Форум »
Английская литература »
Средние века и Ренессанс »
Кристофер Марло »
"Тамерлан Великий"
Это форум для студентов вуза. Участие сторонних пользователей не предусмотрено.
|
"Тамерлан Великий" - Форум
"Тамерлан Великий"
| |
readeralexey | Дата: Воскресенье, 29.03.2020, 19:53 | Сообщение # 1 |
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 540
Статус: Offline
| Ваши мысли по прочтении "Тамерлана"? Тамерлан - герой или антигерой?
В. В. Верещагин. "Апофеоз войны". 1871.
|
|
| |
danil_naydenov | Дата: Суббота, 09.05.2020, 14:28 | Сообщение # 2 |
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 74
Статус: Offline
| В первую очередь стоит определить, что вкладывал в образ Тамерлана сам Марло, а для этого надо обратить внимание на исторический контекст. Возрождение пришло в Англию позднее, и именно в XVI веке начался расцвет гуманистических идей, которые также нашли свое место в сознании молодого драматурга. Марло был прекрасно знаком с античными произведениями, поэтому Тамерлан перенял многие черты древних героев. Он скорее похож на Ахилла в своей ярости и статности, чем на реального Тамерлана, и понятно, что историческая личность послужила не более чем оболочкой. Образ персонажа, который предстает перед нами в начале пьесы, несомненно, героический.
В возвышении простого пастуха над всем миром мы видим гуманистический идеал человека, вооруженного лишь верой в свои собственные силы, человека, свободного от предрассудков, от поклонения перед вышестоящими. Эти также героические черты помогли «Тамерлану» стать любимцем толпы, ведь многие люди, в первую очередь разоренные «огороженные» крестьяне, разочаровывались в государстве; у них, как и у Тамерлана, не осталось ничего, кроме веры в свои силы. Для людей Тамерлан – определенно герой, а в его монологи Марло вкладывает свои гуманистические идеи о красоте, о возможностях, о неутомимом человеческом духе. Единственное, что может омрачить геройский облик Тамерлана – это его жестокость, проявленная по отношению к своим жертвам. Вначале меня это отвратило, но я обратил внимание, что он все же дает людям выбор: они могут сдаться, пока одеяния Тамерлана не обагрились, или не стали черными. Хоть даже здесь он проявляет сомнение, говоря: «Я отдал бы весь мир, чтобы поверить, что истинная слава лишь в добре и лишь оно дарит нам благородство». В Тамерлане есть неукротимый героический дух, который, однако, знает только один способ общения с миром – сила и жестокость.
Несмотря на то, что иногда Тамерлан переходил черту, в моих глазах он оставался героем. Во второй части пьесы мы видим уже трагедию гуманистического идеала: Тамерлан становится все ожесточенней, а со смертью Зенократы жестокость его перестает уравновешиваться ее добротой. Гордость его становится чрезмерной, его ничем не сдерживаемая ярость буквально сжигает его изнутри, что приводит к печальному концу: смерть кладет предел его завоеваниям.
Может быть, эта трансформация делает Тамерлана антигероем? Думаю, нет. В отличие от Фауста (к которому, по моему мнению, термин «антигерой» гораздо больше подходит), Тамерлан действительно заслуживает восхищения за свои качества, за свою храбрость и непреклонность. Мы можем не принимать и не одобрять действия человека, который лишь своими великими силами поколебал всю Азию, но по внутренним качествам он остается героем, хоть и во многом античным.
|
|
| |
zhuravleva369 | Дата: Вторник, 26.05.2020, 20:48 | Сообщение # 3 |
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 67
Статус: Offline
| Цитата danil_naydenov ( ) В возвышении простого пастуха над всем миром мы видим гуманистический идеал человека, вооруженного лишь верой в свои собственные силы, человека, свободного от предрассудков, от поклонения перед вышестоящими. Как ты думаешь, жажда Тамерлана к завоеваниям (а, следовательно, многочисленным убийствам) не противоречит гуманистическому идеалу человека? Конечно, его речи пафосны и вдохновенны, они могут говорить о чем угодно, но его поступки показывают обратное. И то, что он дает выбор, его не оправдывает, ведь его цель - завоевание. Я не думаю, что Тамерлан герой, но и антигероем полностью его считать нельзя. Его личность находится где-то посередине. Я думаю, что его персонаж получился в результате слияния увлеченности Марло античностью и его приобщенности идейному течению эпохи - гуманизму. И появляется еще один интересный вопрос. Как бы вел себя Тамерлан, не будь у него возлюбленной? Ведь, как ты сам подметил, его жестокость уравновешивалась ее добротой.
|
|
| |
danil_naydenov | Дата: Вторник, 26.05.2020, 22:24 | Сообщение # 4 |
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 74
Статус: Offline
| Цитата zhuravleva369 ( ) И то, что он дает выбор, его не оправдывает, ведь его цель - завоевание. Я думаю, что завоевание - не цель Тамерлана, это средство. Цель же - возвышение над обыденностью, над подчинением, над правилами и законами. Конечно, его нельзя назвать положительным героем, в нем есть эта непомерная жестокость и фанатичная жажда власти, которые, казалось бы, должны все перечеркнуть. Однако в нем по-прежнему в подавляющем большинстве случаев присутствуют героические черты: храбрость, верность своим боевым товарищам и данному слову, гордость, пылкая любовь к своей избраннице. Конечно, Тамерлан - не идеальный герой, и недостатки приводят его к гибели, но здесь нет противоречия гуманистическому идеалу, скорее, здесь его крах.
Цитата zhuravleva369 ( ) Как бы вел себя Тамерлан, не будь у него возлюбленной? Нам остается только гадать, но мы знаем, что Зенократа была единственным человеком, который мог повелевать Тамерланом, размягчить его сердце. Однако даже она не смогла остановить Тамерлана от истребления своего родного города - Дамаска. Это показывает нам, что Тамерлан все же больше верен своим принципам. Думаю, если бы у Тамерлана не было Зенократы, его кончина наступила бы раньше - он просто быстрее испепелил бы себя изнутри своим гневом.
|
|
| |
dolysovacom | Дата: Суббота, 06.06.2020, 01:30 | Сообщение # 5 |
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 65
Статус: Offline
| После прочтения пьесы о Тамерлане у меня осталось двоякое чувство. Главный герой одновременно привлекает и отталкивает. С одной стороны, это сильная личность, которая смогла добиться самого высокого и значимого положения в обществе благодаря своему интеллекту, решительности и находчивости. Тамерлан говорил, что каждый человек имеет право стремиться к лучшей участи, и что сила его разума безгранична. Это человек, который выступил против устоявшихся правил.
С другой же стороны, Тамерлан постепенно превращается в неукротимого тирана, который делает, что пожелает в соответствии со своими принципами и остается безнаказанным. Это история постепенного ожесточения героя. Он будто одержимый: разрушает и сжигает города, мучает заключенных, грабит страны. В пьесе появляются устрашающие картины пожаров, крови невинных жертв и т.д. Слишком сильная жажда власти вытесняет все хорошие качества героя. Особенно после смерти своей возлюбленной Зенократы, которая говорила, что "Все земное недолговечно" и пыталась смягчить мужа, Тамерлан полностью отдается гордости и жестокости, не оставляя места таким чувствам, как милосердие и сострадание в своем сердце.
Все же, я склоняюсь к тому, чтобы назвать Тамерлана антигероем. В нем, конечно, присутствуют черты народного героя. Он выдерживает сложные испытания: побеждает персидского царя Баязида, египетского царя и т.д. Но все благородные цели и поступки вытесняет слепая жажда власти и тысячи невинных жизней. В этом случае цель никак не оправдывает средства. Вообще, герой - это тот человек, который заручился поддержкой большинства, защищает родной край и не дает в обиду свой народ. Тамерлан же таковым не является. Как мы знаем, он не защищает родину, а лишь разрушает все вокруг и этим точно не добивается одобрения со стороны его поданных.
|
|
| |
alekssander-com29 | Дата: Воскресенье, 14.06.2020, 20:26 | Сообщение # 6 |
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 122
Статус: Offline
| На мой взгляд, Тамерлан – это антигерой. Он - сильная личность с амбициозными стремлениями, тиран и деспот. Многие герои пьесы зовут его «чудовищем, поправшим благодарность». Он не знает сомнений и колебаний, им движет его цель и воля. Тамерлан не признает силы выше него самого. Думаю, и сам Марло считал его антигероем, он показал, что тиран, назвавший себя «бичом господним, владыкой мира, божеством земным», непременно получит возмездие. Сильный, харизматичный, он не останавливается перед преградами, будь то внешние помехи или какие-то моральные барьеры, он переступит все на пути к своей мечте. Его положительные качества вовсе не делают его героем, скорее наоборот, приближают его образ к образу антигероя. Ведь антигерой не должен быть хорошим или правильным. Своим характером и поведением, он одновременно привлекает и отталкивает, создавая то самое ощущение двойственности, которое остается после прочтения.
|
|
| |
xatewo8727 | Дата: Вторник, 23.06.2020, 01:16 | Сообщение # 7 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
Статус: Offline
| Тамерлан — невероятно сложная и многогранная пьеса, возникшая в сложное и многогранное время. Нельзя отрицать, что для многих людей современных Марло, Тамерлан был настоящим героем и примером для подражания. И немудрено — бедный скифский пастух самостоятельно поднимается до имперского величия, лишь своим упорством, харизмой и жестокостью. Для многих бедных англичан этот персонаж выстапал в роли настоящей "power fantasy", как сейчас говорят. Мало какой пастух в сложные Елизаветинские времена не пожелал бы стать императором. Однако по моему мнению, Тамерлан — мрачная личность и антигерой. На протяжении всей пьесы, он совршает множество жестоких, варварских преступлений. Возвышение Тамерлана происходит на костях, на бесчисленных смертях его невинных жертв. Тамерлан харизматичен, но в душе своей он — бандит. "Тамерлан" в какой-то степени очень похож на "Фауста", другую пьесу Марло. Оба персонажа приходят к господству, Тамерлан к господству над миром, а Фауст к господству над реальностью, посредством страшных, губительных методов.
Зипунников С.
|
|
| |
valpet251 | Дата: Суббота, 05.09.2020, 21:17 | Сообщение # 8 |
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 72
Статус: Offline
| Я думаю, Тамерлан - антигерой.
Сначала мы видим, что Тамерлан бесстрашный, мужественный умный человек, преданный своим соратникам. Герой сам добился высокого положения в обществе.
Однако потом стать власти поглощает го. В завоеваниях он беспощаден и жесток, он оказывается настоящим тираном и деспотом. Вокруг него войны и смерть, он даже способен на убийство собственного сына.
Страсть власти заглушила в герое его хорошие черты, в нем нет милосердия, из-за него погибают невинные люди, он уничтожает города. Тамерлан поставил себя выше всех, даже выше Бога, чем погубил себя.
|
|
| |
readeralexey | Дата: Вторник, 02.03.2021, 19:44 | Сообщение # 9 |
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 540
Статус: Offline
| Цитата dolysovacom ( ) Вообще, герой - это тот человек, который заручился поддержкой большинства, защищает родной край и не дает в обиду свой народ. Тамерлан же таковым не является. Как мы знаем, он не защищает родину, а лишь разрушает все вокруг и этим точно не добивается одобрения со стороны его поданных. Арина, Вы описываете героя героического эпоса. Трагедия - это другой жанр, и герой трагедии, очевидно, должен как-то отличаться от эпического героя.
|
|
| |
antonryadinski | Дата: Вторник, 16.03.2021, 00:13 | Сообщение # 10 |
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 167
Статус: Offline
| Для меня Тамерлан - это герой своего произведения. Я считаю, что его личность надо рассматривать в контексте целого произведения, и ни в коем случае не судить его под влиянием современного представления о добре и зле. С одной стороны, мы можем говорить о его жестокости, о его несправедливости по отношению к врагам, но не надо забывать, что - Тамерлан это человек войны. Будет наоборот странно, если вождь показан трусливым и боязливым. Также, не надо забывать о том, что он азиатский царь. Думаю, для людей той эпохи было хорошо известно, что азиатские страны отличаются большей жестокостью, чем европейские. Чем тогда отличаются другие султаны от Тамерлана, которые хвастаются, что приковали к галерам христиан? Разве они тоже не жестоки? Таким образом, жестокость - это просто данность, которая очень хорошо соответствует своей эпохе, но нам современным читателям это кажется странным, и мы стремимся назвать Тамерлана антигероем.
Больше всего, что заставляет меня говорить о Тамерлане, как о герое - это его отношения к войне. Нельзя до конца назвать его справедливым, но все-таки Тамерлан дает шанс другим султанам сдаться, он всегда ждет три дня перед тем, как нападает на врага. Он никогда не нападает без предупреждения, он следует всегда некому "этикету", если это можно так назвать. Тамерлан способен чувствовать любовь, у него есть отцовские чувства и уважение с сыновьям, когда он видит их военные способности. Он честно награждает своих военачальников за преданность ему, и они готовы служить ему всегда. Надо заметить, что Тамерлан захватил все царства войной, но не подлым предательством, если не считать случая с Хосровом, хотя Тамерлан честно его предупредил о грядущей битве. Также в репликах Тамерлана всегда звучат слова о том, что он пытается сделать все лучшее для своего народа. Можно сказать, что Тамерлан честен в военном деле, в этом и проявляется его героизм. Если говорить о Тамерлане как о человеке в "миру", то есть не во время войны, то я практически не помню такого момента, где бы Тамерлан не воевал. Как заканчивается одна война, он снова идет походом на новое царство. Вся его жизнь и весь его образ жизни - это война. А то что справедливо на войне, никогда не справедливо в мирное время. Поэтому я бы не осмелился назвать Тамерлана антигероем, так как в контексте произведения он не выглядит таковым.
+++
Сообщение отредактировал readeralexey - Понедельник, 22.03.2021, 14:49 |
|
| |
tsumskaa30 | Дата: Пятница, 19.03.2021, 20:48 | Сообщение # 11 |
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 275
Статус: Offline
| Произведение «Тамерлан Великий» Кристофера Марло произвело на меня сильное впечатление. Меня поразила трансформация Тамерлана.
Вначале Тамерлан – удивительно храбрый воин, бывший простым скифским пастухом, который благодаря своей смелости и силе смог покорить народы. Внешне он описан как истинный эпический герой: высокий, широкий в плечах, светловолос, как Ахилл. Иногда он даже проявляет благородство. Например, заметя Микета, персидского царя, пытающегося спрятать свою корону из-за трусости, Тамерлан не убивает его и не крадет корону, предпочитая завоевать её в честном бою. Кроме того, вначале он поступает справедливо, предупреждая, что окажет снисхождение тем народам, которые подчинятся ему, не сопротивляясь, когда Тамерлан облачен еще в белые одежды. Чёрные одеяния же означают, что пощады ждать невозможно.
На меня изначально Тамерлан не произвёл отталкивающего впечатления. Он показал себя смелым, мужественным, целеустремлённым – настоящим героем. Однако, вероятно, последующая жажда власти и излишняя самоуверенность, приведшие к неукротимой жестокости, не могут внушить симпатию к Тамерлану.
Его цель – стать богоподобным, или даже выше Бога, завоевать Азию, а затем и всю Вселенную – делает его невероятно жестоким. После его решения стать персидским царем его поведение меняется: он идёт войной на Хосрова, хотя еще недавно помогал ему войти на престол. Тамерлана описывают как «воплощенье в образе людском гордыни, честолюбья, жажды власти, не знающих ни меры, ни границ», «кровавый, ненасытный Тамерлан», «идет к земному счастью напролом». Сам же про себя он говорит: «Я поклялся быть беспощадным».
При чтении некоторые моменты у меня вызывали ужас, и даже не хотелось дальше узнавать про бесчеловечное отношение Тамерлана к людям. Например, его обращение с турецким султаном Баязидом, которого он посадил в клетку, как животное, и его женой Забиной, которая должна кормить мужа объедками. Жутко читать, как Тамерлан призывает Баязида убить, разделать и съесть жену. Он совершенно не думает о религиозных чувствах людей, унижая их и заставляя мусульман есть мясо и пить вино. Но больше всего меня поразила смерть любящих супругов, которым ничего не осталось сделать, как убить себя, разбив голову о прутья клетки.
Сожаление вызывают и четыре невинных девушки, которых правитель Дамаска послал к Тамерлану и которые были беспощадно замучены и повешены на виду у жителей города. «Бич Божий» не щадит ни женщин, ни детей, ни стариков: он приказывает утопить в реке абсолютно всех жителей Вавилона и любуется тем, как рыбы едят человеческие трупы. Турецких султанш он отдает в наложницы своим воинам.
Невероятно трагична история Коменданта, Олимпии и их сына. После смерти главы семейства женщина убивает своего ребенка, желая проститься и со своей жизнью, однако не успевает этого сделать. Она остается верной своему супругу до конца, не вступая в связь с могучим Тамерланом, ищет смерти, а не славы, и находит её.
Бесчеловечно его отношение к побежденным царям: он впрягает их в свою колесницу, заставляя везти его. Когда же они устали, он просто убивает их, меняя на новых. Даже с животными нельзя так обращаться, как Тамерлан ведет себя с бывшими царями. В конце же Тамерлан сжигает Коран, насмехается над Магометом. Во время своей болезни он уже собирается в поход против неба и ставит задачу: «в битве страшной истребим богов».
Таким образом, наблюдается постепенное ожесточение героя, его моральная деградация. В центр он ставит поклонение человеку, однако смерть препятствует осуществлению его целей. Своей местью и ненасытными желаниями он губит себя. Поэтому я считаю, что в конце произведения он становится антигероем. Мне кажется, что правильно было бы сказать так: из настоящего героя Тамерлан превращается в антигероя.
++++
|
|
| |
posternaksophie | Дата: Четверг, 08.04.2021, 17:07 | Сообщение # 12 |
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 121
Статус: Offline
| "Тамерлан Великий" К. Марло - это очень сильное произведение, которое производит большое впечатление.
Удивительно, как много Марло знал о Тамерлане, с подробностью до мест ранений. Для того времени это поразительно много. Меня впечатлило, что в Тамрлане сочетается невыразимо высокое с человеческим греховным и низким. Тут вспоминается "Речь о достоинстве человека" Мирандолы, потому что Тамерлан сочетает в себе духовную высоту и греховность. Трудно сказать, кто Тамерлан: герой или антигерой. Понятно только, что Тамерлан - overreacher, человек, который стремится достичь чего-то, что выше его возможностей. К сожалению, это стремление в случае Тамерлана вырождается в жестокость и беспринципность.
+++
|
|
| |
abalakinan27 | Дата: Пятница, 09.04.2021, 20:05 | Сообщение # 13 |
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 235
Статус: Offline
| По прочтении Тамерлана понимаешь, что когда лишь начинаешь задумываться, то однозначно на вопрос о принадлежности главного героя к положительному или отрицательному - ответить сложно. Каждому из живущих на этой земле людей присуще положительные и отрицательные качества. И абсолютно в разных ситуациях человек может себя проявить так, как общество не ожидает...
В самом начале произведения можно подумать о том, что Тамерлан - действительно герой. Читателям он представляется не только, как мощный титан-завоеватель. Несмотря на сказочность достижений и черт эпического героя, мы видим, что Тамерлан - обычный человек, пастух, что и делает его привлекательным. Начинает проявляться ренессансная концепция возможности для человека стать тем, кем он хочет. Тамерлану тоже свойствены чувства: долга, любви...
Нельзя сказать, Тамерланом движут лишь желания власти и алчности (хотя они являются основными побуждающими силами). В самом начале завоеваний скиф хочет освободить христиан от власти турок, для него важно их наличие в стане. На протяжении всего произведения он рассуждает о Боге, называя себя "бичом Господним". Где-то в далёких уголках своей души есть мысль о том, что все его победы - лишь благодаря Воле случая, фортуне, счастливой звезде ("Пусть небо зрит, как я, господень бич, земных царей пятою попираю, моя звезда! Сиянием победным соседние светила затмевай!"). Однако задумывается ли Тамерлан всерьез над словами Зенократы:
"Счастливая звезда тебя ведет, В ночи твой сон победа охраняет, Но ты не доверяй войне коварной: Страшись, что и тебя она предаст, Как предала турецкого султана И с ним его великую царицу"?
Тамерлан не думает о том, что его ждёт после кончины, не заботиться о своем спасении. Он считает, что власть распоряжаться жизнями людей "дана ему свыше":
"Я, бич господень и гроза земли, Свое исполнить должен назначенье Жестокостью, и кровью, и войной; Я должен уничтожить всех, кто смеет В моем лице перечить воле неба."
По отношению к другим людям Тамерлан проявлял жестокость: даже, казалось бы, к родному сыну - за трусость он его заколол, ради Зенократы не оставил поле боя, приказал казнить невинных девиц вражеской стороны. Однако, все равно любовь Зенократы для него является святой - он не убивает ее отца, а преклоняется перед ним.
Под конец пьесы главный герой достигает апогея своего ожесточения, рядом с ним уже нет любимого человека, после смерти Зенократы он озлобляется, и в нем уже нет прежних отголосков благородства. Поэтому можно ли назвать "героем" того, чья цель жизни заключалась в том, чтобы "бичевать гордыню" других? Если Сам Господь пришел в мир не для того, чтобы судить людей, то что уж говорить об обычном смертном человеке? А главное, разве Бог, Сама Любовь, могла дать Тамерлану такое право?
+++
Сообщение отредактировал readeralexey - Пятница, 04.06.2021, 14:12 |
|
| |
katyadorniak | Дата: Воскресенье, 11.04.2021, 16:09 | Сообщение # 14 |
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 273
Статус: Offline
| Честно говоря, отчасти я предвзята к Тамерлану: тяжело воспринимать человека, ответственного за тысячи погибших, и не разорившего Москву только благодаря вмешательству Богородицы, даже как антигероя. Все же антигерой должен вызывать уважение, если не сопереживание. Мы охотно сопереживаем многим из них, не обращая внимания на их грехи с той небольшой погрешностью, что они никогда не существовали в реальности. Тем сложнее было абстрагироваться от реального образа Тамерлана и воспринимать его просто как персонажа пьесы с громким именем. Не уверена, что мне удалось это полностью, но говорить я постараюсь только о персонаже Марло.
Тамерлан в пьесе – человек удивительной харизмы. Теридам в первом же акте переходит на его сторону – предательство ли это или просто инстинкт самосохранения – каждый решает сам, но магнетизму Тамерлана противостоять сложно. В дальнейшем перед нами предстает влюбленная в Тамерлана Зенократа. Можно сколько угодно рассуждать о влечении женщин к негодяям и «Стокгольмском синдроме», но лично я здесь вижу исключительно влияние природного магнетизма Тамерлана на молодую романтичную девушку. Вскоре читателю предлагается сравнить две пары: Тамерлана и Зенократу, еще не обвенчанных, но как бы «обреченных друг другу» и султана Баязида с его женой Забиной. Эти двое - супружеская пара, прожившая в супружеской любви достаточно долго (у них трое сыновей), они гордые и непримиримые – тем приятнее Тамерлану мучить их и издеваться над ними. Почему это происходит? Тамерлан завоевывает все больше земель, его эго растет и те, кто пытается давать ему отпор, просто смешат его. Возможно, он наконец находит кого-то хотя бы отчасти равного ему по славе и доблести, тех, кто не пытался спрятать от него корону, тех, кто будучи повержен, продолжает бороться. Тамерлан наслаждается своей силой и свободой:
Их страшные проклятья, Зенократа, Приятны мне: враги грозят словами, А я могу их каждую угрозу На них обрушить, в дело превратив.
Влюбленная в тирана, которым становится Тамерлан, Зенократа принимает участие в насмешках над Баязидом и Забиной, но их смерть поражает ее в самое сердце. Жизнь и любовь Зенократы уже в первой части кажется трагичной: да, Тамерлан пощадил ее отца, но целое царство разрушено. Зенократа осознает, что никакая слава и богатство не могут служить гарантом счастья и безопасности в этом мире. Но Зенократа никак не может повлиять на своего возлюбленного, она может только молиться:
О, сжалься, Магомет, над Тамерланом, Прости ему жестокость, жажду славы, И пусть победа, страсть его души, Не приведет его к кончине страшной, Как привела турецкого султана И с ним его несчастную царицу!
Зенократа, как и Забина, рожает своему царственному мужу троих детей и безвременно умирает. Тамерлан продолжает свое победное шествие, завоевывая царство за царством. Во второй части Тамерлан предстает кровожадным завоевателем, жестоко унижающим своих соперников и служащим суровом примером для сыновей. Даже перед смертью он жалеет не о своих грехах, а о том, что умрет, не покорив «все это» - оставшуюся Вселенную.
Тамерлан оставляет после себя не только сильную армию и государство – им разрушены тысячи жизней, и продемонстрированные в пьесе смерти четырех дев, Олимпии и ее родных и многих других – лишь капля в море. Желающий сравняться с богами Тамерлан не может поверить, что умирает от земной болезни, как обычный смертный.
Можно ли сказать, что Тамерлан развивается на протяжении пьесы? Да, безусловно. Из смелого завоевателя, прошедшего нелегкий путь, он становится бесчеловечным и ужасающим тираном. Его эго вырастет все больше, он просто не может успокоиться здесь на земле. Он был антигероем с самого начала и остается им до конца: антигерои могут быть самыми отталкивающими, но их художественная ценность от этого не уменьшается.
++++
EkaterinaDolzhenkova
Сообщение отредактировал readeralexey - Пятница, 04.06.2021, 14:17 |
|
| |
amasaltseva | Дата: Четверг, 12.05.2022, 18:34 | Сообщение # 15 |
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 209
Статус: Offline
| Тамерлан - герой или антигерой?
Тамерлан в пьесе Марло — это переработанный, драматизированный образ монгольского завоевателя XIV-XV веков, Тимура. При этом переделанный таким образом, что низкий, темный и сухорукий Тимур-хромец стал золотоволосым, статным и высоким, человеком невероятной силы, напоминающим эпического героя. Впечатление от героя не может быть однозначным, образ героя, созданного Марло, противоречив. Так, Тамерлан одновременно и герой, и антигерой. Он, сумевший достигнуть вершин, подняться с низших слоев общества, привлекает силой своей личности, одержимостью мечтой, «романтичностью» своего образа, своими патетическими, красивыми речами, стремлением к достижению великого, но одновременно невероятно отталкивает своей чрезвычайной жестокостью, злобой, отсутствием любви к людям, деспотичностью, жаждой заполучить абсолютную власть. Тамерлан — одновременно и эпический герой, и анти эпический герой. Противопоставленным классическому эпическому герою он становится из-за жажды личной власти и, например, из-за того, что действует не во благо коллектива людей, а наоборот. Гордый, одержимый своей идеей, Тамерлан становится не просто «бичом всех Царей», к чему он стремится в начале пьесы, но «бичом и ужасом Земли». Он несет лишь насилие и жестокость, несвободу и тиранию. Под его ударами гибнут тысячи неповинных людей.
+++
Сообщение отредактировал readeralexey - Воскресенье, 19.06.2022, 15:39 |
|
| |
|
|