449-1485

1485-1603

1603-1660

Английская литература

1660-1785

1785-1830

1830-1880
Система Orphus

ОТЗЫВ
на дипломную работы студентки 5 курса
филологического факультета ПСТГУ
Федоровой Ольги Юрьевны

Система персонажей в романе Ч. Диккенса “Холодный дом”


Дипломная работа Федоровой О.Ю. представляет собой законченное, логично построенное, самостоятельное исследование, написанное ясным языком и содержательно раскрывающее заявленную тему.

Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка использованной литературы, содержащего 38 пунктов, и приложения с переводом цитат из романа на русский язык.

Во Введении предложен краткий обзор критической литературы по теме, а также комплексно сформулированы цели и задачи работы.

Первая глава подводит под исследование терминологическую базу, проясняя значение таких ключевых понятий, как “персонаж”, “характер”, “герой”, “образ”, “тип”, “центральная и второстепенная фигура”, а также “система персонажей”. Здесь же дается обзорная характеристика различных вариантов и принципов построения системы персонажей в литературе, обсуждается место персонажа в сюжете литературного произведения, соотношение количества персонажей и характеров, а также различные виды повествования и функции повествователя и рассказчика. Центральным понятием в работе является термин “персонаж”, который, будучи наделен “характером”, становится “основной единицей литературно-художественного отражения жизни”. “Система персонажей” определяется как аспект “композиции произведения” и как “соотношение характеров”.

Данный раздел в целом отличается четкостью формулировок, достаточно полным охватом материала. Каждое положение теории кратко иллюстрируется примерами из романа “Холодный дом”, что сразу обеспечивает связь теоретической и практической глав работы. Так, например, здесь делается вывод об отсутствии в романе центрального персонажа или “героя” и о двух несовпадающих функциях Эстер Саммерсон: как повествователя и как персонажа. Выработанный в первой главе терминологический аппарат находит последовательное применение в практической части.

Вторая глава является основной, она состоит из десяти параграфов и занимает две трети объема работы.

Во вводной части второй главы излагаются избранные автором принципы анализа системы персонажей романа. Это, во-первых, разделение персонажей на группы, построение их иерархии, поиск сюжетных связей между ними. Во-вторых, это выявление характеров и их соотношений, что позволяет понять идейный замысел автора.

Замысел Диккенса автор определяет как многоплановую социальную критику, поэтому одним из принципов группировки персонажей является их социальная принадлежность и род деятельности. Внутри каждой группы выделяются главные и второстепенные персонажи, в зависимости от полноты их изображения и их роли для раскрытия основных тем романа. Второстепенные персонажи исполняют служебную функцию по отношению к главным.

С этих позиций автор работы исследует персонажи романа “Холодный дом”, первым из которых является обобщенный образ Канцлерского суда, с которым так или иначе связаны все персонажи романа, а характеры и судьбы некоторых из них служат для его метафорической характеристики (умалишенная мисс Флинт, старьевщик Крук). Важно, что, несмотря на наличие обобщенного образа Суда, зло для Диккенса персонифицировано в конкретных лицах, связанных с Судом (лорд-канцлер, многочисленные адвокаты, поверенные Талкингхорн и Воулс, клерк Гаппи).

Другая группа персонажей, описанная в работе, относится к высшему свету. Это прежде всего чета Дедлоков и связанные с ними второстепенные лица: миссис Раусуэлл, Волюмния Дедлок. Тему ложной благотворительности раскрывает следующая группа персонажей (миссис Джеллиби, миссис Пардигл, Чедбенд).

Связующим персонажем всего романа, по мнению автора работы, является маленький подметальщик Джо. Образ Джо открывает группу детских персонажей романа, столь важных в творчестве Диккенса.

Особое место в романе занимает детский персонаж Эстер Саммерсон, которая выступает также в роли повествователя. Автор работы излагает мнения разных критиков о ее части повествования, которое многие считают неудачным, и о статическом, пассивном характере самой Эстер, даже внешность которой нигде не описывается. Смысл этого, по мнению исследователей, в том, что Эстер как бы лишена своего “я” и с трудом и только отчасти обретает себя, свою личность лишь в конце романа.

Кроме описанных “социальных” групп персонажей (судопроизводство, аристократия, псевдо-благотворительность, детские образы), автор дипломной работы выделяет также несколько “отдельных” персонажей, которые дополняют изображенную Диккенсом “анатомию общества”, то есть все его классы и слои.

В завершение работы автор обсуждает сюжетные связи между персонажами и их группами. Таким связующим звеном является прежде всего судебный процесс, в который так или иначе вовлечены все персонажи. Также, это тайна леди Дедлок, которую стремится разгадать Талкингхорн. Наконец, многих персонажей связывают различные совпадения и случайности, иногда не вполне правдоподобные. Последнее объясняется заветной мыслью Диккенса о взаимосвязи всех людей. Роман подобен сложной паутине, где каждый персонаж связан с другими множеством нитей.

В заключительном разделе работы обсуждаются преобладающие художественные приемы в построении системы персонажей. Это прежде всего антитеза. Целый ряд положительных персонажей, во главе с Эстер, противопоставлен жестоким и равнодушным, последним из которых является Талкингхорн, воплощающий, по формулировке автора работы, “абсолютное зло”. Но этическая поляризация характеров, тут же замечает автор, вряд ли до конца возможна, поскольку в каждом из них сосуществует добро и зло. К таким “неоднозначным” характерам относятся и супруги Дедлоки, и инспектор Баккет, и некоторые другие.

Другим важнейшим приемом архитектоники романа является сопоставление, позволяющее Диккенсу наиболее полно осветить ту или иную проблему посредством дополняющих друг друга характеров или образов. Автор приводит примеры некоторых таких “параллельных” образов, помогающих уяснить проблематику романа и авторскую позицию.

В Заключении кратко излагаются выводы из работы.

К недостаткам работы можно отнести то, что в ней лишь вскользь говорится о персонажах из низов общества, которые занимают важное место в романе и в общем замысле Диккенса. Также, наблюдаются некоторые недочеты в оформлении работы, повтор цитаты (стр. 9-11). Эти замечания, однако, не умаляют общее благоприятное впечатление от работы, которая свидетельствует о филологической одаренности и заинтересованности автора, умении самостоятельно творчески мыслить и решать серьезные научные задачи.

Следует отметить, что автор работы избрал для анализа очень объемное произведение со сложной композицией и большим количеством персонажей. Столь смелое начинание, при этом успешно выполненное, заслуживает самой высокой оценки, а ее автор - всяческого поощрения. Надеюсь, что работа над этой мало исследованной темой будет продолжена автором в формате диссертации.


Преподаватель кафедры
германской филологии ПСТГУ
кандидат филологических наук

Аксенов А.В.

(2006 г.)










Hosted by uCoz