Форум »
Филология »
Герменевтика и феноменологическая критика »
Герменевтика »
004 Марксистская критика


Это форум для студентов вуза.
Участие сторонних пользователей
не предусмотрено.

Воскресенье, 14.12.2025, 15:46
Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт А. В. Аксёнова
Главная | Регистрация | Вход
004 Марксистская критика - Форум


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
004 Марксистская критика
readeralexeyДата: Вторник, 23.09.2025, 00:04 | Сообщение # 1
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 613
Репутация: 2
Статус: Offline
Г. В. Плеханов (см. отрывки "Писем без адреса", 1899 из хрестоматии) начинает свое рассуждение с такого пассажа:
"У нас с вами речь пойдет об искусстве. Но во всяком сколько-нибудь точном исследовании, каков бы ни был его предмет, необходимо держаться строго определенной терминологии. Поэтому мы прежде всего должны сказать, какое именно понятие мы связываем со словом искусство. С другой стороны, несомненно, что сколько-нибудь удовлетворительное определение предмета может являться лишь в результате его исследования. Выходит, что нам надо определить то, чего определить мы еще не в состоянии. Как же выйти из этого противоречия? Я думаю, что из него можно выйти вот как: я остановлюсь пока на каком-нибудь временном определении, а потом стану дополнять и поправлять его по мере того, как вопрос будет выясняться исследованием."
Какой принцип исследования, выдвигаемый более ранним автором, здесь по сути предлагается?


Далее Г. В. Плеханов цитирует Л. Толстого ("Что такое искусство?"): «Вызвать в себе раз испытанное чувство и, вызвав его в себе, посредством движений, линий, красок, образов, выраженных словами, передать это чувство так, чтобы другие испытали то же чувство, — в этом состоит деятельность искусства». Кто из английских поэтов формулировал свои цели сходным образом?

"Людям, равно как и многим животным, свойственно чувство прекрасного, то есть у них есть способность испытывать особого рода(«эстетическое») удовольствие под влиянием известных вещей и явлений. Но какие именно вещи и явления доставляют им такое удовольствие, это зависит от условий, под влиянием которых они воспитываются, живут и действуют. Природа человека делает то, что у него могут быть эстетические вкусы и понятия. Окружающие его условия определяют собой переход этой возможности в действительность; ими объясняется то, что данный общественный человек (т. е. данное общество, данный народ, данный класс) имеет именно эти эстетические вкусы и понятия, а не другие." (Г. В. Плеханов, курсив автора).
Что вам известно о чувстве прекрасного у животных?

Прокомментируйте:


"В произведениях искусства и в литературных вкусах данного времени выражается общественная психология, а в психологии общества, разделенного на классы, многое останется для нас непонятным и парадоксальным, если мы будем продолжать игнорировать... взаимное отношение классов и взаимную классовую борьбу" (Г. В. Плеханов).

Прокомментируйте:

"Как видите, и с эстетической, и с исторической точки зрения я предъявляю к Вашему произведению чрезвычайно высокие, даже наивысшие требования, и то, что только при таком подходе я могу выдвинуть кое-какие возражения, послужит для Вас лучшим доказательством моего одобрения. Ведь среди нас уже с давних пор критика, в интересах самой партии, носит по необходимости самый откровенный характер. Впрочем, меня и всех нас всегда радует, когда мы получаем новое доказательство того, что в какой бы области ни выступала наша партия, она всегда обнаруживает свое превосходство. И в данном случае Вам также это удалось".
(Ф. Энгельс - драматургу Ф. Лассалю по поводу его пьесы. Курсив автора.)


Охарактеризуйте Ф. Энгельса как литературного критика (см. хрестоматию).

Прокомментируйте тезисы Г. Н. Поспелова (1965):

Начинать определение искусства с указания на его образность невозможно. Без понимания специфики содержания искусства — в его историческом генезисе и последующем развитии — нельзя понять специфику его образной формы выражения. Содержание произведений искусства — это одна из высших форм исторического развития общественного сознания, обобщающего жизнь. Это — идеологическое сознание, во всей своей нерасчлененной целостности направленное на эмоциональное осмысление и оценку общественно-исторических характерностей жизни. Форма выражения содержания в произведениях искусства — это система материальных средств, порождаемая особенностями этого содержания, соответствующая ему и различная в разных видах искусства.
<...>

Итак, искусство находит в идеологическом миросозерцании первоисточник своего содержания. Но оно не совсем тождественно ему — у него есть свои собственные существенные особенности. Особенности эти прежде всего заключаются в том, что
идеологическое миросозерцание, возникая в процессе социальных отношений в сознании отдельных людей, продолжает и далее существовать лишь в его пределах, тогда как искусство представляет собой не только явление общественного сознания, но вместе с тем и выражающее его явление материальной действительности. Оно воспроизводит социальную характерность жизни с помощью тех или иных материальных средств и знаков для выражения ее идейно-эмоционального осмысления и оценки. <...>

…они раскрывают в своих произведениях всеобщее значение общественных взглядов. А общественные взгляды всегда заключают в себе в основном социальную направленность — идейное утверждение и соответственно отрицание определенного строя социальных отношений. Эти отношения реально существуют в жизни общества и очень действенно затрагивают жизнь всех людей — членов общества. Вследствие этого идеологические области общественного сознания — этика, правовые нормы, социально-политические учения, философия в ее идеологической стороне и, наконец, искусство — всегда стремятся оказать с помощью своих произведений своеобразное воздействие на сознание общества. Они стремятся по-своему внушить обществу всеобщее значение определенных взглядов, идейно утверждающих и отрицающих тот или иной строй социальных отношений. И поэтому их произведения отличаются в той или иной мере познавательно-оценивающим пафосом.
<...>

Все люди как члены общества так или иначе нуждаются и в том, чтобы со всей ясностью осознать и эмоционально оценить социальную характерность своей собственной жизни, как и характерность жизни всех тех и всего того, с кем и с чем они сталкиваются в социальной действительности, и через это осмыслить какие-то перспективы сохранения или изменения жизни. Такое сознание дает личности каждого человека ее целостное общественное самоопределение и отсюда еще шире — ее целостное духовное самоопределение вообще. Ни одна из теоретических областей идеологии, отражающая в отвлеченных понятиях какую-то одну сторону социальной жизни, ни все эти области, взятые вместе, не могут дать человеческой личности такого целостного духовного самоопределения. Его и дает людям искусство своими произведениями. Целостное духовное самоопределение людей уже таится в их идеологическом миросозерцании. <...>
<...>

Искусство как бы возводит содержание идеологического миросозерцания в «ранг» высшей области общественного сознания. В этом и заключается в основном постоянная и неизбежная привлекательность произведений искусства для большинства людей. В этом и заключается основной стимул самого художественного творчества. <...>
 
davydenkololitaДата: Суббота, 01.11.2025, 22:57 | Сообщение # 2
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 27
Репутация: 0
Статус: Offline
Что вам известно о чувстве прекрасного у животных?

О чувстве прекрасного у животных написал известный марксистский теоретик Хампердинк Э., я привожу цитату из его основного труда "Животные и их взаимодействие с понятиями эстетического, съедобного и противоестественного, а также элитарного на массово-классовом уровне, об общественной анималистической солидарности и уничтожении солитарности в грядущую эпоху коммунизма" в издании 1934 года, которое послужило мне в своё время источником познаний о биологии и этике одним ударом одновременно:


Цитата
Кошка, которая радуется полной миске еды, никогда не поймёт мышку, довольствующуюся крупинкой пшена, найденной на кухне и оброненной во время приготовления еды для вышеупомянутой буржуазной кошки. Подобно тому, как кошка, воспитанная кошкой, глядит в свою миску с явным наслаждением процессом созерцания её содержимого, а затем поглощает рыбу и прочие яства, мышка, воспитанная мышкой, вгрызается в найденное ей зерно. У животных, подобно людям, формируется представление о принадлежности к собственному классу, народу, обществу; оно передаётся с молоком матери, как и необходимость осуществления классовой борьбы.

Идеологическое миросозерцание кошки проявляется в каждом её взгляде. Вот она смотрит в окно. Её не интересует пейзаж; если вы поинтересуетесь, что именно рассматривает кошка за окном, она, вероятно, ответит вам, что её интересуют птички. Однако если вы будете думать, что птички интересуют её исключительно с целью духовного обогащения, то истина вас разочарует, ибо она таится в идеологическом миросозерцании кошки и классовой борьбе между кошками и птичками.


Тов. Хампердинк не был единственным, кто писал о чувстве прекрасного у братьев наших меньших, но это основное его сочинение.
_______________________________________________________

Впрочем, если серьёзно, то, вероятно,  животные инстинктивно чувствуют "гармоничное" и "негармоничное" в той мере, в которой это им необходимо для выживания или размножения, и инстинктивно следуют этому, ведомые гормональными всплесками.


+++


Сообщение отредактировал davydenkololita - Суббота, 01.11.2025, 23:00
 
sophianesterenokДата: Понедельник, 10.11.2025, 21:14 | Сообщение # 3
Майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 87
Репутация: 1
Статус: Offline
"Я думаю, что из него можно выйти вот как: я остановлюсь пока на каком-нибудь временном определении, а потом стану дополнять и поправлять его по мере того, как вопрос будет выясняться исследованием."
Какой принцип исследования, выдвигаемый более ранним автором, здесь по сути предлагается?

Я думаю, что здесь описывается герменевтический круг Фридриха Шлейермахера: временное определение или предположение делает возможным исследование и новое временное определение, и так по кругу до бесконечности.

Прокомментируйте тезисы Г. Н. Поспелова (1965):
"Идеологические области общественного сознания — этика, правовые нормы, социально-политические учения, философия в ее идеологической стороне и, наконец, искусство — всегда стремятся оказать с помощью своих произведений своеобразное воздействие на сознание общества. Они стремятся по-своему внушить обществу всеобщее значение определенных взглядов, идейно утверждающих и отрицающих тот или иной строй социальных отношений."

Мне кажется, что это справедливо: действительно в произведениях искусства открыто или имплицитно выражается некое отношение к строю социальных отношений, и через искусство можно воздействовать на отношение к нему общества. При этом я не думаю, что "в этом и заключается в основном постоянная и неизбежная привлекательность произведений искусства для большинства людей", и тем более что "в этом и заключается основной стимул самого художественного творчества". Творчество присуще всем людям независимо от уровня их идеологического самосознания. Если ребенок в своем творчестве невольно, имплицитно опишет тот или иной строй социальных отношений, это не будет ни стимулом его творчества, ни причиной, по которой его произведение будет нравиться. Даже если ограничить понимание искусства произведениями т.н. "высокой культуры", легко увидеть, что не для всех они "постоянно и неизбежно" привлекательны.


+++


A fool takes no pleasure in understanding, but only in expressing his opinion.

Сообщение отредактировал sophianesterenok - Понедельник, 10.11.2025, 21:15
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2025