Домашняя страница А.В. Аксенова
Главная < Архив < Письмо сестре
Система Orphus


Письмо сестре


Дорогая N!

Решил написать тебе письмо о том, что считаю важным. На письме все изложить удобнее.

Ты вступаешь в пору юности и молодости. Я очень тебе желаю благополучно переплыть этот весьма бурный и мутный поток и выйти на другой берег - в пору зрелости - целой и невредимой, в полноте душевных и физических сил. Но для этого необходимо ясно понимать некоторые вещи и твердо им следовать.

Начну несколько издалека. Счастье человека заключается в любви. Большинство людей обретают любовь в лоне семьи, в браке. Человек счастлив в семье, потому что в семье возможна настоящая любовь - то, что делает человека счастливым.

Сразу скажу: обычно словом “любовь” называют то, что любовью не является. Под “любовью” часто понимают влюбленность, то есть страстное, бурное чувство, сильное влечение к другому человеку. Но это еще не любовь, хотя и может стать первой ступенькой к настоящей любви. Итак, пойми сразу: влюбленность и любовь - разные вещи; счастье в любви; влюбленность может принести счастье (если перерастет в любовь), а может - и несчастье. Чем отличается влюбленность от любви? Можно назвать несколько отличий.

Влюбленность - это смятение чувств, потеря разума. Любовь - более спокойная вещь. Она соединяется с верой в Бога, с надеждой, с радостью духовной жизни. А влюбленность ни с чем не соединяется. “Сердцу не прикажешь”, “любовь зла...” - это все на самом деле определения влюбленности. Любовь допускает учебу, помогает любить и почитать родителей. Любовь есть нечто положительное, что дает жизни положительный импульс, а влюбленность - нечто совсем другое: она лишает свободы и часто толкает на безумные и разрушительные поступки.

Влюбленность - это слепое пристрастие, в ней всегда присутствует мечтательность. Влюбленный человек “сам обманываться рад”. Влюбленность есть некий обман, мираж, ложное представление о другом человеке. Это кривое зеркало. Если человек страстно влюблен, то он никогда не увидит объективную реальность. Все искажено в его глазах и в его сердце. И поэтому когда люди строят отношения и вступают в брак только по велению страсти, они чаще всего ошибаются. Подлинную же любовь отличает знание другого человека, понимание его отрицательных сторон. Любовь - это когда я люблю, несмотря на то, что я ясно вижу его недостатки...

Важное отличие влюбленности от любви в том, что влюбленность эгоистична, а любовь самоотверженна. При влюбленности на первом месте “я” и “мое чувство”. “Я хочу”, “я люблю”, “я желаю”. И все. Влюбленность жестока и легко перерастает в ненависть – к соперникам и к самому своему объекту, будучи им отвергнута… Любовь же - это не “чувство”, а состояние сердца. Любовь - это способность жить другим - тем, кого ты любишь. Это такое устроение сердца, когда человек себя забывает и жертвует собой, когда он радуется радостями и страдает страданиями того, кого он любит. Живет его жизнью. Вот что такое любовь - способность забыть себя и начать жить жизнью другого человека. Это как если бы взять и открыть свое сердце и переместить центр своей жизни в другое сердце, в другого человека, а в себя принять его жизнь. И жить отныне не своим состоянием, а его. Не для себя, а для него. Вот что такое любовь: это отвержение себя. Это не чувство, а энергия, сила. Сила забыть себя, отвергнуться себя, принести себя в жертву и жить другим. И в этом истинная радость и истинное счастье, а совсем не в романтических “чувствах”, которые многие так ценят. Эти чувства быстро проходят, а любовь вечна.

В начале отношений бывает влюбленность, а не любовь. Влюбленность - это яркое чувство, но оно поверхностно. Есть такой стереотип: влюбленность - это период самого острого, самого глубокого и яркого чувства. Потом же оно все тускнеет и тускнеет, и люди живут по привычке. И крепкая семья существует потому, что супруги просто не разругались, так как привыкли, притерлись, чего уж разбегаться! На самом деле, в конце жизни и наступает любовь. Вот после двадцати лет можно сказать, что это любовь и семейная жизнь. А после двадцати дней - в лучшем случае, это симпатия.

Так что вот еще одно важнейшее отличие: влюбленность кратковременна, а любовь вечна. Влюбленность может иметь многие черты любви, но необходимо испытание временем, чтобы понять, что же это на самом деле. Влюбленность со временем угасает, любовь же только растет.

Влюбленность - это некая болезнь, которой болеет человек. Через это проходят, наверное, все люди. Надо хорошо понимать, что это совсем не любовь, в которой состоит счастье. Напротив, можно сказать со всей ответственностью, что страсть к человеку - это страшное дело. В страстях ничего хорошего нет. По большей части страсти приводят потом к разрыву и ненависти. Страсть - это то, что для себя. Ты надеешься для себя этого человека получить. Но этого никогда не будет, поработить человека полностью невозможно, потому что человек - это образ Божий. Его нельзя никогда до конца превратить в раба. Рано или поздно ты поймешь это, очнешься и увидишь, что ты приложил столько усилий, чтобы завладеть им, а не получилось. И ты его возненавидишь, потому что не достиг своей цели... Страсти - это очень плохое, неправильное состояние. И к любви это не имеет, в общем-то, никакого отношения.

Но чтобы быть способным на настоящую любовь, нужно хранить свою душу и тело в непорочности. Об этом, собственно, я и хотел тебе написать.

Ибо другое ложное употребление слова “любовь” - это именование этим словом блудного греха. И если влюбленность может со временем перерасти в настоящую любовь, то блуд и любовь - вещи абсолютно несовместимые.

Богом было дано человеку влечение к противоположному полу, чтобы человек был не один, но мог создавать семью и, живя в кругу семьи, духовно совершенствоваться, возрастать в любви - к супругу, детям, родителям, братьям, сестрам… Но это влечение к другому в человеке искажено грехом, приобретает болезненные формы блудной страсти, похоти. В отношениях полов нарушена иерархия: телесная сторона преобладает над духовной, становится для многих людей определяющей в их отношении к противоположному полу. Человек - венец творения, живая бессмертная душа - воспринимается другим человеком как некий “предмет потребления”, средство удовлетворения своих искаженных грехом инстинктов. В результате то, что дано Богом как средство духовного возрастания, как проявление любви, - используется незаконно, для одних телесных наслаждений.

Телесное соединение дано Богом как наиболее полное внешнее выражение любви мужа и жены, их внутренней, душевно-духовной близости. И по премудрому Божьему устроению, это соединение приводит к зарождению нового человеческого существа. Но от женщины требуется очень много труда, чтобы выносить и родить ребенка, а потом его выкормить, вырастить и воспитать. Поэтому ей совершенно необходима любовь, защита и всесторонняя помощь мужа. Вот почему телесное соединение законно и естественно только в браке: оно выражает ту степень любви супругов, когда они готовы принять на себя ответственность - до смерти - друг за друга и за судьбу будущего ребенка. Именно такую ответственность мужчина и женщина берут на себя, вступая в брак, свидетельствуя о своей готовности создать семью, во-первых, перед Богом (через таинство Венчания, в котором супруги получают благословение и благодатную помощь от Бога), и, во-вторых, перед обществом (государственная регистрация брака). Только в таком случае телесные, плотские отношения законны, правдивы и искренни, действительно выражают любовь, доверие, нежность и приносят счастье.

Ранняя же сексуальность безусловно опасна и смертельна для души потому, что практически навсегда отделяет в душе человека желание удовлетворения своих потребностей от понятия семьи, любви и долга.

Поэтому не дозволено вступать в область жизни по плоти, пока не будут принесены обеты взаимной верности и любви. Вне брака телесная близость беззаконна и фальшива, потому что в ней нет любви. Ведь в этом случае никто не хочет нести ответственность ни за кого: ни за себя, ни за “партнера”, ни тем более за будущего ребенка, которого в таком случае вообще не хотят иметь и стараются не дать ему родиться. Здесь нет никакой любви, а есть эгоизм и ненависть к собственным детям, которая очень часто приводит женщину к чудовищному преступлению - убийству своего ребенка. В таких отношениях нет даже уважения: другой человек используется только как вещь, как средство получения “удовольствий”. Поэтому вне брака телесные отношения приносят лишь горечь и разочарование. Внебрачные отношения (они справедливо называются неприятными словами “блуд”, “разврат”) являются смертным грехом, лишают человека благодати Божией.

Но, увы, в наше время такие пагубные отношения стали нормой. Утратив веру, современный человек потерял и всякие ориентиры, правильные понятия о жизни. Он живет как бы на ощупь, впотьмах, влекомый своими страстями и порывами, не понимая, что с ним происходит и как себя нужно вести. От этого он глубоко несчастен и даже не представляет, что такое настоящее счастье, настоящая любовь.

Очень много таким заблуждениям способствуют “средства массовой информации” (ТВ, журналы, газеты, реклама), а также современное “искусство”. Единственная цель их – заработать деньги; при этом они бессовестно спекулируют на человеческих страстях, разжигают их для того, чтобы человек уже не мог остановиться в поиске низменных удовольствий и развлечений, в потреблении все более новой и разнообразной “продукции”. С этой же целью обществу навязываются стереотипы безнравственного поведения в качестве нормы. В результате всего этого (безверия и массовой пропаганды порока) человечество сейчас просто погибает в огне страстей.

Но весь этот гламурный мир, пичкающий человека сладкой отравой, как говорится, “мягко стелет, да жестко спать”. Страшно, когда плотская, телесная сторона жизни выходит из-под контроля, когда это начинает довлеть над человеком. Это уничтожает любовь и наполняет жизнь тоской, тревогой, злостью, отчаянием.

Мы живем в такое время, когда любовь очень быстро оскудевает. Никто любить не умеет и не хочет. Только себя. А если любишь только себя, ты обречен на несчастье. Любовь - это всегда ответственность и жертва, а современный мир убегает от любого вида ответственности. Современное общество - это безответственность и потребление, в его крайних, предельных тенденциях. Поэтому оно ненавидит свободу, чистоту и любовь. Одно из самых страшных явлений нашей жизни – то, что подвергаются осмеянию, как некая ущербность, чистота и целомудрие. Между тем, без целомудрия невозможна настоящая любовь.

Целомудрие – это целостность, собранность человеческой личности. Слово целомудриеуказывает на здравость, неповрежденность, правильную духовную устроенность внутреннего человека, гармоническое действие всех душевных сил. Целомудрие - это самосохранение человеческого духа от погружения его в плоть, ибо “плотяной” человек может стать “хуже скота несмысленного”, он теряет все человеческое. С целомудрием связаны представления о высшей степени нравственного совершенства человека. Целомудрие невозможно без смирения, терпения, кротости, без всестороннего воздержания (в телесных потребностях, а также чувствах, воображении, помыслах, словах). Целомудрие немыслимо без милосердия и любви, без них целомудрие – это всего лишь бесплодие. Внешние проявления целомудрия - скромность в поведении, опрятность и стыдливость.

Чистое целомудрие является источником внутренней духовной радости и мира. Это неизменные спутники чистой неомраченной совести; вовне целомудрие проявляется в некоторой скромной веселости. Целомудренный человек отличается воздержанием, терпением и мужеством в скорбях и напастях. По словам древнего подвижника, “в чистоте обитают великий свет, и радость, и мир, и терпение; а в блуде обитают печаль, уныние, ненасытный сон и густая тьма”.

Преподобный Ефрем Сирин в похвале чистоте целомудрия говорит: “У чистоты чисто сердце, гортань сладостна и лицо светло. Чистота радует сердце, приобретшее ее, и окрыляет душу к небесному. Чистота порождает духовную радость и умерщвляет печаль. Чистота – духовная колесница, которая владеющего ею возводит на высоту. Чистота расцветает, как роза, среди души и тела и наполняет весь дом благоуханием. Чистота приобретает почести не только приснодевственникам, но и живущим в супружестве…”

Целомудренный человек не растрачивает легкомысленно свои чувства, но мудро бережет их для одного, как бы заранее храня ему верность, веря в него. Стыдливость стоит на страже целомудрия: проявлять преждевременно свои "естественные" влечения нехорошо, потому что они естественны в браке, для рождения детей, и не оправданы как проявление несдержанности, как желание удовольствий.

Целомудренный человек получает постоянное душевное удовольствие от сознания победы над порывами страстей, от спокойствия совести, от уважения к самому себе. В страсти же – волнение, неистовство, умоисступление, тоска, телесное расслабление, болезни. Удовольствие в страсти кратковременное, а после – угрызения совести, помрачение разума, скорбь, ревность, ссоры, опасения, постоянные неудовольствия, раздражительность и душевное смятение, а при смерти – великая скорбь и тяжесть души.

Как это выразил поэт,

…Цели ты достиг.
Ты насладился, но чрезмерна плата:
Старенье сердца, лучших сил утрата,
И страсть сыта, но юность сожжена,
Ты мелок стал, тебе ничто не свято,
Любовь тебе давно уж не нужна,
И, все мечты презрев, душа твоя больна.

(Байрон, “Чайльд-Гарольд”, II, 35)

Нарушение целомудрия – это расстройство всех сил человека: духовных, душевных и физических. Блуд разрушает человека. Слабеют физические силы, расстраиваются нервы. Понижаются и способности души: память, воля, воображение. Человек тупеет. Нет радости жизни, воцаряется мрачность, уныние, цинизм, агрессивность.… Теряется способность противодействовать своим страстям и душевным порывам.

В ряду чувств, имеющих высокое значение для человека, одно из первых мест принадлежит чувству стыда. Это истинное человеческое чувство: животные его не имеют. Сохранение целомудрия до брака есть одно из условий для развития этого чувства и для проникновения им всего существа человека. Стыд удерживает человека от всего, что постыдно в нравственном смысле. Стыд – это та Божия искра, которая дает возможность распознавать зло в его самых тонких, зачаточных проявлениях и деятельно реагировать на все, чем оскорбляется нравственное самочувствие. Ущерб, наносимый развитию этого тонкого чувства, есть дело крайне серьезное.

Потеря духовной чистоты оборачивается трагедией, которая может привести человека к нравственному распаду, и тогда жизнь потеряет для него всякий смысл. Понижается весь идеал жизни. Все так же прекрасен будет белый свет, но краски его померкнут для больной души, не способной видеть его сияние и слышать тонкую гармонию мира. Демон блуда всецело завладевает человеком, нечистые образы вытесняют все мысли и желания.... Личность тогда не может воспринимать веяние Божией благодати, теряет всякую религиозную чувствительность, и воцаряется неверие.

Неразлучные спутники блуда – депрессия, алкоголизм и наркомания. Увы, таких духовно опустошенных и покалеченных людей сейчас становится все больше. Напротив, людей, которые имеют правильные понятия обо всех этих вещах, и кто (главное!) был бы в состоянии поступать сообразно этим понятиям, – абсолютное меньшинство. В этой ситуации человеку, не желающему прожить исковерканную, мрачную и неполноценную жизнь, необходимо соблюдать известную “технику духовной безопасности” в отношении себя и во взаимоотношениях с окружающими. Особенно это важно в подростковом и молодом возрасте, когда недостаточно душевных сил и разума, чтобы свободно управлять собой.

Вот некоторые для тебя правила такой духовной безопасности:

1. В общении со сверстниками, особенно противоположного пола, не допускай вольностей и бесстыдства: нескромных разговоров, непристойных и грубых слов, громкого смеха, кокетства, игривости, развязности в общении - словах, интонациях, жестах. Держись сдержанно и целомудренно. Не проявляй интереса к пошлым темам и не поддерживай такие разговоры. Все твои друзья и подруги должны знать, что с тобой и в твоем присутствии пошлые разговоры не ведутся. Когда не можешь повлиять – без церемоний удаляйся: грех заразителен.

Держи всех на расстоянии вытянутой руки – и не только в переносном смысле. Все, особенно мальчики, должны понимать, что к тебе нельзя развязно прикасаться, хватать за руку… По возможности избегай всяких телесных контактов, охраняй свои границы. Сейчас у подростков появился безумный обычай: целоваться со всей компанией, без различия полов, при встрече и прощании. Таких вольностей совершенно нельзя допускать в отношении себя со стороны противоположного пола. Это игра с огнем, которая приводит к большой беде… Между прочим, в старые добрые времена поцелуи до брака считались вообще недопустимыми (я знаю людей, которые так живут и в наше время). Первый поцелуй, которым обменивались влюбленные, был поцелуй в храме после венчания. Можешь представить, как выглядит современная развязность на фоне этой благословенной сдержанности. И это не ханжество отсталых и темных людей, а знание жизни. Знание того, что едва лишь допустишь вольность и удержу не будет. Очнуться несчастные влюбленные тогда, когда бес уже поругается над ними, осквернив непорочные дотоле душу и тело.

2. Соблюдай скромность в одежде. Одежда должна скрывать формы тела, а не выделять их... Ужасная сейчас мода – ходить с голым животом: это срам и бесчестие. И противно и стыдно за таких девушек. Никогда не опускайся до такого! (То же относится и к мини-юбкам, к облегающей и тонкой одежде). По-видимому, эти женщины рассчитывают таким образом привлечь к себе внимание мужчин. И они его привлекают, только это внимание определенного рода (похоть) и определенного типа мужчин (“расторможенных”). Ничего хорошего такое внимание женщине принести не может (помни: похоть противоположна любви). Женщины, вызывающе одетые, провоцируют в отношении себя сексуальную агрессию и в первую очередь становятся жертвой насилия.

Я уже не говорю о том, что для женщины это тяжкий грех пред Богом – служить соблазном для окружающих. В основе нецеломудренной манеры одеваться лежит сатанинская гордыня и властолюбие. Широко раскидывая сети обольщения, эти женщины желают поработить себе окружающих, но не с помощью грубой силы, как это свойственно мужчинам, а апеллируя к их низменным инстинктам. Это тоже своего рода агрессия, вызывающее поведение.

Конечно, далеко не все девушки и женщины, которые так одеваются, испорчены в душе. Они просто бездумно следуют современной моде, не понимая, что современная мода навязывает женщине одну единственную роль и самосознание - блудницы. Выход для тех, кто не хочет восприниматься в таком качестве, - нарочно не следовать современной моде, или следовать ей очень сознательно и разборчиво. Ведь человек – существо целостное; наше тело сильно влияет на душу, а душа проявляет свои качества вовне. Одевшийся нецеломудренно невольно склоняется к порочным мыслям и развязному поведению.

Старайся по возможности ходить в платьях, а не в брюках. Женщина в брюках, по-моему, теряет значительную часть своей женственности и превращается в какое-то странное, почти бесполое существо. Впрочем, это совет скорее эстетического, чем морального свойства: мне кажется, женщины в платьях выглядят гораздо красивее, чем в брюках. Но здесь есть и моральная сторона: брюки традиционно являются мужской одеждой, а все, что стирает различия между полами, имеет нравственно нездоровый характер.

Косметикой лучше совсем не пользоваться, или пользоваться так, чтобы она не была заметна. Косметика портит кожу и старит. На молоденькой девушке косметика выглядит так же неестественно и безобразно, как и на старухе. Яркая косметика – признак, что девушка очень старается обратить на себя внимание, выглядеть, как ей кажется, “лучше”, чем есть на самом деле. Но как раз серьезные, достойные люди на таких внимания не обращают, а обращают в основном охотники до всяких дурных приключений.

Истинная красота познается не по внешнему виду, а по нравам и пристойному поведению. “Вот замечательные украшения души: целомудрие, скромность, благочестие, кротость. В них – красота души, а через душу и тела, - красота, которая и более пленяет, и никогда не прекращается. Все это дороже золота, все это и красивую делает еще благопристойнее, и некрасивую благообразною. Кто взглянет на лицо, выражающее доброту, тот произнесет свое мнение от любви, а лицо злое, хотя бы оно было и красиво, никто не может назвать прекрасным… Телесную красоту и время продолжительное разрушает, и болезнь истребляет, и многое другое. Кроме того, телесная красота возбуждает зависть и возжигает ревность, а эта (душевная красота) чиста от такой болезни и свободна от всякого тщеславия” (св. Златоуст).

N, мне кажется, что в жизни ты не будешь обделена вниманием противоположного пола. Поэтому тебе нет нужды идти на разные ухищрения, чтобы это внимание привлечь. Напротив, старайся выглядеть и держаться как можно скромнее и незаметнее: привлекательная внешность всегда, а особенно в наше время, таит в себе больше опасностей, чем преимуществ. Ведь абсолютное большинство молодых людей сейчас не имеют твердых принципов поведения, а очень многие глубоко испорчены по уму и сердцу массовой пропагандой растления, у многих на этой почве просто “сносит крышу”. В таком окружении спокойнее быть “серой мышкой”. По крайней мере, не “работай на публику”, не следуй глупой и порочной моде, не угождай низменным вкусам. Одеваться скромно, опрятно, с оттенком классики – очень хорошо. Вообще, не одежда и не внешность делает человека привлекательным. “Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом” (1 Пет. 3,3-4).

3. Не заводи знакомств на улице, в общественных местах. Помни: уличные знакомства – первый шаг к беде. Серьезные люди на улицах с девушками не знакомятся. Кто может познакомиться на улице с тобой, так же легко познакомится и с десятком других. Уличные знакомства обычно проходят по краткометражному сценарию и имеют одну лишь бесчестную цель. Не позволяй посторонним на улице себя “разговорить”, изменить твой маршрут; не соглашайся никого никуда провожать (тем более садиться в чужую машину!), чтобы показать куда-то дорогу. Не “клюй” на всякие “красивые” и “романтические” истории, имеющие целью заинтересовать, поразить, вызвать жалость или сочувствие. Резко обрывай всякие уличные приставания, более или менее благовидно замаскированные. Нужно уметь людей эффективно “отшивать”. Не слоняйся без цели по улицам; и простая прогулка должна иметь определенную цель, от которой не должно отклоняться. Не “глазей” в упор на посторонних: они же не знают, что ты разгадываешь их характер, и могут подумать, что ты хочешь пообщаться. Вообще, пристально смотреть на посторонних – нескромно и даже небезопасно, поскольку привлекает к тебе внимание. Поэтому избегай любых контактов с незнакомыми мужчинами на улицах – будь то взгляд, улыбка, слово или телесный контакт в переполненном транспорте. Понятно, что полностью избежать всего этого не удастся, но это должно быть по возможности сведено к минимуму. Взгляд на посторонних (я имею в виду мужчин) не должен выражать ничего, кроме отчужденности. Вообще, лучше всего не блуждать взором по сторонам, а держать “очи долу”.

4. Когда будешь в компаниях, на застольях, - не пей более одного бокала вина за вечер. Для этого выпивай не все сразу, а по маленькому глотку на каждый тост. Следи за собой, чтобы от спиртного твое состояние никак не менялось (не появлялось головокружение, не нарушалась координация движений). Водки, коньяка и других крепких напитков совсем не пей. Не пей спиртное натощак и в состоянии усталости. Также, соблюдай простой и умеренный стол, не ешь жирной, пряной, острой возбуждающей пищи.

5. Никогда не оставайся наедине за закрытыми дверями с малознакомыми и даже более-менее знакомыми молодыми людьми. В такой ситуации современный молодой человек, по виду вполне приличный, может вдруг повести себя совершенно непредсказуемо. Решительно избегай всяких подозрительных, компрометирующих и двусмысленных ситуаций. Просчитывай последствия своих действий на два-три хода вперед. Внимательно слушай голос своей интуиции – и слушайся его, невзирая ни на какие дружеские уговоры, настойчивые приглашения, внушения стадного инстинкта и соображения “вежливости”. При малейшем сомнении сразу удаляйся, беги без оглядки. Лучше показаться другим “странной” и “невежливой”, чем попасть в беду. Написанное, конечно, не значит, что нужно шарахаться от всех молодых людей или глядеть на всех “букой”. Нужно просто быть предельно внимательной и осторожной. Без необходимости же лучше по кампаниям не шастать, а сидеть дома. “Девица в терему, что яблочко в раю”, по пословице. “Любая девушка щедра не в меру, / Давая на себя взглянуть луне” (Шекспир). Общение редко приносит пользу, а вреда – предостаточно.

6. В общении с молодыми людьми старайся сразу понять, как человек настроен, чего ему от тебя надо. Если молодой человек сыпет тебе комплименты, льстит – знай, что он хочет вскружить тебе голову, и, конечно, небескорыстно (лесть – оружие диавола). Когда слышишь нарочито доверительные интонации, “задушевный” разговор – будь начеку: это попытка быстро разрушить внутренние преграды. Если не отрываясь смотрят тебе в глаза – значит, стараются подавить твою волю. Когда как бы ненароком дают волю рукам (прикосновения, объятия) и повторяют это даже после твоего протеста – надо принимать жесткие меры, вплоть до пощечины (незаслуженно забытое средство) и разрыва всяких отношений.

Вообще, девушки зря иногда стесняются быть грубыми и резкими. Конечно, девушки должны быть нежными и любящими. Но есть случай, когда девушка ОБЯЗАНА быть резкой. Это когда молодой человек ведет себя некорректно, если он не понимает отказа. В этом вопросе не может быть никаких “милостей”, “жалости”, “снисхождений”. Девушка должна быть неприступной. Между прочим, только тогда и мужчина становится доблестным “рыцарем”, чтобы завоевать доверие и любовь своей избранницы. Только тогда проявляются лучшие нравственные качества мужчины: мужество, твердость, упорство, ответственность, доброта и нежность.

7. Общаясь с молодым человеком, который оказывает тебе знаки внимания, нужно всегда иметь в виду возможность вступления в брак с этим человеком, что, собственно, и должно быть целью такого общения (не думаю, что здесь возможна простая “дружба”). Но, имея в виду эту цель, не нужно спешить связывать себя обязательствами, выражая их словами или поступками. Образно (и не образно) говоря, не бросайся сразу человеку на шею. Требуется продолжительное время, чтобы присмотреться к человеку. (Конечно, я говорю здесь о людях с серьезными, а не с бесчестными намерениями. С последними нужно разрывать незамедлительно, как только станет явным низменный характер их интереса). Брак – дело очень серьезное, и не следует быть опрометчивым. На брак должна быть воля Божия, которая познается из обстоятельств жизни. У вступающих в брак должна быть общность интересов, взглядов, образования, общественного положения, возраста, наконец. (Хорошо, когда разница в возрасте не превышает пяти лет.) В будущем должна чувствоваться какая-то созидательная перспектива. Нужно задавать себе такие вопросы: смогу ли я всю жизнь прожить рядом с этим человеком? Смогу ли я любить его, если у него испортится характер? Если он тяжело заболеет, станет беспомощным инвалидом? Смогу ли я любить его, когда он будет дряхлым стариком? Еще один очень важный вопрос: будет ли этот человек хорошим отцом для моих детей? Необходимо также, чтобы муж внушал своей жене уважение. (Ни в коем случае нельзя выходить замуж "из жалости"!) Вот и нужно хорошо узнать человека, посмотреть на него в различных обстоятельствах. Например, дома: как он ведет себя со своими родителями? Если грубо, неуважительно обращается с домашними, значит, жену его ждет та же участь. Кто и каков его отец? Со временем он может стать очень на него похожим… Важно еще, из какой человек семьи: полной или неполной, есть ли у него братья и сестры. Все это потом может сказаться на его способности созидать свою семью. Хорошо посмотреть на человека в каком-нибудь общем деле, требующем самоотдачи, проявления разнообразных качеств. (Это может быть, например, турпоход. Верующая молодежь знакомится также в ходе каких-то благотворительных дел: добровольческая работа в больницах, домах престарелых, детских интернатах, в миссионерских и паломнических походах. В общем, нужна какая-то нестандартная ситуация, позволяющая проявиться тому, что обычно прячется внутри). Наконец, у человека должна быть профессия и способность прокормить семью. Все эти обстоятельства выясняются в течение долгого времени. Считается, что между первым знакомством и вступлением в брак должно пройти не менее года. Наверное, лучше когда и больше. За это время проверяется и чувство, насколько оно глубоко и крепко.

При этом совершенно не обязательна взаимная влюбленность, страстное увлечение другим человеком. Такая идеализация не позволяет видеть своего возлюбленного таким, каков он есть, что чаще всего приводит к достаточно скорым последствиям – скорби в семейной жизни, когда иллюзия или кумиротворение рассеиваются, и нужно жить с реальным человеком, а не с тем, которого ты себе выдумал. Поэтому наиболее благоразумно и добро – это ровное, спокойное приятие другого, радость о другом, своем избраннике, трезвое, но не плоское, не скучное, не мещанское осознание того, что именно он – тот, кого я хочу видеть с собой рядом и кому сама постараюсь не оказаться крестом и обузой на всю его жизнь. Вот это и есть здравая основа для семьи. Не нужно создавать культа из страстной влюбленности. Куда как сильнее этой влюбленности та настоящая супружеская любовь, когда люди год за годом проходят путь совместного приятия и радостей, и бед, и возрастных немощей, и при этом не предают друг друга, до конца остаются вместе. Это и есть любовь, которая неизмеримо выше всякого увлечения, даже если именно оно становится основой для создания семьи.

А такого рода любовь, как правило, скорее обретается, когда чрезмерной страстности в начале семейной жизни нет. Конечно, юношеская, что называется, “безумная” влюбленность может потом, как я сказал, перерасти в настоящее серьезное чувство. Но не нужно видеть ее непременным условием создания семьи. И если ты просто ровно, добро и спокойно относишься к своему избраннику, и тебе хорошо быть с ним рядом, но ты не пылаешь страстью к нему – то это не препятствие для создания семьи. И не нужно непременно ждать кого-то другого, с которым ты хотела бы подобное испытать.

И еще раз скажу, что во время жениховства нужно вести себя очень сдержанно, трезво, ничем не связывать и не компрометировать себя и другого, поскольку исход отношений еще не предрешен.

8. При серьезном общении с молодым человеком нужно сразу устранять всякую неопределенность. Поведение должно быть недвусмысленным. Вот как об этом пишет одна американская книжка:

“Недвусмысленное поведение подразумевает, что вы как можно более просто, ясно и прямо сообщаете о том, что именно вы сейчас чувствуете, чего хотите и чего ни в коем случае не желаете. Не менее важно и то, как вы слушаете и понимаете партнера по общению. Недвусмысленное поведение предполагает ясное понимание чувств, желаний и намерений собеседника и готовность прояснить их в случае сомнения.

Ситуация становится неконтролируемой, когда парень и девушка, пришедшие на свидание или завязывающие знакомство, перестают обращать внимание на чувства и намерения друг друга. Открытое, ясное общение может помочь избежать опасных недоразумений. Недвусмысленное поведение включает не только ясное выражение своих чувств, но и ясное понимание собеседника.

Прислушивайтесь к своим чувствам. Доверяйте своему инстинкту самосохранения. Может быть где-то в глубине вашей души уже звучит сигнал тревоги. Учитесь слушать реакции своего организма. Вы часто можете почувствовать опасность на бессознательном уровне еще до того, как вы будете в состоянии объяснить, в чем она заключается. Вы не можете объяснить другим людям, что вы чувствуете, если не знаете себя. Если вы не уверены в своих чувствах и желаниях, позвольте себе роскошь сомнения. Не соглашайтесь с тем, что вам предлагают, если вы не уверены в своих желаниях.

Дайте понять партнеру, что вы чувствуете и до каких пределов вы мыслите развитие ваших отношений. Скажите это громко и отчетливо. Не надейтесь на проницательность и понятливость вашего партнера. Ваше поведение и намеки могут быть истолкованы превратно. Ничто не заменит ясных, откровенных слов.

Следите за тем, чтобы то, что вы говорите, соответствовало тому, как вы это говорите. Общение состоит их трех компонентов: наши слова или то, что мы говорим; интонации и тембр нашего голоса; жестикуляция, движения нашего тела, мимика. То, как мы говорим, иногда более важно, чем то, что мы говорим. Исследования показывают, что люди больше внимания обращают на такие факторы, как звучание голоса, "язык тела" и мимика, чем на слова, которые им говорят. Если вы не поддержите слова тоном и жестами, которые этим словам полностью соответствуют, ваш партнер получит от вас противоречивое сообщение, которое он волен толковать, как ему заблагорассудится. Например, если вы хотите сказать "нет" в ответ на что-то, но не желаете при этом задеть чувства своего партнера, вы можете попробовать смягчить отказ, используя мягкий голос, опуская глаза и тому подобное. Тем самым несловесные компоненты вашего высказывания будут противоречить его содержанию, чтодопускает неоднозначное толкование ваших слов. Ваше "нет" должно звучать отчетливо и решительно, а смотреть при этом следует в глаза партнеру.

Слушайте внимательно. Вникайте в смысл слов вашего партнера. Если вы подозреваете, что он не вполне искренен, т.е. говорит одно, думая другое, попросите его выражаться прямо. Если то, что он (она) говорит, не соответствует тому, как он (она) говорит, спросите его, что он (она) в действительности имеет в виду. Один из возможных вариантов поведения в такой ситуации: Знаешь, я не вполне понимаю, что ты хочешь сказать. Ты говоришь "нет", но при этом хихикаешь и не смотришь на меня. Я не уверен, что ты действительно хочешь сказать то, что говоришь".

Почему так трудно объясняться недвусмысленно? Немало наших привычек и установок препятствуют открытому общению. В ситуации свидания/знакомства чаще всего ему мешают СТРЕМЛЕНИЕ БЫТЬ И ДЕЙСТВОВАТЬ КАК ВСЕ и СЛЕДОВАНИЕ СТАНДАРТНЫМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМ о том, как должны вести себя девушка и парень. Стремление быть как все может заставить нас игнорировать наши чувства. Стремление действовать так же, как окружающие, — очень сильный фактор, определяющий наше поведение. Мы все хотим, чтобы наши поступки нравились и одобрялись окружающими. Из-за этого в некоторых случаях мы действуем не так, как хотим и считаем нужным, а так, как от нас ожидают окружающие. Иногда из-за стремления быть как все мы игнорируем собственные чувства и соглашаемся на то, что для нас неприемлемо.

Стереотипы могут заставить нас игнорировать свои чувства и желания. Иногда мы действуем определенным образом не потому, что этого хотим, а потому, что мужчинам или женщинам в нашем обществе положено так действовать. Стереотипы же заставляют нас прибегать к необоснованным обобщениям типа "У всех парней только секс на уме" или "Девчонки говорят "нет", имея в виду "да". Стереотипы тем опасны, что не позволяют нам видеть индивидуальные различия людей. Например, парень может "не расслышать", когда девушка говорит "нет", если он верит, что все девушки в его обществе, говоря "нет", имеют в виду "да".

Во время свиданий и завязывания знакомств очень важно думать побольше о собственных ощущениях и представлениях, а не о том, как должен вести себя парень или девушка в такой ситуации. Не менее важно умение слушать других и распознавать их чувства и намерения. Не надо думать, что все парни и девушки поступают так, как им предписывают общественные стереотипы”.

Итак, ты должна четко представлять себе принципы своих отношений с противоположным полом и с предельной ясностью донести эти принципы до другого. “Нет” должно звучать как “нет”, а не как иносказательное “да”. Но чтобы твои слова звучали убедительно, необходимо привести в единство свой ум и сердце, чтобы не было внутреннего противоречия.

9. Будь своим собственным цензором: не смотри непристойные сцены в фильмах (и сами такие фильмы), непристойные картины, фото в интернете, не читай пошлые книги и журналы, циркулирующие среди сверстниц. Все это – смертельный яд, отравляющий душу и лишающий ее свободы. Вся эта продукция – дело диавольское, какой бы красивой ни была упаковка, какими бы высокими именованиями “искусства”, “культуры”, “красоты”, “информации”, “просвещения” все это ни прикрывалось. Потреблять эту продукцию – значит готовить себе нравственное падение, которое совершается не в один миг. Все это постепенно, незаметно, растлевает человека, а потом уже, как стихия, смывает нравственную плотину, которая служила духовной защитой. Когда приходит момент искушения, такой морально ослабленный человек уже не в состоянии бороться с собой, с греховным соблазном. А причина такой беспомощности – нечистые помыслы и образы, обильно засорившие душу.

Особо хочу сказать вот о чем. Пользуясь инернетом, вижу, сколько там всякой невообразимой мерзости и грязи. И она разложена практически везде, особенно на сайтах, рассчитанных на молодежную и вообще массовую аудиторию. По своему опыту знаю, насколько притягательна эта информация. Но хочу тебя предостеречь: ни в коем случае не посещай такие сайты, не читай их тексты, не смотри их картинки и фильмы! Если случайно туда попадешь, сразу беги! Потому что: от порнографии вырабатывается ЗАВИСИМОСТЬ, подобная алкогольной и наркотической. Неконтролируемое поведение, как у зомби. Люди потом годами от этого мучаются, а побороть не могут, и горько страдают от своего рабства. Они должны каждый день получать дозу этой мерзости и за это презирают себя. Представь себе жизнь алкоголика или наркомана: можно ли назвать ее счастливой и радостной? Хочешь себе такой жизни? А все они с чего-то начинали. С малой дозы. Поэтому проявляй, пожалуйста, меньше нездорового любопытства. Не играй своей судьбой, земной и вечной. Всему, что тебе нужно знать, тебя научит сама природа, когда придет время. А «секспросвет» СМИ калечит душу и тело. Там все извращено и фантастично, не имеет к реальности, к реальной жизни никакого отношения. Не бойся казаться «несовременной» в этих вопросах! «Современные» будут расплачиваться своими изломанными судьбами.
1) Практическая сторона: Порнография низводит отношения полов до уровня механизма, рефлекторных реакций. Духовная сторона исключается. Блудники, потребители порнографии относятся к другому человеку, как к предмету для получения телесного удовольствия. Типа, «где тут кнопка?» Не человек, а автомат. Поэтому потребители порнографии неспособны к любви и к духовной жизни. Они неспособны создать семью. Эти люди душевно и умственно деградируют, превращаются в примитивных животных.
2) Духовная сторона дела: Порнография – дело диавольское. Это сатанизм. Есть Божия заповедь: «Не прелюбодействуй». Господь Иисус Христос сказал: «Кто смотрит на другого с вожделением, уже прелюбодействовал с ним в сердце своем». А здесь человек СОЗНАТЕЛЬНО и ДОБРОВОЛЬНО (поначалу) смотрит на наготу другого, чтобы разжигать в себе вожделение. Это сознательное и дерзкое нарушение Божией заповеди. За это ниспосылается Божий гнев. Апостол пишет: «Кто растлит храм Божий (свое тело), того растлит Господь». Это страшные слова, но истинные. Также: пользование порнографией и связанный с этим блуд – это добровольное беснование. Бесы – существа, не имеющие тела. Они могут гордиться, злобствовать, завидовать, но не могут блудить. Поэтому они разжигают похоть и вселяются в тела блудников, чтобы блудить через них. Всякий блудник имеет в себе «жильцов», которые его мучают. И могут мучить вечно! Смотрящий порно вступает в духовное общение с демонами. Неприятная компания. Это те же самые бесы, которые побуждают насильников, педофилов, садистов совершать свои гнусные преступления. А сколько «обычных» людей общаются с этими бесами каждый день, «подселяют» их в свою душу, не понимая этого! Они рискуют проводить в их невыносимом обществе вечность.
Бесы и одержимые ими люди ненавидят целомудрие и девственность, всячески глумятся над чистотой и усиленно работают, чтобы всех растлить. Сейчас, благодаря Интернету и ТВ, это беснование приняло массовый характер, поэтому может показаться, что растление - это норма. Но это не норма, а психическая аномалия и смертный грех. Однако, нет греха, который был бы больше милосердия Божия и сильнее благодати Божией. Всякий грех врачуется покаянием.

Важно понять, что целомудрие – это качество прежде всего души, а потом уже и тела. Обычно мы склонны мало придавать значения дурным движениям нашего сердца и говорим себе и другим: “думай и чувствуй, что хочешь, только не вреди никому!” Или иначе: “Какое кому дело до моих мыслей и чувств?” Между тем, по выражению одного автора, мысленный грех бывает хуже греха сделанного. Грех делом всегда ограничен условием его совершения; грех мыслью никогда ничем не ограничен. Совершить можно лишь немногое, но нет конца тем чудовищным преступлениям, которые может мысленно совершать человек, распустивший свое воображение. А способствуют этой распущенности воображения соблазны, приходящие извне – из искусства, рекламы, СМИ. Самое же плохое то, что, впадая в этот грех (внутренней нечистоплотности), человек обманывает себя сознанием, что он ничего дурного не делает. А между тем, душа, заполненная нечистыми помыслами и пожеланиями, постепенно теряет способность совершать светлые и добрые дела. Когда настанет момент настоящей деятельности, душа оказывается вся источена, вся развращена внутренним грехом воображения, неспособна к добру и к власти над собой.

Таким образом, зло внутренней, нравственной нечистоплотности является зародышем, началом внешней распущенности. Целомудрие может нарушаться не только делом, но и одним лишь намерением, пожеланием, возникающим также и через любопытное и страстное смотрение на лица другого пола. Поэтому не позволяй себе засматриваться на соблазнительные виды, на чужую красоту, на нецеломудренные зрелища.

Это не значит, конечно, что вообще нельзя смотреть на людей другого пола - да это и невозможно, живя среди людей. Но нужно смотреть целомудренно, а не засматриваться, не “пожирать глазами”. Видя красивого человека, нужно прославлять Бога, создавшего из земли такую красоту. Но и помнить, что эта телесная красота скоро снова превратится в землю, а потому более любить бессмертную душу, несравненно более прекрасную в своих добродетелях, чем тело.

Итак, борьбу против греха нужно начинать уже с мысли, ибо здесь кроется зародыш греха. Избегай даже нечистой мысли. Эту внутреннюю борьбу следует вести, не приходя в отчаяние, с напряжением всех сил, держась правила: “победить или умереть”.

Там, где не хватает человеческих сил, там есть надежда на помощь Божию. Господь силен спасти и на краю бездны. В те минуты, когда охватывает страстное возбуждение и дурные мысли лезут в голову, необходимо прибегать к молитве. Удобнее всего в таких случаях повторять краткие молитвы: “Господи, помилуй!”, “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную!”, “Матерь Божия, помоги!”, “Богородице Дево, радуйся!”, “Ангел-Хранитель, помоги!”, “Святой Николай, помоги!” Так нужно молиться как можно чаще, и особенно в отчаянных положениях. Искренняя молитва, непосредственное обращение к Богу, вопль сокрушенного сердца являются самым надежным средством сопротивления греху, ибо здесь борется за нас сам Бог.

Старайся также всегда чем-нибудь занять свой ум. Когда ум ничем не занят, мысли невольно блуждают и скорее останавливаются на чем-нибудь дурном. Чтобы этого избежать, предлагай рассудку здоровую пищу полезного чтения, хороших мыслей и возвышенных образов.

10. По возможности не дружи и не общайся с людьми порочными и безбожными. Всякий, кто сводит дружбу с беззаконником, научается от него беззаконию и оскверняет свою жизнь, как пачкается всякий, кто прикасается к нечистоте. От общения с людьми нечестивыми наша душа неприметно мало-помалу пропитывается их превратными мыслями и чувствами; вредно даже смотреть на нечестивых, потому что от их примера сами их пороки становятся привычными для нас и со временем легко усвояются нами, чувство же благочестия все более притупляется, и ревность к добродетельной жизни охладевает. “Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится” (Притчи Соломоновы, 13, 21).

Таковы некоторые советы, которые могут помочь соблюсти себя в непорочности, что ценно само по себе перед Богом, но также и как залог счастливого супружества.

Итак, N, запомни хорошенько, что твоя чистота должна принадлежать только одному-единственному человеку на земле – твоему будущему мужу после вступления с ним в законный брак. Или никому.

Самой своей природой девушка призвана стоять на страже чистоты добрачных отношений. Между тем, сейчас очень многие девушки бездумно бросают свой драгоценный дар чистоты под ноги первому встречному-поперечному. Чаще всего в этом падении ими движет любопытство или желание таким образом “удержать”, привязать к себе парня. Многие девушки надеются на то, что “он увидит, какая я красивая, заботливая, любящая, и женится на мне”. Между тем, верный способ лишиться парня – это исполнить его низменное желание. Ведь больше ему взять с тебя нечего, он увидит, что ты “такая же, как все”, и скоро отправится искать приключений дальше...

Причиной падения бывает и какое-то беспокойное стремление заглянуть за тот рубеж, за которым скрывается грех. Любопытство и какое-то тайное опьяняющее чувство сильно влечет к краю пропасти. Но никогда не приближайся к этой бездне! Ни в коем случае не играй с искушениями! Помни, что в нас живет искаженная, больная природа, которая иногда действует помимо разума, помимо трезвых мыслей, которая диктует поступки, несообразные даже с обычным приличием. Человек не в состоянии рассчитать свои силы. Один момент, закружилась голова… и вот потеряно то, чего уже не вернуть.

Скучающим девицам следует знать, что первое падение (связь вне брака) рождает в душе лишь чувства разочарования, отвращения и вины. Что бы потом ни говорили, как бы ни рисовались перед неискушенными сверстницами своей греховной “опытностью” несчастные оступившиеся души. Грех есть грех, падение есть падение, и никакой бравадой и романтизацией невозможно украсить или облегчить это большое несчастье. Верно и ярко описана эта внутренняя катастрофа в пьесе Островского “Гроза” (хотя, надо заметить, что для Катерины, как и для любого в такой ситуации, и после падения оставался открытым путь покаяния и возрождения, которым она не воспользовалась).

Потеря девственности вне брака – это слезы и слезы! Слезы на всю жизнь, потому что настоящую любовь, настоящее счастье после этого найти очень трудно, если вообще возможно. Если женщина не сохранила себя до брака, муж уже никогда не сможет любить ее так, как любят непорочных. Вещь новую и подержанную ценят по-разному. Так и жена, уже принадлежавшая кому-то другому, вызывает невольное пренебрежение и презрение мужа, даже если последний сознательно придерживается “свободных” взглядов на этот вопрос. “Девичья слава, что зеркало, дыхнуть нельзя”, - говорит русская пословица.

Неслучайно, что в народной культуре в течение многих веков был создан культ девичьей чистоты. В свадебной обрядовой культуре были традиции чествования честной девушки и очень жесткое порицание “нечестной” девушки. Честную девушку катали на масленицу на лошадях, под дугу подвязывали красивую шаль, честной девушке после первой брачной ночи на стол ставили букет красных роз. Были очень красивые величальные песни. Жених отдавал земной поклон родителям, которые смогли воспитать благочестивую дочь. Напротив, когда обнаруживалось, что девушка жестоко обманывала своего жениха, то на особом столе перед ее родителями на виду у всех гостей ставили дырявую чашку. В народе говорили грубовато, но прямо: “Невеста дырявая, и чашка дырявая”. Могли поставить и стопку блинов с вырезанной сердцевиной, могли начинить пельмени яичной скорлупой… И девочки-подростки, “подневестницы”, знали это и понимали, какая это большая ценность – девичья честь…

Так зачем же разменивать эту ценность на дешевый обман? Плотские отношения до брака – это дешевый обман, потому что в них нет любви. Любовь бережет ближнего. Когда человек любит, он хочет соблюсти в чистоте того, кого он любит, он хочет, чтобы его невеста была красива и духовно прекрасна. И взять и все это испортить, осквернить блудными делами, похотью - это не любовь. Там, где побеждает похоть, любовь умирает, даже если она и была.

Поэтому, когда люди до брака начинают блудить, брак у них почти никогда не получается. Сейчас возникает много таких преждевременных скороспелых союзов, которые, отданные на откуп блудной страсти, распадаются, словно карточные домики, еще не успев по существу обрести силу. И все это из-за невоздержанности. Уже до брака юноши и девушки обрывают все цветы в своем саду, и когда приходится им жить вместе, опустошенный преждевременно сад наводит на них только уныние. А нужно бы наоборот – не тайком, наспех и с жадностью воровать яблоки, а срывать их в свое время, не стыдясь людей, как собственные.

Верный признак того, что может быть хороший брак, - это когда люди целомудренно друг к другу относятся в период жениховства. Когда у них отношения целомудренные, строгие, то это значит, что они любят друг друга, и у них будет хороший брак, хорошая семья.

Вообще, брак - это школа целомудрия, а не потворство своим страстям. В браке люди должны служить друг другу любовью, только это даст браку высоту, совершенство. Чем больше будет такого взаимного служения в браке, тем счастливей и радостней будет брак.

В браке люди хотят, чтобы у них были дети, хотят всю дальнейшую свою жизнь посвятить этим детям. Это желание подвига, в котором есть любовь к будущим детям, очищает все, и для похоти фактически никакого места не остается. Здесь и плотские отношения делаются прекрасными и чистыми, естественными, гармоничными; здесь действительно является красота замысла Божия, и никакой грязи не бывает. Поэтому в браке все благословенно и все чисто.

Но если люди живут в браке и не хотят, чтобы у них были дети, тогда они и свои брачные отношения делают по существу блудными. Как только искажается замысел Божий: чтобы удовлетворять свои страсти, похоти, а детей чтобы не было - начинается извращение, и все сразу теряется. Тогда уже никакой любви нет, а остается одно преступное, грязное, мерзкое, и все извращается. И жизнь гибнет. В такой жизни не будет ни счастья, ни радости, ни любви. Когда люди не хотят, чтобы у них были дети, то брак их обязательно распадется, будет развод. Если людей связывает только страсть, то они друг другу быстро надоедят и начнут искать кого-то другого.

В браке есть последовательность отношений, и если ее не соблюдать, то семья не будет построена. Семья может жить только тогда, когда она соединяется любовью, общим подвигом, тогда для похоти нет места, тогда будет настоящая любовь, и эта любовь будет только расти.

Плотские отношения при этом должны быть на последнем месте. Известные ограничения в этой области на самом деле ведут к полноте и глубине брачного союза, в том числе к полноте, глубине и к счастью, радости в интимной жизни, чего не знают люди, меняющие своих “партнеров” с сегодня на завтра. И ту целостную полноту отдания себя друг другу, которую знает любящая и верная семейная пара, никогда не узнают коллекционеры сексуальных побед, как бы они ни хорохорились на страницах глянцевых журналов.

Брак есть свобода и полнота бытия. Без брака человек живет как бы не вполне. “Нехорошо быть человеку одному”, нужно, чтобы рядом с ним был кто-то, кто бы помогал ему во всем, кто помог бы ему познать самого себя, живя с кем, он научился бы осуществлять заповедь о любви. Брак предполагает соединение с другим человеком в одно существо, соединение, которое продолжится и в вечности. Брак - это соединение для вечной радостной жизни.

Быть женой, быть матерью, рожать и воспитывать детей – это счастье и призвание женщины, которого не может заменить никакая работа, карьера, увлечение. Ведь все эти вещи только сиюминутны. Как, например, что-то купил, приобрёл - в душе какое-то вдохновение – успел только до дома доехать, и уже радость по поводу нового приобретения как-то растворилась. Счастье кончилось. То же происходит и с человеком, когда он достигает чего-то в живописи, в музыке, в поэзии, в науке… “Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний./ Что ж непонятная грусть тайно тревожит меня?” - спрашивает себя Пушкин, завершив “Евгения Онегина” (“Труд”). Можно, конечно, жить воспоминаниями о прошлом счастье, но это – не счастье, а лишь призрак его… Реальное счастье, которое не имеет конца, в котором даже конца не видно – это духовная жизнь и семейная жизнь. Когда все в твоих руках, все на твоих глазах, все перед тобой ежедневно развивается: супруг становится старше, дети взрослеют, то семья три человека, то четыре, то пять, то какие-то обстоятельства, которые всех сплачивают, - то есть идет процесс, в котором люди всегда имеют возможность ежедневно проявлять любовь. Все остальное, что предлагает человеку диавол – “ты прославишься”, “ты будешь в центре внимания”, “твое имя останется в искусстве”, “ты будешь много знать”, “ты получишь много денег”, “будешь иметь власть” - это есть только соблазн проявить себялюбие. Это не блаженство, а сиюминутное удовольствие. Диавол предлагает “реализацию себя как индивидуума”, но полностью отнимает счастье, которое только в любви.

А любовь, возрастание в любви – это и есть цель брака. Адам, видя Еву, сказал: “Сия есть плоть от плоти моей и кость от костей моих”. Что это значит? Он сказал ни что другое как “я ее люблю как самого себя”. Вот к какой любви должен прийти человек в идеальном строительстве своей брачной жизни, которое происходит всю жизнь. Потому что выходят замуж и женятся люди молодые, грешные, а дальше в процессе жизни семейной и церковной они должны достичь гармонии, возвышения духовной жизни над всеми остальными проявлениями жизни - душевными и телесными.

Итак: счастье возможно только в полноценном законном браке (для людей, не имеющих призвания от Бога к безбрачной жизни); счастливый брак возможен, только если до брака человек сохранил себя в чистоте и непорочности ради любви к Богу и к своему будущему супругу.

Но счастье стоит недешево, за него нужно бороться в нашем падшем и исковерканном мире, где господствуют страсти, а целомудрие подвергается осмеянию! N, от тебя ведь потребуется настоящий подвиг, если ты пожелаешь следовать тому, что здесь написано. Много любви, много стойкости, много решительности, много внутренней силы! О том, что внутри нас действуют страсти, с которыми нужно бороться, я уже написал. Но не только изнутри действует враг, но и извне.

Злоба, насмешки, оскорбления, ненависть – это то, чем мир платит тем, кто не живет по его законам. Тебе будут говорить: “Ты что, ненормальная? Больная?”… Одна современная девушка так пишет о годах своей учебы в вузе: “Сложнее всего было в отношениях с противоположным полом. Я тогда не была замужем. Если меня пытались склонить к близким отношениям, я, конечно, отказывалась, и это каждый раз вызывало бурную негативную реакцию. На моих глазах галантный молодой человек превращался в инквизитора: “Ты что?! Да тебе табличку надо на шею повесить, что ты вроде как прокаженная!” И девушки тоже меня не понимали: “Как можно так жить? Это же несовременно!””

Но не нужно бояться злобы этого мира и придавать значение его безумию и глупости. Нельзя рабски принимать ту роль, которую мир навязывает всякой женщине. Нельзя, подобно сонной рыбе, плыть вниз по течению, жить “как все”! Лучше быть одиноким, чем плескаться в общей грязи. Помни, что ставка слишком высока: радость и счастье в этой жизни и в будущей. Так жить, так молиться, что темной силе не будет места в твоей душе и в твоей жизни – это великое счастье, это залог великого будущего, ибо душа как бутон раскроется в пору зрелости и принесет обильный плод. В конце концов, и сам мир начинает со временем уважать принципиальных людей. Достоинство человека, независимо от пола, возраста, карьеры, семейного положения, определяется чистотой его души и праведностью жизни. Такими людьми невозможно манипулировать, навязывать то, что противоречит голосу их совести. Такие люди не позволят себя унижать, напротив, они способны преподать нравственный урок любому, не взирая на его чины и звания.

Если девушка непреклонно хранит свою чистоту, тогда она решительно отличается от окружающих. В девушке драгоценны вовсе не внешняя привлекательность и красота (этого добра всегда и везде хватает с избытком), а ее целомудрие – редчайшее качество! Необыкновенно красива и привлекательна та, которую не склонить к греху никакими соблазнами, которая непреклонно берегла бы свою честь, которая свою чистоту и любовь неповрежденными и нерастраченными вручила бы своему мужу. Только такой девушке можно верить, такую можно любить, с такой можно связать свою судьбу навсегда… А красивая женщина, которая не украсила себя целомудрием – это гроб разукрашенный.

То, что здесь написано – вещи, в общем-то, очевидные. Но, с другой стороны, в современном мире они далеко не всем понятны. Мир живет по совсем другим законам и очень жестко навязывает эти законы всем, кто не имеет другого Законодателя. Поэтому и вдохновляющих примеров счастливых, любящих семей мы вокруг себя почти не видим. Но это не значит, что холодность, равнодушие, взаимное презрение, расчетливый эгоизм, ненависть, жестокость – эти плоды безнравственной и пошлой жизни – норма. Нет, это уродство, а есть совсем другие отношения, другая жизнь – красивая и радостная.

Так что, почитай, подумай... Каждый человек сам проживает свою единственную жизнь и отвечает за нее во времени и в вечности. Если ты захочешь, как говорится, “пожить для себя”, или просто бездумно плыть по течению, - ты поживешь для себя. Только помни, что при этом ты сознательно топчешь свое будущее, которое, придет время, грозно обрушится на тебя. Зло не перестает быть злом оттого, что оно многим нравится, и Закон Божий не теряет своей власти над нами оттого, что многие его не выполняют. Ты свою жизнь живешь первый раз, но до тебя прожили миллиарды людей, которые оставили свой опыт. Есть опыт положительный, высокий, а есть трагический, просто катастрофический. Зачем же повторять его?

Расчет некоторых на то, что я сейчас поживу “в удовольствие”, а потом покаюсь - самообман. Грех - как наркотик. Человек, попавший однажды на этот страшный крючок, соскочить с него самостоятельно уже не может, его “ломает”. Потворство своим страстям все больше развивает их, и они становятся источником мучения для человека в этой жизни, а особенно в будущей загробной, где уже не будет возможности их удовлетворять...

А начинается все с малого. Поэтому никогда не вступай на стези греха, в борьбе с грехом не допускай никаких компромиссов, никаких уступок. Будь строга к своим желаниям и безжалостна к себе.

Не ищи совершенства в земном: его там не найдешь и скоро разочаруешься. Только жизнь духа позволяет достичь совершенства, потому что эта жизнь никогда не кончится, и цель ее и Совершитель – совершенный Бог.

Не люби мира, не прельщайся его обманчивым блеском, его пустыми удовольствиями, которые питаются грехом. В мирских, плотских удовольствиях нет подлинной радости, а есть только изматывающее возбуждение нервов, краткое опьянение, которое лишь усиливает тоску греховной жизни. Земные развлечения только заглушают скорбь, но не истребляют ее: они умолкли, и скорбь снова начинает действовать с большей силой. Лишь когда перед взорами ума открывается неизмеримая вечность, земная жизнь начинает казаться кратким странствованием, а ее счастье и несчастье – маловажными и ничтожными. Все неровности земной жизни сглаживаются, уравниваются созерцанием вечности.

Так что не будь мученицей за ложную веру, страдающей за мечтание и призрак. Будь мученицей за правую веру.

Но без помощи Божией устоять в борьбе с грехом невозможно. Только Бог может очистить нашу душу от страстей и оградить человека извне на путях его жизни. Поэтому, повторю, по возможности чаще прибегай к молитве, пусть и самой краткой – “Господи, помилуй!”, “Господи, помоги!” Без молитвы жизнь мрачна и полна преткновений, и уже в молодом возрасте она, по сути, движется вниз. У молящегося же человека, устремленного к небу, совсем иное качество жизни.

Кроме молитвы, важнейшим средством, благодатным источником укрепления душевных сил в борьбе со страстями является Таинство исповеди, и особенно величайшее из Таинств – Таинство Святого Причащения.

Из всего сказанного можно вывести несколько простых истин:

1. Человек – существо падшее. Поэтому далеко не все, чего нам хочется и что нравится, – хорошо и полезно.

2. Счастье и грех – понятия взаимоисключающие.

3. Победить грех можно только с помощью Божией.

В завершение письма, приведу слова одного автора начала ХХ века:

“Любовь, честная, хорошая любовь юных сердец - это драгоценный дар Творца, данный человеку, как великое счастье и радость жизни, и к этому дару надо относиться бережно. А между тем, часто люди теряют этот дар благодаря небрежному или легкомысленному обращению с ним. Сколько зла приносит обычное среди молодежи любострастное ухаживание друг за другом, вся эта вольность взаимных отношений, зажигающие и ни к чему не обязывающие поцелуи, кокетливая игра на чувствах, иногда очень опасная и воспламеняющая! Чистое золото искренней любви разменивается здесь на грязные пятаки волокитства, и это очень грустно... Грубеет постепенно сердце в нездоровых возбуждениях флирта, и уже не можете вы более любить искренно, хорошо, беззаветно и чисто.

Наступает, между тем, момент, когда на жизненном пути вам встречается, наконец, хороший человек, о котором вы давно мечтали, которому хотелось бы отдать все ваше сердце, человек, способный составить счастье всей вашей жизни, вполне достойный вашей любви… И с ужасом замечаете вы, что уже не можете любить, что любить вам нечем: сердце износилось, сердце истрепалось, сердце неспособно к глубокому, прочному чувству. И как больно, оглянувшись назад, на свое прошлое, видеть, что чистое, яркое, большое счастье любви променяно на грязь сомнительных наслаждений. И помочь горю почти уже нельзя. Можно лишь с тоскливым вздохом сказать: "А счастье было так возможно, так близко!"

Итак, берегите сердце! Берегите юную любовь! Она нежна, эта любовь, как благоухающий лепесток лилии, который так легко запачкать и замять грубыми руками!..”

N, я желаю тебе благословенной чистоты и настоящей любви, которая не станет разменной монетой ни для низменных удовольствий, ни для душевного комфорта, ни в соображениях карьеры и житейского благополучия.

А.

2007


Еще по теме (1)
Еще по теме (2)
Еще по теме (3)
Еще по теме (4)
Еще по теме (5)
Еще по теме (6)












Если Вам помог наш сайт, Вы можете сделать пожертвование на его развитие
Яндекс 410011770569054
WebMoney R292901736529
Любые пожертвования принимаются с благодарностью!


Hosted by uCoz