Форум »
Английская литература »
Средние века и Ренессанс »
Средневековый театр »
Средневековый театр
Это форум для студентов вуза. Участие сторонних пользователей не предусмотрено.
|
Средневековый театр - Страница 2 - Форум
Средневековый театр
| |
readeralexey | Дата: Воскресенье, 06.12.2020, 14:46 | Сообщение # 1 |
 Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Сообщений: 575
Статус: Offline
| Хотели бы вы оказаться среди зрителей средневекового театра?
Сохраняют ли религиозные пьесы Средневековья какой-либо интерес, кроме исторического? Если да, то в чем он?
Как вы думаете, почему в православных странах религиозный театр не получил распространения?
Какая пьеса / эпизод из прочитанного запомнились и почему?
|
|
| |
runovasveta2005 | Дата: Воскресенье, 01.06.2025, 10:32 | Сообщение # 16 |
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 44
Статус: Offline
| Хотели бы вы оказаться среди зрителей средневекового театра? Мне было бы интересно посмотреть на то, как сцены ставились с технической точки зрения: как были устроены декорации, костюмы, был ли какой-нибудь аналог спецэффектов для того, чтобы показывать трудно совместимые с реальностью вещи т.д. Особенно это касается мистерий. Интересно было бы посмотреть, как каждый из цехов творчески подходил к созданию реквизита, как в целом исполнялись пьесы обычными людьми, а не профессиональными актерами. Да и манера игры тогда в целом, скорее всего, отличалась от той, что мы наблюдаем в современном театре. Вообще любое театральное действие в далеком прошлом – для современного человека одна большая загадка, ведь мы никогда не узнаем, как это происходило, все, что мы имеем – это лишь текст пьесы. Поэтому то же самое я могу сказать и про античный театр, и про театр эпохи Марло и Шекспира.
Сохраняют ли религиозные пьесы Средневековья какой-либо интерес, кроме исторического? Если да, то в чем он? Думаю, что да, потому что любой художественный текст можно по-новому интерпретировать в современном литературном творчестве. Что уж говорить о драматургии, где фантазия режиссера совершенно не ограничена в том, как пьесу можно поставить на сцене. Я думаю, что средневековые пьесы имеют такое же право на последующую репрезентацию, как и пьесы Шекспира. Более того, мне кажется, что это было бы крайне интересной творческой задачей для современного драматурга переработать средневековую пьесу так, чтобы она была интересна современному зрителю, но при этом сохранила свою аутентичность и предназначение.
Как вы думаете, почему в православных странах религиозный театр не получил распространения? Я в некоторой степени с этим не согласна. Да, безусловно, полного аналога литургической драмы у нас нет, однако и в православном богослужении присутствуют элементы театральности, то есть, изображения эпизодов из Священного Писания. В пример уже был приведен чин омовения ног в Великий четверг. Сюда же я бы отнесла чин погребения плащаницы. Постановки на различные библейские и евангельские сюжеты часто ставятся в воскресных школах. В таких постановках, кстати, много общего с жанрами средневекового театра, например, с моралите. Сейчас это, безусловно, элемент в большей степени детского творчества, однако такие явления до сих пор существуют. К религиозным постановкам можно отнести и так называемый вертеп: маленький спектакль, основанный на евангельском сюжете о Рождестве Христовом – достаточно старая традиция, которая до сих пор в той или иной степени поддерживается. Думаю, что причина, по которой религиозный театр не получил широкого распространения в православной церкви, кроется, прежде всего, в том, что православие – наиболее консервативное из всех течений христианства. Ранняя церковь не признавала театра, потому что для нее он ассоциировался с язычеством, и восточная традиция, в рамках которой развивалось православие, в наибольшей степени сохранила эти тенденции, чем западная.
Какая пьеса / эпизод из прочитанного запомнились и почему? Мне больше всего запомнилось моралите «Everyman», то есть, сюжет об обычном человеке, вставшем на неправильный путь, но в конце, все-таки, приходящем к покаянию. Герой пьесы взаимодействует с персонифицированными абстрактными категориями, такими, как грех, совесть, природа, смерть и т.д. Интересно то, как на сцене можно было аллегорически показать эти категории с помощью различных внешних средств. К примеру, Скупость выходила в лохмотьях и с мешком золота, Себялюбие ходило с зеркалом. Также сюжет подобного плана находит свое отражение в поздней литературе: например, в «Трагической истории доктора Фауста» К. Марло явно присутствуют черты жанра моралите.
|
|
| |
mariablansh | Дата: Среда, 11.06.2025, 17:03 | Сообщение # 17 |
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 40
Статус: Offline
| Хотели бы вы оказаться среди зрителей средневекового театра? Предполагаю, это был бы интересный опыт. Средневековый театр больше направлен на строгость, религиозность, на та, чтобы наглядно рассказать людям, в том числе малообразованным, о нравственности, чем античный театр. Честно признаюсь, сначала я хотела бы побывать зрителем античного театра, чтобы было, с чем сравнивать. Всегда было интересно, как создавались спецэффекты тысячи лет назад.
Сохраняют ли религиозные пьесы Средневековья какой-либо интерес, кроме исторического? Если да, то в чем он? Эти пьесы ведь писались с ориентацией на среднестатистического зрителя того времени, соответственно, в определенной степени по ним мы можем судить о культуре, чувстве юмора, эрудированности и традициях народа. Можно посмотреть, как в Средневековье трактовались библейские сюжеты, узнать о степени религиозности народа и о видении мира в целом.
Как вы думаете, почему в православных странах религиозный театр не получил распространения? Любопытен тот факт, что часто именно нечисть, как персонаж, вызывала у людей смех, вставляя реплики невпопад, становясь ярким и любимым персонажем, что само по себе неправильно с точки зрения веры. В западной традиции, возможно, подобные спорные моменты не считались важными, но в нашей стране религиозный театр не прижился, к счастью. Кроме того, мне кажется, трудно не перейти грань, разыгрывая представление, основанное на Библейском сюжете, не скатившись в богозульство, ведь люди творческие любят все переделывать на свой лад, так как они "видят". В Средневековом театре также были передвижные повозки со сценой, позволявшие актерам гастролировать. Если взять в рассмотрение Средневековую Россию, в наши зимы, по нашим дорогам да на повозках далеко не уедешь.
Баушова М.
|
|
| |
claudholloway | Дата: Среда, 18.06.2025, 15:52 | Сообщение # 18 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 36
Статус: Offline
| Хотели бы вы оказаться среди зрителей средневекового театра? Определённо да, потому что театр сейчас и театр в средневековье это совершенно разные вещи. Я сама имею отношение к театру и представляю, как устроен закулисный мир, так что мне было бы очень интересно посмотреть на то, как реализовывались представления в те времена, какими были реквизит, костюмы, техническое оснащение сцены и прочее.
Сохраняют ли религиозные пьесы Средневековья какой-либо интерес, кроме исторического? Если да, то в чем он? Я думаю, что определённо сохраняют, потому что темы религиозных пьес (грех, искупление, спасение души) совершенно не теряют своей актуальности и могут быть реализованы и на современной сцене с новым режиссёрским подходом.
Как вы думаете, почему в православных странах религиозный театр не получил распространения? Мне кажется так получилось потому, что театр как наследие античности мог восприниматься как что-то языческое и ассоциироваться с языческими обрядами и ритуалами. Да и в целом в православной традиции никогда не было традиции религиозных постановок, характерной для западного христианства, и из-за достаточной консервативности православия такой театр не получил популярности. А если говорить про современность, то понятно, что массового зрителя сейчас не привлекают постановки с ярко выраженными религиозными мотивами.
Мария П.
|
|
| |
solkinaanna57 | Дата: Среда, 18.06.2025, 22:26 | Сообщение # 19 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 31
Статус: Offline
| Хотели бы вы оказаться среди зрителей средневекового театра?
Да, мне бы очень хотелось оказаться среди зрителей средневекового театра. Мне близка идея того, как такие представления соединяли веру и простую жизнь, как в них было место и для библейских историй, и для человеческих слабостей, и для смеха. Всё это — не из книжки, не из зала с кулисами, а прямо на улице, перед живыми людьми, среди шума и запахов города. Я бы, наверное, стояла в толпе где-нибудь сбоку — так, чтобы всё видеть, но чтобы никто не смотрел на меня. Я люблю наблюдать, вглядываться, переживать — но не люблю быть в центре внимания. Сцена мне одновременно интересна и страшна. Думаю, я бы смотрела с большим вниманием: зацепилась бы за мелкие детали, запомнила бы выражения лиц, слова, жесты. И потом долго об этом думала. Мне кажется, такой театр мог бы многое во мне зацепить: и чувство справедливости, и сострадание, и страх, и желание понять, почему люди ведут себя так, как ведут. Будь я в средневековье, точно бы не смогла пройти мимо театрального выступления.
Как вы думаете, почему в православных странах религиозный театр не получил распространения?
Я думаю, причины этого связаны богословием, культурной традицией и в целом с восприятием искусства. В православии принято иконопочитание. Икона воспринимается как особый, священный образ, через который верующий соприкасается с духовной реальностью. Театр же, особенно драматический, предполагал игру, притворство, то есть воплощение священного в актёре. А это — почти кощунство с точки зрения православной традиции. Показывать Бога, Иисуса, Богородицу на сцене — значит не только изображать, но и присваивать себе их образ. А это опасно — и для актёра, и для зрителя. К тому же, православие больше делает акцент на внутреннем переживании, а не на внешнем представлении.
|
|
| |
vvecheslova | Дата: Четверг, 19.06.2025, 01:52 | Сообщение # 20 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 17
Статус: Offline
| Хотели бы вы оказаться среди зрителей средневекового театра? Несомненно, это был бы более чем увлекательный опыт. Как минимум из-за того, что средневековый театр был не менее зрелищным, чем современный: использовались различные спецэффекты в виде адского огня, к примеру, а так же полëты ангелов. Порой особо впечатлительным людям даже рекомендовали не ходить на некоторые представления, так как эффекты действительно были внушающими и некоторым могло показаться, к примеру, что на сцене появились настоящие черти и т. д. Помимо прочего, сама игра актëров была яркой и эмоциональной. В целом атмосфера во время просмотров спектаклей наверняка была уникальной. Проблема была только в длительности, так как мистерии могли длиться целый день, плюсом ко всему язык и символика для современного человека могут оказаться непонятными.
Сохраняют ли религиозные пьесы Средневековья какой-либо интерес, кроме исторического? Если да, то в чем он? Да, сохраняют. Во-первых, данные пьесы могут сохранять интерес религиозный, так как они отражали восприятие веры средневековым человеком. Во-вторых, театральный интерес: пьесы оказали влияние на Шекспира.
Как вы думаете, почему в православных странах религиозный театр не получил распространения? В первую очередь церковь с подозрением относилась к театральным представлениям, так как театр сам по себе берёт свои корни ещё во время античности, когда процветало язычество. Вместе с этим всё же больше внимания уделялось иконописи и песнопениям, нежели сценическому действию. Да и сама по себе литургия достаточно драматична и несëт в себе символизм, так что отдельный театр для этого кажется излишним.
|
|
| |
kseniaoni2159 | Дата: Четверг, 19.06.2025, 16:19 | Сообщение # 21 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 11
Статус: Offline
| Я бы с интересом посмотрела средневековое театральное представление. Для меня как филолога и православного христианина важно узнать, как тогда воспринималась вера, как она передавалась через искусство, какие образы использовались для воспитания духовных чувств людей. Безусловно, религиозные пьесы Средневековья сохраняют интерес не только как памятники истории, но и как художественные и духовные произведения. Через них можно понять духовную жизнь простых людей того времени, изучить их образ мышления, их представления о добре и зле, о Боге и человеке. Я считаю, их полезно изучать и в личных целях воспитания души, поскольку эти пьесы содержат наглядное развитие идей спасения, покаяния, христианского милосердия, которые актуальны всегда. Таким образом, их изучение не только позволяет рассуждать о духовной культуре и религиозном мировоззрении Средневекового европейца, но также побуждает к размышлению о нашей собственной вере и духовном пути. В странах православного мира религиозный театр не получил и не мог бы получить распространения, потому что в православии отсутствует необходимость сценического изображения религиозных сюжетов. Православный христианин в любую эпоху погружается в действие библейских сюжетов через участие в богослужении. Развитая литургическая традиция исключает возможность воспроизведения священных сюжетов вне ковчега их ортодоксального святоотеческого трактования. Религиозный театр, распространенный в Средние века в Европе, хотя и, несомненно, зрелищный, и вероятнее всего, имеющий и не противоречащее церковной традиции выражение сакральных образов, никогда бы не смог развиться на земле строгих религиозных взглядов, поскольку вне канона очень легко впасть в богохульство, что православный народ бы не допустил. Из прочитанного мне запомнилась мистерия «Сошествие Святого Духа» гильдии горшечников, потому что в ней пятью апостолами ярко передается ликование, которое они испытали, когда в день Пятидесятницы Бог «огненные языки раздал, Он к единению всех призвал». Апостолы рады своей доле, они понимают, что им предстоит трудный путь, даже «битва с врагом», но радуются тому, что теперь могут поделиться мудростью со всей землей. Их подбадривает пение сонма ангелов, которое они слышат над своими головами, они уверены, что каждый их шаг теперь призрен Богом. Читатель, а тем более зритель, из-за высокой степени выразительности диалога в этом эпизоде будет преисполнен радости и разделит с апостолами гордость за христианское учение.
|
|
| |
lizaserdyuk06 | Дата: Четверг, 19.06.2025, 21:50 | Сообщение # 22 |
 Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 24
Статус: Offline
| Хотели бы вы оказаться среди зрителей средневекового театра? Да, это был бы интересный опыт. Но впечатления были бы странные и неоднозначные. Ведь это далеко не кинотеатр с удобными сидениями или наш современный театр. Представления шли часами под открытым небом на площадях. Люди стояли и наблюдали за действиями актеров. Но зато зрелище наверняка было грандиозным! Думаю, мне больше было бы интересно посмотреть на зрителей в средневековом театре. Просто узнать, как они воспринимали эти спектакли. Потому что я, скорее всего, уже через пару часов бы устала от шума и давки.
Сохраняют ли религиозные пьесы Средневековья какой-либо интерес, кроме исторического? Если да, то в чем он? Да. Ведь они используют вечные темы. Темы любви, предательства, греха и покаяния - все они волнуют людей разных эпох. Все это актуально по сей день.
Как вы думаете, почему в православных странах религиозный театр не получил распространения? Я думаю, что главная причина в различном отношении к вере и искусству. Например, католики ставили (вроде, до сих пор ставят, но я не уверена) представления на Рождество в церкви. Церковь допускала это и разрешала, чтобы учить людей, и особенно детей, Библии. В православии же считали, что изображение Бога в спектаклях - это кощунство.
|
|
| |
busiginaliza00 | Дата: Четверг, 19.06.2025, 23:44 | Сообщение # 23 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 24
Статус: Offline
| С одной стороны, это уникальный шанс погрузиться в эпоху. Зрелищность мистерий с их "адскими пастями" и "райскими вратами", пусть и условная, должна была завораживать. Но с другой – длительность представлений (иногда дни), плотная толпа, вероятная антисанитария и жесткая дидактичность, подчиняющая все религиозной цели, заставляют задуматься. Сохраняют ли религиозные пьесы Средневековья интерес помимо исторического? Скорее да, чем нет. Во-первых, они – истоки европейской драматургии, демонстрируют рождение театра из литургии. Во-вторых, их вечные темы – борьба добра и зла, искушение, страдание, искупление, вопросы морали – остаются актуальными. Почему же в православных странах религиозный театр не прижился?Я думаю, причина в богословских различиях. Православие делало больший акцент на мистической, непостижимой сущности Бога и таинстве Евхаристии. Литургия сама по себе рассматривалась как высшее "действо", а театрализация священных событий вне ее контекста считалась потенциально кощунственной, излишне "очеловечивающей" божественное. Запрет на лицедейство (особенно в алтаре) был строже. Из прочитанного ярче всего запомнилась литургическая драма "Действо об Адаме".
|
|
| |
boriskorsun3 | Дата: Пятница, 20.06.2025, 13:32 | Сообщение # 24 |
 Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 60
Статус: Offline
| Хотели бы вы оказаться среди зрителей средневекового театра? Безусловно, мне бы хотелось оказаться среди зрителей средневекового театра – но лишь на время одного представления. С одной стороны, это уникальная возможность увидеть, как искусство существовало в условиях полного слияния с повседневной жизнью: когда сценами становились городские площади, актёрами – сами горожане, а библейские сюжеты воспринимались не как аллегории, а как живая реальность. С другой – современному человеку было бы трудно выдержать эту стихию надолго: многочасовые мистерии под открытым небом, смешение возвышенного и площадного юмора, отсутствие привычных нам театральных условностей. Однако именно в этой непосредственности и заключалась магия средневекового театра – зрители не наблюдали за действием со стороны, а становились его участниками, будь то литургическая драма в церкви или фарс на ярмарке. Сохраняют ли религиозные пьесы Средневековья какой-либо интерес, кроме исторического? Если да, то в чем он? Религиозные пьесы Средневековья сохраняют актуальность не только как исторический памятник. Прежде всего, они интересны как пример того, как искусство может делать сложные теологии понятными и эмоционально близкими. Когда в "Мистерии Страстей" простые ремесленники играли евангельские сцены, они фактически создавали "народную библию" – версию Священного Писания, доступную каждому. Сегодня эти тексты поражают своей психологической глубиной. Например, в пьесах о Распятии часто изображались страдания Девы Марии – тем самым средневековый театр открывал тему материнского горя задолго до её секуляризации в искусстве. А в комических эпизодах с чертями (неизменными героями мистерий) угадываются приёмы, которые позже использовали Мольер и даже Брехт. Главная же ценность этих пьес – в их удивительном балансе между сакральным и мирским. Они напоминают, что духовное может проявляться через грубоватую телесность, а смех – соседствовать с молитвой. В эпоху, когда религия часто либо превращается в сухую догму, либо полностью изгоняется из культуры, этот опыт особенно ценен.
|
|
| |
|
|