449-1485

1485-1603

1603-1660

Английская литература

1660-1785

1785-1830

1830-1880
Система Orphus

ОТЗЫВ
научного руководителя на дипломную работу
студентки 5 курса кафедры германской филологии
филологического факультета ПСТГУ
Болтрукевич Василисы Дмитриевны

«Христианская образность в поэзии У.Блейка:
идейная функция и формы воплощения
(на материале циклов “Песни невинности” и “Песни опыта”)»


Исследование христианской образности в поэзии У. Блейка (чему посвящена дипломная работа Василисы Дмитриевны Болтрукевич) представляется весьма уместным, поскольку Блейк, будучи художником глубоко религиозным, естественно, не мог творить вне смыслового поля христианства. Но, с другой стороны, его духовная самобытность, даже экстравагантность, делает задачу определения функции христианских образов непростой.

Думается, в данной дипломной работе эта задача решается вполне успешно, поскольку ясно обозначен дуалистический характер религиозности Блейка. Христианство здесь присутствует лишь как одна из составляющих авторской мифологии, в которой истина, говоря словами другого мыслителя, «не дана, а задана», рождается в борьбе противоположностей.

Место Блейка среди романтиков уникально, поскольку он − один из немногих глубоко религиозных художников, так сказать, практикующий духовидец и пророк. Поэтому восприятие его творчества требует известной духовной аскезы, даже мужества. Но одновременно и научной трезвости. Покойный Михаил Леонович Гаспаров в своих «Записках и выписках» вспоминает, что «на обсуждении диссертации в отделе теории ИМЛИ было сказано: “Так как Блейк был порождением ада, то не следует изображать его вдохновителем английского романтизма”. Мне показалось, что это всерьез», − заключает Гаспаров. К счастью, подобные аргументы совершенно чужды работе В.Д. Болтрукевич. Она вносит свой вклад в научно адекватное восприятие Блейка, раскрывая смысл его шокирующих «сатанинских» высказываний лишь как один из голосов в диалектической полифонии, составляющей, по Блейку, условие бытия мира. Впрочем, иногда Блейк в работе, быть может, даже слишком «христианизирован», представлен как выразитель христианских истин. Согласно самому Блейку, это лишь половина правды.

Василиса Дмитриевна работала над дипломным исследованием самостоятельно, проявив способности научного мышления и логичного изложения его результатов. Ее работа, по моему мнению, заслуживает положительной оценки.

 

А.В. Аксенов
к.ф.н.
16.06.11










Hosted by uCoz