Форум »
Английская литература »
XVIII век »
Лоренс Стерн »
"Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена"


Это форум для студентов вуза.
Участие сторонних пользователей
не предусмотрено.

Среда, 20.11.2024, 02:14
Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт А. В. Аксёнова
Главная | Регистрация | Вход
"Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена" - Форум


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
"Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена"
readeralexeyДата: Воскресенье, 12.04.2020, 23:40 | Сообщение # 1
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 540
Репутация: 2
Статус: Offline
 Зачем?!

Тристрам говорит, что отступления - это "жизнь, душа чтения" (книга 1, глава 22). Вы согласны?

Что общего у Тристрама с другими Шенди?


Насколько сентиментален автор этой книги?

Какую роль играют в книге тщательно проработанные детали некоторых сцен, таких, как когда Уолтер тянется за своим носовым платком (книга 3, главы 2-5), описание узлов, которые Обадия завязал на зеленом мешке (Книга 3, главы 7-10), положение руки Уолтера (Книга 4, глава 2), падение шляпы Трима (книга 5, глава 7)?

Насколько значимы в книге непристойные пассажи и двусмысленности? Вы бы предпочли, чтобы они были удалены? Почему да / нет?

Обсудите характер миссис Шенди. Есть ли у нее положительные качества?

Насколько автору удаются второстепенные персонажи, такие как Сюзанна, Обадия, Бриджит, доктор Слоп?

Есть мнение, что характеры дяди Тоби и Уолтера Шенди составляют главное достоинство и интерес романа "Тристрама Шенди" (ср.: “…one of the finest compliments ever paid to human nature.” - William Hazlitt about Uncle Toby). Прокомментируйте версию романа, в которой представлены только их истории, без отступлений Тристрама.

Правомерно ли автору ожидать — или даже просить — чтобы читатель "вообразил себе", нарисовал портрет миссис Водмен, заменил неуместные главы и смирился с пропущенными главами?

Действительно ли автор не в состоянии изложить простую историю или он намеренно испытывает терпение читателя? Если верно последнее, то какое этому может быть оправдание?

Проследите схему отступлений от темы в первых двадцати главах книги 1. Имеет ли она логическую связь с сюжетом?

В чем замысел автора в отрывке между 21-й главой книги 1 и 6-й главой книги 2 - между началом предложения дяди Тоби "Я думаю..." и концом этого предложения. Примите во внимание то, что автор говорит в главе 8 книги 2 о длительности, а также его "лазейку" в конце этой главы.

Есть мнение, что структура и форма "Тристрама Шенди" рассказывают нам все, что нужно знать об "авторе" по имени Тристрам Шенди, и что этот персонаж, Тристрам, в свою очередь, полностью оправдывает все необычное и неожиданное в книге. Согласны?

***

Прокомментируйте:

“Is a man to follow rules - or rules to follow him?”
(2.45)

“All I wish is, that it may be a lesson to the world, ‘to let people tell their stories in their own way.’” (4.84)

“I should beg Mr. Horace’s pardon; - for in writing what I have set about, I shall confine myself neither to his rules, nor to any man’s rules that ever lived.” (1.IV)
«...в книге, к которой я приступил, я не намерен стеснять себя никакими правилами, будь то даже правила Горация» (т. 1, гл. IV)

“… You see as plain as can be, that I write as a man of erudition; — that even my similies, my allusions, my illustrations, my metaphors, are erudite — and that I must sustain my character properly, and contrast it properly too — else what would become of me? Why, Sir, I should be undone;” (1.27)

“As for the proposal of twelve volumes a year, or a volume a month, it no way alters my prospect — write as I will, and rush as I may into the middle of things, as Horace advises — I shall never overtake myself whipp’d and driven to the last pinch; at the worst I shall have one day the start of my pen — and one day is enough for two volumes — and two volumes will be enough for one year. —
Heaven prosper the manufacturers of paper under this propitious reign, which is now opened to us — as I trust its providence will prosper every thing else in it that is taken in hand.
As for the propagation of Geese — I give myself no concern — Nature is all-bountiful — I shall never want tools to work with.…”
(Book-4/Chapter-13)

“Digressions, incontestably, are the sunshine; — they are the life, the soul of reading! — take them out of this book, for instance — you might as well take the book along with them; — one cold eternal winter would reign in every page of it; restore them to the writer; — he steps forth like a bridegroom — bids All-hail; brings in variety, and forbids the appetite to fail.
All the dexterity is in the good cookery and management of them, so as to be not only for the advantage of the reader, but also of the author, whose distress, in this matter, is truly pitiable: For, if he begins a digression — from that moment, I observe, his whole work stands stock still; — and if he goes on with his main work — then there is an end of his digression.”
(Book-1/Chapter-22)
«Отступления, бесспорно, подобны солнечному свету; — они составляют жизнь и душу чтения. — Изымите их, например, из этой книги, — она потеряет всякую цену: — холодная, беспросветная зима воцарится на каждой ее странице; отдайте их автору, и он выступает как жених, — всем приветливо улыбается, хлопочет о разнообразии яств и не дает уменыпиться аппетиту. Все искусство в том, чтобы умело их состряпать и подать так, чтобы они служили к выгоде не только читателя, но и писателя» (т. 1, гл. XXII).

«Лучший способ оказать уважение уму читателя - поделиться с ним по-дружески своими мыслями, предоставив некоторую работу также и его воображению. Что касается меня, то я постоянно делаю ему эту любезность, прилагая все усилия к тому, чтобы держать его воображение в таком же деятельном состоянии, как и мое собственное» (т. 11, гл. XI).


 
orlova-lera2000Дата: Пятница, 24.04.2020, 16:54 | Сообщение # 2
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 22
Репутация: 2
Статус: Offline
Роман про жизнь Тристрама Шенди вообще написан в крайне любопытной форме. Он может показаться довольно странным и нелепым, но, на мой взгляд, это совсем не так.

Во всех этих «нелепицах»: отступлениях, намеренных пропусках, скачках в повествовании - во всем этом есть смысл. Автор избирает столь неординарное повествование для того, чтобы пронаблюдать, как человек мыслит. Мысли то и дело сбиваются, уводят нас в сторону, пропадают и появляются. И повествование хорошо передает процесс мышления, в котором переходы от одного к другому обусловлены ассоциациями.

Очень любопытно, как мысли и истории через ассоциации нарастают, как снежный ком, и не дают герою написать свой роман в итоге. Это и роман о творческом процессе и о том, как он не удается герою. Он постоянно говорит с читателем, объясняя свои намерения, во многом даже будто оправдывается перед ним. Это создает очень интересный эффект общения с глазу на глаз, что мне очень понравилось в этом произведении. К тому же оно еще и очень легко читается, потому что быстро вызывает интерес к тому, что же будет дальше, куда на этот раз приведет героя эта вереница мыслей и ассоциаций. Они не дают заскучать.

В этом состоит творческий эксперимент Стерна, которому роман удается, в отличие от его героя. И незаконченность оправдана, таким конец и задуман.
 
AnastaДата: Вторник, 05.05.2020, 02:35 | Сообщение # 3
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 22
Репутация: 4
Статус: Offline
Стиль повествования, используемый Лоренсом Стерном в «Тристраме Шенди», новаторский. Это произведение положило начало такому направлению как «поток сознания».

Обстоятельный Тристрам документирует абсолютно все. Его пристальное внимание направлено не столько на события, имеющие отношение к жизнеописанию героя; Тристрам куда больше сфокусирован на том, чтобы не упустить ни одного витка своей мысли. В самом романе «писатель» даже просит помощи у луны, чтобы продолжить писать книгу! Также, произведение неоднородно по жанру: местами герой вдруг как будто начинает писать письмо и приводит свою подпись прямо «посередине» романа.

Читатель «Жизни и мнений» имеет дело не с произведением с заранее составленной композицией, отобранным материалом. Напротив, замысел автора – максимально объективно запечатлеть процесс написания романа. Герой книги пишет свои мысли без всяких приготовлений, процесс создания нарочно обережен от подготовки. Он документирует сам процесс написания текста как будто в режиме реального времени. Мне кажется, что пропущенные страницы означают паузы в написании, которые берет «Тристрам». Они позволяют еще лучше почувствовать, что перед нами – сам процесс мышления, который происходит не нон-стоп.


Сообщение отредактировал Anasta - Вторник, 05.05.2020, 02:36
 
kekrinekaДата: Пятница, 08.05.2020, 13:24 | Сообщение # 4
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 20
Репутация: 2
Статус: Offline
Могу также добавить, что конкретно данная страница, судя по номеру, находится в главе, в которой идёт речь о смерти пастора Йорика. Поддерживаю идею Насти, что он документирует сам процесс написания текста как будто в режиме реального времени. Мне кажется, что пропущенные страницы означают паузы в написании, которые берет «Тристрам».
Эта чёрная страница словно знак печали, траура.

Однако, мы с такой же страницей сталкиваемся в третьем томе. Тристрам говорит в предшествующей ей короткой главе своей читательнице: «…вы столь же мало способны будете постигнуть мораль следующей мраморной страницы (пёстрой эмблемы моего произведения!)…, как величайшие мудрецы неспособны были разгадать множество мнений, выводов и истин, которые до сих пор таинственно сокрыты под темной пеленой страницы, закрашенной черным». Этим он подрывает уверенность читателя в том, что он правильно понимает то, что подразумевает автор под различными знаками, в том числе, и данными страницами.

В общем, сопоставляя эти два случая появления чёрных страниц, создаётся впечатление, что Тристрам поддразнивает читателей, делая вид, что "мраморная страница" после смерти Йорика - знак траура, а на деле подразумевая, что-то ему только известное.


Ерохина Кристина
Ф08-1-06
 
klementyevaolya99Дата: Среда, 03.06.2020, 14:46 | Сообщение # 5
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 22
Репутация: 1
Статус: Offline
Могу полностью согласиться с Лерой, роман очень легко читается, вовлекая буквально с самых первых строк. Очень необычный эксперимент Стерна, который на удивление удался.

Роман представляет собой поток сознания. Это будто мысли человека, которые разбросаны, местами не закончены, очень детальны, не упускают ни одного наблюдения или осмысления. Это роман о написании романа. Мысли записываются без специальной подготовки. То есть, по факту, это не произведение, которое имеет привычные нам завязку, кульминуцию и развязку, а беспощадный поток мыслей. Внимание перескакивает с одного на другое, но при этом оно очень детальное, описывает дотошно буквально каждую мелочь. То, что наш ум, в основном, быстро обдумывает, и мы не успеваем чётко сформулировать в качестве мысли, тут является основой. Например: "Далее, из одной заметки в моей записной книжке, лежащей на столе передо мной, явствует, что «в день Благовещения, приходившийся на 25-е число того самого месяца, которым я помечаю мое зачатие, отец мой отправился в Лондон с моим старшим братом Бобби, чтобы определить его в Вестминстерскую школу», а так как тот же источник свидетельствует, «что он вернулся к своей жене и семейству только на второй неделе мая», – то событие устанавливается почти с полной достоверностью."

Занятно, как Тристрам, пытаясь написать свое произведение, постоянно будто ломает четвёртую стену и говорит с нами напрямую.

Чёрные страницы, скорее всего, означают перерыв в потоке мыслей. Мыслительный процесс не происходит постоянно, так что вполне вероятно, что таким образом Стерн хочет показать нам, как это поток приостанавливается.

Очень необычный эксперимент.
 
alexandralundsgord1998Дата: Среда, 03.06.2020, 21:59 | Сообщение # 6
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 21
Репутация: 1
Статус: Offline
Роман очень необычный, своеобразный и во многих отношениях экстравагантный. Понять его своеобразие можно, учитывая то обстоятельство, что Стерн создавал не просто роман, а роман-пародию на произведения своих предшественников. Творчество Стерна противоречит рационалистиче­скому стремлению изучать и изображать «человека вообще», против отвлеченных рассуждений и твердо установленных пра­вил. Они выходит за грани установленных правил, особенно в этом романе.  Выходит за грани сознания и не даёт право читателю предвидеть обстоятельства, которые будут изложены ниже.

Стерн не доверяет идее разумности мира и человека. Он буквально все ставит под сомнение. Во всем сомневается, все подвергает анализу. Он не пропускает мимо себя ни одной детали, все тщательно записывает и анализирует. Предметом своего анализа он делает человеческую натуру, объектом изображе­ния - сложный мир человеческих чувств и эмоций. Казалось бы, его роман состоит из нелепых, порой пошлых и неразборчивых деталей. Однако в этом есть структура — структура человеческого сознания без каких-либо отступлений и раздумий. Это поток мысли человека. Композиция этого романа — это вызов общепринятым нормам написания.

Стерн категорически отказывается подчиниться законам логики. Это отсутствие хронологии и последовательности событий, неудачный «эксперимент» или обдуманное, взвешенное решение. Стерн в этом произведение все переосмысливает, передумывает, не допускает идеализации.


Сообщение отредактировал readeralexey - Вторник, 11.08.2020, 20:40
 
mrstarchikДата: Пятница, 05.06.2020, 19:36 | Сообщение # 7
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 11
Репутация: 0
Статус: Offline
Я думаю, эта страница оспаривает, как и в принципе вся книга, теорию Локка (и не только ее, но и другие философск. мысли) о том, что ассоциации "пробуждаются и выталкиваются из своих мрачных келий на дневной свет бурными и сильными страстями, так как наши душевные движения оживляют в памяти идеи, которые без этого лежали сnокойно, не привлекая внимания" (Опыт, П, 10, 7, 201). Тогда как Стерн в четвертой главе первого тома романа оспаривает это положение Локка: "Но в этой пунктуальности была одна неприятная сто­рона, которая особенно больно сказалась на мне и последствия которой, боюсь, я буду чувствовать до самой могилы, а именно: благодаря несчастной ассоциации идей, кото­рые в действительности ничем между собой не связаны, бедная моя мать не могла слышать, как заводятся названные часы, - без того чтобы ей сейчас же не приходили в голову мысли о кое-ка­ких других вещах, - и vice versa." Извините за столь обильное цитирование, но оно необходимо.

Итак, зачем же здесь квадрат? Мне представляется, что он здесь затем, чтобы показать, что ассоциация может быть вызвана чем угодно. Вспомните кривую, которую прочертил капрал или же четыре линии по которым Тристрам "двигался в первом, втором, третьем и четвертом томе" (хохотал на весь дом, до сих пор забыть не могу.) Стерн играет с ассоциациями не только Тристрама но и самого читателя. "Капрал вызвал своей палочкой духа размышления, и ему ничего больше не оставалось, как снова его заклясть своим рассказом<...>". И эта палочка вызывает дух размышления не только у дяди Тоби.


Сообщение отредактировал mrstarchik - Пятница, 05.06.2020, 19:38
 
nadyalevchenko1999Дата: Воскресенье, 07.06.2020, 18:54 | Сообщение # 8
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 21
Репутация: 1
Статус: Offline
Произведение написано в очень любопытной манере, мы наблюдаем множество фрагментарных сюжетов, как бы наложенных друг на друга. В повествовании герой постоянно отступает назад, рассказывая словно сначала предысторию происходящего и затем уже само событие. Роман будто бы "говорит" с читателем, увлекает его в повествование. Произведение представляет собой будто бы поток сознания героя, его мысли видны как на ладони, могут присутствовать какие-то цитаты мыслителей того времени, размышления.

Сообщение отредактировал readeralexey - Вторник, 11.08.2020, 20:44
 
hatunceva-sofiaaДата: Воскресенье, 07.06.2020, 21:42 | Сообщение # 9
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 23
Репутация: 1
Статус: Offline
Стерн является постмодернистом своего времени. Это хорошо доказывает стиль его повествования.

Я думаю, это можно назвать лишь «литературным хулиганством» и не стоит строить
конспирологических теорий. Стерн пропускал целые главы: номер главы есть, а
текст отсутствует, в произведении также множество лирических отступлений, долгих
перечислений, не имеющих прямого отношения к сюжету. То же самое делал, кстати,
и Пушкин со строфами в «Онегине». Я считаю, это сделано для привнесения чего-то
новаторского в творчество, чтобы роман сразу выделялся на фоне остальных и привлекал внимание.
 
readeralexeyДата: Вторник, 11.08.2020, 20:50 | Сообщение # 10
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 540
Репутация: 2
Статус: Offline
Цитата kekrineka ()
Могу также добавить, что конкретно данная страница, судя по номеру, находится в главе, в которой идёт речь о смерти пастора Йорика. Поддерживаю идею Насти, что он документирует сам процесс написания текста как будто в режиме реального времени. Мне кажется, что пропущенные страницы означают паузы в написании, которые берет «Тристрам».Эта чёрная страница словно знак печали, траура.

Однако, мы с такой же страницей сталкиваемся в третьем томе. Тристрам говорит в предшествующей ей короткой главе своей читательнице: «…вы столь же мало способны будете постигнуть мораль следующей мраморной страницы (пёстрой эмблемы моего произведения!)…,

Кристина, речь идет явно о разных страницах. Во втором случае об этой:

Прикрепления: 1741940.jpg (81.6 Kb)
 
tukova0306Дата: Четверг, 10.12.2020, 15:15 | Сообщение # 11
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 73
Репутация: 0
Статус: Offline
«Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» - роман, над которым Стерн работал в течение семи лет, но который так и остался незаконченным.
Это произведение, одновременно и продолжающее традиции просветительского семейно-бытового романа, и полностью их отрицающее, другими словами, это пародия на семейно-бытовой роман. Вся структура романа противоречит традиционному просветительскому представлению о сюжете.

В центре книги — вопрос о человеческой природе и способах ее изображения. Стерн переносит акцент с традиционного в просветительских романах поучения читателя на изучение характера героя. Он не столько рассказывает о поступках персонажей, сколько исследует причины, побудившие их к этим поступкам. Представление о характере складывается из отдельных замечаний и комментариев, содержащихся в отступлениях от основной сюжетной линии. Мировосприятие человека и его взаимоотношения с другими людьми занимают центральное положение в повествовании, а место внешней истории человеческой жизни занимает «биография души».

Стерн значительно усложняет просветительскую концепцию характера. Объектом изображения писатель выбирает сложный и противоречивый духовный мир своего героя. При этом Стерн обнаруживает в нем одну преобладающую черту: это — страсть к изучению человека. Герой постоянно занимается самоанализом и анализом человеческой природы.

Величайшим своеобразием обладает и художественное время, и пространство. Временная последовательность зависит не от астрономического времени, но от хода авторской мысли. Помимо этого рассказ постоянно прерывается разного рода отступлениями, скачками в прошлое, вставными рассказами о лицах и событиях, которые не имеют никакого отношения к жизни Тристрама Шенди.  Это отступления обусловлены попыткой рассказчика вместить в единый миг разновременные явления, пропущенные сквозь человеческое сознание, и показать человеческий опыт во всем его объеме.


(Оригинальность - 0%.)
 
alekssander-com29Дата: Вторник, 19.01.2021, 22:02 | Сообщение # 12
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 122
Репутация: 0
Статус: Offline
Роман «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» написан в крайне нетипичной для этого жанра манере. Писатель разрывает повествование, делает многочисленные отступления, прояснения, идет на диалог с читателем, отвечая на вопросы, которые могли у него возникнуть. И страницы подобного рода - тоже  особенность выбранного
автором стиля. Отчасти такая манера повествования выбрана оттого, что само произведение преисполнено сатиры на каноничные романы. Но также, она призвана вовлечь читателя в диалог и заставить его поразмышлять.


+++


Сообщение отредактировал readeralexey - Понедельник, 22.03.2021, 23:58
 
danil_naydenovДата: Четверг, 08.04.2021, 21:12 | Сообщение # 13
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 74
Репутация: 0
Статус: Offline
«Сентиментальные» произведения ставят акцент именно на человеческих чувствах, и это прекрасно видно в неровном ритме произведения, в блуждающей мысли рассказчика. Стерн дает читателю понять, что есть чувства, которые нельзя передать словами.

Когда мы читаем книги, то в первую очередь (как ни странно!) обращаем внимание на текст. Слова, буквы, предложения. Если в книге и есть иллюстрации, то обычно они созданы уже постфактум и совершенно другим человеком. Литература и живопись – это два разных мира. Однако они оба могут вызывать в нас эмоции или служить инструментами их выражения. Использование графических элементов в романе – это резкий скачок к избавлению автора от литературных условностей, а чувств – от оков текста.

Стерн – один из немногих писателей, которые вплетают графические элементы в само полотно повествования. Потому что у слов есть одна проблема – они однозначны. Конечно, у литературных произведений, отрывков, или даже у конкретных предложений может быть огромное количество трактовок. Но словами далеко не всегда можно передать такое обилие подчас противоречащих друг другу смыслов и чувств. А для выражения чувств хороши любые средства.

Пока я пишу, у меня из головы никак не выходят слова Людвига Витгенштейна: «О чем невозможно говорить, о том следует молчать». И Стерн замолчал. Замолчал, чтобы показать. А что именно показать – это вопрос открытый.


++++


Сообщение отредактировал danil_naydenov - Четверг, 08.04.2021, 21:13
 
valpet251Дата: Суббота, 24.04.2021, 16:19 | Сообщение # 14
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 72
Репутация: 0
Статус: Offline
Направление “сентиментализм” называется по книге Стерна, оно о выражении человеческих чувств. У Стерна человек становится сложным, хотя и разум не отрицается и идея нормативного правильного человека остается. На первый план выходят противоречивые чувства, самоанализ, сопереживания другим.

Именно такие особенности отображаются в романе «Жизнь и мнения Тристрама Шенди». Однако сам сюжет, в стиле Стерна, очень запутанный и сложный. Создаётся такое ощущение, что Стерн вообще не умеет строить сюжет. Текст как будто рождается по ходу написания. Это прием французский сюрреалистов - писать нужно не задумываясь, сесть и написать. Однако, конечно же, это ложное ощущение, и так Стерн не писал.

Также очень ярко отображен прием абсурдистский. Например, случайно передают не то имя и ребенок становится Тристрамом, хотя отец ненавидит это имя, то есть Стерн иронизирует, к таким странным поступкам относится серьезно. Мне понравился этот роман, хотя местами его и не так просто читать, непонятно, но уж точно легче “Сентиментального путешествия”. Его необычная форма и манера написания, сатира заставляют читателя задуматься над чувствами людей, над общением с людьми.


+++


Сообщение отредактировал valpet251 - Суббота, 24.04.2021, 16:19
 
abalakinan27Дата: Вторник, 19.04.2022, 10:16 | Сообщение # 15
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 235
Репутация: 0
Статус: Offline
Произведение Лоренса Стерна - показатель блуждания сознания. Писатель старался не только продемонстрировать живой текст, который, будто бы рождается в процессе написания, но подкрепить эту "живизну" графически. Стерн - новатор, предвестник модернизма. Он шикарно взрывает канон романа изнутри. Чтение произведения уже не может быть машинальным. Какие-то нелепицы заставляет остановиться и задуматься. А абстрактность черной страницы тоже несёт какой-то "message". Возможно, слова в этом месте были бы просто излишни. В подкрепление вышесказанного на ум сразу приходят строки из стихотворения Тютчева "Silentium":

"Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь —
Взрывая, возмутишь ключи,
Питайся ими — и молчи…"


++++


Сообщение отредактировал abalakinan27 - Вторник, 19.04.2022, 10:18
 
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024