Форум »
Английская литература »
XVIII век »
Готический роман »
Хорас Уолпол


Это форум для студентов вуза.
Участие сторонних пользователей
не предусмотрено.

Вторник, 19.11.2024, 23:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт А. В. Аксёнова
Главная | Регистрация | Вход
Хорас Уолпол - Форум


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Хорас Уолпол
readeralexeyДата: Вторник, 14.04.2020, 14:00 | Сообщение # 1
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 540
Репутация: 2
Статус: Offline
Еще один человек-легенда, чье культурное воздействие, можно сказать, обратно пропорционально его литературному таланту. Культурное влияние Хораса Уолпола в масштабе Европы огромно.

Но насколько "читабелен" сегодня "Замок Отранто"?

Какие еще готические романы читали? Было ли интересно?

Кстати, ближайший к Перерве архитектурный "привет" от Уолпола -




См. другие приветы от Уолпола русским в альбоме по искусству, категория "русская псведо-/неоготика".
Сможете догадаться, чем отличается "неоготика" от "псевдоготики"?
 
kekrinekaДата: Суббота, 09.05.2020, 18:59 | Сообщение # 2
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 20
Репутация: 2
Статус: Offline
О "читабельности" неоднозначный вопрос, мне кажется.

Уолпол очень захватывающе пишет: описания сравнительно небольшие, сюжет излагается порционно, так что с каждой прочитанной страницей выясняется какая-то новая деталь, диалоги не пространные, действие развивается довольно энергично; более того, призраки, гигантские доспехи, разрушение замка, все сверхъестественные элементы тоже придают какую-то привлекательность этому произведению.

С другой стороны, конечно, персонажи достаточно плоские: девушки непременно добродетельные, умные и беззащитные, благородный наследник до самого конца благородный и смелый юноша; у Манфреда, кажется, есть некая эволюция в конце, когда он убивает свою дочь и рушится замок. Однако переход из отчаянного негодяя, желающего всеми правдами и неправдами остаться владельцем Отранто, в кающегося, признающего свою вину человека как-то неестественно резок. Словом, современному читателю может не понравиться эта сторона произведения, как мне кажется.

Я думаю, что "Замок Отранто" понравится 30-40% читателей, но вряд ли большинству (но мне лично понравилось).

Ещё я начинала читать "Удольфские тайны" Анны Рэдклифф - честно сказать, произведение тяжеловесное из-за необъятных описаний природы, замка, переживаний и прочего. Я отдавала себе отчёт, что они играют определённую роль в выстраивании образов персонажей, но всё же для меня читать их все оказалось непосильным делом. Я не дочитала, каюсь. Сюжет интересный, и Радклифф умело нагнетает атмосферу, но я, как правило, теряла и нить повествования, и напряжение с предвкушением, когда начинались описания. Думаю, я вернусь к этому произведению, когда будет больше свободного времени.

Осмелюсь предположить, что неоготика была в Европе, где множество старинных замков и руин, а псевдоготика была в странах (в том числе и в России), где этого не было, поэтому "возрождать" приходилось не свою старину, а европейскую.


Ерохина Кристина
Ф08-1-06
 
readeralexeyДата: Понедельник, 11.05.2020, 00:11 | Сообщение # 3
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 540
Репутация: 2
Статус: Offline
Цитата kekrineka ()
Осмелюсь предположить, что неоготика была в Европе, где множество старинных замков и руин, а псевдоготика была в странах (в том числе и в России), где этого не было, поэтому "возрождать" приходилось не свою старину, а европейскую.

Не совсем так.

Вот европейские примеры псевдоготики:






А вот, напротив, русская неоготика:
 
orlova-lera2000Дата: Вторник, 12.05.2020, 20:13 | Сообщение # 4
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 22
Репутация: 2
Статус: Offline
Хорас Уолпол, действительно, стал основоположником совершенно нового направления в литературе - готического романа. И этот жанр был подхвачен множеством писателей.

На мой взгляд, «Замок Отранто» и правда является скорее знаковым произведением, нежели произведением, обладающим огромной художественной ценностью. Повествование романа уже с первых строк кажется слишком простым и даже сухим. Оно представляет собой цепь событий. Он пошел, он сделал, он решил, он посмотрел и тому подобное. Не думаю, что современному читателю это покажется интересным. При прочтении я решила, что это то произведение, которое могло бы подойти детям в качестве сказки. Да, наверное, темы в «Замке Отранто» совсем не детские подчас, и убийства - это не то, о чем хочется чтобы читали дети, но тем не менее изложение напоминает сказочное. Сюжет довольно интересен, в целом, не обременителен, повествование простое, тяжеловесных конструкций нет, нет также и многословных описаний внутреннего состояния героев, мотивация каждого героя ясна, за ней не скрывается какой-то особой глубины, все коротко и по делу, к тому же присутствуют фантастические элементы, хотя, пожалуй, вернее их назвать сверхъестественными. Это напоминает какую-то историю из народного фольклора.

Но все-таки я бы сказала, что «Замок Отранто» читабелен, поскольку читается он довольно легко, за развитием сюжета любопытно наблюдать. Такое чтение не обременяет, в отличие от чтения романов Рэдклифф, которую упомянула Кристина. Этот роман вполне можно почитать, если хочется просто отдохнуть, ни о чем особенно не думать, а просто следить за сюжетом. Почитать вместо того, чтобы посмотреть какое-нибудь, например, приключенческое кино.

Я пыталась читать тот же роман, что и Кристина, но, думаю, что не дошла до того момента, до которого могла дойти она:D Уверена, что меня сморило раньше и я просто решила, что готика в литературе - это не то, что может мне понравиться. Все же она излишне «темная».

Догадаться не смогла бы ни за что, потому что сама не отличу готику даже от барокко, а то - от рококо, а здесь деление еще и внутри одного направления wacko  Но есть версия из интернета, которая, мне кажется, связана скорее с терминологией, чем с внешним видом. Псевдоготика - направление, основанное на вольном сочетании элементов европейской готики и московского барокко, нередко с привнесением масонской символики. Неоготика же возрождала средневековую готику, тогда как псевдоготика со средневековым зодчеством имела мало общего.


Сообщение отредактировал readeralexey - Четверг, 21.05.2020, 01:30
 
AnastaДата: Пятница, 15.05.2020, 23:34 | Сообщение # 5
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 22
Репутация: 4
Статус: Offline
Честно говоря, мне кажется, что «Замок Отранто» - очень даже «читабельный» роман. В нем много мистики, линии героев переплетаются между собой. Сюжетные повороты необычны. Я согласна с Кристиной насчет того, что психологическое устроение персонажей довольно предсказуемо. Однако, по моему мнению, эта простота с лихвой окупается необычным, мистическим пространством романа.

Возможно, псевдоготика – это сочетание готического стиля с какими-то элементами, ему не свойственными (напр., розовый цвет, контрастность, элементы обрубленной формы). Возможно, эти элементы связаны с национально-культурными особенностями страны, где стиль воспроизводился. Здания в псевдоготическом стиле в разных странах различаются между собой сильнее, чем здания в неоготическом. Все-таки стиль, в основе которого лежит подражание, попытки соответствовать чему-то, довольно консервативен. Соответственно, архитектура с чуждыми этому стилю элементами уже не может называться готической и потому выделена в отдельную категорию. Неоготика – это, наверное, просто возрождение и перерождение средневекового стиля (готический = средневековый).


Сообщение отредактировал Anasta - Пятница, 15.05.2020, 23:36
 
klementyevaolya99Дата: Среда, 03.06.2020, 19:39 | Сообщение # 6
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 22
Репутация: 1
Статус: Offline
Мне, если честно, роман понравился, даже очень. Местами он, конечно, довольно.. не сказать, что страшный, но детям его читать как сказку я бы не советовала. Ну, если не хотите, конечно, сделать их психику "крепкой и здоровой". Да, это относительно не трудное для прочтения произведение. Сюжет наполнен событиями, так что читать его легко и понятно. Девочки отметили, что характер персонажей довольно плоский. Ну, не знаю, в этом случае я лично не вижу проблемы. И, как точно подметила Настя, этот недостаток вполне окупается сюжетом, мистическим фоном происходящего. 

Увы, других готических романов я не читала, но, думаю, теперь у меня есть цель поближе познакомиться с этим жанром. 

Ой, архитектурой я почти никогда всерьез не интересовалась. Стили проходили в школе, конечно, на МХК, да я и сама немного пыталась разобраться, но вряд ли смогу без специальной подготовки отличить неоготику от псевдоготики. Примерно представляю, что из себя они представляют, но найти различия между ними для меня также "просто", как для второклассника поднять штангу весов в 150 кг, то есть, немного проблематично smile
 
lizavasilkovaДата: Четверг, 04.06.2020, 15:13 | Сообщение # 7
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 13
Репутация: 2
Статус: Offline
Для начала хочу заметить, что мне лично нравится читать готические романы. Старинные и загадочные замки и поместья, заключающие в себе тайну, завывание ветра, юная и прекрасная девушка, присутствие чего-то сверхъестественного - на мой взгляд, иногда это может быть очень увлекательным занятием, особенно, когда за окном непогода... Но я немного отвлеклась.
В прошлом году я писала курсовую по Джейн Эйр. В данном романе можно найти черты готического романа- таинственное поместье Торнфильд, не менее загадочный мистер Рочестер, смех Грейс Пул, который внезапно раздается среди ночи и невинная юная девушка Джейн Эйр. Мне кажется, что в "Джейн Эйр" Шарлотте Бронте удалось удачно вписать в канву романа некоторые черты готики. При этом они очень органичны и уместны, благодаря им  роман становится намного более захватывающим. При этом персонажей   романа нельзя назвать плоскими, Джейн Эйр - это очень многогранная и непредсказуемая личность.
Таким образом, я бы хотела подвести итог, что действительно, девочки правы, иногда читать готические романы очень скучно и долго. Но присутствие в произведении некоторых черт готического романа добавляет роману особую прелесть и привлекательность.


Классицизм- пить чай у себя в поместье, оттопырив мизинчик.
Романтизм- пить чай, глядя со скалы на бушующее море...
Ахметова А.
 
mrstarchikДата: Суббота, 06.06.2020, 17:46 | Сообщение # 8
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 11
Репутация: 0
Статус: Offline
Я бы поставил под сомнение готичность этого романа, ведь готический роман - это такой роман, который ужасом происходящего, мрачным колоритом, чем-то инфернальным  должен заставить читателя эстетически переживать. А что мы видим здесь? Нависший рок, шлем, раздавивший сына, меч, шокированные слуги, чьи объяснения написаны для комичного эффекта и точно уж не для того, чтобы передать эту мрачную атмосферу, призрак, портрет, дух монаха, непонятно как попавший в замок и, наконец, огромный праведный Альфонсо, который лишь нагоняет легкое недоумение, как такая громадина умещалась в замке.
Отдельно о Манфреде, такое ощущение, что его пытались как-то развить, показать какие-то душевные переживания, какое-то благородство, но сюжетная линия, по которой Манфреду сам черт не брат, сводили на нет все эти потуги. Потому, видимо, плюнул автор на это и все оставил как есть, решив что горбатого могила исправит. Такой могилой для него было убийство собственной дочери. Действительно, Манфред меняется, но лично я не поверил  в эти изменения. Манфред хитер как лис, коварен, самая настоящая синяя борода! А тут он вдруг раскаивается и влюбляется в свою жену (это после убийства дочери!). А жена его утешает! Было бы более органично, если бы он начал есть камни, или вступил бы в поединок с Альфонсом или Теодором! Да на крайний случай послал бы всех...за водой, а сам заперся бы в замке и умер там от скрытой тоски (ведь на протяжении всей жизни он же скрывал свои чувства). В общем, автор, сам того не ведая, обвел читателя вокруг пальца. Эффект обманутого ожидания, так сказать.  Этот роман, скорее назидательный, чем готический. 
А вот "граф Дракула" Брэма Стокера, действительно, -  "Готический роман"! Так написать, так живо и красочно (наверное, это слово не совсем подходит под описание готического романа. Попробуем тогда - "так мрачно")! А форма, в которой он его написал, усиливает реалистичность происходящего. Роман складывается из писем, записок и газетных вырезок героев. Помню, как мне попалась очень хорошая аудиокнига по роману. Каждый раз у меня бегали мурашки по коже, когда спокойный, но немного зловещий голос начинал описывать замок Дракулы!
 
alexandralundsgord1998Дата: Воскресенье, 07.06.2020, 01:35 | Сообщение # 9
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 21
Репутация: 1
Статус: Offline
Лично мне кажется, что «Замок Отранто» довольно читабелен. Как и во всех готических романах, здесь присутствуют элементы мистики, таинственности, нагнетания. Как известно, зачастую людей привлекает что-то необъяснимое, жуткое, неразгаданное. Готическая литература даёт возможность погрузиться с головой в мрачные миры, оказаться за ширмой во время убийства, стать частью чего-то таинственного. Она будто основывается на наших низменных страхах, усиливая и подогревая интерес к тому, что же будет дальше. Однако главным намерением Уолпола была, конечно, не цель до смерти напугать читателя, вселив в него ужас от всего происходящего и от стремительной смены событий, но нарисовать такую картину домашнего уклада и обычаев феодальных времен, которая бы была достаточно правдоподобна и при этом полна движения благодаря участию в действии сверхъестественных сил, в существование которых верило непросвещенное общество той эпохи. «Замок Отранто» вмещает в себя все жанровые черты, которые должен вмещать готический роман (тайны, мрачность происходящего, загадочные смерти, добродетельные девушки, злодеи). Мастерство Улпола состоит в тонкости подачи мистических событий. Вот, например, девушка, которая вынуждена скрываться от злодея в подземелье, и вдруг свеча гаснет в ее руке от внезапно налетевшего порыва ветра. Главной же фигурой мистификации и эффекта мрачности и угрозы является сам замок. Огромное готическое строение, в котором спрятано множество загадок, которые придётся разгадать читателю, или не придётся.
Также одними из самых известных готических романов являются «Дракула» и «Франкенштейн». Я начинала читать эти произведения, но не успела прочесть целиком. «Дракула» состоит из писем, что придаёт ему ещё большую правдоподобную окраску. В какой-то момент начинаешь думать о том, что это реальные факты и задокументированные события. Надеюсь, что летом я дочитаю эти романы до конца.
 
manya00xДата: Воскресенье, 07.06.2020, 20:16 | Сообщение # 10
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 15
Репутация: 0
Статус: Offline
У каждого таланты разные,  даже в одной сфере каждый человек проявляет себя по-своему. Талант Уолпола, наверное, заключается в создании увлекательных и несложных сюжетов. Думаю, с этой точки зрения культурное воздействие автора сопоставимо с его талантом.

Я считаю, что "Замок Отранто" читабелен, если читать его, погрузившись в сюжет целиком. Кристина сказала, что роман понравится не каждому - возможно, она права, потому что относительно сложно читать произведение, сюжетная реальность которого весьма отличается от настоящей (тем более учитывая разницу эпох, а в нашем случае отчасти менталитета).

Не знаю, однозначность персонажей - хорошо или плохо, но мне кажется, это облегчает чтение и восприятие произведения, то есть помогает сосредоточиться на сюжете и не впадать в размышления по поводу внутреннего мира того или иного героя.

Особенно на меня произвёл впечатление момент, когда сбылось пророчество и привидение Альфонсо разрушило замок. Насколько я знаю, экранизация "Замка" была снята в 1977 году. Думаю, сейчас получился бы хороший фильм, учитывая то, какие возможности есть у кинематографа в 21 веке.

Я бы хотела прочитать полностью "Франкенштейна" Мэри Шелли, чем, думаю, и займусь на летних каникулах. Правда, меня отпугивает довольно сложный язык его русского варианта, но из-за сюжета хотелось бы осилить роман.
 
nadyalevchenko1999Дата: Воскресенье, 07.06.2020, 20:17 | Сообщение # 11
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 21
Репутация: 1
Статус: Offline
Готические романы, на мой взгляд, очень захватывают своей атмосферой, персонажами, приключениями, тайнами, несмотря даже на всю их некую мрачность, в них есть своё особенное неповторимое очарование. Готический роман  "Замак Отранто" автора Хораса Уолпола написан, как мне кажется, слишком сухо и детально для современного читателя.

При прочтении есть ощущение некоего документа или сводки событий, потому что одно дейтсвие следует за другим в достаточно быстром темпе. Современному человеку будет достаточно сложно читать эту книгу, однако значимость данного произведения, конечно же, нельзя оставить без внимания.
 
 
hatunceva-sofiaaДата: Воскресенье, 07.06.2020, 23:00 | Сообщение # 12
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 23
Репутация: 1
Статус: Offline
Готическая литература – одно из самых жутких и неоднозначных
явлений в мировой литературе. Построенная на наших самых низменных, животных
страхах и интересах заставляет с головой погружаться в мрачные миры. Зловещая
сцена действия поддерживает общую атмосферу таинственности и страха, что
привлекает многих любителей пощекотать свои нервы. Думаю, готические романы всегда
будут читаться. Поэтому «Замок Отранто» не исключение.

Может, неоготика- возрождение большинства традиций средневековой готики, а псевдоготика основана на свободном сочетании элементов
западноевропейской готики с другими направлениями архитектуры и новациями работавших
в этих стилях архитекторов.


Сообщение отредактировал hatunceva-sofiaa - Воскресенье, 07.06.2020, 23:00
 
7109633Дата: Вторник, 16.03.2021, 19:39 | Сообщение # 13
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 78
Репутация: 0
Статус: Offline
Язык романа и формат изложения довольно простые, поэтому прочитать "Замок Отранто" не представляет особого труда. Однако в нем содержится многое от рыцарского романа, что, на мой взгляд, (с учетом предыдущего предложения) делает чтение не столько сложным, сколько скучным. Проявление типичных для готической литературы загадочности и мрачности создают увлекающую атмосферу, но поведение и логика героев также выстроена на сухих морали и чести (или их отсутсвии), которые в данном контексте сложно воспринимать как поучающие или воспевающие, какими они были в чистом рыцарском романе. В целом, не думаю, что у Уолпола была цель их так использовать, скорее это все так называемый сеттинг, отдаленный от чистой реальности. В целом проблема качества "Замка" скорее в том, что Хорес Уолпол не был великим литератором, но задумка была поистине революционной, что и отразилось в истории.

Из других произведений начинала читать "Дракулу" Брэма Стокера, которую из-за объема пришлось отложить, но в будущем планирую дочитать. Конечно, это тоже пример той книги, что сейчас нами воспринимается совсем не так, как для современников писателей, но это не делает произведение хуже. В случае с "Дракулой" мне было увлекательно и, честно сказать, весьма забавно читать первые 70 страниц, так как уже было очевидно к кому едет один из основных героев, поэтому его наивность, уже невозможная для нас, воспринимается очень комично. Помимо этого мне довелось узнать, что полноценной адаптации данной книги в кинематографе не существует, поэтому мне интересно узнать о всех героях романа, которые не были раскрыты или чаще всего в принципе упомянуты в фильмах.

+++


Шебалкина Е.И.
 
valpet251Дата: Воскресенье, 25.04.2021, 23:24 | Сообщение # 14
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 72
Репутация: 0
Статус: Offline
Первый тест, написанный в готическом жанре - "Замок Отранто". Уолпол мало известен за исключением того, что он стал автором готического романа. Тогда ещё словом “готический” назвали нечего ужасное, непропорциональное, некрасивое. То есть даже в происхождении самого термина есть некая тайна.

Такой психологизм, который есть в рыцарском романе, автору не нужен, потому что он для него примитивен. Помещает героя в атмосферу замка, призраков, тайн, легенд, чтобы разбить излишний рационализм.

Читается роман достаточно легко, много сюжетных поворотов. За счет тайны, непонятных происшествий держится какая-то интрига, даже напряженная атмосфера. Чтобы поддержать тайну, страх и у героев, и у читателя, нужно создать соответствующую атмосферу  за счет места, в данном случае - старый замок.


++


Сообщение отредактировал valpet251 - Воскресенье, 25.04.2021, 23:25
 
danil_naydenovДата: Вторник, 04.05.2021, 22:42 | Сообщение # 15
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 74
Репутация: 0
Статус: Offline
К Хорасу Уолполу и его "Замку Отранто" можно подойти с двух принципиально противоположных точек зрения. Наверняка, кто-то слышал про гипотезу "множественных открытий", которую выдвинули в качестве контраста с "героической гипотезой". Конечно, чаще всего эти названия можно услышать в контексте научных изобретений, однако я считаю, что иногда их спокойно можно переложить на литературу. И это как раз один из таких случаев. Гипотеза множественных открытий гласит, что часто инновационные изобретения и открытия совершаются независимо разными людьми, которые могут жить на огромных расстояниях и совершенно ничего не знать друг о друге. Героическая же гипотеза ставит во главу влияние отдельной личности. Так, ведется много споров о том, кто на самом деле первый создал лампочку. Ну и так далее, принцип понятен.

Так, мы знаем, что Хорас Уолпол написал "Замок Отранто" в качестве эксперимента по смешению двух жанров: средневекового и современного романов. И так случилось, что подобный симбиоз обрел популярность у читателя, многие писатели подхватили эту волну, со временем видоизменяя и формируя жанр. История не терпит сослагательного наклонения, однако смешение старого и нового стилей - далеко не новшество для мира литературы. Что касается моего мнения, я считаю, что готический роман как жанр обязан был рано или поздно возникнуть, потому что страх в качестве силы, порождающей в том числе и положительные эмоции, был известен еще древним грекам. Хораc Уолпол не отличается писательским мастерством, и тот факт, что он прославился лишь своим "Замком", лишний раз говорит нам, что он просто оказался в правильном месте в правильное время, хотя мог бы и не оказаться.

Я не считаю "Замок Отранто" шедевром и если выбирать, что почитать из готической литературы, как и многие выше я бы посоветовал "Дракулу" Брэма Стокера. Роман Уолпола представляет интерес как историческое явление, как первый прототип лампочки, который после был усовершенствован последующими учеными. Для филологов же, цель которых не отдых, а ознакомление с истоками жанра, прочтение является обязательным.


+++


Сообщение отредактировал danil_naydenov - Вторник, 04.05.2021, 22:43
 
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024