<…>
Патриарх Тихон понимал, что Церковь на многие годы оказалась в плену у богоборческого режима. Его “Завещание” предусматривало установление института Местоблюстительства Патриаршего престола, что было необходимо для сохранения единого управления Церковью, в условиях невозможности проведения Соборов.Не будет преувеличением сказать, что представители безбожной власти также прекрасно понимали значение носителя высшего иерархического сана — Святейшего Патриарха — как символа церковного единства. После кончины Патриарха Тихона в 1925 году они препятствовали созыву Поместного Собора, призванного избрать Предстоятеля Русской Церкви. Именно поэтому двенадцатый Патриарх Московский и всея Руси Сергий до 1943 года осуществлял управление Церковью сначала в звании заместителя Патриаршего Местоблюстителя, а затем — Местоблюстителя Патриаршего Престола.
Совершая свое служение в чрезвычайно сложных условиях в ту трагическую эпоху, он прилагал все усилия к тому, чтобы единство Церкви сохранялось. Сейчас становится все более очевидным, что эти действия спасли Русскую Церковь, избавив ее от маргинализации. Предпринятые им шаги предотвратили окончательное превращение народа Божия в “людей из
подполья”, живущих по законам “осажденной крепости”.Верим, что путь, предначертанный святителем Тихоном и продолженный его приемниками, при всей сложности политических реалий XX века, имел, в отличие от альтернативного “ухода в катакомбы”, все шансы для того чтобы Русская Церковь заняла свое место в обществе.
<…>
В завершение следует сказать, что все то многообразное возрождение духовной жизни в нашем Отечестве, свидетелями которого все мы являемся на протяжении последних десятилетий, имело своим твердым основанием поистине исповеднический подвиг Патриархов XX века — святителя Тихона, Сергия, Алексия и Пимена.
"
Церковный Вестник" № 20(369) октябрь 2007http://www.tserkov.info/numbers/patriarch/?ID=2320