Система Orphus

ОТЗЫВ
научного руководителя на дипломную работу
студентки 4 курса бакалавриата
кафедры германской филологии
филологического факультета ПСТГУ
Дворянчиковой Алины Серверовны

Концепции любви в творчестве английских «поэтов-метафизиков»


Тему любви в поэзии Ренессанса и раннего Нового времени Алина Серверовна излагала в рамках двух курсовых работ; дипломная работа, таким образом, — исследование итоговое.

В нем творчество трех поэтов-метафизиков помещается в обширный контекст, важную веху в котором составляет Шекспир: в его сонетах, судя по тексту работы, уже присутствует большая часть тех «концепций любви», которые позже реализуются у метафизиков.

Впрочем, у Шекспира, в отличие от Донна и Герберта, мы не встретим медитативной религиозной лирики, так что включение в число поэтических концепций любви божественной — открытие метафизиков, повлиявшее на всю последующую традицию английской религиозной лирики.

На творчество метафизиков, конечно же, наложила печать эпоха с ее потрясениями и «большими стилями» маньеризма и барокко, что отмечается в дипломной работе. Новыми были и симптоматичные формальные ухищрения метафизиков (фигурный стих Герберта), и их парадоксальные метафоры-концепты, и нарочитые контрасты, и эмблематичность. Но во многом метафизики продолжали предшествующую традицию: как и елизаветинцы, они пародировали штампы петраркизма, адаптировали философию любви Овидия, обыгрывали неоплатоническую концепцию, использовали апофатический метод как риторический прием. Преемственность поэзии метафизиков с Шекспиром ясно обозначена на уровне структуры дипломной работы, но не находит в ней достаточного словесного выражения. Между тем, многообразие концепций любви у Шекспира и метафизиков безошибочно выдает их принадлежность эпохе «готового слова», в которую жанровые традиции довлеют над индивидуальным самовыражением, а поэзия представляет собой риторическое упражнение, в котором лирический герой отделен от автора почти непроницаемой стеной литературных условностей. Понимание этого убережет современного читателя от недоразумений при восприятии как сонетов Шекспира с их мнимой скандальностью, так и любовной лирики метафизиков с ее интеллектуальной изощренностью, довольно странной в обращении к возлюбленной.

Дипломная работа Алины Серверовны Дворянчиковой представляет собой обширное исследование (общий объем 93 страницы), которое соответствует квалификационным требованиям и может быть рекомендовано к защите.

 

А.В. Аксенов
к.ф.н.
13.06.17








Hosted by uCoz