Досточтимые отцы, дорогие друзья и коллеги!
Уже второй раз мы собираемся на наш факультетский праздник в этих священных стенах, откуда вышли на подвиг делегаты Поместного Собора, многие из которых были позже прославлены в чине Новомучеников и Исповедников Российских. Осмысление их подвига, да и само присутствие в этом здании побуждает нас вновь и вновь обращаться к событиям столетней давности.
Сто лет назад наш народ столкнулся с небывалым явлением — государством, в котором вера в Бога расценивалась как политическое преступление, объявившим своей целью уничтожение всякой религии. Напрасно христиане пытались доказать свою аполитичность и лояльность: доверие власти покупалось только ценой отказа от веры. Как известно, на это пошли немногие, а большинство составили сонм Новомучеников и Исповедников Российских, явленных и неявленных, прославленных и безвестных.
Однако новая власть развернула гонения не только на веру, но и разделила людей по многим другим признакам — классовому, имущественному, профессиональному… Были уничтожены целые сословия старой России. Репрессиям подверглись военные, инженеры, врачи, ученые… Уделом большинства стала идеологически оправданная жизнь в тесноте и скудости.
Реакция на эти апокалипсические явления была различной. Святые Новомученики и Исповедники являют высокий пример стояния в вере до конца. Известны слова первомученика из духовенства митрополита Владимира (Богоявленского): «Я никого и ничего не боюсь. Я во всё время готов отдать жизнь свою за Церковь Христову и за веру православную, чтобы только не дать врагам ее посмеяться над нею. Я до конца буду страдать, чтобы сохранить православие в России…». Другой священномученик, митрополит Вениамин Петроградский, писал из тюрьмы за несколько дней до расстрела: «Страдания достигли своего апогея, но увеличилось и утешение. Я радостен и покоен, как всегда. Христос — наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо».
Те же, кто не достиг высот святости, но сохранил живое нравственное чувство, обличали новую власть с позиций гуманистической морали. Нам известны «Окаянные дни» Бунина и «Несвоевременные мысли» Горького, дневники Михаила Пришвина и сборник статей «Из глубины»… К числу таких ярких и страстных обличителей принадлежит и Александр Исаевич Солженицын, чье столетие со дня рождения отмечается у нас этом году. Он, ровесник революции, стал аналитиком и художником, летописцем и обвинителем нового строя.
Солженицын — крупнейший русский литератор, публицист и общественный деятель ХХ века. Трудно кого-то поставить рядом с ним по масштабу личности и всемирному резонансу. По своим взглядам он принадлежит к традиции патриотов-почвенников и в творчестве продолжает линию напряженных нравственных исканий русской литературы.
Понятно, что здесь речь идет не о святом подвижнике или церковном иерархе, а о литераторе, публицисте и общественном деятеле, чья личность отражает всю мучительную сложность и трагизм ХХ века.
Солженицын, как известно, — фигура противоречивая. Поэтому в этот юбилейный год мы посчитали полезным послушать слово о нем исследователя-филолога, много лет профессионально занимающегося изучением его наследия. Ирина Евгеньевна Мелентьева, кандидат филологических наук, доцент кафедры Истории и теории литературы, сделает небольшое сообщение, посвященное Солженицыну. Ирина Евгеньевна является также ведущим научным сотрудником отдела по изучению наследия А. И. Солженицына Дома Русского Зарубежья.
24.05.2018 г. |