О ДУХОВНОЙ ПОЛЬЗЕ СВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
или
ЗАЧЕМ ПРЕПОДАВАТЬ ФИЛОЛОГИЮ В ПРАВОСЛАВНОМ ВУЗЕ

(ответ на часто задаваемый вопрос)

А. В. Аксенов, ПСТГУ

Я не думаю, что 'филология спасет мир'. Его способна спасти только любовь. Филология же, как ее ни трактовать, любви не противоречит, а, скорее, способна ее поддержать.
Г. К. Косиков

Прекрасное, то есть искусство, не должно подчиняться требованию полезности не потому, что это примитивно и стыдно, а потому, что оно и так полезно, если оно на самом деле искусство.
Н. Коржавин

1. Классическая литература (русская и зарубежная) создана людьми верующими или принадлежащими к христианской культуре. Она является хранительницей и выразительницей христианских ценностей и христианского взгляда на мир.

2. Художественная литература ставит такие вопросы, ответить на которые может только религия. Будучи искусством, обладая силой эмоционального воздействия, литература при постановке этих вопросов обращается не только к уму, но и к сердцу читателя. Литература как искусство слова обладает наибольшими из всех искусств возможностями изображения внутреннего мира человека. Для многих людей актуальность богословских вопросов становится очевидной благодаря художественной литературе.

3. Художественная литература, таким образом, готовит почву для восприятия Евангельского Слова и является важным фактором успешной христианской миссии.

4. В период гонений на христианство традиционная культура (в том числе, классическая литература) становится для большинства людей единственным источником христианских представлений, а гуманитарные науки – единственной формой легальной христианской миссии. В частности, крах политики государственного атеизма в России произошел во многом благодаря сохранению на территории СССР памятников христианской культуры и их изучению в средней и высшей школе.

5. В настоящее время традиционная русская и европейская культура, созданная христианами, вытесняется культурой, питающейся из нехристианских источников. Отчуждение народа от своей традиционной культуры снижает его духовную восприимчивость и отзывчивость на слово христианского Благовестия. В обществе, где массы народа отчуждены от традиционной культуры, Церковь обречена на маргинализацию и пребывание в культурном гетто.

6. Православный вуз призван содействовать развитию гуманитарной науки – как традиции понимания и толкования феноменов культуры и как формы опосредованной проповеди, способной звучать даже в условиях подавления собственно церковной словесности.

7. Православный вуз призван содействовать умножению в обществе (в том числе, и за пределами собственно церковных структур) числа носителей традиционной культуры, восприимчивых к христианским смыслам и ценностям и способных творчески выражать их посредством слова.

8. Православный вуз призван содействовать воспроизводству христианской культуры (не только церковной, но и светской) как внешнего транслятора христианского предания. Все это способствует формированию благоприятной культурной и интеллектуальной среды для миссии Церкви.

9. Филология как традиция знания и искусство понимания иных эпох и культур расширяет умственные горизонты, дает объемное видение мира, предостерегает мысль от разрушительных и несообразных упрощений. Тем самым филология, в числе других гуманитарных наук, является препятствием на пути культурного обезличивания и деградации.

ноябрь 2010














Hosted by uCoz