449-1485

1485-1603

1603-1660

Английская литература

1660-1785

1785-1830

1830-1880
Система Orphus

ОТЗЫВ
на дипломную работы студентки 5 курса
филологического факультета ПСТГУ
Вороновой Нины Романовны
Внешняя и внутренняя красота персонажа
в романе Ш. Бронте “Джейн Эйр”


Дипломная работа Вороновой Нины Романовны представляет собой законченное исследование, написанное ясным языком и раскрывающее заявленную тему.

Работа состоит из Введения, двух глав, имеющих сложную структуру, Заключения и списка использованной литературы (37 пунктов).

Во Введении сформулированы цели и задачи работы, а также предложен краткий обзор критической литературы по теме. Здесь отмечается отсутствие монографий, точно совпадающих по теме с данной дипломной работой, что делает ее в известной мере самостоятельным исследованием.

Первая глава подводит под исследование основательную теоретическую и историко-литературную базу, раскрывая понятия “красота” с точки зрения современной эстетики, а также предлагая исторический обзор понимания этого термина (Аристотель, Плотин, Отцы Церкви, Кант, Гегель). Основное внимание при этом уделено христианской концепции красоты. Эта же глава включает в себя раздел, в котором раскрывается понятие “портрет” и излагаются принципы портретизации в контексте теории и истории литературы, причем наиболее подробно и содержательно обсуждаются традиции сентиментализма, “готического романа” и романтизма, имевшие определяющее значение для творчества Ш. Бронте. Обширный предметный охват данной главы, ее объем (около половины всего текста) свидетельствует о ее важности в общем замысле работы.

Вторая глава, являющаяся основной, открывается краткой обобщающей характеристикой творчества Ш. Бронте на примере романа “Джен Эйр”, после чего автор переходит к последовательному обсуждению портретов главных и второстепенных персонажей романа, предварительно подчеркнув значение портрета в системе художественных средств Ш. Бронте.

В исследовании образа Джейн Эйр представляется важным исходный тезис о новаторстве Бронте на английской почве в изображении главной героини, существенный аспектом чего является ее непримечательная внешность. Именно это можно считать новой, реалистической чертой центрального женского образа.

Обсуждая образ Рочестера, автор работы указывает на большую, чем в случае с Джейн, связь этого образа с романтической эстетикой и приводит характеристику внешности Рочестера как “некрасивой” (с точки зрения классических канонов). При этом автор подчеркивает внутреннюю привлекательность и достоинства обоих центральных персонажей, что составляет их разительный контраст с рядом второстепенных персонажей, сочетающих внешнюю красоту с внутренней непривлекательностью (надменность, черствость, эгоизм). Таковы Бланш Ингрем и Сент-Джон Риверс. Есть в романе и “неопределенно-положительные” персонажи, при этом красивые (Розамунда Оливер). Наконец, имеются персонажи, сочетающие внешнюю и внутреннюю непривлекательность (Брокльхерст, миссис Рид).

Эти наблюдения подводят автора к заключительному разделу главы, в котором постулируется обобщающий тезис о закономерностях изображения и соотношении внешней и внутренней красоты персонажей в романе. Он сводится к разделению персонажей на “темных”, внешне некрасивых, но внутренне привлекательных - и “светлых”, наделенных классической красотой лица и форм, но при этом умственно недалеких и сердечно недобрых. Из этой закономерности автор делает вывод о яростном неприятии Шарлоттой Бронте идеала классицизма, который, по ее мнению, является синонимом холодности, черствости и пустоты. В исполнении портретов центральных персонажей Бронте следует эстетике сентиментализма и романтизма, с их вниманием к внутреннему миру человека, раскрывающемуся прежде всего в неформальных чертах внешности: выражении глаз, модуляции голоса. По мнению автора, в своем внимании и интересе к душевной красоте, не обязательно сочетающейся с правильностью телесных форм, романтическая эстетика развивается в русле христианского мировидения.

К недостаткам работы можно отнести не всегда выдержанную взаимосвязь теоретической и практической частей исследования, недочеты в оформлении работы. Эти недостатки, однако, существенно не умаляют высокое качество работы, которая, по моему мнению, заслуживает отличной оценки.

 

Преподаватель кафедры
германской филологии ПСТГУ
кандидат филологических наук

Аксенов А.В.
(2006 г.)










Hosted by uCoz