Форум »
Английская литература »
XVIII век »
Лоренс Стерн »
"Сентиментальное путешествие"


Это форум для учебной работы в вузе.
Участие сторонних пользователей не предусмотрено.

Пятница, 26.04.2024, 10:37
Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт А. В. Аксёнова
Главная | Регистрация | Вход
"Сентиментальное путешествие" - Форум


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Форум » Английская литература » XVIII век » Лоренс Стерн » "Сентиментальное путешествие"
"Сентиментальное путешествие"
readeralexeyДата: Воскресенье, 12.04.2020, 23:45 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 494
Репутация: 2
Статус: Offline
Что нового привнес Стерн в традиционный жанр "путешествий", путевых заметок? Есть ли у него в этом какие-то предшественники в литературе?

Насколько сентиментально "Сентиментальное путешествие"? Можно ли отнести произведение к сентиментализму?

Составьте "каталог" чувств, эмоций, которые испытывает Йорик на протяжении своего путешествия. Есть ли здесь преобладающее чувство?

Какая мысль / эпизод наиболее запомнились?

Совершали ли вы когда-нибудь подобные сентиментальные путешествия? Если нет, возникло ли после чтения Стерна желание их совершить?




"But I could wish, continued I, to spy the nakedness of their [French women's] hearts, and through the different disguises of customs, climates, and religion, find out what is good in them to fashion my own by:— and therefore am I come.
It is for this reason, Monsieur le Count, continued I, that I have not seen the Palais Royal, — nor the Luxembourg, — nor the Facade of the Louvre, — nor have attempted to swell the catalogues we have of pictures, statues, and churches. — I conceive every fair being as a temple, and would rather enter in, and see the original drawings and loose sketches hung up in it, than the Transfiguration of Raphael itself.
The thirst of this, continued I, as impatient as that which inflames the breast of the connoisseur, has led me from my own home into France, — and from France will lead me through Italy; — ’tis a quiet journey of the heart in pursuit of Nature, and those affections which arise out of her, which make us love each other, — and the world, better than we do."

"— Dear Sensibility! source inexhausted of all that’s precious in our joys, or costly in our sorrows! thou chainest thy martyr down upon his bed of straw — and ’tis thou who lift’st him up to Heaven! — Eternal Fountain of our feelings! — ’tis here I trace thee — and this is thy “divinity which stirs within me;” — not that, in some sad and sickening moments, “my soul shrinks back upon herself, and startles at destruction;” — mere pomp of words! — but that I feel some generous joys and generous cares beyond myself; — all comes from thee, great — great sensorium of the world! which vibrates, if a hair of our heads but falls upon the ground, in the remotest desert of thy creation."
Прикрепления: 6442235.jpg (165.0 Kb)
 
orlova-lera2000Дата: Пятница, 24.04.2020, 16:50 | Сообщение # 2
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 22
Репутация: 2
Статус: Offline
В «Сентиментальном путешествии» определенно присутствуют элементы сентиментализма, но этот стиль не основной.

Герой, действительно, по большей части сосредотачивается на рефлексии по поводу своих чувств, да и в своем современном значении это прилагательное стало использоваться благодаря этому роману. Но хотя чувствам и отводится важная роль в произведении, оно все же написано скорее в стиле рококо.

Человек как таковой не кажется в этом произведении однозначно добрым по своей природе. Стерн изображает героя, иронизируя над ним и его чувствами, которые так же легко пропадают, как и пробуждаются, из личных соображений. Герой ищет для себя выгоды и удобства, хотя не признается в этом. А такая ирония не характерна для сентиментализма, предполагающего симпатию автора к своему герою и сопереживание ему.

Стерн писал все же не совсем в стиле сентиментализма свое «Сентиментальное путешествие».


Сообщение отредактировал readeralexey - Вторник, 11.08.2020, 21:27
 
AnastaДата: Понедельник, 27.04.2020, 13:00 | Сообщение # 3
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 22
Репутация: 4
Статус: Offline
По моим ощущениям, этот роман - скорее пародия на сентиментальное произведение. Парадоксально, что книги автора, который считается основоположником сентиментализма, содержат столько иронии по отношению к новоизобретенному стилю.

У Йорика собственные чувства действительно возведены в культ: герой постоянно прислушивается к себе, смакует собственные переживания. Иногда признаком лицемерия считают то, что человек несвободен в проявлении своих чувств. Йорик же далеко обогнал «лицемеров»: он несвободен не только в проявлении – в испытании своих чувств. Если сентиментализм – это обращение внутрь, то у героя «Сентиментального путешествия» не остается никакого «нутра», чтобы туда обращаться. Здесь не осуществляется познание мира чувственным началом, потому что чувства героя – это всегда реакция на обстоятельства: например, Йорик убеждает себя, что он не должен чего-то чувствовать (к примеру, пьет за здоровье французского короля, чтобы «убедить себя, что не питает к нему никакой неприязни», и убеждение срабатывает). Внешние обстоятельства, диктующие герою, что чувствовать, часто принадлежат к самой прозаичной сфере жизни: материальной. Например, герой оценивает, соотносится ли степень румянца на щеках с ценой выпитого им вина. Чувства Йорика к женщинам тоже не избегают рационального анализа: отвешивая даме поклон, герой думает о том, что он «поклонился ниже, чем принято кланяться женам лавочников»; собираясь совершить поездку с дамой, в которую он влюблен – разрывается между «Скупостью, Осмотрительностью и Трусостью».

Получается, что в «Сентиментальном путешествии» есть формальные признаки, указывающие на сентиментализм: описание чувств. Однако, мне кажется, что это произведение не соответствует идеологии сентиментализма. Насколько «сентиментально» оно – для меня вопрос открытый.


Сообщение отредактировал Anasta - Понедельник, 27.04.2020, 13:40
 
kekrinekaДата: Воскресенье, 10.05.2020, 16:02 | Сообщение # 4
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 20
Репутация: 2
Статус: Offline
Соглашусь с Лерой, что в произведении есть элементы, характерные для сентиментализма, однако они несколько гиперболизированы, словно взаправду в насмешку над данным направлением, как указала Настя. Стерн словно "играет" в сентименталиста.

Вообще, это направление явилось как реакция на аграрный и промышленный переворот в Англии XVIII века, который привел к запустению деревень, т.к. многие перебирались в города, и появлению огромного количество бедных. Сентиментализм обращался к природе, ностальгировал о деревенской идиллии, сочувствовал нищему и утверждал, что каждый, вне зависимости от своего социального положения, одинаково способен на любые чувства. Писатели стали заглядывать внутрь человека, интересоваться его чувствами.

"Сентиментальное путешествие" не особо походит на произведение этого типа - здесь не найти упоения природой, безмерного восхищения деревенской жизнью, сочувствия бедным. Сосредоточенность на внутреннем призвана не столько показать равенство всех людей в плане чувств, сколько указать на незнание пастором самого себя. Дневниковая форма поначалу заставляет поверить, что Йорик достаточно искренне излагает всё, что с ним происходит, а затем заставляет разуверится в нём: он сам признаётся, что был не до конца честен в изложении некоторых событий. Он не до конца искренен даже с самим собой, что подрывает убеждение сентименталистов в естественной нравственности и разумности человека.

Сочувствие Йорика кажется несколько показным (хотя бы из-за эпизода с монахом-францисканцем), как и его чувствительность в принципе. Как он сам говорит, "пока  продолжается такое междуцарствие, сердце мое, как я заметил, всегда заперто на ключ..." - пока он не влюблён, он чёрств и закрыт. Йорик влюбляется не столько по естественному стечению обстоятельств, сколько по необходимости, чтобы быть чувствительным.

Лирические отступление громоздки и сосредоточены на, как кажется, незначительных деталях, как например, когда Йорик пускается в рассуждение о том, что его соотечественники вместо "океана" употребили бы в обороте речи "ведро воды", уверяя, что локон на парике держится крепко.

Сравнивая пастора Йорика с пастором Примроузом Голдсмита, можно увидеть, сколь далеко эти двое друг от друга отстоят. Также и оба произведения, героями которых они являются, имеют разные цели. Голдсмит следовал принципам сентиментализма, Стерн экспериментировал и наблюдал за человеческой природой, показывая её неоднозначность, многогранность и сложность.


Ерохина Кристина
Ф08-1-06


Сообщение отредактировал readeralexey - Вторник, 11.08.2020, 22:09
 
klementyevaolya99Дата: Среда, 03.06.2020, 13:27 | Сообщение # 5
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 22
Репутация: 1
Статус: Offline
"Сентиментальное путешествие" имеет элементы сентиментализма, как отметили девочки. Однако есть ощущение гиперолизированности этих черт, что привело к тому, что роман нельзя полностью относить к сентименталмзму.

Йорик действительно много переживает чувств, он их смакует, постоянно обдумывает. Отличительная особенность в том, что все его эмоции - это реакция на происходящее вокруг него. Получается не очень глубокий анализ его внутренних чувств. Скорее, его чувства и мысли имеют львиную долю лицемерия, но не глубины и драмы. Даже на основе этого можно сказать, что "Сентиментальное путешествие" имеет лишь признаки сентиментального произведения.

Настоящее сентиментальное произведение очень глубоко в своих переживаниях, мыслях, чувствах. Оно обращается к природе, много ностальгирует, сочувствует, заглядывает в глубины чувств человека. А Стерн же создаёт лишь иронию, "играет" в сентименталиста. Поэтому принадлежность к сентиментализму этого произведения весьма условна.
 
nadyalevchenko1999Дата: Воскресенье, 07.06.2020, 19:43 | Сообщение # 6
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 21
Репутация: 1
Статус: Offline
Я согласна с Лерой в том плане, что чувствам героя отведена большая доля повествования, однако отнести произведение к направлению (стилю) сентиментализм нельзя. Йорик действительно уделяет очень много внимания своим чувствам, анализируя их, разбираясь в них, однако даже сам автор слегка иронизирует над персонажем в его чрезмерной чувствительности и переживаниях. С удивительной точностью герой изучает свои эмоции, ощущения, мысли отдает себе отсчет, что с ним происходит и почему, но это всё в какой-то не "сентиментальной" манере, а скорее в духе реализма и скупого рационализма.

Сообщение отредактировал readeralexey - Среда, 12.08.2020, 23:41
 
hatunceva-sofiaaДата: Воскресенье, 07.06.2020, 21:07 | Сообщение # 7
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 23
Репутация: 1
Статус: Offline
В произведении Стерн передает движение душевной жизни своего героя. Йорик - натура весьма восприимчивая и чувствительная. Стерн действительно изображает мир чувств. Первостепенное значение приобретает то, каким образом воспринимает Йорик увиденное, какие ассоциации рождает у него та или иная встреча, то или иное впечатление. Но, как
уже сказали ранее, эти мысли моментами лицемерны. Совершая дурной поступок, он
часто пытается оправдать его, прибегая к рационалистическим доводам. Но они
быстро рушатся под напором чувств. Однако и сами его чувства бывают неопределенны.
Так, Йорик умом понимает, что должен быть милосерден и благороден, но иногда
это благородство носит чисто рассудочный характер. Он начинает действовать по
принуждению, потому что с точки зрения нравственности «так нужно».
 
alian99196Дата: Воскресенье, 07.06.2020, 23:11 | Сообщение # 8
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 12
Репутация: 0
Статус: Offline
Парадоксально, но «Сентиментальное путешествие» нельзя однозначно отнести к сентиментализму. Здесь я, пожалуй, соглашусь с Лерой, произведение написано больше в стиле рококо.

Не спорю, чувствам героя отведена значительная роль в произведении. Но в то же время, анализируя поступки героя, которые, на мой взгляд, часто были мелочными (отказ монаху в деньгах на монастырь и рассуждения о вреде благотворительности), - нельзя назвать его сентиментальным протагонистом со стопроцентной уверенностью.


Семенцова Алена
Ф08-1-06
 
alexandralundsgord1998Дата: Понедельник, 08.06.2020, 01:18 | Сообщение # 9
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 21
Репутация: 1
Статус: Offline
На мой взгляд, «Сентиментальное путешествие» в большей степени сентиментально. В этом романе мы не встретим ни точного изложения фактов, ни хронологии - нарушена последовательность событий. Очень большую роль играет описание деталей, которые часто кажутся совсем ненужными. Но, что касается значительных явлений, то о них говорится совсем немного, вскользь. Пастор Йорик много размышляет о себе и своих чувствах, уделяя минимум внимания окружающим его событиям, которые могли бы стать основой для интересного повествования. Мне кажется, что благодаря такому построению текста, мы можем как бы мыслить вместе с главным героем, проследить за потоком его мышления и вместе с ним сосредоточиться на его душевных переживаниях. Весь текст сосредоточен на мимолетных впечатлениях главного героя.

Однако не могу не согласиться с вышесказанными мнениями – главный герой слишком зациклен на самом себе. Ход его мыслей даже приобретает комичный облик. В романе отсутствуют описания природы как идеального мира, не наблюдается культ нравственности и чистоты, не уделяется внимание богатому духовному миру низших сословий, в то время как эти характеристики (вместе с углублением во внутренний мир героев) являются основой настоящего сентиментального романа.
 
tukova0306Дата: Четверг, 10.12.2020, 15:07 | Сообщение # 10
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 73
Репутация: 0
Статус: Offline
Обострение общественных противоречий во второй половине XVIII в. вызвало появление в английском Просвещении нового литературного направления — сентиментализма. Его характерной чертой является обращение к чувству, как высшему началу жизни. В сентиментализме отразились первые сомнения в разумности нового строя жизни.
Самым крупным представителем сентиментализма был Лоренс Стерн (1713— 1768). Его роман «Сентиментальное путешествие» дал название всему литературному направлению.  Особенность романа Стерна в субъективности впечатлений, склонности выделять нечто маленькое и обыденное вместо «достопримечательностей», а главное - в образе воспринимающего и чувствующего героя. Этот герой автобиографический, но все-таки не целиком совпадающий с реальным Стерном.  Он остроумен, добр, чувствителен, любвеобилен и словоохотлив; и каждое его впечатление и чувство выражается двойным контрастным образом, либо внешне иронично и внутренне растроганно, либо внешне растроганно, со многими слезами и словами, но внутренняя ирония будет ощущаться в самом факте и форме словесного излияния.
Стерн называл «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» своим «Трудом Искупления», предпринятым с целью «научить нас любви к миру и к нашим собратьям — живым творениям».


Оригинальность 0,56%.
 
zhovtyak1441Дата: Пятница, 11.12.2020, 23:20 | Сообщение # 11
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 47
Репутация: 0
Статус: Offline
Насколько сентиментально "Сентиментальное путешествие"?

Я считаю, что Стерн писал произведение "Сентиментальное путешествие" не совсем в стиле сентиментализма.

Да и самого путешествия в книге довольно немного. Даже принимая во внимание то, что история не закончена. Но задумка автора, насколько я могу понять, вовсе не в рассказе о его впечатлениях от путешествий. Основную часть повествования занимают психологические и моральные зарисовки.
Таким образом, мы можем отследить ход мыслей героя и, в некоторой степени, даже попытаться его понять.


++
 
alekssander-com29Дата: Вторник, 19.01.2021, 22:01 | Сообщение # 12
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 122
Репутация: 0
Статус: Offline
Не уверен, как можно измерить сентиментальность этого путешествия, если брать за основу сравнения сам жанр сентиментализма, то скорее всего можно прийти к выводу, что не такое уж оно и сентиментальное, так как Стерн творил уже на задворках этого направления и явно не старался придерживаться его рамок, даже скорее наоборот, избегал их.

Но если брать тот смысл, что вложил сам писатель в это слово, и то, как оно воспринимается читателем, я бы сказал, что оно крайне сентиментально. Ведь в основе этого термина ложатся прежде всего чувства, каким бы ни был их спектр. Все
произведение мы воспринимаем через призму чувств священника Йорика, они фигурируют
буквально во всех его суждениях. И так как сам персонаж, а следовательно, и
автор, называет это сентиментальным путешествием, - у меня нет причин с ними не
соглашаться. Насколько сентиментальным что-то видит герой, настолько же
сентиментальным оно представлено читателю. Да, произведение не лишено иронии и
сатиры, типичных для Стерна, однако, это не делает путешествие менее сентиментальным,
оно полно ситуаций и суждений героя о них, которые играют ключевую роль в
изображении Стерном персонажей, причем глобальные и мелкие происшествия
вызывают по большому счету равное количество рассуждений и выводов, что
возвращает нас к характеру персонажа, раскрытие которого, как мне показалось, и
ложится в основу того, что здесь Стерн обозначил сентиментальностью.

В основном, конечно, этот роман - ирония над сентиментализмом, и если вопрос стоит
о том, насколько это произведение соответствует канонам, то «Сентиментальное
путешествие» можно назвать сентиментальным с натяжкой, потому что каноны эти
прошли через гротеск сатиры писателя. Однако, если обращаться к интерпретации
этого путешествия от лица героя, оно однозначно сентиментальное.

Больше всего мне запомнилась ситуация с секретом попрошайки, который так волновал Йорика. Когда позже он узнает, что суть в удачно поданной лести, и три недели успешно пользуется этим секретом в собственных целях, а потом отмечает, что такое поведение унизительно. Это раскрывает персонажа; любопытство - одна из превалирующих его черт, которая толкает его на различные поступки, в том числе и на лесть, хотя, казалось бы,
каждому известно, что это далеко не добродетельное занятие. Любопытство является сентиментальным «наполнителем» персонажа, указывающим на то, что, несмотря на всю свою сатиру, автор наделил персонажа полнотой и противоречивостью человеческих чувств.

Я думаю, каждый человек совершал собственное сентиментальное путешествие, и я не исключение, конечно, полноценным путешествием назвать это трудно, скорее сентиментальная прогулка, по старым маршрутам, но новым мыслям и выводам.


+++


Сообщение отредактировал readeralexey - Понедельник, 22.03.2021, 23:40
 
7109633Дата: Вторник, 16.03.2021, 19:13 | Сообщение # 13
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 78
Репутация: 0
Статус: Offline
В сути своей произведение раскрывает нам эмоциональную сторону монаха Йорика, людей, встреченных им, а также обращается к чувствам самого читателя.

Все впечатления и размышления Йорика нарочито ясно основаны на эмоциях. Поразмышляв о короле Франции и преисполнившись высоких чувств, придя, как он сам говорит, к "согласию с самим собой", он восклицает о том, какой это подходящий момент для проявления щедрости. Но в следующий же момент решает не давать ни одного су только что вошедшему францисканскому монаху под действием полностью противоположных настроений (национальной неосознанной неприязни или же из-за недоверия к так удачно зашедшему монаху).

Его мысли и мнения субъективны, непостоянны и изменчивы, что делает его более реалистичным, чем персонажей классицизма и более ранних эпох, и это противопоставление возникает именно от сентиментальности, которой прежде не уделялось особого места.
Поэтому, как мне кажется, произведение очевидно сентиментально. Но, тем не менее, не чрезмерно, так как не вызывает отторжения. Путешествие Йорика эмоционально многообразно, забавно и непринужденно, что и делает его основателем нового литературного направления.

Для меня самым запоминающимся эпизодом стал разговор с францисканцем, так как меня действительно волновал вопрос, исправит ли свою ошибку Йорик, извинится ли или после непродолжительного сожаления забудет о произошедшем. И сцена их примирения, хоть и может показаться несколько идеалистичной, но была для меня довольно трогательной.

Также этот вопрос я бы связала со следующим, про сентиментальные путешествия в моей жизни. Стерн через Йорика дает нам понять, что одна из целей произведения - достучаться до самого читателя. Это четко передается в одной из последних глав, где ведется рассуждение о "Чувствительности" и "великом Сенсориуме мира". Мне понравилась идея о том, что каждого должен касаться этот "Сенсориум" в том смысле, что каждый человек должен быть открыт эмоционально к миру. В таком случае каждый день нашей жизни, сама жизнь и есть сентиментальное путешествие.

++++


Шебалкина Е.И.
 
valpet251Дата: Суббота, 24.04.2021, 23:35 | Сообщение # 14
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 72
Репутация: 0
Статус: Offline
Безусловно, в произведении присутствуют черты сентиментализма - культ чувств, эмоций, переживаний. Однако, не прерывая этот культ, Стерн также относится к нему с некой иронией. Писатель уже понимает, что человека невозможно изменить, улучшить, просто сделав его более чувствительнее.

Сам герой Йорик максимально сентиментальный, но в то же время и рациональный. Герой мыслит слишком поверхностно, сумбурно. Стерн показывает противоречия человеческой натуры и ему не остается ничего, кроме как пошутить над этим.


+++


Сообщение отредактировал valpet251 - Суббота, 24.04.2021, 23:35
 
abalakinan27Дата: Вторник, 05.04.2022, 18:37 | Сообщение # 15
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 195
Репутация: 0
Статус: Offline
Можно сказать о том, что Лоренс Стерн внёс новую интерпретацию слова "сентиментальный". До него к сентиментальному относилось все высоконравственное и разумное. Стерн закрепляет другое значение - способность переживать: "И все это загорелось в моем сердце из-за жалких трех или четырех луидоров, на которые он самое большее мог меня обсчитать? -- Низкое чувство! -- сказал я, отворачиваясь, как это невольно делает человек при внезапной смене душевных движений, -- низкое, грубое чувство! Рука твоя занесена на каждого, и рука каждого занесена на тебя".

Правда, сентиментализм в "Сентиментальном путешествии" весьма своеобразен: наряду с изображением внутреннего мира пастыря Йорика, его переживаний, бесконечной борьбы доброго и злого в нем, есть некая бессюжетность, обрывки разговора, резкий и немного неожиданный финал: "Так что, когда я протянул руку, я схватил fille de chambre за -- --".


++++


Сообщение отредактировал abalakinan27 - Вторник, 05.04.2022, 18:37
 
Форум » Английская литература » XVIII век » Лоренс Стерн » "Сентиментальное путешествие"
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024