Форум »
Английская литература »
XVII век »
Джон Милтон »
"Потерянный рай"


Это форум для студентов вуза.
Участие сторонних пользователей
не предусмотрено.

Понедельник, 08.12.2025, 11:22
Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт А. В. Аксёнова
Главная | Регистрация | Вход
"Потерянный рай" - Страница 2 - Форум


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
"Потерянный рай"
readeralexeyДата: Понедельник, 09.11.2020, 21:47 | Сообщение # 1
Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 613
Репутация: 2
Статус: Offline
Сформулируйте главные темы / проблемы "Потерянного рая" (богословские, нравственные, политические). Какая из них представляется вам наиболее интересной?

Какая часть поэмы кажется вам наиболее увлекательной?

Кто является героем этой эпической поэмы?

Что вас удивило (if anything) в описании жизни Адама и Евы в раю?

Как вы думаете, почему Милтон написал поэму белым стихом?


В чем состояла тактическая ошибка падших ангелов в сражении (книга 6)? Чем она вызвана?

Какие последствия имеет грехопадение для природы падших ангелов? Для природы людей? Какие метаморфозы претерпевают те и другие?

"Потерянный рай", кроме достоинства поэтических частностей, замечателен еще как литературный отголосок мрачного пуританизма и грозных времен Кромвеля; но как эпическая поэма он длинен, скучен и уродлив" (В.Г. Белинский). Вы согласны?
 
tsvioletta17Дата: Пятница, 31.03.2023, 12:24 | Сообщение # 16
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 127
Репутация: 1
Статус: Offline
Сформулируйте главные темы "Потерянного рая" (богословские, нравственные, политические).

Если рассматривать в широком смысле, то здесь, как и везде, одна из главных тем - тема добра и зла. Зло тут - змей-искуситель, добро - Господь. Но не все так просто; еще одна тема, перекликающаяся с "проблемой" добра и зла, вопрос о свободе и свободном выборе человека. Бог дал Адаму и Еве свободу, затем Еву искусил змей, а она, в свою очередь, своего мужа. Можно ли сказать, что теперь зло - это Ева? Или зло - та самая свобода, данная Богом людям, которой он воспользовались неправильно? Почему Господь допустил такому случиться? Отец дает свободу своим детям из любви к ним, как и Бог дал ее первым жителям рая.

Еще одна немаловажная тема в данном произведении есть тема нравственности. Канон той эпохи, если брать во внимание отношения и семью, - это покорность жены мужу. Жена должны слушаться своего супруга, быть скромной и целомудренной (в принципе, это актуально и правильно и сегодня). Милтон рисует нам абсолютно иной образ женщины в "Потерянном рае". Она не просто непослушна и мужу и Богу, она еще и искусила Адама. Хитрость, лукавство и неверность Богу разрушает семью. Автор затрагивает тему нравственности и придерживается традиционных взглядов.


+++


Сообщение отредактировал tsvioletta17 - Вторник, 13.06.2023, 21:54
 
amasaltsevaДата: Воскресенье, 07.05.2023, 22:13 | Сообщение # 17
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 209
Репутация: 2
Статус: Offline
Сформулируйте главные темы "Потерянного рая"

В основе сюжета «Потерянного рая» — первые главы Книги Бытия и апокрифы. Так, одна из важнейших тем эпопеи — богословская. Милтон задается вопросом о происхождении зла, греха, размышляет о величайшей милости Бога и Его искупительной жертве. Кроме того, переосмысляет библейские события. Возникает мотив felix culpa, счастливой вины: если бы Адам и Ева не согрешили, Христос бы не вочеловечился.

Зло в «Потерянном рае» представлено в лице Сатаны. Образ этот, при этом, способен «зацепить» читателей. Так, Драйден назвал его главным героем, Блейк посчитал, что Милтон, сам того не замечая, был на стороне дьявола, а по мысли Шелли, Сатана в эпопее нравственно превосходит Бога. Все же для Милтона Бог — «всесильный, бесконечный, неизменный, бессмертный, вечный, сущего Творец, источник света», а Сатана — «Архивраг», абсолютное зло, воплощение гордыни, зависти, гнева, порока. Читательская «симпатия» же обусловлена гением поэта (здесь Блейк был прав, Милтон — истинный поэт), создавшим колоритнейший образ с индивидуализированной психологией.

К теме богословской присоединяется тема условно политическая. Так, некоторые критики видят в образе Бога диктатора. Очевидно, однако, что для автора «Потерянного рая» настоящий деспот — Сатана. Послушание Богу — свобода, а своеволие и гордыня — ее потеря. Свободы не может быть вне рая, в аду нет мира, любви, лишь подчинение.

+++


Сообщение отредактировал amasaltseva - Вторник, 13.06.2023, 11:57
 
sasavasl15Дата: Понедельник, 29.05.2023, 17:52 | Сообщение # 18
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 161
Репутация: 1
Статус: Offline
Сформулируйте главные темы "Потерянного рая" (богословские, нравственные, политические).

К богословским темам можно отнести следующее:  падение человека и его отдаление от Бога; сущность первородного греха и его последствия; роль и значение искупления жертвы Иисуса Христа.
Нравственные темы: человеческая природа и ее суть; свобода воли и выбора.
Политические темы: последствие властолюбия.

Какая часть поэмы кажется вам наиболее интересной?

Для меня наиболее интересным моментом оказалось грехопадение людей. Мне понравилось, как автор подводит к этому моменту, указывая на изначальные изъяны в характере Евы - например ее самолюбие, когда она очарована своим отражение, то как она спорит с Адамом, забывая наказ подчиняться его мудрости. Ей даже сниться сон о скором грехопадении. Поэт не просто описывает это как неизбежный факт, а показывает нам с точки зрения некой рациональности и психологичности разные предпосылки этого события. При этом сам поступок Евы объясняется не только тщеславием и эгоизмом, а скорее банальным любопытством. При этом из текста видно, что автор не впадает в яростное осуждение своей героини, будто он сам сомневается в том, а грех ли это на самом деле.


+++
 
ulyana_kazakovaДата: Вторник, 30.05.2023, 11:30 | Сообщение # 19
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 182
Репутация: 1
Статус: Offline
Сформулируйте главные темы "Потерянного рая" (богословские, нравственные, политические).

Одной из центральных тем «Потерянного рая» является религиозная традиция и вопросы, связанные с Богом, добром и злом. Милтон исследует понятия греха, падения человека и его взаимодействия с божественной силой, задает вопросы о свободной воле, справедливости Божьей, причинах зла и роли человека в мире. Милтон также поднимает нравственные дилеммы и вопросы, связанные с человеческой моралью и этикой. В поэме исследуются тема духовного падения и возможности покаяния, изображается борьба добра и зла в сердцах людей, а также обсуждаются вопросы моральной ответственности.

В «Потерянном рае» есть и политические аллегории и комментарии. Милтон, живший в период бурных политических изменений, воплощает в эпической форме свои идеи о праве на свободу мысли, свободу слова и противостояние тирании. Поэт поднимает вопросы гражданской свободы, равенства и политической справедливости.

В целом, «Потерянный рай» объединяет богословские, нравственные и политические темы. Эта поэма - глубокое и многогранное произведение, которое исследует важные вопросы человеческого существования и отношения к Богу, морали и политике.


+++


Сообщение отредактировал ulyana_kazakova - Вторник, 30.05.2023, 11:36
 
marichernaya911Дата: Суббота, 03.06.2023, 01:56 | Сообщение # 20
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 176
Репутация: 0
Статус: Offline
Наверное, главной мыслью "Потерянного рая" для меня является прославление Творца, способного претворять зло во благо, в конце 7 книги.

Также важной является идея Мильтона о том, что после изгнания из Рая Адам и Ева вступили на новую, высшую, ступень своего развития, что это наказание Божье было призвано привести к благу. (Похожее мнение мы встречаем у сирийских мистиков - монахов Сирии 7-9 веков, в частности, у Исаака Сирина и Иосифа Хазайи: они считали, что изгнание из рая было изначальным благом и осуществлением заповеди Божьей "возделывать и хранить" Эдемский сад, только в более широком масштабе). В конечном счете, для первых людей это был "выход из пасторали" в реальную жизнь.

"Потерянный рай" - произведение в пуританском духе. Им Мильтон изначально хотел провести традиционную библейскую идею о грехопадении, виновнике его (сатане) и прославлению Бога. Однако, именно образ сатаны представляет собой в эпической поэме Мильтона главного и яркого эпического персонажа. В первых книгах ему противопоставляется Адам: простота и незапятнанность его души до грехопадения подчеркивается лексическим средствами и простотой выражений.

++++
 
sensualpie111Дата: Воскресенье, 03.09.2023, 16:05 | Сообщение # 21
Подполковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 107
Репутация: 0
Статус: Offline
Как вы думаете, почему Милтон написал поэму белым стихом?

Я полагаю, у выбора этого стихотворного стиля были следующие причины:

1. Стремление к созданию возвышенного эпического стиля: Мильтон подражал классическим эпическим поэмам Древней Греции и Рима, таким как "Илиада" и "Одиссея" Гомера и "Энеида" Вергилия. В этих эпических поэмах обычно использовался нерифмованный стих, называемый дактилическим гекзаметром. Мильтон использовал белый стих, который представляет собой нерифмованный пятистопный ямб, чтобы передать столь же возвышенный и серьезный тон.

2. Гибкость и свобода белого стиха: Отсутствие необходимости рифмовать дало Мильтону большую гибкость и свободу в его сочинении. Это позволяло ему варьировать ритм и структуру своих реплик, сохраняя при этом естественный поток речи. Такая гибкость была особенно полезна при создании длинных, сложных повествовательных пассажей.

3. Серьезная тематика: "Потерянный рай" затрагивает глубокие теологические и философские темы, включая грехопадение человечества и природу добра и зла. Использование белого стиха позволило Мильтону исследовать эти важные темы в более созерцательной и вдумчивой манере, без ограничений рифм, которые могли бы умалить глубину его исследований.

4. Эстетический выбор: Выбор Мильтоном белого стиха также был эстетическим. Он считал, что это позволяет создать грандиозный и величественный стиль, соответствующий эпической природе его поэмы. Отсутствие рифмы позволило сосредоточить внимание на значении и посыле текста, а не на музыкальности схемы рифмовки.

Таким образом, решение Мильтона написать "Потерянный рай" белым стихом было продиктовано желанием подражать классической эпической поэзии, исследовать глубокие темы и поддерживать серьезный и созерцательный тон на протяжении всего эпоса.


+++


Para Julia

Сообщение отредактировал sensualpie111 - Вторник, 05.09.2023, 09:44
 
sodrozdovaДата: Пятница, 24.05.2024, 22:02 | Сообщение # 22
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 177
Репутация: 1
Статус: Offline
Как вы думаете, почему Милтон написал поэму белым стихом?

Думаю, что рифмованный текст добавил бы в эту и без того сложную по содержанию структуру еще больше непонятных по форме моментов. Подобрать слова по ритму намного легче, чем еще объединить их в рифмующуюся конструкцию. К тому же белый стих делает поэму более похожую на реальную речь, не заставляя читающего "уснуть" под убаюкивающее созвучие звуков.
На мой взгляд, Милтон смог знакомый всем евангельский сюжет развить в новой стихотворной форме, помогая новым взглядом посмотреть на историю грехопадения.


++


Сообщение отредактировал sodrozdova - Четверг, 30.05.2024, 20:17
 
lolosipovanikaДата: Суббота, 25.05.2024, 13:18 | Сообщение # 23
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 200
Репутация: 0
Статус: Offline
Как вы думаете, почему Милтон написал поэму белым стихом?

Белый стих - нерифмованный стих, появившийся в XVI веке для имитации античной поэзии.
"Потерянный рай" - эпическая поэма, высокий жанр. И как же возможен данный жанр без античности? Никак, поэтому Мильтон пишет "Потерянный рай" белым стихом. Как и любая эпическая поэма "Потерянный рай" начинается с обращения к музе. Но мильтоновская горняя муза отлична от гомеровской: она прилетает не с Парнаса, а с Синая.
Так, Мильтон отсылает нас к античности, при этом сохраняя христианский мотив поэмы.


+++


Сообщение отредактировал lolosipovanika - Среда, 29.05.2024, 17:05
 
lisaswan001Дата: Суббота, 25.05.2024, 18:35 | Сообщение # 24
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 196
Репутация: 1
Статус: Offline
"Потерянный рай", кроме достоинства поэтических частностей, замечателен еще как литературный отголосок мрачного пуританизма и грозных времен Кромвеля; но как эпическая поэма он длинен, скучен и уродлив" (В. Г. Белинский). Согласны?

Я не согласна с утверждением Белинского о том, что «Потерянный рай» Мильтона «длинен, скучен и уродлив». Несмотря на то, что поэма действительно большая по объему (включает в себя 12 книг), ее длина мне не кажется недостатком. Более того, я считаю это преимуществом. Объем произведения позволяет Милтону подробно исследовать природу добра и зла, размышлять над свободной волей и многими другими важными темами.

Скучной поэма мне также не показалось, мне было интересно проанализировать это произведение, изучить интерпретацию Милтоном столь важного момента в Библии. Конечно, некоторые части поэмы и правда могут быть сложны для понимания, тем не менее без них произведение был бы совсем иным. Для меня очень ярким был момент создания Богом Адама. Еще на втором курсе я сравнивала этот момент с созданием Чудовища Виктором Франкенштейном в романе Мэри Шелли и меня поразил контраст этих сцен. Милтону удалось выразить глубокую любовь Бога к человеку в данной сцене:
«<…> Сколь Мне созданья дороги Мои,
Средь них — особо дорог Человек.»

Наконец, я абсолютно не согласна, с тем, что «Потерянный рай» уродлив. Мне кажется, что поэма написана сложным и богатым языком. Милтон талантливо использует многочисленные метафоры наряду с другими поэтическими приемами, наделяя текст яркими образами. Для меня данная поэма – знаковая, а отрицание профессионализма Милтона мне кажется абсурдным.


+++


Сообщение отредактировал lisaswan001 - Среда, 29.05.2024, 18:38
 
veronikachernykh15Дата: Суббота, 25.05.2024, 18:48 | Сообщение # 25
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 207
Репутация: 1
Статус: Offline
Сформулируйте главные темы "Потерянного рая" (богословские, нравственные, политические).

Главной темой в "Потерянном рае" является диалектика добра и зла. Эти силы находятся в конфликте во всех сферах. Прежде всего, это столкновение Творца и Сатаны. Господь способен обращать зло во благо, Мильтон искренне верит в Бога и любит его, но именно образ Сатаны в наибольшей степени привлекает и автора, и читателя. Милтон затрагивает проблемы грехопадения, покаяния и прощения. Он по-своему истолковывает жизнь Адама и Ева после грехопадения: подняты вопросы телесности и бестелесности, духовности и бездуховности. По мнению автора, жизнь на земле оказывается высшим благом.

Помимо богословских и нравственных вопросов, в поэме отражены и политические взгляды самого автора. Милтон - борец за справедливость, добивавшийся демократического строя в стране, перенес главные идеи и в "Потерянный рай". Так, им затрагиваются проблемы свободы и власти, вершителей судеб и подчиненных.


+++


Сообщение отредактировал veronikachernykh15 - Среда, 29.05.2024, 21:44
 
mariafokina99Дата: Воскресенье, 19.10.2025, 17:31 | Сообщение # 26
Майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 99
Репутация: 0
Статус: Offline
Какие последствия имеет грехопадения для природы падших ангелов? Для природы людей? Какие метаморфозы претерпевают те и другие?

Грехопадение падших ангелов окончательное. Из света они стали тьмой, демонами, злом. Их выбор и грех были осознанными, а воля свободна. Поэтому их падение необратимо, а раскаяние невозможно. Они и внутри, и снаружи в аду. Люди же действовали под воздействием чужой воли и потому они сохранили возможность раскаяться и спастись. Тела людей стали смертными, подверженными болезням. Внутри поселились стыд, страх, страсти. Люди изгнаны из Рая, но они могут достигнуть Искупления через рождение Христа и его будущую жертву.


Сообщение отредактировал mariafokina99 - Воскресенье, 02.11.2025, 15:43
 
solkinaanna57Дата: Среда, 22.10.2025, 23:20 | Сообщение # 27
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 49
Репутация: 0
Статус: Offline
Кто является героем этой эпической поэмы?

Если исходить из классического эпического канона (например, Гомера или Вергилия), героем должен быть тот, кто совершает великие деяния, побеждает врагов, воплощает идеалы доблести и мужества. На первый взгляд, таким героем кажется Сатана. В первых книгах он представлен величественно: падший архангел, не смирившийся с поражением, способный вдохновить своих последователей гордой речью: "Лучше быть владыкой Ада, чем слугою Неба." Он действует, борется, не склоняется — и потому производит впечатление эпического героя в духе античных воинов.

Однако Мильтон, будучи глубоко верующим человеком, не мог оставить это без переосмысления. Постепенно Сатана теряет величие: его гордость превращается в отчаяние, его "героизм" оказывается самообманом. Таким образом, он — ложный герой, трагическая тень величия, символ разрушительной свободы без любви.

Настоящими героями поэмы становятся Адам и Ева. Их подвиг — не в силе, а в смирении и способности к раскаянию. Они совершают ошибку, но их путь — путь к внутреннему возрождению. Через осознание греха они приходят к надежде на спасение. На мой взгляд, именно в их духовной зрелости, в принятии ответственности, Мильтон видит истинное проявление героизма.
 
mariablanshДата: Четверг, 30.10.2025, 01:04 | Сообщение # 28
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 58
Репутация: 0
Статус: Offline
Кто является героем этой эпической поэмы?
Героями данной поэмы являются Адам и Ева, а также Бог Отец, Бог Сын, Дух Святой, Сатана, Ангелы, Архангел Гавриил и еще некоторые второстепенные персонажи.
Что вас удивило (if anything) в описании жизни Адама и Евы в раю?
Меня удивило то, что Адам признается Гавриилу, что власть Евы над ним велика, что он осознает, что внешне она прекраснее, но духовно не так возвышена, и все же ничего не может с собой поделать.
Как вы думаете, почему Милтон написал поэму белым стихом?
Возможно, так как белый стих не обязует автора подстраивать словесное выражение мысли под рифму, так можнно более точно передать свою мысль. Иначе говоря, белый стих не так тесно вгоняет автора в рамки. Кроме того, он звучит плавно и торжественно, а также Гомер и Вергилий тоже использовали белый стих в своих эпических произведениях, поэтому, возможно, Милтон ориентировался на своих античных "коллег".


Баушова М.
 
oksanaoni2159Дата: Вторник, 11.11.2025, 20:01 | Сообщение # 29
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 30
Репутация: 0
Статус: Offline
Мнение Белинского - классический пример социологического и историко-литературного подхода, который чаще оказывается слеп к философской и эстетической глубине любого произведения.

Да, Мильтон был пуританином и революционером. Однако «Потерянный рай» - не отголосок, а грандиозная попытка осмыслить и оправдать пути Господни к человеку, теодицея. Более того, пуританизм Мильтона парадоксальным образом оборачивается своей противоположностью: его Сатана настолько могуществен, харизматичен и трагичен («Лучше царствовать в Аду, чем служить в Раю»), что многие романтики - Блейк и Шелли - увидели в нем настоящего героя поэмы, бунтаря против тирании. Так что поэма гораздо сложнее и противоречивее любой догмы.

Очевидно, поэма грандиозна по масштабу. Но этот масштаб не недостаток, а необходимость. Эпический размах выражается в описании всей Вселенной от Престола Божьего до хаоса и новосозданной Земли, и то, что можно принять за затянутость, раскрывает историю мироздания (например, рассказ Рафаила о войне на Небесах).

Поэма требует предельной концентрации филолога и интеллектуального сопереживания. Даже искушенный современными боевиками человек не заскучает, читая о битвах ангелов, где они бросаются друг в друга горами; читая дерзкие, полные сарказма диалоги Сатаны с соратниками. Полеты через хаос так же головокружительны, как психологическая драма Адама и Евы, которые переживают крупнейшую перемену в своей жизни.

Также я не могу назвать уродливой невероятно образную систему, где физическое и метафизическое сливаются воедино. Возможно, Белинский, воспитанный на гармонии классицизма, счел уродливой само воплощение библейской темы, но для современного читателя в мильтоновском стихе воплощаются мощь и величие искусства барокко, где предметом становится дисгармония мира.

Оценка Белинского отражает ограниченность чисто социального подхода к искусству. «Потерянный рай» - не просто отголосок эпохи, а универсальная трагедия о свободе воли, знании и цене греха. Ее недостатки с точки зрения критика XIX века являются ее главными достоинствами с точки зрения вечности.

Поэма Мильтона точно не развлекает, но потрясает и заставляет мыслить о собственной жизни, не отрицая уровень накала страсти внутренних противостояний


С уважением, Онищенко Ксения

Сообщение отредактировал oksanaoni2159 - Вторник, 11.11.2025, 20:07
 
runovasveta2005Дата: Вторник, 18.11.2025, 15:37 | Сообщение # 30
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 72
Репутация: 0
Статус: Offline
Сформулируйте главные темы / проблемы "Потерянногорая" (богословские, нравственные, политические). Какая из них
представляется вам наиболее интересной?

«Потерянный рай» Мильтон задумывает в первую очередь как
теодицею. В начале поэмы автор заявляет, что ее задача – «пути Творца пред тварью
оправдать» и доказать благость Божественного промысла. В связи с этим, один из вопросов,
которые поднимаются в поэме, – в чем смысл грехопадения? Почему всемогущий Бог
позволил этому случиться? Обозначает ли отступление человека от своего
Создателя победу сатаны? И для Мильтона грехопадение парадоксальным образом доказывает
величие Творца и подтверждает его превосходство над дьяволом и, наоборот, свидетельствует
о поражении сатаны. Потому что именно в грехопадении состоялся акт свободной воли
человека, которую Создатель даровал ему. Дьявол ненавидит людей за то, что Творец
любит их, он, навсегда отступивший от Бога, завидует этим созданиям,
значительно менее могущественным, чем небесные силы. По его мнению, они
ничтожные, слабые и являются не чем иным, как игрушкой Бога, который, видя, что
его собственные создания могут восстать против Него, решил сотворить более
слабое и покорное существо, неспособное противиться Его воле. Однако именно проявление
свободы воли человека начисто разрушает представления дьявола о Создателе: искуситель
априори обречен на поражение. Грехопадение, с точки зрения Мильтона, – это felix culpa, ведь, с одной стороны,
оно является причиной несовершенства человеческой природы, а с другой –
причиной Боговоплощения и принятия Богом на себя искупление грехов всего
человечества, что является еще одним свидетельством Божьей милости и Его
безграничной любви к своему созданию.
Что касается политики, то существует версия, что образ
Сатаны – это аллюзия на короля Карла I. Мильтон, как известно, отличался крайне антимонархическими
взглядами, поэтому нет ничего удивительного в том, что образ правителя был в
буквальном смысле демонизирован им. И король, и сатана, по мнению Мильтона,
являются узурпаторами, чья власть держится только на страхе и ложной риторике,
возгордившимися и забывшими о том, что они не владыки этого мира и что над ними  есть гораздо более могущественная высшая власть. Поэтому более поздний взгляд на Сатану
из «Потерянного рая» как на романтического героя-бунтаря не совсем справедлив и
уместен.

Кто является героем этой эпической поэмы?
Ответить на этот вопрос однозначно, на самом деле, сложно, потому
что, по сути, эпического героя в традиционном понимании в этой поэме нет. Ориентируясь
на античный эпос и подражая Гомеру и Вергилию, Мильтон точно так же делит вселенную,
выражаясь условно, на два параллельных мира: мир богов и мир людей (только в
случае Гомера и Вергилия – это мир языческих богов, а в случае Мильтона – мир Бога
и небесных сил и мир людей, то есть, Адама и Евы). Так что ни Отца, ни Сына, ни
архангелов нельзя считать героями поэмы, т. к. они представляют собой высшие
силы. Можно ли считать героем поэмы Сатану? В принципе, многие поэты-романтики,
например Уильям Блейк, так и предполагали, но в ответе выше уже было сказано,
почему автор данного поста не может с ними согласиться. Правда,
действительно возникает другой, чисто художественный вопрос: Сатана – это герой
какого плана? Это герой типа Адама и Евы или типа Бога и ангелов? Выходит,
что герои поэмы – это действительно Адам и Ева, но уж слишком они отличаются от
традиционных эпических героев типа Ахилла или Энея: во-первых, человеческие возможности
просто несопоставимы с могуществом сверхъестественных сил, поэтому о никаких
эпических битвах с участием людей в этой поэме не может быть и речи, а
во-вторых, как раз вследствие этого, Адам и Ева являются достаточно пассивными
участниками событий, если сравнивать их с теми же героями «Элиады». Однако
именно они, Адам и Ева, стоят в центре происходящего: все, что происходит в
поэме, происходит ради них и из-за них, именно они – смысл всех событий. Это
еще один из парадоксов мильтоновской поэмы.

"Потерянный рай", кроме достоинствапоэтических частностей, замечателен еще как литературный отголосок мрачного
пуританизма и грозных времен Кромвеля; но как эпическая поэма он длинен, скучен
и уродлив"
 (В.Г. Белинский). Вы согласны?

Категорически не согласна, потому что художественный замысел
Мильтона был поистине грандиозен, как бы я ни старалась избегать подобных пафосных
выражений. Сама идея написать эпическую поэму в духе Гомера и Вергилия в
современных Мильтону реалиях кажется практически невоплотимой. И тем не менее,
Мильтон решается на это и находит способ реализовать свой замысел: поскольку
языческий мир с его богами и героями уже давно ушел в прошлое, он додумывается
написать эпическую поэму в христианской парадигме, взяв за основу сюжет из
Священного Писания. Развить первые главы книги Бытия в сюжет для целого эпоса и
изложить его соответствующим языком – это невероятно сложная и, повторюсь,
практически невыполнимая художественная задача (и кроме того, очень рискованная
для писателя-христианина), с которой Мильтон справляется потрясающе. Во всяком
случае, до него никто ничего подобного не создавал и вряд ли когда-нибудь
создаст.


Сообщение отредактировал runovasveta2005 - Вторник, 18.11.2025, 15:53
 
  • Страница 2 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:


Copyright MyCorp © 2025