Форум »
Английская литература »
Есть что обсудить? Создайте тему! »
»
Творчество Уильяма Блейка (коллоквиум)


Это форум для студентов вуза.
Участие сторонних пользователей
не предусмотрено.

Среда, 20.11.2024, 02:15
Приветствую Вас Гость | RSS
Персональный сайт А. В. Аксёнова
Главная | Регистрация | Вход
Творчество Уильяма Блейка (коллоквиум) - Форум


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Творчество Уильяма Блейка (коллоквиум)
AnastaДата: Среда, 03.06.2020, 17:08 | Сообщение # 1
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 22
Репутация: 4
Статус: Offline
Уильям Блейк – известный английский поэт. Он жил с 1757 по 1827 года и застал две революции: Американскую 1776 года и Французскую – 1789.

Эпоха, в которую жил поэт, вообще была временем волнений, неустойчивости, перемен. Это сильно повлияло на внутренний мир Блейка, не изменив при этом обстоятельства его жизни. Биография поэта ничем особенным не отличается: всю жизнь поэт работал за гроши, тяжким трудом добывал деньги себе на пропитание. Интересен в Уильяме Блейке именно контраст между монотонностью, однообразностью внешней жизни и глубиной его произведений, отражающих непрестанную духовную работу, которая происходила внутри поэта. При жизни Блейк не стяжал славы – поэт умер непризнанным. Он был погребен в яме для нищих, на деньги фонда общественного призрения. Двадцать лет спустя начинается возрождение творчества Блейка, благодаря, можно сказать, счастливой случайности: тетрадь со стихами и рисунками поэта нашел молодой художник Данте Габриэль Россетти – человек, который, наконец, смог оценить написанное Блейком. С этого момента начинается эпоха все нарастающей славы поэта, не поблекшей и в наши дни. Уильям Блейк – не просто новатор, а поэт, опередивший свое время. Потому он и был не понят, потому современники и называли его «безумцем». Творческая изоляция, отчужденность Блейка отчасти повлияла на своеобразие художественного пространства его стихов. Идеи, высказанные его в поэзии, образы, метафоры не ориентированы на существующую норму. Блейк творил только так, как считал нужным, без оглядки на какие-либо течения, правила. Поэзии Блейка свойственен мотив борьбы Воображения – верховного божества поэта – и Своекорыстия – разума, закованного в круге исключительно земных интересов.

Книги Блейка не издавали, и поэту пришлось стать собственным издателем. Он опубликовал «Песни Неведения и Познания» и так называемые «пророческие книги». Последние представляют из себя свод поэм, создававшийся на протяжении тридцати лет. В них воплотилась поэтическая философия и мифология Блейка: истолкование поэтом мифа о грехопадении, критика христианской теологии. Также в книгах содержатся так называемые «философские поэмы» «Бракосочетание Рая и Ада», «Мильтон», «Иерусалим». В них Блейк излагает космогонические, теологические, нравственные и духовные идеи. Помимо этих поэм в пророческие книги входят «ранние пророчества» - достаточно традиционный цикл – и поэмы, связанные с политическими событиями конца XVIII века.

Блейка можно назвать предтечей романтизма, можно сказать, что он был одним из первых романтиков: он предвосхитил многие мотивы и художественные открытия последователей этого направления. Но были в философии поэта и существенные расхождения с мировоззрением романтиков. Например, для Блейка идеальное не довлеет над материальным. Для него эти два начала были равноправными. Поэт был диалектиком, в творчестве исходил из впечатлений, производимых реальной действительностью и всегда отдавал себе в этом отчет. В поэзии Блейка не встретишь желания навсегда переместиться в недосягаемый идеальный мир.

Уильям Блейк был не только поэтом, но и художником, гравером. Гравюрами поэт иллюстрировал в том числе собственные стихи. Рисунки и поэзия Блейка составляют единый художественный комплекс, воплощают образность стихотворений. Ныне некоторые гравюры Блейка признаны вершиной романтического искусства. Ниже я привожу несколько изображений гравюр. Одно из немногих стихотворений в наследии Блейка, посвященных социальным проблемам  – «The Little Black Boy» («Негритенок»). Так поэтоткликнулся на активно ведущуюся тогда борьбу с работорговлей. В стихотворении четко обозначенаантирасистская позиция Блейка. Оно написано от первого лица. Это монолог маленького афроамериканца. Стихотворение построено на контрасте между белым и черным цветом. Белый цвет воплощен в образе света – атрибута Бога, Святого Духа, солнца, духовности. Черный же – это цвет кожи маленького мальчика. 

Мальчик сам обозначает конфликт, который другие люди видят между цветом кожи ребенка и его духовностью. По мнению публики, человек черного цвета далек от света. Как будто в ответ на это мальчик говорит «I am black, but O! my soul is white». Думаю, что здесь проявляется свойственная Блейку диалектика: материальное и идейное смешиваются друг с другом; материальный предмет (человеческая кожа, тело) является символом и выступает наравне с неосязаемым, идейным объектом (душа). 

Поэт выстраивает аргументацию в пользу мальчика, создает его положительный образ, разбивая цепочку ассоциаций, присущую среднестатистическому человеку: черная кожа, значит и душа черная. Отправную точку цепи ассоциаций Блейк разделяет со всеми и лишь задает новый поворот мысли. Поэт отрицает инертность в мышлении, призывает людей взять на себя интеллектуальную смелость: в черном теле может содержаться белая душа. 

Интересно, что в стихотворении не содержится прямой пропаганды. Мастерство поэта проявляется в том, что он не включает в стих высказываний в духе «расизм – это отвратительно», не пытается прямо и топорно вложить то, что считает истиной, в голову читателя. Блейк не высказывает прямо свои мысли по поводу расизма в стихотворении. Вместо этого он создает живой, хорошо вырисованный образ. Всего за четыре строфы мы узнаем о мальчике самое главное – его взгляды, мироощущение. 

Еще мы узнаем то, каким путем мальчик приобрел знания о Боге – ему рассказала мама. Бог занимает важное место в их культуре. Становится понятно, что афроамериканцы близки англичанам и по традициям. 

Важно также то, что маленький мальчик решает рассказать о себе в первую очередь, что считает самым важным в своей жизни – он говорит об отношениях с Богом. Сложившийся в результате портрет говорит об афроамериканцах больше, чем попытки объяснить, что все люди равны. Благодаря мастерству Блейка у читателя сразу устанавливается эмоционально-духовный контакт с «негритенком», что прямо-таки заставляет почувствовать с ним родство, вне зависимости от взглядов и настроений читающего. Поэт не пытается вызвать жалость в читателе, воззвать к разуму. Вместо этого Блейк рисует портрет глубокого и духовного маленького человека.
 









 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024