него, какие-то общепринятые концепции, применяющиеся к этому роману и т.д., но при этом Зигмунд Фрейд прав в том, что фантазия безусловно присутствует. Фантазия это один из основных инструментов создания романа и любого другого продукта творчества.
5
Дарья Ткачёва
Сообщение отредактировал readeralexey - Четверг, 14.11.2024, 01:22 |
| |
|
|
| marie05052001 | Дата: Четверг, 31.10.2024, 14:59 | Сообщение # 3 |
|
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 60
Статус: Offline
| Не следует ли нам поискать первые следы художественной деятельности еще у дитяти? Самое любимое и интенсивное занятие ребенка — игра. Видимо, мы вправе сказать: каждый играющий ребенок ведет себя подобно поэту, созидая для себя собственный мир или, точнее говоря, приводя предметы своего мира в новый, угодный ему порядок. <...> Ведь и поэт, подобно играющему ребенку, делает то же: он создает фантастический мир, воспринимаемый им очень серьезно, то есть затрачивая на него много страсти, в то же время четко отделяя его от действительности.
Я отчасти согласна с этим высказыванием. Творящий под вдохновением писатель в самом деле похож на играющего ребёнка. Он получает от процесса удовольствие, воспринимает свой вымысел всерьёз и отдаёт ему много времени и эмоций. Однако никакой ребёнок не будет годами играть в одну и ту же игру, в отличие от автора, у которого может уйти несколько лет на один роман.
4
Сообщение отредактировал marie05052001 - Воскресенье, 03.11.2024, 16:49 |
| |
|
|
| tsumskaa30 | Дата: Понедельник, 04.11.2024, 16:36 | Сообщение # 4 |
|
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 275
Статус: Offline
| Не следует ли нам поискать первые следы художественной деятельности еще у дитяти? Самое любимое и интенсивное занятие ребенка — игра. Видимо, мы вправе сказать: каждый играющий ребенок ведет себя подобно поэту, созидая для себя собственный мир или, точнее говоря, приводя предметы своего мира в новый, угодный ему порядок. <...> Ведь и поэт, подобно играющему ребенку, делает то же: он создает фантастический мир, воспринимаемый им очень серьезно, то есть затрачивая на него много страсти, в то же время четко отделяя его от действительности.
Ко мне тоже приходила мысль о том, что есть связь между игрой ребёнка и деятельностью писателя. Оба они создают свой виртуальный мир, параллельный действительности, придумывают героев, характеры, ситуации, диалоги.
Мне кажется, что это можно объяснить тем, что все мы созданы по образу Божию - нашего Творца. Способность и даже потребность творить, становиться творцами у нас врожденная. Каждый студент может подтвердить, как радостно держать в руках написанную курсовую работу и осознавать: я ее написал, я ее создатель. Когда мы творим что-либо и в конце видим результат, будь то детская поделка или сочинение, мы испытываем невероятное удовольствие. Это естественно и свойственно всем людям. Поэтому, анализируя высказывание Фрейда именно в этом ключе, с ним нельзя не согласиться.
Однако мне сложно рассуждать об истинных причинах, по которым великие писатели создают свои творения, поскольку я никогда не сочиняла художественные произведения сама. Скорее, они пишут, потому что просто не могут не писать, что, опять-таки, можно объяснить нашей врожденной потребностью творить.
5
|
| |
|
|
| abalakinan27 | Дата: Вторник, 12.11.2024, 22:43 | Сообщение # 5 |
|
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 249
Статус: Offline
| Да, возможно, художник, творец творит в силу своего неудовлетворения действительностью. Однако наверняка это нельзя сказать.
Мне кажется, что всё-таки творцы начинают что-либо создавать по наитию вдохновения. Как Фрейд и написал, поводом для написания произведения является острый пережитый опыт. Он может произойти как недавно, так и очень давно. Необязательно это должно идти из детства. Однако нельзя отрицать и того, что все мы родом из детства, и что творцы должны быть близки к чистому и детскому восприятию, чтобы создать действительно что-то хорошее: "Художественное произведение, как и греза, является продолжением и заменой былых детских игр".
Мне кажется, что мысль о неудовлетворённости действительностью как первопричине творения можно связать с детской способностью автора творить. Таким образом, все свои проблемы автор вытесняет в творчество, которые глубоко корнями уходят в детство. Получается, что современная тенденция в психологии соотносить все психологические проблемы человека с травмами, которые он получил в детстве, восходит к Фрейду.
3
Сообщение отредактировал abalakinan27 - Четверг, 14.11.2024, 15:51 |
| |
|
|
| katyadorniak | Дата: Вторник, 12.11.2024, 23:22 | Сообщение # 6 |
|
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 293
Статус: Offline
| В "Толковании сновидений" (1900) Фрейд предполагает, что непреходящий успех "Царя Эдипа" Софокла проистекает из его мощного взаимодействия с универсальными бессознательными желаниями человеческой психики — в частности, с Эдиповым комплексом. В отличие от других трагедий, которые могут вызывать сочувствие или жалость из-за несчастий своих героев, "Царь Эдип" вызывает более глубокий отклик, потому что затрагивает подавленные желания, которые, по мнению Фрейда, были присущи каждому.
Фрейд утверждал, что история об Эдипе, который, сам того не зная, убил своего отца и женился на своей матери, находит отклик, потому что отражает скрытые желания в сознании детей. Эти желания обычно подавляются по мере взросления, но «Царь Эдип» выводит их на поверхность. Напряжение между подавлением и осознанием создаёт у зрителей психологический шок или восхищение, позволяя испытать катарсис. По мнению Фрейда, именно эта взаимосвязь между сознательной моралью и бессознательным желанием делает «Царя Эдипа» таким убедительным, каким не являются «другие трагедии рока» (или, скорее, трагедии в целом). Он уникальным образом сталкивает зрителей с неприятными истинами о человеческом разуме, и именно поэтому, по его мнению, он остаётся шедевром.
5
EkaterinaDolzhenkova
|
| |
|
|
| davydenkololita | Дата: Воскресенье, 02.11.2025, 00:07 | Сообщение # 7 |
|
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 27
Статус: Offline
| "Не следует ли нам поискать первые следы художественной деятельности еще у дитяти? Самое любимое и интенсивное занятие ребенка — игра. Видимо, мы вправе сказать: каждый играющий ребенок ведет себя подобно поэту, созидая для себя собственный мир или, точнее говоря, приводя предметы своего мира в новый, угодный ему порядок. <...> Ведь и поэт, подобно играющему ребенку, делает то же: он создает фантастический мир, воспринимаемый им очень серьезно, то есть затрачивая на него много страсти, в то же время четко отделяя его от действительности.
Художественное произведение, как и греза, является продолжением и заменой былых детских игр."
Фрейд был аналитиком, работавшим с людьми с психическими расстройствами, и специфика его деятельности наложила отпечаток на содержание его теории. То, что он пишет о фантазии и фантазировании, возможно, верно в отношении, скажем, патологических графоманов, но в случае с "условной нормой", на мой взгляд, должны действовать какие-то более тонкие механизмы классификации.
Что касается аналогии с детскими играми, то здесь, пожалуй, параллель выглядит очевидной лишь внешне и возникла из ошибочного представления, характерного для времени, в котором детская психология не подвергалась пристальному исследованию -- отдельно от психологии взрослых -- достаточно широко. На самом деле, механизмы детской игры несколько иные, и ребёнок организует предметы игрушечные подобно тому, какой он видит организацию предметов в мире взрослых, а эксперименты и попытки "выйти" за пределы этих обозначенных самостоятельно себе границ выглядят со стороны как некое изобретательство. Так устроены игры сюжетно-ролевые (например, "дочки-матери"), обрядовые, строительно-конструктивные, а также -- в меньшей степени -- игры-драматизации. На твёрдую основу из сказочного сюжета он может наложить какие-то красочные подробности в виде мысленных образов -- например, в то время, как ему рассказывают/читают сказки на ночь, или когда он сам "вживается" в роль, подражает чему-то.
Ребёнок прекрасно "достраивает" существующие, известные ему миры в воображении за счет того, что он не знает, "как надо" и "как должно быть" и пытается выяснить их правила, путем экспериментального добавления каких-то элементов в то, что видится ему как лакуны. Однако он не создаёт при этом нового порядка, как не имеет он и представления о том, что ему "угодно", поскольку в этом возрасте (здесь я говорю о дошкольном и младшем школьном) это представление у него ещё только формируется (см. Пиаже, например, или Выготского).
Это, кстати, чем-то похоже скорее на деятельность ученого-исследователя, который разрабатывает некий научный сюжет и проверяет его на прочность, но -- на первый взгляд -- совсем не похоже на деятельность поэта, который как раз-таки "создаёт свой мир" в соответствии с тем, что он организует по собственном усмотрению, складывая в корреляции с собственными измышлениями и с тем, что ему "угодно". Однако, однажды созданный, такой мир зачастую выходит из-под контроля самого поэта: многие знакомые мне люди, связанные с литературным творчеством и имеющие в нём определённый (часто очень глубокий и долгий) опыт, не раз говорили, что создаваемые художественные миры очень часто начинают действовать по своим законам и совсем не обязательно таким, какими представляли их создатели, а персонажи "не готовы" или "не хотят" выполнять то или иное действие, которое автор желал бы, чтобы они выполнили, вследствие чего однажды придуманный сюжет приходится менять или "перекраивать". Как раз-таки здесь снова видно сходство с детской игрой, когда уже имеется заданная твёрдая основа.
Таким образом, опыт показывает, что параллель с детской игрой действует, но соответствуя именно тому, что детская игра представляет из себя на самом деле: после того, как устанавливаются законы воображаемого мира и характеры персонажей, поэт следует им, как ребёнок следует тому, что видит вокруг себя.
+++
Сообщение отредактировал davydenkololita - Воскресенье, 02.11.2025, 00:09 |
| |
|
|
| sophianesterenok | Дата: Вторник, 04.11.2025, 23:52 | Сообщение # 8 |
 Майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 87
Статус: Offline
| "Откуда художник, эта удивительная личность, черпает свои темы, … и как ему удается так увлечь ими нас, вызвать в нас такое волнение, на которое мы не считали, пожалуй, себя способными"? Как Фрейд отвечает на этот вопрос в статье "Художник и фантазирование" (1908)?
Фрейд уравнивает творчество художника и грезы, мечтания, которые, в свою очередь, приходят на замену детской игре. Поскольку грезы Фрейд считает общими для всех людей, выражение фантазий художника (или целого народа) в творчестве "приводит нас в состояние наслаждения нашими собственными фантазиями, на этот раз без всяких упреков и без стыда". Художественность "смягчает характер" эгоистических грез и поэтому вызывает не отторжение, а эстетическое наслаждение.
Согласны ли вы с трактовкой Фрейдом романа и его объяснением интереса романа для читателя ("Художник и фантазирование")? Пожалуй, такая трактовка помогает объяснить часть интереса к художественной литературе, поскольку в романе читатель может действительно обнаружить изображение некоторых собственных фантазий и желаний, хотя и необязательно запретных. Мне кажется маловероятным, что, как написано в статье, "наши больные не могут сообщить нам ничего, кроме того, что мы могли бы узнать и от здоровых". Допустим, все фантазии направлены на получение некого наслаждения; но его можно получить множеством разных способов, и не каждая фантазия, которая легла в основу романа, вызовет равный интерес у читателей. При этом, как играющие дети "примеряют на себя" роль взрослых в том объеме, который им доступен, так и фантазирующие читатели могут "примерять" фантазии художника, которые не совпадают с их собственными. Связь между эстетическим наслаждением и удовлетворением сознательных или бессознательных мечт не объясняет еще всего многообразия литературы.
+++
A fool takes no pleasure in understanding, but only in expressing his opinion.
|
| |
|
|
|
|