Форма входа

Поиск





Пятница, 26.02.2021, 10:39
Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт А.В. Аксёнова
Главная | Регистрация | Вход
Просвещение - Форум


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Английская литература » XVIII век » Общие вопросы по XVIII веку » Просвещение
Просвещение
readeralexeyДата: Воскресенье, 15.11.2020, 14:01 | Сообщение # 1
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 165
Репутация: 1
Статус: Offline
Какие идеи Просвещения актуальны / востребованы сегодня?

Какие идеи Просвещения успешно воплотились в современной общественной практике?

Какие идеи Просвещения на опыте доказали свою несостоятельность / проблематичность?


 
zhuravleva369Дата: Вторник, 17.11.2020, 22:25 | Сообщение # 2
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 27
Репутация: 0
Статус: Offline
Какие идеи Просвещения актуальны / востребованы сегодня?
В современном обществе мы часто слышим фразу "права человека". Эта фраза исходит из эпохи Просвещения и того, как тогда понималась личность. Приверженцы идей Просвещения оптимистично смотрели на природу человека. Тогда зародились идеи о врожденной благости человека (Шефтсбери).

Источником морали считался сам человек, и таким образом появились идеи о независимости морали от богословия. Актуальные на сегодняшний день светские взгляды на мораль и отрицание роли религии в ее становлении произошли прямиком от идей Просвещения. Не только эти идеи актуальны в наше время. Высший моральный критерий по Шефтсбери - содействие общему благу. Польза конкретного индивида для общества. То есть, еще тогда формировалась модель отношений человек-общество. Были развиты идеи о рациональном мышлении, о свободе мысли, отрицании чудес и суеверий. Эти идеи Просвещения стали основой политических свобод и демократии, республиканской формы правления, религиозной терпимости, рыночной экономики, научного метода.


+++


Сообщение отредактировал readeralexey - Суббота, 19.12.2020, 21:19
 
tukova0306Дата: Суббота, 28.11.2020, 11:10 | Сообщение # 3
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 35
Репутация: 0
Статус: Offline
«Просвещение» - это знакомое для всех нас название эпохи в развитии европейской культуры 18 века, для которой главными идеями были идеи разумности человека, возможности разумного и справедливого устройства общества. Просвещение по Канту - это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине, находится там из-за недостатка решимости и мужества пользоваться своим умом без руководства со стороны кого-то другого. Имей мужество пользоваться своим собственным умом! - таков девиз данной эпохи. Эти слова созвучны нашему времени, которое требует от нас совершить выбор и личного, и общественного жизненного пути и нести ответственность за свой выбор.

(Оригинальность 0%.)
 
dolysovacomДата: Пятница, 04.12.2020, 14:29 | Сообщение # 4
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 27
Репутация: 0
Статус: Offline
Эпоха Просвещения известна развитием новых научных, философских и общественных идей, многие из которых нашли отражение и в наше время. В культурном смысле Просвещение позволило установить широкий интеллектуальный обмен. Считалось, что открытый дипломатический обмен идеями поможет людям жить лучше. Воцарилась новая идея разума. Люди верили, что именно с помощью разума можно добиться всего. То, что нельзя объяснить с помощью разума, то есть не поддается логическому объяснению – не имеет значения или не существует вообще (эта идея имеет место и в современном мире). Так, большому сомнению подверглась религия. Именно в эту эпоху начал зарождаться атеизм, который популярен в наши дни. Известный французский философ и энциклопедист Гольбах в своем сочинении «Система природы» попытался создать видение мира без божества. Он утверждал, что религия делает людей менее моральными.

Были идеи, которые на опыте доказали свою несостоятельность. Например, французский мыслитель Жан Жак Руссо доказывал, что цивилизация вредна для человека. Его идея заключалась в том, что необходимо быть ближе к природе. Люди, наоборот, склонны уничтожать правильное состояние – естественное. Из-за цивилизации богатые развращены своим высоким положением, а бедные угнетены. Типичные черты цивилизованного человека – самодовольство, тщеславие, наглость, дерзость, эгоизм. У Руссо были и есть последователи, но в целом, данная идея оказалась слишком драматичной (если так можно сказать) [радикальной] и не нашла применение в жизни.

++


Сообщение отредактировал readeralexey - Суббота, 19.12.2020, 22:09
 
7109633Дата: Пятница, 04.12.2020, 16:08 | Сообщение # 5
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 26
Репутация: 0
Статус: Offline
В первую очередь доказала свою несостоятельность основополагающая идея Просвещения о том, что благо общественное и личное достижимо именно разумом, и что идеальный человек - это тот, который руководствуется разумом, а эмоции отодвигает, подавляет или перестраивает согласно своему стремлению к лучшему. Несостоятельность заключается в том, что разум человека неотделим от наших эмоций, и как таковой не представляет собой чистый и непогрешимый "механизм". Эмоции, в свою очередь, не представляют "низменную" природу и не являются исконным источником грехов и бед. Человек, как нам известно, представляет собой единство тела и духа, и, соответственно, всего, что в них входит.
Но в то же время ощущается присутствие идей этой эпохи и в наши дни. К примеру, лишь в XXI веке стало уделяться больше внимания психологическому здоровью людей, и забота о нем все еще лишь начинает восприниматься как правильная и нормальная вещь. Это довольно проблемная тема, но именно о ней я вспомнила, когда мы начали изучать этот период истории.
Типичный пример: непонимание поколений, когда родители говорят ребенку не переживать из-за пустяков, а если что-то не нравится, то надо потерпеть или "делать через не хочу". То есть игнорировать свои ощущения и действовать согласно общественным идеям и целям. Конечно, это абстрактный пример, и права может быть любая сторона, но привела я его потому, что он отражает установку старшего поколения на превозмогание силой воли и разума. (Что связано не только с краеугольным камнем Просвещения, но и с тяжелейшими событиями XX века, которые, однако, в чем-то также стали результатом стремления добиться всего разумом.)
Другое последствие - это восприятие всех ментальных проблем как своеобразной проказы, о которой боятся сказать.
Но мало-помалу, с приобретением нового опыта, эта идея исправляется в сознании людей.


++++


Шебалкина Е.И.
 
danil_naydenovДата: Суббота, 05.12.2020, 14:43 | Сообщение # 6
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 26
Репутация: 0
Статус: Offline
В какой-то степени мы до сих пор живем в эпоху Просвещения. Даже если она закончилась, весь мир принял ее правила и живет, действуя по ним. Наши учебные учреждения, система разделения власти, широкая доступность знаний – все это только вершина айсберга.

Можно действительно перечислять очень долго. Но я лично больше хочу поговорить о том сдвиге в человеческом сознании, который произошел в эпоху Просвещения. Что есть компьютерная программа? Машина, выполняющая заранее заложенный набор алгоритмов. Что есть человеческий «разум» в контексте Просвещения? Это рациональность, осмысленность. Во многом это логика. Так, известный шотландский философ эпохи Просвещения Дэвид Юм вывел принцип, который сейчас нам известен как «Гильотина Юма». Он указывает на невозможность выведения «должного» из «сущего», то есть – невозможность выведения моральных норм из эмпирически полученных знаний. По Юму, мораль является не чем-то, данным свыше, но только плодом человеческой эмоциональности. Всеобщей морали нет.
Стоит ли упоминать, что большинство современников называло Юма атеистом.

Мы видим, что, действительно, такой поворот мысли уводит человека все дальше и дальше от религии. Стал возможен научный атеизм, потому что человеку показалось, что он обрел достаточно знаний о природе, и что он может, стоя на твердых ногах, оспорить существование Бога. Время идет, но мы видим, что наука и разум оказались бессильны в ответе на фундаментальные вопросы мироздания. Да, Просвещение однозначно привело нас к повышению уровня жизни, улучшению медицины, распространению образования. Но в то же время вопрос, не оставило ли господство разума зияющей черной дыры в груди человечества, остается открытым.


++


Сообщение отредактировал danil_naydenov - Воскресенье, 06.12.2020, 21:23
 
salomiagudovaДата: Среда, 09.12.2020, 12:52 | Сообщение # 7
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 28
Репутация: 0
Статус: Offline
В основе философии Просвещения лежали рационализм и свободомыслие. И идеи Просвещения оказали большое влияние на жизнь Европы и Америки, а потом и всего мира. Это отразилось в борьбе за национальную независимость американских колоний, отмену рабства, формулирование прав человека. Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина. Современный человек особенно остро осознает свои права и будет их отстаивать.

Кроме того, изменяется авторитет и влияние аристократии и церкви. Например, писатели и философы поднимают вопрос отношения господ к своим слугам. Появляется идея «общественного договора», по которому власть монарха была дана ему народом, а значит, если монарх не выполняет свои функции достойно, народ имеет право эту власть отнять. Эти идеи не только не исчезли, но как никогда актуальны и востребованы в нашем демократическом обществе. Тема господ и слуг, а также третьего сословия только развивалась и именно с этого берет начало наше общество, как мы его знаем сейчас, где темы равноправия стали столь важными.

Говоря об идеях Просвещения, которые все еще актуальны, стоит также отметить тюремную реформу. Происходит отказ от публичной казни. И появляется тюрьма в современном смысле. До этого заключенные часто работали на, как бы мы сейчас сказали, общественных работах. Теперь же заключенные остаются в тюрьме. Изоляция от общества рассматривается как главное наказание. А надсмотр является элементом наказания и дисциплинирующих практик.



+++


Сообщение отредактировал salomiagudova - Среда, 09.12.2020, 20:38
 
valpet251Дата: Среда, 09.12.2020, 20:25 | Сообщение # 8
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 28
Репутация: 0
Статус: Offline
В эпоху Просвещения главенствовала идея разума. Знания должны приносить всем практическую пользу.  Но что оставила эта эпоха нам?  Мы до сих пор наследуем от Просвещения многое из того, что связано с нашим представлением о знании, разуме, образовании, науке, политике.  Науку и образование мы наделяем особым статусом, мы надеемся на улучшение условий человеческого существования.  Главные современные политические идеологии прорастают на почве просвещения. Кроме того, не исчез культ разума и науки.

Однако многие современные философы критикуют Просвещение, они видят в нем попытку установить монополию разума и рациональности на все сферы человеческой жизни, а как следствие - тотальный контроль власти над человеком. Другие же считают, что проект просвещения еще не завершен. Те идеи должны  быть настроены на диалог, свободную критику, взаимопонимание.


++


Сообщение отредактировал valpet251 - Среда, 09.12.2020, 20:28
 
tukova0306Дата: Пятница, 11.12.2020, 13:21 | Сообщение # 9
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 35
Репутация: 0
Статус: Offline
С эпохи Просвещения происходит глобальное переосмысление проблемы мировоззрения и принципов социальной жизни общества. Свобода в мыслях становится преобладающей и приобретает размах революционного характера. Просветители не признают каких-то других авторитетов, кроме разума. Все подвергается критике и предстает перед судом разума – религия, природа, социум, строй государства.

По мнению Вольтера, в человеке присутствует «инстинкт» деятельности, который больше представляет собой способ достижения счастья, чем проявление существования. Нацеленность человека на собственное благополучие, «любовь к себе» не как фатально эгоцентрическое и разъединяющее начало, как способ связи в обществе, как способ любой коммуникации и фундамент любви к другим. [Назывное предложение.] Здесь возникает также проблема связи человека с «теорией разумного эгоизма» как способ развития человека и общества людей. Вольтер также выдвигает плодотворные идеи относительно исторического предмета. Так, он указывает, что в центре внимания истории должна располагаться народная жизнь, а не жизнь царей. Вольтеру не нравятся традиционные сочинения историков, когда рассказывается о похождении короля и только, как будто ничего кроме этого в рассказываемое время не существовало. Отвергая религиозный взгляд на монархов как «помазанников божьих», Вольтер дает характеристику их правления при помощи совокупности событий, которые имеют значение именно для народа.

Основной мотив творчества Ж.–Ж. Руссо (1712-1778) – тема неравенства между людьми и способы его преодоления. Основной источник социального зла - в социальном неравенстве, в частной собственности. Дифференциация на богатых и бедных представляет собой первую ступень неравенства. Вторая ступень – это формирование государственности. Третья ступень неравенства – это трансформация законной власти в деспотизм. Поэтому общество имеет право бунтовать.

(Оригинальность - 15%. К счастью, поскольку текст написан корявым языком. Подчеркнутое либо не понятно, либо требует перифраза.)


Сообщение отредактировал readeralexey - Воскресенье, 20.12.2020, 20:24
 
lopatinavarvaraДата: Пятница, 11.12.2020, 20:06 | Сообщение # 10
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 19
Репутация: 0
Статус: Offline
Эпоха Просвещения — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной и философской мысли. Основными из идей этого времени были следующие: вера в человеческий разум, призванный обеспечить прогресс человечества; защита научного и технического познания; религиозная и этическая терпимость; защита естественных неотъемлемых прав человека и гражданина; отказ от догматических метафизических систем, не поддающихся фактической проверке; критика суеверий; защита деизма; борьба против сословных привилегий и тирании. Некоторые из этих идей сохранили актуальность и в наше время.
Необходимость сосуществования людей в обществе требовала от них умения принять и признать имеющиеся между ними различия, научиться без осуждения относиться к тем, кто отличается от окружающих своим внешним видом, образом жизни и образом мыслей. Это стало называться терпимостью, или, как сказали бы сейчас, толерантностью. В «Письмах о веротерпимости» Д. Локка терпимость в делах веры рассматривалась как необходимое условие нормальной жизнедеятельности общества, а ее границы определялись соображениями безопасности государства. Самым известным среди защитников идей толерантности (а вместе с тем самым популярным среди просветителей вообще) был француз Франсуа Аруэ, известный по литературному псевдониму Вольтер.
Многочисленные открытия и изобретения, сделанные в это время, способствовали не только росту и систематизации знаний, но и приспособлению их к практическим нуждам человека. Развитие наук и технический прогресс воспринимались как свидетельства совершенствования общества и казались гарантией грядущего процветания человечества и всеобщего счастья. Люди XVIII в. были буквально одержимы жаждой знаний и новых открытий. Новые данные заставили изменить взгляд на мир.


(Оригинальность 12%.)

+
 
zhuravleva369Дата: Пятница, 11.12.2020, 23:00 | Сообщение # 11
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 27
Репутация: 0
Статус: Offline
Какие идеи Просвещения на опыте доказали свою несостоятельность / проблематичность?
Одной из основных идей эпохи Просвещения было равенство всех людей, причем не только перед Богом, но и перед законами, перед другими людьми. И способом достижения этой цели просветители видели распространение знаний. Эта идея, как мы можем видеть, провалилась с треском, хотя бы потому, что в современном обществе люди не равны. Кто-то богаче, кто-то беднее. О равенстве перед законом можно только промолчать. К сожалению, очень много случаев, когда с помощью связей или денег люди не получали наказания за свои преступления.

В СССР существовала идея коммунизма. Коммунизм  — теоретический общественный и экономический строй, основанный на общественной собственности на средства производства, чем обеспечивается социальное равенство. Однако, это - общество, которое требует высокого сознания от каждого его члена. Путь в коммунизм возможен только через развитие сознания в человеке. Человек потребитель – это враг коммунизма. В итоге эта идея потерпела крах. Общество показало свою неспособность жить в равенстве. Да, это печально, но, к сожалению, сейчас мы живем в обществе потребителей, а об идее всеобщего равенства пока можно забыть. Эта идея хороша на словах, в трактатах и умных речах, но на практике крайне сложна в достижении.


++


Сообщение отредактировал readeralexey - Воскресенье, 20.12.2020, 20:46
 
readeralexeyДата: Воскресенье, 20.12.2020, 15:15 | Сообщение # 12
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 165
Репутация: 1
Статус: Offline
Цитата danil_naydenov ()
Что есть человеческий «разум» в контексте Просвещения? Это рациональность, осмысленность. Во многом это логика. Так, известный шотландский философ эпохи Просвещения Дэвид Юм... 

Не понятно, как сказанное дальше о Юме иллюстрирует ответ на вопрос, что есть разум в контексте Просвещения. Юм выводил мораль из чувства. При чем здесь разум?

А в качестве примера автономной этики лучше приводить Канта, чем Юма.
 
Форум » Английская литература » XVIII век » Общие вопросы по XVIII веку » Просвещение
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2021