|
"Трагическая история доктора Фауста" - Форум
"Трагическая история доктора Фауста"
|
readeralexey | Дата: Воскресенье, 29.03.2020, 19:57 | Сообщение # 1 |
 Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 165
Репутация: 1
Статус: Offline
| В чем трагедия Фауста? Как в пьесе проявляется кризис ренессансного гуманизма?

Carl Gustav Carus. Фауст в своем кабинете.
|
|
| | |
danil_naydenov | Дата: Суббота, 04.04.2020, 19:19 | Сообщение # 2 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 26
Репутация: 0
Статус: Offline
| Много где можно прочитатьо трагедии Фауста как о трагедии«титанического ума», трагедии человека, стремящегося к знанию настолько, что он готов переступить черту, за которой лишь неизбежное духовное падение. Ведь самое главное, что мы видим в пьесе Марло – это то, к чему может привести неутолимая жажда знаний, проблема только, что она порождена далеко не гуманистическими побуждениями. Ведь «жажда знаний», которой Фауст оправдывал свои действия, оказывается банальной тягой к власти. Даже если он вначале и тешил себя фантазиями о помощи человечеству, говорил, что «укроет Германию стеной из бронзы» и оденет студентов в шелка, мы видим, что на самом деле Фауст проводит выделенные ему 24 года в праздности. Что уж говорить, мы видим в самом начале пьесы как небрежно Фауст, получивший звание «доктора», относится к наукам и к Писанию. Он отказывается в них вникать по-настоящему и бросает все, что становится ему скучно.
Трагедия Фауста – это просто трагедия несчастноговозгордившегося человека, отвернувшегося от Бога, но человека, имеющего, однако, доброе сердце, которое иногда пытается наставить его на истинный путь. Именно по этим причинам я не могу назвать Фауста гением или гуманистом, так что я не думаю, что стоит приводить его как пример кризиса гуманистической личности. Хотя он, несомненно, прекрасно подходит в качестве иллюстрации кризиса гуманизма как идеи.
На примере пьесы Марло мы видим, как люди постепенноначинают понимать, что некоторые человеческие амбиции и чуть ли не утопические планы гуманистов не способны воплотиться в жизнь, что знание не всегда идет на пользу человеку, который на поверку оказывается гораздо слабее, чем его видели творцы раннего Возрождения.
|
|
| | |
readeralexey | Дата: Суббота, 04.04.2020, 22:03 | Сообщение # 3 |
 Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 165
Репутация: 1
Статус: Offline
| danil_naydenov,
а Фауста можно назвать трагическим героем?
В нем есть что-то "героическое" - то, что отличает его от "среднего человека", причем, в положительном смысле?
Вызывает ли он сострадание (ср. Аристотель)?
Получается, что он - бездарная, слабая и порочная личность. )
|
|
| | |
danil_naydenov | Дата: Воскресенье, 05.04.2020, 16:56 | Сообщение # 4 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 26
Репутация: 0
Статус: Offline
| Фауста, конечно, можно назвать трагическим героем. Из вступительного слова хора, как и из самого названия, в котором фигурируют слова «трагическая история жизни и смерти» мы можем понять, что история Фауста в интерпретации Марло не кончится хорошо. Трагизм его отчасти заключается именно в этом: мы понимаем, что попытки Фауста покаяться на самом деле ни к чему не приведут, все уже решено заранее. Можно подумать, что он изначально находился в безвыходном положении, возможно даже до заключения договора с Мефистофелем. Как только он принял решение отвернуться от Бога, дальнейшая судьба его была решена, и здесь раскрывается другой аспект трагизма Фауста – борьба души и разума. Именно властитель-разум заставил его заключить контракт с Мефистофелем, и разум же подавлял порывы его души к раскаянию, нашептывая, что Бог его не простит и накажет. И именно разум заставил его поверить в иллюзию власти над предметом при наличии знания о нем (отсюда и вытекает прикрытая жаждой знаний жажда власти).
То есть в какой-то степени трагическая смерть Фауста была предопределена его собственным характером. И печальные последствия этой превалирующей власти разума над душой также обозначают кризис гуманистических идей.
По беспомощности перед лицом неизбежного Фауста можно сравнить с Эдипом, они одинаково вызывают сострадание и страх у читателя, с каждым мигом приближаясь к заранее известному концу.
«Героическими», мне кажется, в Фаусте можно назвать лишь его изначальные стремления нести добро, которые, увы, себя не оправдали, и его огромный потенциал, который был направлен, однако, в совсем не подходящее русло. Но я буду рад услышать другие мнения на этот счет)
|
|
| | |
dolysovacom | Дата: Четверг, 04.06.2020, 21:58 | Сообщение # 5 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 27
Репутация: 0
Статус: Offline
| Пьеса о Фаусте - это трагедия, раскрывающая внутреннюю борьбу ученого-гуманиста, который стремится к безграничной власти и достигает ее с помощью Мефистофеля. Но, как мы знаем, недолго приходится властвовать главному герою. Расплатой за содеянное было похищение его души Мефистофелем. Этого можно было бы избежать, но Фауст упрямо и слепо последовал своим желаниям. Итак, трагедия Фауста, по моему мнению, состоит в том, что: 1. Он обратился ко злу. Даже если у него были благие цели, Мефистофель, как служитель ада, не исполнил бы их так, как следовало. Зло не может породить добро; 2. Он отвергал науки и Писание только потому, что находил это скучным. Также, это является одной из причин призыва Мефистофеля; 3. Он не знал самого себя. Фауст надеялся, что обладая знаниями, принесет много добра людям. Он так и не достиг своих мнимых целей. Какой же он ученый, если не зная самого себя, захотел узнать весь мир?
Чтобы понять, как в пьесе проявляется кризис ренессансного гуманизма, обратимся к основной идее этого понятия. Главный принцип ренессансного гуманизма в том, что человек имеет высшее назначение, наделен разумом, обладает добродетелью и безграничными творческими возможностями. В пьесе мы наблюдаем, что разум не помог герою совершить добродетель, а, наоборот, загубил бессмертную душу. Не верится и в высшее назначение Фауста. Он не чувствует себя частью мира, но стремится завоевать его и владеть им. Его идея - о достижении могущества с помощью знания, которое может стать властью. И это не соотносится с традицией ренессансного гуманизма.
|
|
| | |
zhuravleva369 | Дата: Четверг, 04.06.2020, 23:49 | Сообщение # 6 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 27
Репутация: 0
Статус: Offline
| Кристофер Марло – это фигура, стоящая у истоков английскогоВозрождения. Жанр английской трагедии сформировался именно в его творчестве.
Фауст Марло – типичная ренессансная личность, он выделяется из толпы, он дерзок и стремится реализовать весь свой человеческий потенциал. С другой стороны, эта же личность вплетается в схему, похожую на «моралите». Основа моралите — это борьба за душу человека. И Марло использует обстановку, присущую моралите, помещая туда Фауста. Сравнивая Фауста, допустим, с Тамерланом Великим, мы видим, что у Тамерлана есть непоколебимая уверенность в правильности своего пути, Фауст же терзаем различными сомнениями, в нем нет той могучей уверенности. Внутренний конфликт Фауста составляет суть пьесы.
Марло показывает в трагедии всю тщету усилий своего героя. То, что главный герой принимает поначалу за некие иллюзорные вещи (считает рай и ад несуществующими), оказывается настоящим. А то, что он принимает за реальное (власть, нечеловеческое знание), - оказывается иллюзорным. Его трагедия в том, что он был запутан еще с самого начала. И всем с самого начала было понятно, что, шествуя по этому неверному пути, он погибнет.
К тому же, Фауст, имея огромные амбиции, слаб, как личность. Характерной чертой гуманизма эпохи Возрождения являлось «открытие человека», страстная жажда знания, стремление к открытиям и изобретениям во всех областях жизни. И вот, Фауст, получив неограниченный доступ к знаниям и огромное поле для полезной деятельности, начинает творить совершенно не в том русле, в каком собирался изначально. Он не выдержал испытание властью. Его изначально слабая личность просто сломалась. Он не смог воплотить ничего из тех благородных намерений, которыми он был ослеплен сначала. В этом и проявляется кризис ренессансного гуманизма. Даже имея все возможности, человек не сможет использовать их для развития своей личности и улучшения мира, он просто сломается.
|
|
| | |
alekssander-com29 | Дата: Воскресенье, 14.06.2020, 21:28 | Сообщение # 7 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 20
Репутация: 0
Статус: Offline
| На мой взгляд, трагедия Фауста заключатся в расхождении между его душой и его разумом. Изначально благородные стремления к знаниям оказываются простым желанием славы власти и богатства. Фауста можно интерпретировать как вариацию на тему «цель оправдывает средства». Он ищет знания не ради других, а ради собственного могущества, а средством для достижения этого становится как раз дьявол.
Кризисом гуманизма здесь можно назвать кризис внутри самого героя. Неограниченная свобода знаний и личности приводит к разрыву с обществом, которому, по задумке гуманизма, ученые умы должны содействовать. Это можно считать своего рода признанием утопичности части идей гуманизма.
...ринулся в запретные высоты На крыльях восковых; но тает воск - И небо обрекло его на гибель.
Внечеловеческие амбиции достижения бесконечной полноты знаний оказываются губительными для Фауста. Даже сам дьявол сочувствует ему, узнавая в гордом свободолюбивом ученом себя и свою судьбу. Он предпочел гордость смирению. Мефистофель мог дать ему все и сразу, и Фауст принял то, что в конце концов его погубило.
|
|
| | |
xatewo8727 | Дата: Вторник, 23.06.2020, 00:39 | Сообщение # 8 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 5
Репутация: 0
Статус: Offline
| Я считаю, что Фауст — зеркало человечества. Я считаю, что "Фауст" Марло, это одна из самых страшных и пророческих пьес, из всех когда-либо написанных. Сам Доктор Фауст представляет собой апофеоз просвещенческого проекта. Он невероятно умён. Его интеллект в итоге привёл его к практически полной властью над реальностью. Однако всё имеет свою цену — учёный кончает жизнь в вечных муках в аду. Цивилизация — это Фауст. С допотопных времён, человек ищет способы эксплуатировать нашу голубую планету, наш дом данный Богом. Именно просвещенческий проект привёл нас к ужасам двадцатого века. Основными действиями Фауста, равно как и "деятелей индустриального прогресса", являлясь в первую очередь эксплуатация ресурсов, бесконечное обогащение благодаря демону Мефистофелю.
"EVIL ANGEL. Go forward, Faustus, in that famous art Wherein all Nature's treasure is contain'd: Be thou on earth as Jove is in the sky, Lord and commander of these elements."
Фауст достиг своей цели, он поработил природу, но поплатился за это страшной ценой. Так и наша цивилизация целиком поработила природу посредством неостановимого технического прогресса. Фауст — мелочный и бессердечный злодей, но злодей такой, какого мы можем найти в нас самих, злодей которым стала наша индустриальная цивилизация. Конечно, скорее всего Марло не задумывался о далеко идущих подтекстах своей пьесы. Однако я считаю, что это один из самых лучших и глубоких способов её интерпретации. Фауст — мрачное предупреждение всем нам, мрачное пророчество из глубокого средневековья.
Зипунников С.
|
|
| | |
tukova0306 | Дата: Понедельник, 24.08.2020, 21:42 | Сообщение # 9 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 35
Репутация: 0
Статус: Offline
| Трагедия Фауста – это философско-психологическая трагедия,раскрывающая внутреннюю борьбу ученого-гуманиста, который стремится к неограниченной свободе личности. Это трагедия ума, трагедия человека, стремящегося к знанию и ослепленного настолько, что готов пойти на все, перейти любую черту, не думая о последствиях. Трагический характер образа Фауста в пьесе Марло отражает кризис гуманистического мировоззрения и знаменует закат ренессансного гуманизма.
Сообщение отредактировал tukova0306 - Понедельник, 24.08.2020, 21:44 |
|
| | |
valpet251 | Дата: Суббота, 05.09.2020, 19:22 | Сообщение # 10 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 28
Репутация: 0
Статус: Offline
| Безусловно, Фауст - трагический герой. Тяга к новым знаниям стоила ему жизни. Фауст хочет получить такие знания, которые дали бы ему ответы на все вопросы, однако, на самом деле, отчаявшись, он жаждет славы, власти могущества и богатства. Поддавшись таким мирским страстям, герой заключает сделку с дьяволом. Трагедия Фауста заключается в его душевной слабости, он проиграл в борьбе души и разума, не смог разглядеть путь спасения, разочаровавшись во всем, сам обрекает себя на смерть.
|
|
| | |
readeralexey | Дата: Среда, 30.09.2020, 19:48 | Сообщение # 11 |
 Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 165
Репутация: 1
Статус: Offline
| Цитата xatewo8727 (  ) Сам Доктор Фауст представляет собой апофеоз просвещенческого проекта. <...> Именно просвещенческий проект привёл нас к ужасам двадцатого века. Сергей, пьеса Марло написана в 16 веке. Эпоха Просвещения - это 18 век. Наверное, это про одноименного героя Гете.
|
|
| |
|
|