Дорогие друзья и коллеги! Рад приветствовать вас в стенах Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
У нас вуз православный. Это значит, мы пытаемся сочетать науки божественные и человеческие (studia divina и studia humana). Это не всегда просто – найти ту точку соприкосновения между ними, когда происходит их взаимное обогащение, исключающее антагонизм и редуцирование. С одной стороны, важно не превратить православное литературоведение в религиозную публицистику, для которой литература есть только повод поговорить о вечном. И, напротив, гуманитарная мысль, глухая к религиозным смыслам культуры и литературы, не может претендовать на полноценность.
К счастью, мы не первые, кто пытается решить эту проблему – взаимоотношений Афин и Иерусалима. Из английской истории, например, известно, что поэтическое наследие античности бережно хранилось и переписывалось в средневековых монастырях. А вот пуритане отвергали не только светскую литературу и театры, не только традиционную народную культуру, но и литургические искусства и церковную иерархию.
Очевидно, что как для веры, так и для науки одинаково плодотворно пребывание в русле живой непрерывной традиции, а революционное сектантское выпадение из нее приводит к искажению оптики, к разрушительным и несообразным упрощениям.
Я надеюсь, что наша сегодняшняя встреча явит пример такого плодотворного осмысления литературы в контексте религии.
Действительно, после пришествия в мир Христа, каждый человек вынужден как-то самоопределяться по отношению к этому событию. Для исследователя невозможно игнорировать христианский контекст всей культуры Новой эры. Литература шекспировской эпохи создана людьми верующими или принадлежащими к христианской культуре. Она ставит такие вопросы, ответить на которые может только религия и, тем самым, помогает лучше понять Евангельское Слово. Но и сама она может быть понята только в свете и контексте Евангелия.
В случае Шекспира мы имеем дело с величайшим гением европейской литературной традиции, чье наследие неисчерпаемо в своей творческой глубине и мощи. В человеческой одаренности есть некая духовная тайна (ср. евангельскую притчу о талантах). Как известно, для многих эта тайна Шекспира стала соблазном, что породило обширную литературу «антистратфордианства». Но нужно благоговейно принимать тайну человеческой гениальности, тогда многие недоумения разрешатся, и освободится время для более содержательных тем — изучения того контекста, в котором воплотил себя гений Шекспира.
В самом широком плане этот контекст задает христианство, его смыслы и ценности. Всякому исследователю европейской культуры очевидно, насколько плодотворно в ней проявился Дух христианства. Думаю, в ином контексте появление такой универсальной фигуры, как Шекспир, было невозможно.
Но христианские смыслы и ценности воплощены во множестве культурных форм, и насущная задача исследователя — увидеть связи Шекспира с этими формами. Например, для понимания шекспировской драматургии значима ее органическая преемственность со Средневековой религиозной драмой. Надеюсь, что работа секции поможет увидеть некоторые из этих многочисленных связей, уяснить их характер и тем самым сделать еще один шаг к постижению «загадки Шекспира».
29.09.2016 г. |