Форум »
Английская литература »
Средние века и Ренессанс »
Кристофер Марло »
"Тамерлан Великий"


Это форум для студентов вуза.
Участие сторонних пользователей
не предусмотрено.

Вторник, 24.06.2025, 09:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт А. В. Аксёнова
Главная | Регистрация | Вход
"Тамерлан Великий" - Страница 2 - Форум


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
"Тамерлан Великий"
readeralexeyДата: Воскресенье, 29.03.2020, 19:53 | Сообщение # 1
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 575
Репутация: 2
Статус: Offline
Тамерлан - герой или антигерой? Или есть момент, когда из героя он превращается в антигероя? Если есть, что это за эпизод?

Меняется ли герой по ходу пьесы?


В чем политическая мысль пьесы?

В чем нравственная мысль пьесы?

Есть ли у пьесы религиозная проблематика? Если есть, в чем она?


Что движет Тамерланом?

На чем основана уверенность Тамерлана в своем призвании и успехе? Почему другие разделяют эту уверенность?

Чем обусловлены военные успехи Тамерлана?

"В закон войны возвел он беззаконье!" (египетский султан о Тамерлане). Насколько справедлива такая характеристика?

Вызывают ли какие-либо персонажи сочувствие?

Другие персонажи неоднократно восхищаются возвышенной риторикой и силой речей Тамерлана. Какова функция такого "метатекста" в пьесе?

Есть ли в трагедии черты героического эпоса?

Обсудите тему верности и предательства в пьесе.

Насколько логична и оправдана жестокость Тамерлана?

Что говорит о Тамерлане его любовь к Зенократе?

Прокомментируйте завершающие слова трагедии:

Столкнитесь, небо и земля! Конец!
Земля утратила все, чем гордилась,
А небо дух свой избранный сожгло!
Земле и небесам над ним рыдать,
Но лучшего вовек им не создать.

***

Прокомментируйте:

Из четырех враждующих стихий
Создав людей, природа в них вложила
Тревожный и неукротимый дух:
Он постигает стройный ход созвездий
И дивную гармонию вселенной,
Пылает ненасытной жаждой знанья,
Мятется, как далекий рой планет;
Он нам велит идти, искать, стремиться,
Пока мы не достигнем тайной цели -
Единственного полного блаженства:
Земной короны на своем челе! (Ч. 1, II, 7)

Для Тамерлана, чья звезда заране
Ему сулит победу над врагом,
Нет разницы меж волей и свершеньем.
Я, прозванный бичом и гневом божьим,
Я, в страх и трепет приводящий всех,
Сперва султана покорю, а после
На волю отпущу тех христиан,
Которых вы цепями приковали
К бортам летящих по морю галер. (Ч. 1, III, 3)

Так много я пролью турецкой крови,
Что мне Юпитер вестника пошлет,
Приказывая меч вложить в ножны,
А солнце, страшный вид не в силах снесть,
Склонит свой лик на грудь Фетиды в море
И Волопасу поручит коней.
Полмира смерть найдет в сраженье этом! (Ч. 2, I, 3)

Так знайте, псы, что эта тирания -
Коль тиранией вы войну зовете -
Мне свыше послана: я здесь бичую
Гордыню, ненавистную богам.
Не потому я стал владыкой мира,
Не потому венчал меня Юпитер,
Что добрые дела я совершил.
Нет, у меня есть звание грозней:
Я, бич господень и гроза земли,
Свое исполнить должен назначенье
Жестокостью, и кровью, и войной;
Я должен уничтожить всех, кто смеет
В моем лице перечить воле неба. (Ч. 2, IV, 2)

Какой мучитель-бог меня терзает,
Тщась грозного осилить Тамерлана?
Докажет ли болезнь, что я - лишь смертный
И перестал быть ужасом земли?
Техелл и вы, друзья! Мечи схватите,
Чтоб устрашить того, кто рвет мне душу!
В поход на небо двинемся скорей,
Поднимем к небу черные знамена
И в битве страшной истребим богов!
Друзья, что делать? Силы иссякают.
Меня в поход ведите на богов,
Завидующих мощи Тамерлана! (Ч. 2, V, 3)

Столкнитесь, небо и земля! Конец!
Земля утратила все, чем гордилась,
А небо дух свой избранный сожгло!
Земле и небесам над ним рыдать,
Но лучшего вовек им не создать. (Завершающие слова трагедии.)




В. В. Верещагин. "Апофеоз войны". 1871.
Прикрепления: 1966227.jpg (92.1 Kb)
 
tsvioletta17Дата: Понедельник, 06.06.2022, 15:52 | Сообщение # 16
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 127
Репутация: 1
Статус: Offline
Невозможно обойти стороной пьесу К. Марло "Тамерлан Великий". Сам Тамерлан, на мой взгляд, противоречивая фигура. В начале произведения автор рисует нам героического персонажа, напоминающего героя античности; крепкий и привлекательный юноша. Скорее всего, почти каждый читатель полюбит такого героя.

Но порок, свойственный любому человеку, берет верх. Это происходит не сразу, -- события и сам Тамерлан развираются и раскрываются на протяжении всей пьесы. И, к сожалению, не с лучшей стороны. Но, несмотря на его жестокость, в нем сохраняются справедливость и достоинство (хотя в некоторых эпизодах это очень спорное утверждение).

Мне кажется, Тамерлана бросает из стороны в сторону. Да, он стремится к лучшему, быть первым, быть главным, завоевать как можно больше земель, но в то же время некая его жестокость отталкивает. Он пытается быть народным героем, но идет по головам, не боясь издеваться и убивать.

В итоге я не могу назвать Тамерлана ни героем, ни антигероем. До сих пор у меня двоякое чувство насчет этого персонажа.

+++
 
sasavasl15Дата: Среда, 08.06.2022, 14:59 | Сообщение # 17
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 161
Репутация: 1
Статус: Offline
Трагедия Марло «Тамерлан Великий» описывает подвиги киргизо-монгольского завоевателя XIV-XV веков. Однако его герой не совсем походит на исторический «оригинал». К. Марло, возможно, вдохновила слава завоевателя, заставившая весь средневековый мир с почтительным ужасом произносить имя Тимура. «Тамерлан» — своего рода «программная драма». Основная ее идея – утверждение полного господства человека, покоряющего этот мир своей силой и желанием власти. В своем победном шествии этот завоеватель мира разрушает все вековые установления и представлений прошлого. Произведение словно подготовка к «Фаусту», только более человечески-примитивная. Драматург восторженно утверждает нового героя, уловив и обобщив в этом образе самую сущность эпохи, «когда были ослаблены все старые узы общества и поколеблены унаследованные представления».

+++


Сообщение отредактировал readeralexey - Вторник, 21.06.2022, 00:09
 
marichernaya911Дата: Среда, 08.06.2022, 19:11 | Сообщение # 18
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 176
Репутация: 0
Статус: Offline
В пьесе Кристофер Марло воссоздает образ Тамерлана - монгольского военачальника и завоевателя, потрясшего весь мир своими завоеваниями в конце 14 века. В этом историческом герое Кристофер Марло восхищается невероятной силой воли и верой в свое призвание быть "бичом Господним и грозой земли", быть жестоким узурпатором всего мира из убеждения в том, что такова воля Божья о нем.

Марло любуется этим героем, романтизирует его, однако равно усиливает светлые и сильные стороны его души, и заостряет внимание зрителя на греховной стороне души героя, показывая амбивалентность его натуры, как, вероятно, всякой натуры человеческой. Герой драматичен, его патетические речи красивы, они отражают его внутреннюю силу.

Удивительно в этом герое то, что он совершает все свои преступления и жестокие завоевания из искреннего убеждения в том, что они есть проявления воли Божией о нем.

Героем-антагонистом Тамерлана является его возлюбленная Зенократа. Они категорически противоположны в своих внутренних качествах. Тамерлан -  жесток и беспощаден. Зенократа - нежна и сочувственна, ее сердце не может выносить жестокостей, которые совершает Тамерлан. Однако их объединяет их искренность и честность. Оба они живут и действуют соответственно своим убеждениям, из соображений исполнения воли Господней на земле. Живут, не лукавствуя, не лицемеря, не живя чужой жизнью.


++++
 
lolosipovanikaДата: Суббота, 03.06.2023, 18:14 | Сообщение # 19
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 200
Репутация: 0
Статус: Offline
Ваши мысли по прочтении "Тамерлана"? Тамерлан - герой или антигерой?

Тамерлан - фигура неоднозначная. Как известно, Тамерлан  - фигура историческая, но Марло специально превращает его из тёмного низкорослого азиата в светловолосого, как Ахиллес, высокого и широкоплечего красавца. Очевидно Марло придаёт Тамерлану более героическую внешность в духе древнегреческих героев. История Тамерлана - это история становления героя: он за 30 лет из обычного пастуха стал великим императором и завоевателем. Но при этом мы наблюдаем деградацию Тамерлана, как личности. Тамерлан словно посланное свыше людям наказание за их грехи. В пьесе есть много антитез, которые не позволяют бесспорно отнести Тамерлана ни к категории героя, ни к категории антигероя.

Примечательно, что в "Тамерлане" встречается словесная перепалка как в "Беовульфе".


+++
 
mariafokina99Дата: Суббота, 25.05.2024, 20:55 | Сообщение # 20
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 60
Репутация: 0
Статус: Offline
Пьеса Кристофера Марло «Тамерлан Великий» грандиозна по замыслу и исполнению. Она произвела огромное впечатление на современников драматурга и по сей день поражает эпичностью, проработкой персонажей.

Марло бросает вызов обществу, делая главным героем бунтаря, противоречивого, как он сам, человека, отвергающего законы морали и сомневающегося в Боге. Марло удачно соединил в Тамерлане черты ренессансного героя и изгоя общества, который делает себя сам и из пастуха превращается в самого грозного и жестокого покорителя земли. То есть, пьеса была интересна любым слоям населения. Пока знать и ученые мужи возмущаются, простые люди восхищенно наблюдают за тем, как человек, который был никем, становится всем. Это вселяет в них надежду, мечту. В то время было очень много обездоленных людей, оставшихся без дома, которые стали искателями приключений в других странах, либо занимались незаконными делами в попытке выжить. Марло показывает, что главное – внутренняя сила человека, его характер. Но при этом на второй чаше весов – цена, которую надо платить за могущество и власть. И Тамерлан платит ее сполна. Власть поглощает его настолько, что он уже не замечает никого вокруг, калечит и своих, и чужих детей, истребляет побежденных, сжигает города и мучает невинных. В Тамерлане нет золотой середины. Он не герой и не антигерой. Он человек, желающий вполне понятных вещей: славы, могущества, богатства, непобедимости. И в погоне за ними он теряет и семью, и любимую, и себя. Вслед за эпическим взлетом следует эпическое падение. И, на мой взгляд, это ключевая идея: человек жив, пока мечтает, достигает, ищет счастья, но в этих поисках забывает, в чем оно на самом деле – в любви к Богу, к близким, в сострадании, милосердии, признании собственных недостатков.

Марло сам происходил из низкого сословия, добился многого самостоятельно, и пошел против общества, высказывая смелые мнения и смущая общество. Марло не дает никакого ответа, потому что сам его не знает, ведь он в таких же поисках, как Тамерлан. Но точно можно сказать, что в герое его пьесы каждый человек может найти что-то близкое и понятное или, наоборот, понять, что он совершенно ему чужд. Тамерлан живой, он вызывает эмоции, трогает душу и заставляет задумываться о многом, в первую очередь, о самом себе, о своих стремлениях. Даже если в пьесе нет ответов, она оставляет много вопросов, над которыми можно и нужно размышлять.


6+


Сообщение отредактировал mariafokina99 - Вторник, 11.06.2024, 22:04
 
solkinaanna57Дата: Вторник, 18.03.2025, 17:46 | Сообщение # 21
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 31
Репутация: 0
Статус: Offline
Тамерлан - герой или антигерой? Или есть момент, когда из героя он превращается в антигероя? Если есть, что это за эпизод?

На мой взгляд, Тамерлан в пьесе Марло — фигура противоречивая, и его трудно однозначно назвать героем или антигероем. Он начинается как герой в классическом смысле — человек из низов, бросивший вызов судьбе, обладающий невероятной харизмой, волей и военным гением. Однако по мере развития пьесы его жажда власти и жестокость растут, превращая его в антигероя.
Ключевой момент перехода — вторая часть пьесы, когда его жестокость уже не имеет оправданий. Например, один из самых ярких эпизодов — сожжение Корана в пятом акте второй части. В этот момент Тамерлан заявляет свою власть не только над людьми, но и над божеством, отвергая религию. Это уже не просто амбициозный полководец, а человек, считающий себя выше всего на свете, что делает его трагическим персонажем.
Также есть сцена, где он запрягает короля Вирения в повозку вместо лошади. В первой части его жестокость ещё можно воспринимать как часть военной стратегии, но позже она становится чрезмерной и бесчеловечной.
Если рассматривать пьесу с ренессансной точки зрения, Тамерлан — образец человека, достигшего величия благодаря силе духа и уму. Однако с точки зрения традиционной морали, он нарушает все возможные границы, что делает его антигероем. В этом смысле его можно сравнить с другими амбициозными персонажами эпохи Возрождения, например, с Фаустом.

Меняется ли герой по ходу пьесы?

Да, безусловно, Тамерлан меняется по ходу пьесы, но не так, как меняются традиционные трагические герои. Если в классической трагедии персонаж обычно проходит через осознание своей ошибки (катастрофу и катарсис), то Тамерлан не меняет своих взглядов, но изменяется его положение и восприятие зрителем.
В первой части Тамерлан — харизматичный, амбициозный полководец, который бросает вызов судьбе и завоёвывает мир. Он напоминает классического ренессансного героя: человек из низов (он всего лишь пастух), который силой воли, таланта и военной хитрости поднимается к вершинам власти. Он вдохновляет солдат и представляется чем-то вроде героя судьбы.
Когда он становится абсолютным правителем, его жестокость растёт, но пока ещё можно найти ей оправдание: он устраняет врагов, подавляет восстания, требует абсолютной лояльности. Однако уже здесь появляются моменты, которые показывают его чрезмерное честолюбие (например, та же сцена с королём Вирением, которого Тамерлан превращает в свою "лошадь").
Во второй части Тамерлан уже не борется с миром — он борется с самой природой и богами. Его жестокость становится самоцелью, он требует полного подчинения и даже сжигает Коран, считая себя выше божественной воли. Здесь он уже не просто завоеватель, а тиран, и зритель может почувствовать, что он перешёл черту. Однако сам Тамерлан остаётся верен своим убеждениям до самого конца — даже когда умирает, он всё равно не осознаёт своих ошибок, а уходит с мыслью, что завоевал весь мир.
Так что можно сказать, что внешне герой меняется, так как он проходит путь от харизматичного лидера к жестокому тирану. Но внутренне — нет, он остаётся верен своим идеалам до конца, хоть эти идеалы и становятся всё более разрушительными.


+++
 
claudhollowayДата: Вторник, 18.03.2025, 23:18 | Сообщение # 22
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 36
Репутация: 0
Статус: Offline
Тамерлан - герой или антигерой? Или есть момент, когда из героя он превращается в антигероя? Если есть, что это за эпизод?

Тамерлан может быть рассмотрен и как герой, и как антигерой, так как в пьесе он показан сильной и харизматичной личностью, но при этом жестоким и деспотичным человеком.

На чем основана уверенность Тамерлана в своем призвании и успехе? Почему другие разделяют эту уверенность?

Тамерлан видит себя не просто человеком, он приравнивает себя к богам. Он убежден в том, что его судьба - быть великим завоевателем, что подчеркивается его стремлением к бесконечным завоеваниям и власти. Он считает себя способным контролировать мир и игнорирует моральные ограничения. Другие разделяют эту уверенность из-за того, что Тамерлан обладает харизмой, что вызывает восхищение и даже заставляет Теридамаса, врага, присоединиться к Тамерлану.


+++


Мария П.
 
runovasveta2005Дата: Вторник, 18.03.2025, 23:57 | Сообщение # 23
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 44
Репутация: 0
Статус: Offline
Тамерлан - герой или антигерой?

Тамерлан как персонаж относится к типу так называемого трагического героя. В отличие от эпического, трагический герой отличается своей неоднозначностью в нравственном плане. Портрет Тамерлана гораздо более сложен, чем образ традиционного эпического героя. В его характере особым образом сочетаются разнообразные, зачастую противоречащие друг другу черты. Это делает его образ более глубоким, объемным, если не сказать психологичным. Наиболее ярким примером этого может послужить разница в поведении Тамерлана, когда тот общается со своими врагами и когда с возлюбленной Зенократой. Жестокий завоеватель, которого ничто не может остановить, не знающий жалости к другим и готовый убивать, разрушать, сметать все на своем пути, удивительным образом оказывается способным испытывать возвышенные чувства, более того, выражать их и довольно бережно относиться к объекту своей симпатии. И зачастую только Зенократа способна смирить его яростные порывы, потому что Тамерлан прислушивается к ней. Подобные противоречия в характере героя заставляют читателя испытывать неоднозначные чувства по отношению к нему: мы можем ужасаться поступкам героя, ненавидеть его и вместе с тем сочувствовать ему. При этом его образ в любом случае будет оставаться в наших глазах благородным.

Интересно также отметить, что К. Марло наделяет Тамерлана внешностью типичного эпического героя, такого, как, например, Ахилл (волосы "янтарного" цвета, светлые глаза и т.д.) что, разумеется, совершенно не соответствует реальности в виде исторического Тамерлана. Это пример того, как автор перерабатывает античную традицию в произведении, с одной стороны, наделяя своего персонажа, чертами героя античности, а с другой стороны, изображая человека в духе ренессансного гуманизма, который создает сам себя и способен изменяться как в лучшую, так и в худшую сторону, становясь выше или ниже своей природы, согласно той идее, которую развивает Пико делла Мирандола.

Противоречивость образа Тамерлана это очень хорошо отражает: с одной стороны, это человек, имеющий совсем незнатное происхождение, но достигнувший грандиозных высот своими силами, что безусловно, заслуживает уважения, благородный по натуре, но в то же время абсолютно жестокий и беспощадный. И вместе с этим нельзя не признать, что именно эти качества во многом способствовали его успеху, и без них он вряд ли бы его добился. Так что, на мой взгляд, Тамерлана, ввиду неоднозначности и противоречивости его образа, довольно сложно рассматривать в категориях героя и антигероя.

На чем основана уверенность Тамерлана в своем призвании и успехе? Почему другие разделяют эту уверенность?

Сам Тамерлан на протяжении всей пьесы неоднократно говорит о том, что быть великим завоевателем уготовано ему свыше. Так что его уверенность в победе строится, прежде всего, на вере в собственные силы как в некий божественный промысел, поэтому его ничто не останавливает на пути к своей цели. Другие персонажи во многом разделяют эту точку зрения:

Мы его клянем,
Земля ярится, негодует небо,
Но бережет его такая сила,
Которая страшней богам всевышним,
Чем Парки или киммерийский Стикс.

Все отмечают особую целеустремленность Тамерлана, его готовность действовать и добиваться своего во что бы то ни стало.


++++


Сообщение отредактировал runovasveta2005 - Вторник, 24.06.2025, 03:00
 
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Поиск:


Copyright MyCorp © 2025