Форум »
Английская литература »
Средние века и Ренессанс »
Общие вопросы по средним векам и Возрождению »
Периодизация средних веков и Возрождения


Это форум для студентов вуза.
Участие сторонних пользователей
не предусмотрено.

Пятница, 31.01.2025, 22:56
Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт А. В. Аксёнова
Главная | Регистрация | Вход
Периодизация средних веков и Возрождения - Страница 2 - Форум


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Периодизация средних веков и Возрождения
readeralexeyДата: Пятница, 01.01.2021, 18:05 | Сообщение # 1
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 552
Репутация: 2
Статус: Offline
Какие черты Возрождения позволяют выделить его в отдельный период, а какие - отнести к эпохе Средневековья?

***

Прокомментируйте:


А. Ф. Лосев. Эстетика Возрождения:

Эстетика Ренессанса дошла до таких пределов субъективистического развития, когда субъект уже начинает ощущать свою ограниченность и свою связанность своей же собственной изоляцией.

...все гениальные художники Высокого Возрождения вместе с глубинами самоутвержденной человеческой личности чрезвычайно остро, глубоко и вплоть до настоящего трагизма ощущают ограниченность и даже беспомощность человеческого субъекта.

В дальнейшем, после Ренессанса, этот юный и красивый индивидуализм, прекрасно и честно чувствующий свою ограниченность, будет прогрессировать в своей изолированности, в своей отдаленности от всего внешнего и от всего живого, в своей жесткости и жестокости, в своей бесчеловечности ко всему окружающему.

Эстетика Ренессанса базировалась на человеческой личности, но она прекрасно понимала ограниченность этой личности. Она буйно и бурно заявляла о правах человеческого субъекта и требовала его освобождения – и духовного, и душевного, и телесного, и вообще материального. Но эстетика Ренессанса обладала одним замечательным свойством, которого не было в последующей эстетике буржуазно-капиталистического мира: она знала и чувствовала всю ограниченность изолированного человеческого субъекта. И это навсегда наложило печать трагизма на всю бесконечно революционную стихию возрожденческого индивидуализма.

Средневековая традиция в эпоху Ренессанса была поколеблена в самых своих глубинных корнях, и после возрожденческой духовной революции она уже никогда не сумела встать на ноги в виде полноценной средневековой доктрины. Тем не менее, однако, хотя эта средневековая традиция была в эпоху Ренессанса на третьем плане, она все же помогала стихийно утверждавшему себя человеческому субъекту не терять почвы под ногами и не погружаться в беспринципный нигилизм. При этом остатки средневековой ортодоксии вовсе не были в эпоху Ренессанса единственным основанием для самодеятельно чувствующего себя человеческого субъекта. Были и другие, уже чисто гуманистические, идеалы, которые заставляли тогдашнего человеческого субъекта искать для себя опору и в морали, и в науке, и в общественности, и в историческом прогрессе, и даже в утопических построениях. Так или иначе, но стихийно жизненно утверждающий себя возрожденческий субъект отнюдь не был настолько дерзок и беспринципен и отнюдь не являлся таким безудержным, развязным и самообожествленным субъектом, чтобы закрыть глаза на все окружающее и упиваться только своим абсолютизированием и своим анархизмом. Стихийно утверждающий себя человеческий субъект в эпоху Ренессанса еще не потерял разумной ориентировки, еще понимал свою беспомощность перед громадой бесконечной жизни и космоса и еще не потерял чувства меры, т. е. чувства своей фактической ограниченности. В этом и заключается вся юная прелесть возрожденческой эстетики. И если мы в дальнейшем будем находить черты трагизма у Боттичелли или Микеланджело, черты отчаяния и бессилия у могучего Леонардо и в маньеризме черты колоссального порыва вырваться за пределы всего успокоенного, всего гармоничного и благоприличного, то это только очень хорошо. И если точная наука Ренессанса в лице Коперника, Кеплера и Галилея отнимет у человека его жизненную почву в виде неподвижной земли, а готика заставит человеческую личность рваться вверх вплоть до потери своей земной тяжести и веса, то все это окажется неизбывным противоречием в самом Ренессансе, но нисколько не будет противоречием в нашей науке о Ренессансе. Мы теперь прекрасно понимаем эту глубинную противоречивость Ренессанса. И больше того. В этом, и только в этом, мы теперь и находим всю специфику возрожденческой эстетики, весь могущественный и непреодолимый историзм Ренессанса и всю его юную прелесть, несравнимую со всеми зрелыми и безнадежными в своей абстрактной метафизичности последующими периодами как художественного, так и социально-экономического буржуазного развития.

Вся невероятная и небывалая гениальность художников Ренессанса заключается именно в глубочайшем индивидуализме, доходящем до изображения мельчайших физических черт этого индивидуализма и этой небывалой до тех пор психологии, и в то же самое время в неумолимой самокритике деятелей Возрождения, в чувстве недостаточности одной только изолированной человеческой личности и в трагизме творчества, отошедшего от антично-средневековых абсолютов, но еще не пришедшего ни к какому новому и достаточно надежному абсолютизму.

В эпоху Ренессанса платонизм был попыткой синтезировать необходимую в тогдашние времена и вдохновенно переживаемую духовность с материально понимаемой жизнью, тоже переживаемой с глубоким вдохновением и с чувством энтузиазма перед ее вдруг открывшейся свободой и интимно-человечески переживаемым ее характером.
Неоплатонизм ввиду чрезвычайного развития субъективно-философских потребностей в последние века античного мира весьма углубил платоновскую доктрину, довел ее до интимных человеческих ощущений и старался перевести все абстрактное и идеальное, что было у Платона, на язык интимного ощущения значимости любой платоновской категории.
Неоплатонизм как бы заново перестроил всю платоновскую систему, заново рефлектировал ее отдельные области и ступени и острейшим образом перевел все это на язык человеческого переживания, отнюдь не отказывая бытию в его объективности, а, наоборот, стараясь патетически и с энтузиазмом проникнуть в его глубины.
Кроме того, и платонизм и неоплатонизм ведь были язычеством, т. е. обоснованием не личного надмирового божества, но самого же космоса, т. е. самой же материи. И уже это одно не могло не импонировать представителям Ренессанса, сколь бы последний ни оставался в некоторых отношениях еще достаточно близким к средневековой ортодоксии.
Да, эстетика Ренессанса в основе своей оказалась неоплатонизмом, конечно вполне гуманистическим неоплатонизмом.
Сейчас пусть хотя бы в виде общих принципов, но платонизм и неоплатонизм мы должны представить как то, чем возрожденческая эстетика определялась с самого начала и до конца, по крайней мере в своих важнейших представителях, хотя бы и с некоторыми исключениями.
все дело здесь заключается в том, что в эпоху Ренессанса нужно было обосновать такой мир красоты, который удовлетворял бы всем интимным потребностям стихийно растущей светской личности. Обоснование это уже было дано в неоплатонизме. Нужно было только очистить неоплатонизм от его скованно античной и скованно средневековой разновидности. Античный неоплатонизм был слишком космологичен и в этом смысле слишком созерцателен. Он не ставил себе никаких гуманистических целей. Средневековый неоплатонизм был, наоборот, слишком теологичен и тоже не ставил себе никаких гуманистических целей. И вот возник новый неоплатонизм – не античный и не средневековый, а возрожденческий...
<...> Ренессанс использовал неоплатоническую эстетику до чрезвычайности оригинально и совершенно небывало. Он применил ее для своих вполне светских нужд, для своего вполне реалистического искусства и для своего прогрессивно-гуманистического понимания личности и общества. В свое время мистическая сторона неоплатонизма была очень сильна, хотя не везде и не во всех отношениях. Но Ренессанс сумел так обойтись с этой мистикой, что либо устранил ее целиком, либо применил ее для целей реализма и гуманизма.
Это не просто учение о Боге. Ведь то, что Бог творит мир, и творит его, между прочим, и художественно, об этом средневековье знало не хуже Возрождения. Дело заключается в том, что в эпоху Возрождения именно человеческая личность берет на себя божественные функции, человеческая личность представляется творческой по преимуществу и только человек мыслится как овладевающий природой.
Человек, ставящий своей целью художественное овладение природой, прекрасно сознает, что в абсолютном смысле оно или вообще невозможно, или возможно только в некоторых отношениях. Но отсюда вытекает, и это вполне естественно, неудовлетворенность возрожденческого человека и невозможность для него остановиться на том или ином достигнутом результате. Казалось бы, если речь идет только о земных вещах и эти вещи для человека вполне доступно создавать, то тут же должна быть у него и полная удовлетворенность своим творчеством. Но всякий изучавший искусство Ренессанса не без удивления наталкивается на огромную неудовлетворенность, переживаемую художниками Возрождения, и притом несмотря ни на какие античные принципы гармонии и симметрии.

<...>

Та же самая титаническая сила имела в эпоху Ренессанса и свою отрицательную сторону, свое плохое и вполне уродливое проявление, которое, однако, в сравнении с пороками и уродством других исторических эпох часто бессознательно, а часто и вполне сознательно связывало себя именно с этим принципиальным индивидуализмом, что не могло не приводить к стихии безграничного человеческого самоутверждения и, следовательно, к самооправданию в неимоверных страстях, пороках и совершенно беззастенчивых преступлениях. Пороки и преступления были во все эпохи человеческой истории, были они и в средние века. Но там люди грешили против своей совести и после совершения греха каялись в нем. В эпоху Ренессанса наступили другие времена. Люди совершали самые дикие преступления и ни в какой мере в них не каялись, и поступали они так потому, что последним критерием для человеческого поведения считалась тогда сама же изолированно чувствовавшая себя личность.

В этом смысле обратная сторона титанизма была, в сущности говоря, все тем же самым титанизмом. Красиво мысливший неоплатонический поэт и философ Ренессанса, бесконечно человечный и бесконечно гуманистический, мало отдавал себе отчет в том, что какой-нибудь кровавый преступник и бесстыдный насильник вроде Цезаря Борджиа тоже чувствовал за собою право своего поведения, тоже находил в нем свое самодовлеющее наслаждение и тоже был представителем своего рода платонической эстетики, которая отличалась от Платоновской академии только своим содержанием, но структурно вполне ей соответствовала. А структура эта заключалась в стихийно-индивидуалистической ориентации человека, мечтавшего быть решительно освобожденным от всего объективно значащего и признававшего только свои внутренние нужды и потребности.


(Источник)
 
kseniafilinaДата: Суббота, 03.06.2023, 15:22 | Сообщение # 16
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 19
Репутация: 0
Статус: Offline
Какие черты Возрождения позволяют выделить его в отдельный период, а какие - отнести к эпохе Средневековья?

Так как Возрождение появилось в 14 веке, то формально его можно отнести к Средневековью. Однако, по своей сути  Возрождение имеет много отличий. Перечислю самые важные, на мой взгляд:

1) Появление гуманизма, понимание человеческой жизни как ценности.
2) Рост интереса к античной культуре, возрождение мифологических образов и античной философии
3) Использование библейских и античных образов почти в равной степени
4) Развитие светской культуры в целом, а литературы в частности.

Говоря об общих чертах Возрождения и Средневековья, можно отметить, что искусство было доступно в большей мере образованным людям. Книги стоили дорого, издавались малыми тиражами, а также далеко не все умели читать и были образованными. Использование религиозных сюжетов также свойственно этим эпохам.


+++


Сообщение отредактировал kseniafilina - Суббота, 03.06.2023, 15:23
 
mariafokina99Дата: Воскресенье, 19.05.2024, 22:48 | Сообщение # 17
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 60
Репутация: 0
Статус: Offline
Понятие Возрождения условно. Невозможно прочертить четкую границу между эпохами и определить точно, когда закончилась одна и началась другая. Они перетекают, смешиваются. И чем дальше мы отстоим от какого-то периода, тем больше о нем мифов.

Идея Возрождения появилась в еще в саму эпоху Ренессанса. Однако важно понимать, что возрождать было особо нечего, так как никто не забывал античную культуру. В это время некоторые элементы античной культуры брались за образец, становились ведущими. Наследие античности использовалось и переплавлялось в нечто новое.

Средние века не были темным и мрачным временем. В это время возрождаются империи (Священная Римская империя), ведется образовательная деятельность, монахи сохраняют греческие рукописи, изучают и переводят их, появляются публичные библиотеки. Латынь остается главным языком текстов,
открытий, всей жизни.

Гуманистическая реформа образования действительно была нововведением Ренессанса. Она была нужна, чтобы готовить людей к тому, чтобы обучать других. Фактически гуманисты создают педагогическую науку. Кроме того, фокус смещается со схоластики на гуманитарные науки, которые полезны человеческому духу, и могут применяться практически (в наставлении правителей, например). Во время Ренессанса от Бога никто не отказывался, Он был центром жизни человека. И человек тоже был центром, ведь люди творят для людей.


+++


Сообщение отредактировал mariafokina99 - Воскресенье, 19.05.2024, 22:51
 
runovasveta2005Дата: Пятница, 24.01.2025, 02:44 | Сообщение # 18
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 15
Репутация: 0
Статус: Offline
Сам термин "возрождение" получил распространение благодаря Джорджо Вазари, применившему его по отношению к живописи. По его словам, художники и скульпторы того периода "после долгих лет упадка в период средневековья и варварства" начали возрождать античное искусство, которое они почитали за образец прекрасного.

В литературе же дело обстоит немного сложнее, потому что античные образы из нее не исчезали никогда и, как в эпоху ренессанса, так и в эпоху средневековья, авторы обращались к ним, и, получается, что в литературе нечего "возрождать". Кроме античных образов в литературе ренессанса остаются и религиозные образы. Нельзя сказать, что ренессанс - это полный переход от теоцентризма к антропоцентризму, ибо два этих явления существуют наравне друг с другом, что уже является чертой Возрождения как отдельного периода.

Мировоззрение людей действительно претерпевает существенные изменения, которые отражаются в культуре. Это касается, как уже было упомянуто, восприятия человека и Бога. Если в представлении средневекового человека обожение могло произойти только по благодати, то в культуре ренессанса человек - это венец творения Божия, созданный по Его образу и подобию, которые заключаются как раз в том, что ни образа, ни подобия у человека нет: в отличие от других созданий, человек может сотворить себя сам, развив в себе свойства подобия Бога, такие, как способность к творчеству, познание мира и т.д. Гуманизм вообще выделяет природу человека в отдельную ото всех систему из-за ее сложности, многогранности и способности к изменению. Эта мысль хорошо прослеживается у Пико делла Мирандолы в "Речи о достоинстве человека".

Также к отличительным чертам ренессанса можно отнести светский характер культуры: влияние богословия несколько ограничено. Хотя литература никогда не переставала обращаться к античности, в культуре возрождения к ней возникает совершенно особый интерес, что не было свойственно эпохе средневековья: античность воспринималась как абсолютная мера культуры.

Однако само по себе Возрождение вряд ли можно назвать эпохой, следующей после средневековья. Это, скорее, культурный феномен внутри эпохи средневековья, потому что отнести ренессанс к определенному историческому периоду довольно проблематично, ввиду того, что Возрождение наступает в странах Европы в разное время: если итальянское возрождение начинается в 16 14 в., то в Англии период ренессанса приходится на первую половину 17 16 века.


Сообщение отредактировал readeralexey - Пятница, 31.01.2025, 14:04
 
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Поиск:


Copyright MyCorp © 2025