Поступок Торо вызывает у меня чувство уважения: Торо, презрев все блага мира сего, ушел жить на природу, сам выращивать себе еду. Если честно, меня вдохновляет пример Торо, и я бы даже попробовала что-то подобное при условии, что у меня будет домик где-то в тихом живописном месте, однако очень тяжело и рискованно выращивать самому продукты питания, так как, как и Торо, можно поначалу провалить эту задачу.
Когда Торо жил в том домике у озера, он как никогда был близок с природой, и поэтому произведение наполнено мыслями о природе, вот одна из них: "Земля - не осколок мертвой истории, не пласты, слежавшиеся, как листы в книге, интересные для одних лишь геологов и антиквариев; это - живая поэзия, листы дерева, за которыми следуют цветы и плоды; это - не ископаемое, а живое существо; главная жизнь ее сосредоточена в глубине, а животный и растительный мир лишь паразитируют на ее поверхности. Ее могучие движения исторгнут наши останки из могил. Можете плавить металлы и отливать их в красивейшие формы; ни одна не вызовет у меня того восторга, который я испытываю при виде форм, в какие льется расплавленная земля. И не только она, но и все, на ней существующее, пластично, как глина в руках горшечника".
Необычные, дерзкие, восторженные слова о земле, которые, как мне кажется, имеют, в какой-то мере, спорный характер, но именно таким вызывающими, необычными для нас образами и идеями Торо привлекает наше внимание к тому, что земля могуча, земля прекрасна, земля живая, земля воздаст нам за весь тот вред, что мы ей наносим (сейчас это очень важная тема в нашем обществе).
В произведении также есть наблюдения на жизнью животных, например, следующее: "С приближением весны рыжие белки стали попарно забираться ко мне под дом, располагаясь прямо у меня под ногами, когда я читал или писал, и начинали самое удивительное цоканье, журчанье, чириканье, и прочие вокальные пируэты; если я топал ногой, они только еще громче чирикали, в своем безумии словно позабыв страх и уважение и бросая вызов всему человечеству. Знать ничего не хотим - цок, цок! Они были глухи к моим доводам или не находили их убедительными и отвечали забавнейшей бранью". Я очень люблю белок и, когда мы были в Ноттингеме, я получала огромное удовольствие и психологическую разгрузку, наблюдая за этими милыми созданиями, особенно когда они подбегали совсем близко к нам.
Интересно также наблюдение Торо за внутренней жизнью и её сравнение с водными потоками: "Наша внутренняя жизнь подобна водам реки. В любой год вода может подняться выше, чем когда-либо, и залить изнывающие от засухи нагорья; может быть, именно нынешнему году суждено быть таким и утопить всех наших мускусных крыс (*321). Там, где мы живем, не всегда была суша. Далеко от моря и рек мне встречаются берега, некогда омывавшиеся водой, до того, как наука начала описывать каждый паводок".
Я скорее соглашусь с таким водным образом, хотя я бы добавила, что хотя бы маленький ручеек должен течь постоянно. И если в понятие "внутренняя жизнь" включить религиозное стремление к очищению от грехов, к воспитанию в себе добродетелей, первая из которых есть любовь, то поток должен быть непрестанным. Да, иногда внутри нас течет полноводная река, но очень часто, если мы не подпитываем эту реку своими усилиями/трудом, настает период засухи, но и его можно преодолеть, уповая на помощь Божию и прося Его о помощи.
+++
Сообщение отредактировал readeralexey - Пятница, 25.12.2020, 20:59
Книга Генри Торо «Уолден, или Жизнь в лесу» основана на его дневниках, которые он вел, живя в уединении в лесу. Писатель построил небольшую хижину на земле близ Уолденского пруда, принадлежавшей его другу Эмерсону, где он прожил чуть больше 2 лет.
Торо пишет в «Уолдене»: «Я хотел погрузиться в самую суть жизни и добраться до ее сердцевины, хотел жить со спартанской простотой, изгнав из жизни все, что не является настоящей жизнью». И именно это он и сделал, и уже само название «Жизнь в лесу» прекрасно описывает суть книги. «Уолден» повествует о простой жизни в уединении. Торо обходится только самым необходимым, мало общается с людьми (но все же общается, например, к нему приходят в гости друзья) и много созерцает природу вокруг себя, например, тот самый Уолденский пруд.
Одной из важных тем «Уолдена» является критика капиталистической, потребительской философии. Писатель говорит о том, что люди слишком много работают, а ведь нам нужно совсем немногое. Он говорит, что на лишние деньги можно купить только лишнее. «Много пыли подымает человек, когда умирает», — говорит Торо, под «пылью» имея в виду имущество. Ярким символом такой «пыли» становится сушенный солитер. Торо показывает, что на самом деле человеку в жизни необходимы только самые простые вещи и те в небольшом количестве: еда, кров, одежда.
++
Сообщение отредактировал salomiagudova - Пятница, 16.12.2022, 14:18
Пример Торо действительности не может не восхищать и не вызывать уважения. Он реализовал то, о чем в той или иной мере мечтает практически каждый из нас. Лично я не раз и не два задумывался о такой жизни, которую прожил Торо за эти два года и два месяца на берегу Уолденского пруда. Однако, устроить такую жизнь в наше время довольно сложно, и я говорю не о недостатке опыта в общении с дикой природой (я довольно много знаю об агрономии и животноводстве), а о том, что написал Торо буквально на первых страницах "Уолдена" : "Двенадцать подвигов Геракла кажутся пустяками в сравнении с тяготами, которые возлагают на себя мои ближние". Очень сложно сбросить с себя груз наложенной на нас обществом и самими собой ответственности, который мы как Сизиф каждый день с завидной упорностью катим в гору цивилизации. Однако, я не имею права об этом судить, так как тоже не лишен этой участи. Но Торо, избавившийся от этого камня, и спустившийся с горы в полной мере описал и осудил подобный образ жизни. Его мысли по этому поводу можно выписывать и вешать себе на стену как напоминание о том, что человек большую часть времени попросту упускает суть жизни. Но не о них я бы сейчас хотел поговорить, а о нескольких цитатах, направленных на немного другие аспекты жизни и мироздания.
И первая из таких цитат, если вдуматься, поражает меня чувством масштаба вселенной и при том ее единства: "Какие далекие и непохожие друг на друга существа, живущие в разных обителях вселенной, одновременно созерцают одну и ту же звезду!"
Также, меня поразило следующее высказывание: "Природа приспособлена к нашей слабости не менее, чем к нашей силе". Оно по смыслу созвучно с тем, что Иисус Христос говорил свои ученикам: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их".
И наконец та мысль, которая с новой силой прозвучит и развернется спустя сотню лет в произведении другого американского автора Чака Паланика: "А когда фермер становится владельцем дома, он может оказаться не богаче, а беднее, потому что дом завладевает им".
++++
Сообщение отредактировал alekssander-com29 - Среда, 21.12.2022, 17:23
Встретились ли в "Уолдене" мысли / отрывки, которые захотелось выписать?
С одной стороны, можно сказать, что Торо совершил безумный поступок, решив отказаться от всех благ цивилизации, уйдя жить в лес, словно отшельник. Однако с другой стороны, за неординарным поступком писателя скрываются мудрые мысли.
Торо стремится к познанию истинного смысла жизни. Он не хочет тратить впустую ни одного дня. «Тратить впустую», с точки зрения Торо, — это жить искусственной жизнью, механически исполняя свой долг, служа целям других людей. Писатель удивляется: «А ведь находятся безумцы, которые отправляются на край земли, в дикие местности с нездоровым климатом, и торгуют там 10 и 20 лет ради того, чтобы потом доживать свой век - то есть сохранять в себе тепло - в Новой Англии». Так и многие люди ходят на работу каждый день, только чтобы заработать себе на пенсию, и думают, что это естественно. Однако по утрам, открыв глаза, понимают, что не хотят просыпаться и начинать этот день, ведь то дело, на которое они тратят свои лучшие годы, не приносит им счастья, морального удовлетворения. При этом все их радостные мысли сосредоточены либо на прошлом (как хорошо было в детстве), либо на будущем (куда поехать в отпуск). Торо же предлагает ценить настоящее, ценя каждую прожитую минуту: «В любую погоду, в любой час дня или ночи я стремился наилучшим образом использовать именно данный момент и отметить его особой зарубкой; я хотел оказаться на черте, где встречаются две вечности: прошедшее и будущее, - а это ведь и есть настоящее, - и этой черты придерживаться». Это стремление близко и мне. Не хочется воплощать представленную выше картину в своей жизни, тратить драгоценное время лишь на удовлетворение материальных потребностей. Хочется быть действительно свободным и «жить разумно». Да, трудиться надо обязательно, но, когда за повседневными трудами нет времени даже подумать о своей духовной жизни, пора что-то менять.
Еще одна интересная мысль Торо заключается в следующем: «… способности человека до сих пор никем не измерены, и мы не можем судить о его возможностях по тому, что им до сих пор сделано, - ведь испробовано так мало». Эта фраза вдохновляет меня. Не могу согласиться с Торо в том, что старшее поколение совсем ничему не может нас научить, что ни один совет не может быть полезным, однако писатель возлагает надежды на личный опыт. А ведь действительно, нам дано столько талантов, многие из которых остаются нераскрытыми, что поистине страшно. Нужно не бояться, пробовать себя в новом, искать, не останавливаться на достигнутом; если ошибся, признавать это и двигаться дальше, — вот, к чему призывает нас Торо.
Насколько вас вдохновляет и убеждает личный пример Торо?
Безусловно, я не могу не уважать решение автора на себе испытать все прелести и тяготы жизни на лоне природы, самостоятельности в её наивысшем проявлении. Однако сама я не стала бы ставить над собой такие эксперименты. Пусть Э. Б. Уайт (американский писатель и эссеист) и пишет об опыте Торо, что это "бой с природой" и о романе, что это "отчёт о человеке, раздираемом двумя мощными и противоположными побуждениями — желанием наслаждаться миром и стремлением привести мир в порядок", я скорее останусь в стороне от подобных экспериментов. Мне сложно привести в порядок даже собственный маленький мирок комнатки общежития, не говоря уже о том, чтобы создать что-то с нуля. Во мне желание наслаждаться миром явно пересиливает желание что-то в нем менять.
Встретились ли в "Уолдене" мысли / отрывки, которые захотелось выписать?
Есть цитата, которая меня очень тронула и даже задела за больное. Её следует печатать на всех паспортах, свидетельствах о рождении и школьных аттестатах. Вот эта цитата: "Если человек не шагает в ногу со своими спутниками, может быть, это оттого, что ему слышны звуки иного марша? Пусть же он шагает под ту музыку, какая ему слышится, хотя бы и замедленную, хотя бы и отдаленную. Необязательно, чтобы он достиг полного роста в тот же срок, что яблоня или дуб. Зачем ему превращать свою весну в лето?" Общество диктует нам необходимость достигать определённых высот в определённый возраст. Если ты не в школе к 7, не в ВУЗе к 18, не на работе к 21 и не завёл семью к 30, то что-то с тобой не так. Но каждый человек индивидуален. В попытке подстроиться под чужой марш, мы ломаем свой ритм, искусственно меняем привычные движения, прекрасные в своей самобытности, а если не делаем этого - то за нас это делают окружающие. Безусловно, необходимость расти стимулирует, но мы растём, когда у нас есть мотивация и ресурсы. И нет ничего плохого в том, чтобы расти в своём темпе. Я очень благодарна Торо за то, что он сказал об этом.
+++ EkaterinaDolzhenkova
Сообщение отредактировал katyadorniak - Понедельник, 18.12.2023, 22:24
Мне показались родными рассуждения об одиночестве. В общем-то "одиночество" - у нас в голове: "Никогда еще я не чувствовал себя одиноким, никогда не бывал подавлен чувством одиночества, и только однажды, через неделю-другую после моего переселения в лес, я на какой-нибудь час усомнился в том, возможна ли безмятежная и здоровая жизнь без тесного общения с людьми. Мне было неприятно оказаться одному".
На самом деле его нет. Либо нам хорошо самим с собою - либо нет. По-другому быть не может: "Но я чувствовал, что это было болезненное состояние, и уже предвидел, что оно пройдет. Среди этих мыслей, под шум тихого дождя, я внезапно ощутил - в падении дождевых капель, в каждом звуке и каждом предмете вокруг дома - нечто бесконечно дружественное, и это меня поддержало; воображаемые преимущества человеческого общества показались мне незначащими, и с тех пор я больше о них не думал".
Очень важно, что природе уделяется такое большое внимание. На собственном опыте могу сказать, что она обладает поистине целебными свойствами, возвращает нас вновь в Рай, который мы утратили.
Какие наблюдения над природой показались интересными / близкими / созвучными вашим собственным? “Кто не помнит, с каким интересом мы рассматривали в детстве нависшую скалу и все, что напоминало пещеру? Это проявлялся еще живущий в нас инстинкт наших далеких первобытных предков.” - Интересная мысль. Каждую зиму в моём дворе дети выкапывают в сугробах пещеры, но я никогда не думала, что так проявляется первобытный инстинкт.
Встретились ли в "Уолдене" мысли / отрывки, которые захотелось выписать? “Люди больше хлопочут о модном, или хотя бы чистом и незаплатанном платье, чем о чистой совести.” - К этой цитате нечего добавить.
Сообщение отредактировал marie05052001 - Пятница, 22.12.2023, 16:04
Насколько вас вдохновляет и убеждает личный пример Торо?
В примере "Жизни в лесу" меня вдохновляет стремление к "настоящей жизни", а также ограничение себя в комфорте, "благах цивилизации" ради освобождения от них; действительно, мы очень зависим от того, что упрощает нашу жизнь. Ради такого ощущения свободы я бы хотела пожить вдали от большого города, в простых условиях, с минимальным количеством вещей, но я бы не смогла отказаться от человеческого общества. Мне кажется, нет ничего более естественного для человека, чем общение с широким кругом людей, и даже в противопоставлении города и сельской жизни/природы есть что-то навязанное нам культурой: город так же естественен, это место, где люди собирались для общения, торговли, работы, им хотелось селиться рядом и взаимодействовать с другими. Нужно не только принимать посетителей, но и выходить "в мир".
Сам призыв "жить разумно" мне кажется важным и необходимым в современном обществе, где мы не видим жизни не только за суетой рабочих будней и нашего непосредственного окружения, но и за огромным потоком информации, развлечений, шума, от которого действительно хочется скрыться в лесу. Впрочем, такой была и реальность во время Торо: "По утрам новости так же необходимы им, как завтрак. "Скажите мне, что нового случилось с кем-нибудь, где-нибудь на нашей планете?" - и вот за утренним кофе с булочкой человек читает, что кому-то на реке Вахито сегодня выбили глаза, и не думает при этом, что сам живет в глубокой и темной мамонтовой пещере нашего мира и сам еще не прозрел."
Встретились ли в "Уолдене" мысли / отрывки, которые захотелось выписать?
"У рабочего нет досуга, чтобы соблюсти в себе человека, он не может позволить себе человеческих отношений с людьми, это обесценит его на рынке труда. У него ни на что нет времени, он - машина." Я замечаю за собой, что иногда начинаю принимать решения только исходя из того, "обесценит ли это меня на рынке труда", даже когда "обесценивающее" решение могло бы быть полезным для меня и других, привести к более творческому труду. В такие моменты я перестаю думать о том, хочется ли мне быть товаром, причем именно на этом рынке, и только боюсь, что не смогу себя "продать". Так и с распределением времени; когда я отказываюсь от того, что должна или хочу сделать, потому что у меня "нет времени" из-за работы, мне кажется, что сама отнимаю у себя человечность. "Взгляните, как он дрожит и ежится, как вечно чего-то боится, - он не бессмертен и не божествен, он раб и пленник собственного мнения о себе, которое он составил на основании своих дел."
"Я не хочу умалять заслуги филантропов, я лишь требую справедливости в отношении тех, кто благодетельствует человечество самой своей жизнью и трудом. [...] Мне нужен от человека его цвет и плоды; мне нужно чувствовать его аромат, и общение с ним должно иметь приятный вкус спелого плода. Доброта его не должна быть частичным и преходящим актом, но непрерывным, переливающим через край изобилием, которое ничего ему не стоит и которого он даже не замечает. [...] Мы должны бы делиться с людьми мужеством, а не отчаянием, здоровьем и бодростью, а не болезнями, а их стараться не распространять." Мне кажется очень правильным представление о доброте человека как об "изобилии", которое сопровождает его постоянно во всем, в труде, общении, отдыхе. "The Christian shoemaker does his Christian duty not by putting little crosses on the shoes, but by making good shoes". Чем больше я встречаю таких людей, делящихся мужеством и бодростью, тем больше мне хочется быть на них похожей.
Несколько цитат, к которым я не могу ничего добавить, поэтому за спойлером:
"Мы теперь не останавливаемся на краткий ночлег, мы осели на земле и позабыли о небе. Мы восприняли христианство лишь как улучшенное землеустройство. На этом свете мы выстроили себе фамильный особняк, а для того света - фамильный склеп. Лучшие произведения искусства стремятся выразить борьбу человека против этого рабства, но воздействие искусства сводится к украшению нашей низкой доли и заставляет забывать о высшей."
"Мы очень спешим с сооружением магнитного телеграфа между штатами Мэном и Техасом; ну, а что, если Мэну и Техасу нечего сообщать друг другу? [...] Неужели главная цель в том, чтобы говорить побыстрей, а не в том, чтобы говорить разумно?"
"Мы живем низменной жизнью, мы необразованны и безграмотны; ив этом отношении я, признаюсь, не делаю большого различия между безграмотностью тех моих земляков, которые не знают азбуки, и безграмотностью тех, кто выучился читать лишь для того, чтобы читать книги для детей и слабоумных. Мы должны стремиться сравняться с достойными людьми древности, а для этого надо прежде всего узнать об их деяниях. Но мы - мелкая порода, и наши духовные взлеты ограничены столбцами ежедневных газет."
++++
Сообщение отредактировал sophianesterenok - Среда, 11.12.2024, 01:56
Насколько вас вдохновляет и убеждает личный пример Торо?
Почему-то мне кажется, что совсем не обязательно уходить в лес для того, чтобы учиться отказываться от тяжелой привязанности к окружающим нас вещам и людям; есть для этого способы куда ближе: когда просят о чём-то -- помочь, от души поделиться чем-то, что, может быть, нужно и самому, отпускать вещи, не сомневаясь. Если есть сомнения, то уметь так же легко сказать "нет", а внутри продолжать работу, чтобы в следующий раз сказать "да", и легко отказываться также и от навязчивой самоуничижительной мысли о собственной "чрезмерной привязанности ко всему земному", в малом каждый раз стремясь к легкости обращения со всеми "объектами собственности". Пример Торо для меня выглядит скорее как идеалистичная, нереальная сказка, чем как что-то, что можно принять за убедительное или чему можно было бы следовать. Хотя бы просто по причине того, что я живу в обществе и всё-таки хочу принести какую-то пользу активным с ним взаимодействием.