Категории раздела

Выступления [7]
Доклады [4]

Статистика


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Форма входа





Воскресенье, 22.06.2025, 17:49
Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт А. В. Аксёнова
Главная | Регистрация | Вход
Избранное



На празднике факультета 2016 г.

Досточтимые отцы, дорогие друзья и коллеги! Рад приветствовать вас на нашем ежегодном празднике, который приурочен ко дню памяти святых Мефодия и Кирилла, учителей словенских.

В этот день в рамках своего приветственного слова хочу поразмышлять о миссии нашего филологического факультета. Приходилось слышать такой вопрос: зачем нашему православному вузу факультет светской науки — филологии? Действительно, ведь светские науки внеконфессиональны, и не может быть «православной филологии», как не бывает «православной истории» или «православной математики». Не являются ли факультеты светских наук в православном вузе чем-то чужеродным и даже враждебным? А для наших потенциальных абитуриентов наверняка актуален такой вопрос: зачем изучать филологию в конфессиональном вузе, когда ее хорошо преподают во многих светских?

Попробую последовательно разрешить эти недоумения.

Начнем с того, что в университетах с самого их зарождения изучаются разные науки, как духовные, так и светские. И это вполне естественно и органично. Противопоставлять богословие и другие науки, науку и религию стали сравнительно поздно, в эпоху Просвещения, а до этого науки божественные и человеческие (то есть, гуманитарные) прекрасно уживались. Но и сейчас во всех крупнейших университетах мира есть богословские факультеты. А кому случалось бывать в старом здании МГУ знают, что там есть поточная аудитория, которая до революции называлась «Большая богословская», потому что в ней все студенты слушали богословские предметы. В этом смысле наш университет, который является одновременно и «православным», и «гуманитарным»,  — находится вполне в русле магистральной европейской культурной традиции.

При этом науки существуют хотя и автономно, но не изолированно, они влияют друг на друга и помогают друг другу в развитии. И можно говорить о вкладе одних наук в развитие других. Думаю, место филологии здесь особое, поскольку все науки осуществляются посредством слова. Всем людям науки и образования необходимо знать законы функционирования языка, принципы коммуникации, интерпретации текстов, риторики. Филология, конечно, тесно связана и с богословием. Например, библейская герменевтика развивалась параллельно с классической и способствовала развитию современной литературной герменевтики. А понимание текстов Священного Писания и святых отцов, написанных на древних языках, невозможно без фундаментальной филологической подготовки.

Размышляя дальше над вопросом, зачем в православном вузе преподавать светскую науку филологию, можно отметить значимость филологии не только для церковной науки, но и для миссии Церкви в более широком плане. Здесь и изучение богослужебного языка, который связывает нас напрямую со святыми Мефодием и Кириллом. Здесь и исследование древнерусской книжности, большая часть которой относится к церковным жанрам. Здесь и изучение современных языков, на которых совершается проповедь православия как в России, так и в других странах. Здесь и чтение литературной классики, которая является вместилищем христианских смыслов и ценностей, ставит такие вопросы, ответить на которые может только религия. Как мы знаем, для многих людей актуальность богословских вопросов становится очевидной именно благодаря художественной литературе. А в период недавних гонений на Церковь классическая литература стала для большинства нашего народа чуть ли не единственным источником христианских представлений, и гуманитарные науки — единственной формой легальной христианской миссии за пределами церковных стен.

Соответственно, православный вуз призван содействовать развитию филологии как формы опосредованной проповеди, звучащей даже в условиях подавления собственно церковной словесности. Православный вуз призван содействовать умножению в обществе (в том числе, и за пределами церковных структур) людей традиционной культуры, восприимчивых к христианским смыслам и ценностям и способных творчески выражать их посредством слова.

Таким образом, отвечая на вопрос, зачем в православном вузе преподаются светские науки, в том числе, филология, можно сказать, что, во-первых,  это обусловлено самой природой университетского образования, а во-вторых, филология вносит свой неотъемлемый вклад в развитие как церковной науки, так и миссии Церкви в целом.  

Теперь кратко скажем, зачем изучать филологию в ПСТГУ, когда это можно с успехом делать в светских вузах. Вспомним, что все гуманитарные науки связаны друг с другом, обогащают друг друга. И если для богослова важно знание филологии, то и для филолога не менее важно быть причастным к христианской традиции, лежащей в основе всей европейской культуры. Языки невозможно изучать в отрыве от смысла того, что на них сказано и написано. А все основополагающие тексты европейской культуры на национальных языках создавались в рамках христианской смысловой парадигмы — воспроизводя эти смыслы, модифицируя их или открыто их опровергая. Поэтому понять их адекватно можно только имея ясное представление об основах христианской веры.

Мы в ПСТГУ имеем привилегию «не быть собственными современниками». С одной стороны, по факту рождения мы являемся носителями современной культуры. Но, с другой стороны, в меру нашей церковности, нам внутренне понятно и близко то, чем жили и за что умирали люди прошлых эпох, принадлежащие к традиционной культуре.  Это проливает для нас особый свет на памятники словесности прошлого. Думаю, богословские знания и  причастность церковной традиции дает преимущество филологам и в профессиональном плане. Конечно, не все здесь так идеально и гладко. Не всегда просто найти точку соприкосновения наук божественных и человеческих. К счастью, мы не первые, кто пытается решить эту проблему — взаимоотношений Афин и Иерусалима. Из английской истории, например, известно, что поэтическое наследие языческих времен бережно хранилось и переписывалось средневековыми монахами. А вот пуритане в период Реформации отвергали не только светскую литературу и театры, не только традиционную народную культуру, но и литургические искусства и церковную иерархию.

Очевидно, что как для веры, так и для науки одинаково плодотворно пребывание в русле живой непрерывной традиции, а революционное сектантское выпадение из нее приводит к искажению видения, к разрушительным и несообразным упрощениям.\

К сожалению, такое искусственное прерывание традиции имело место и в нашем Отечестве. И сегодня мы сталкиваемся как с явлениями обскурантизма в церковной среде, так и с враждебностью к Церкви в среде научной. Преодолеть эти тенденции, возвести прочные мосты между Церковью и широким научным сообществом — это, думаю, еще один важный аспект миссии филологического факультета в православном университете. И выполнение этой миссии возможно только на путях сопряжения качественного профессионального филологического образования с базовой богословской подготовкой, оживляемой при этом Духом подлинной церковности.

24.05.2016

Категория: Выступления | Добавил: readeralexey (26.01.2025)
Просмотров: 34
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2025