kekrineka | Дата: Пятница, 05.06.2020, 17:33 | Сообщение # 2 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 20
Статус: Offline
| Уильям Мейкпис Теккерей родился в семье, непосредственно связанной с Британской Ост-Индийской Компанией: и его отец, и его дед по материнской линии были её чиновниками. Поэтому будущий писатель родился в индийском городе Калькутта в 1811 году. В 4 года Уильям потерял отца, а затем на несколько лет лишился матери, так как был отослан в Англию на обучение и приобретение необходимых для джентльмена навыков. Сама же Энн Бечер повторно вышла замуж за майора Кармайкла-Смита, с которым вернулась на родину в 1819 году. Однако несмотря на столь долгое отсутствие матери в жизни Уильяма и её второй брак, будущий писатель не испытывал неприязни к своим родителям. Оба в дальнейшем стали его надёжными друзьями, которым он поверял тайны своего сердца, творческие планы и цели.
Учёба для Теккерея была безрадостна. Он сменил несколько школ, перед тем как поступить в известный Чартер-хаус в Лондоне, старинное учебное заведение, среди выпускников которого числились основоположники английской сатирико-нравоучительной литературы Дж. Аддисон и Р. Стил. Позже он напишет в «Книге снобов»: «Мудрость наших предков (которой я с каждый днем восхищаюсь все более и более), по-видимому, решила, что воспитание детей дело настолько неважное и незначительное, что почти всякий, носящий рясу и духовный сан, может за него взяться, вооружившись розгой…». В школе впервые проявились литературные таланты Уильяма. Однако Теккерей хотел стать художником, поэтому, бросив Кембридж, в 1832 году он отправился в Париж шлифовать своё мастерство и начал много путешествовать по континенту. Затем он стал иностранным корреспондентом для изданий, которыми заведовал его отчим.
Какое-то время Уильям не знал, кем ему быть – художником или писателем, так как его способности к рисованию были не хуже способностей к сочинительству. Ему принадлежат более 2000 рисунков, в том числе иллюстрации к произведениям не только своим, но и других писателей. Однако в итоге, Теккерей осознал, что журналистика – более надёжный источник дохода, который был ему столь необходим, так как в 1836 году он женился и обзавёлся детьми. Поэтому он сделал окончательный выбор в пользу писательского ремесла.
Творчество Теккерея принято делить на три периода: первый — с конца 30-х до середины 40-х годов, второй — с середины 40-х до 1848 года и третий — после 1848 года.
Его раннее творчество имеет экспериментальный характер. Он пишет путевые заметки – «Парижская книга очерков» (1840), «Ирландская книга очерков» (1843) и др.; роман «Кэтрин» (1839-1840), при создании которого Теккерей проигнорировал все каноны «нью-гейтского романа», выражая, таким образом, свою неприязнь к воспеванию порока, царившего в тогдашнем уголовном романе. Эту же линию мысли он продолжает в произведении «Карьера Барри Линдона» (1844), который призван показать, что жизненное преуспевание в новую историческую эпоху определяется далеко не нравственными достоинствами личности. Герой Теккерея на данном этапе лишён каких бы то ни было романтических черт, он жесток, коварен и беспринципен, однако он во всём преуспевает.
В это же время Теккерей формирует свою творческую программу, которую он изложил в ряде литературно-критических статей, параллельно выявляя пороки современной литературы. Так, он обратил внимание на то, что современного ему читателя интересуют истории либо об отъявленных преступниках, либо о высшем обществе, которых изображали крайне нереалистично, делая и тех и других неестественно притягательными. Позиция Теккерея состояла в том, что писатель обязан показывать жизнь такой, какая она есть, и не использовать противоестественные образы, как, например, обаятельный убийца или любезный извозчик – такого просто не может быть.
В отношении к роману как к жанру, предназначенному для проповеди добра и отражения истинного состояния и обычаев общества, а не как к средству развлечения, выражается привязанность Теккерея к традиции эпохи Просвещения. Эта концепция восходит к Филдингу, который показал писателю, что общество и его нравы непосредственно влияет на характер индивида.
Известность пришла к Теккерею с публикацией сборника сатирических очерков «Книга снобов» (1846-1847). В пятидесяти двух главах писатель изображает типичных представителей современного ему общества из самых разных классов. Многие из нарисованных им образов затем появились и на страницах его романов. Однако сборник вызвал не только восторг и одобрение со стороны читателей, но и необоснованные обвинения в мизантропии, видимо, ассоциируя его со Свифтом, чью сатирическую традицию продолжил Теккерей. Однако писатель с помощью данного сборника стремился бороться со злом, пронизывающим общество, и к тому же признаёт и себя снобом в подзаголовке к произведению.
В 1848 году был опубликован один из важнейших и известнейших романов Теккерея – «Ярмарка тщеславия» (Vanity Fair) – «роман без героя». Благодаря нему писатель утвердился как крупнейший социальный сатирик XIX века. Образ «Ярмарки Тщеславия» Теккерей позаимствовал у Джона Беньяна из его притчи «Путь паломника», где она представлена в виде места, в котором можно купить всё, что угодно, вплоть до людей, душ и крови. Таким же падшим миром, в котором всё продаётся, представлялась Теккерею и действительность, которая, в свою очередь, пагубно влияла на нравственную и духовную составляющую общества и лишала её возможности порождать благородных и добродетельных людей. Именно в этом смысле некоторые учёные предлагают понимать подзаголовок романа: в нём [романе] нет идеального героя, только ничем не выдающиеся персонажи.
В романе прослеживаются две центральные сюжетные линии: первая повествует о судьбе девушки из состоятельной семьи, Эмилии Седли, а вторая – о бедной сироте, Ребекке Шарп. Данная двуплановость связывает данное произведение с просветительским романом воспитания, однако творение Теккерея имеет несколько иные цели. Так, в образе Бекки Шарп писатель отражает наиболее реалистичный результат «воспитания», которое даёт общество бедной сироте. Девушка была не по годам взрослой, так как в силу своего бедственного положения с самого детства ей приходилось добывать себе пропитание самыми разными способами. Оказавшись в пансионе мисс Пинкертон, она испытала ещё одно потрясение, остро ощутив ту дистанцию, которая отделяла её от её состоятельных сверстниц. Пренебрежение со стороны её окружения породило в Бекки ответный холод, отстранённость, зависть и понимание, что для того, чтобы добиться успеха, ей нужно было заботиться, в первую очередь, о себе. Теккерей осуждает чёрствость сердца девушки, но в то же время не снимает ответственности за её характер с общества, которое сделало её таковой.
Эмилия, поначалу идеальная положительная героиня, росла в идеальных условиях, окружённая всеобщей любовью, вызванной отчасти её природным обаянием и красотой, и отчасти – состоянием её семьи. Она ласкова, простодушна и бесхитростна, сочувствует Ребекке и всей душой отдаётся своей любви. Однако, стоит в её жизнь ворваться трудностям и душераздирающим бедам – бедности, смерти возлюбленного, передача ребёнка его деду – в ней проявляется тёмная сторона её души. В Эмилии становится видна замкнутость, ревность (когда её муж стал уделять внимание Бекки), пренебрежение к родителям и другу семьи Доббину. Она может впадать в отчаяние и в апатию. Она далеко не идеальная мать. Такое противопоставление внутри одного образа делает его более реалистичным и правдоподобным, потому что люди не могут быть исключительно злыми и исключительно добрыми. Два данных аспекта смешиваются в душе каждого, порождая уникальный характер. С такими персонажами мы встретимся на страницах произведений Теккерея не раз.
Среди мужских персонажей несколько выделяется Уильям Доббин – единственный, кто похож на положительного героя. Он, хотя и неказист, неуклюж и не очень красив, обладает благородными и добродетельными чертами. Он бесропотен, терпелив и верен, не горд, не завистлив, не беспечен. Влюбившись в Эмилию с первого взгляда, он пронёс своё светлое чувство до самого конца романа, претерпев немало упрёков и безразличия со стороны своей возлюбленной. Однако его светлый образ несколько омрачается тем, что он неприметен и скучен.
В своих дальнейших произведениях, среди которых назовём романы «История Генри Эсмонда» (1852), «Виргинцы» (1857-1859), «История Пенденниса» (1848-1850), «Ньюкомы (1853-1855) и «Приключения Филиппа» (1861-1862), Теккерей продолжит развивать заложенные в «Ярмарке Тщеславия» концепции и мотивы. Например, идею объединения порядочных и честных персонажей ради возрождения общества. В конце "Ярмарки тщеславия" персонажи, вызывающие наибольшую симпатию – Эмилия, Доббин, леди Джейн Кроули, а также их дети – сближаются. Писатель продолжит изучать проявления тщеславия, перейдя с внешних, которые он рассматривал в «Книге снобов» и «Ярмарке Тщеславия», на внутренние. Также он будет исследовать семью и её влияние на характер человека.
Теккерей, стремясь изобразить мир и человека такими, какие они есть, открыл противоречивость человеческой природы, тем самым создав психологизм нового типа, который стал неотъемлемой частью реалистического произведения. Писатель начал анализировать глубоколежащие причины житейских драм, выявлять их подлинные причины и смыслы, а затем обратился к психическому аспекту своих персонажей.
Ерохина Кристина Ф08-1-06
|
|
| |