449-1485

1485-1603

1603-1660

Английская литература

1660-1785

1785-1830

1830-1880
Система Orphus

ОТЗЫВ
на дипломную работы студентки 5 курса
филологического факультета ПСТГУ
Соколовой Марии Геннадьевны

“Мидлмарч” Джордж Элиот: проблема познания в романе


Дипломная работа Соколовой Марии Геннадьевны посвящена исследованию на материале романа “Мидлмарч” особенностей художественного осмысления Джордж Элиот вопросов познания и мышления. Работа состоит из Введения, двух частей, имеющих сложную структуру, Заключения и списка использованной литературы (44 пункта), а также Приложения с переводом цитат из романа на русский язык.

Во Введении предложен широкий обзор критической литературы по теме, рассмотрена динамика исследовательских подходов к творчеству Элиот в диахроническом срезе. Отмечается, что лишь немногие отечественные исследователи Джордж Элиот рассматривали особенности изображения в ее произведениях "интеллектуальной сферы" как одной из значимых областей проявления человеческой личности. Монографий, посвященных исключительно этой теме, нет вообще.

Здесь также сформулированы цели и задачи работы. В качестве цели выдвигается комплексное рассмотрение, в широком культурно-историческом, философском и биографическом контексте, проблемы познания в романе на уровнях системы персонажей, авторских стратегий, методов изображения, функции повествователя и выразительных средств.

В первой главе первой части предложен обзор творчества Джордж Элиот в литературном контексте эпохи конца 1850-х и 1860-е годы. Творчество Элиот в этом контексте относится к зарождающемуся натурализму, опирающемуся на естественнонаучное понимание человека.

Отмечается также, что Джордж Элиот являлась одной из наиболее умных и образованных женщин Англии. Вся её жизнь была отмечена высокой интеллектуальной активностью.

Вторая глава этой части работы посвящена обсуждению познания как философской проблемы, особенно в учении позитивизма и в христианской гносеологии. Основные пункты учения позитивизма излагаются в связи с тем, что именно это философское направление явилось определяющим для мировоззрения Элиот, о чем свидетельствует, в частности, ее переписка. Позитивистам Элиот обязана своей верой в научный и нравственный прогресс, верой в эволюцию как основной закон развития природы и общества и тезисом о воздействии на человека внешней среды. В контексте главного предмета исследования – познания – важен акцент позитивистов на эмпирическом “позитивном” познании жизни.

В этой же главе дается общефилософское определение знания и познания, а также выделяются отличия позитивной и христианской гносеологии. Для последней, как известно, приоритетным объектом познания является мир духовный, требующий особых методов, отличных от научно-рациональных и эмпирических методов познания мира видимого.

В первой главе второй части исследования анализируется поэтика романа “Мидлмарч” с точки зрения использования выразительных средств: метафор и различных способов репрезентации: несобственно-прямой речи, авторского комментария, внутреннего монолога.

Здесь интересно наблюдение, что способность облекать мысль в чёткую словесную форму не покидает персонажей английских реалистов даже в минуты сильного волнения. Внутренний монолог в реалистическом романе построен на полностью сложившейся речи.

В качестве способа сближения авторского восприятия действительности с точкой зрения персонажа на мир в работе выделяется прием несобственно-прямой речи. Кроме того, отмечается высокая степень авторского присутствия в романе посредством авторского комментария, часто ироничного.

В качестве стилистических средств, способствующих целостному восприятию объемного романа с его сложной композицией и разветвленным сюжетом, указываются сквозные стилистические средства, в частности, метафора. Особо выделяются метафоры, имеющие отношение к теме познания (зеркало, свет, сеть).

В заключительной главе второй части исследования делается попытка охарактеризовать тип познания (чувственный или рациональный), органично присущий каждому персонажу, и то, как познание повлияло на его судьбу.

Здесь исследуется важная роль интеллекта и мыслительной способности в системе индивидуальных психологических характеристик персонажей. Рассматриваются различные способы и формы такой характеристики (прямая или косвенная, исходящая непосредственно от автора или какого-либо другого персонажа, самохарактеристика), ее повторяемость. Своеобразной визитной карточкой романов Джордж Элиот называется в работе приём соответствия/несоответствия “внутреннего” знания героев романа тому, что знают, думают о них окружающие, а также “авторскому” знанию и знанию, которым в конечном счете располагает читатель. Эти модификации знания тесно взаимосвязаны между собой в тексте произведения.

Жизненные цели каждого из героев романа представлены в соответствии с уровнем их познаний и характером мышления. При этом все герои, каждый по-разному, на определённом этапе переживают кризис своей системы миропонимания, что, однако, не свидетельствует о несостоятельности приобретаемого ими жизненного опыта. Любое знание в художественной системе романа Джордж Элиот относительно плодотворно, в меру сопряженности с нравственным чувством, со способностью сопереживать своим ближним.

В Заключении делаются выводы из работы.

К недостаткам работы можно отнести некоторую растянутость теоретических пассажей, особенно в разделе о гносеологии. Также, остается неясным, чем же отличается христианская гносеология тварного от позитивной. В связи с христианской гносеологией речь в работе идет только о важности познания духовного мира, а не о подходах к познанию тварного. Разговор о христианской гносеологии не имеет последствий в практической части. Влияние позитивизма на Элиот остается на уровне простых констатаций, без доказательных примеров. Не всегда выдерживается четкая логика изложения.

Но эти недостатки не влияют существенно на качество работы, которая содержательно раскрывает избранную тему и заслуживает отличной оценки.

 

Преподаватель кафедры
германской филологии ПСТГУ
кандидат филологических наук
Аксенов А.В.
(2006 г.)










Hosted by uCoz