Главная < Филология < Как писать курсовые

НАПИСАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ФИЛОЛОГИИ (ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ).
МЕТОДИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ


II. ВЫБОР ТЕМЫ, СБОР И ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛА

4. Как собирать литературу по теме

“Литература по теме” — это то, что писали по данной теме (или близкой тематике) Ваши предшественники-исследователи разных эпох, то есть, история исследования данной проблемы — историография проблемы. Эта литература может быть разных жанров (и следует использовать все жанры, доступные и имеющие ценность для исследователя): комментарии на произведения, монографические исследования, диссертации, статьи, сообщения и доклады и т. д.

Подобирать литературу по теме курсовой работы следует, используя:

а) Интернет-библиотеки,

б) тематические каталоги доступных библиотек, в том числе доступные online (напр., ВГБИЛ, РГБ),

в) списки рекомендованной литературы по курсу, как основной, так и дополнительной,

г) библиографические списки, доступные в Интернете, например, здесь,

д) библиографические списки уже выбранных научных исследований (статей, монографий, диссертаций),

е) библиографические указатели и справочники,

ж) списки литературы из тематических статей энциклопедий и словарей...

Можно выделить несколько основных способов сбора литературы по теме. Подчеркнем, однако, что разграничение их — дело весьма условное: выбрав для себя тот или иной способ как главный, неизбежно обращаться и к другим способам.

Следует отметить, что не все способы сбора литературы дают одинаковые результаты, не все в равной степени раскрывают новизну публикаций, а следовательно — и состояние изучаемой проблемы. Одни позволяют находить работы, относящиеся к вашей проблеме, но изданные достаточно давно. Другие способы, наоборот, обнаруживают самые свежие публикации по теме, но здесь необходимо убедиться в том, что они действительно ценны.

К числу способов первого рода (более старые и признанные работы) относятся следующие.

a) Интернет.

Поиск в Интернете требует наименьших затрат времени и сил, поэтому с него, наверное, нужно и начинать работу по сбору литературы. В Интернете можно найти библиотеки как общего, так и научного профиля, научные журналы, диссертации, монографии последних лет. Адреса некоторых таких библиотек даны на соответствующей странице нашего сайта. Некоторые ссылки на научную литературу online даны и на страницах, посвященных отдельным авторам.

б) Каталоги библиотек.

Необходимо записаться в читальный зал Библиотеки иностранной литературы (ВГБИЛ), а также в РГБ, в частности, чтобы получить доступ к собранию диссертаций РГБ, в том числе и в электронном виде, в том числе и через Интернет. Общие каталоги этих библиотек также частично доступны online (см. выше).

в) Списки литературы.

В этом случае необходим некоторый исходный список литературы, в которой обсуждается творчество данного автора или данная проблема. Можно получить его у научного руководителя, найти в литературоведческом энциклопедическом словаре (список литературы приводится в конце каждой словарной статьи), можно собрать его по систематическому каталогу в справочном отделе библиотеки и т.д.

Составив некоторый исходный список работ по выбранной теме, необходимо приступить к тщательному изучению данных работ, преследуя при этом три цели:

во-первых, уяснить, как понимается учеными интересующее явление, какие на него существуют точки зрения;

во-вторых, заметить, как тот или иной автор излагает в работе свои мысли. Если излагаемая в данном источнике позиция в целом близка автору курсовой, следует,

в-третьих, установить, на какие публикации опирались авторы этих заслуживающих внимания работ.

С определившимися в процессе работы новыми публикациями должно поступать таким же образом. В итоге список публикаций, относящихся к избранной теме и творчески усвоенных, будет все более и более расширяться.

К числу таких способов сбора литературы, которые позволяют обнаруживать сравнительно недавние и малоизвестные публикации, относятся следующие.

г) По специальным обзорам.

Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН) периодически издает сборники научно-аналитических обзоров по различным дисциплинам, в том числе и по литературоведению. Эти обзоры и сборники обычно посвящаются какой-либо одной общей теме, поэтому уже по их названию или аннотации можно судить, насколько значимым (т.е. близким избранной теме) может быть тот или иной их выпуск (см., напр., "Литературоведческий журнал", №№ 24, 25).

Такие обзоры дадут представление об истоках и наиболее перспективных направлениях развития современного литературоведения, укажут на самые яркие работы в русле рассматриваемых направлений.

ИНИОН издает также сборники рефератов наиболее значимых работ в различных областях общественных наук — “Реферативные журналы” (РЖ). Одна из серий РЖ посвящена литературоведению.

г) По библиографическим указателям.

ИНИОН издает библиографический указатель “Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Литературоведение”. Указатель выходит 1–2 раза в год. Каждый из этих выпусков имеет собственный предметный указатель, который организован по алфавитно-гнездовому принципу. Цифра после конкретной позиции указателя — это порядковый номер в данном выпуске библиографического описания той работы, которая тематически связана с указанным в позиции ключевым понятием. Сам справочник (каждый его выпуск) разбит на те же тематические разделы, что и РЖ. На это следует обратить особое внимание, поскольку место, которое занимает конкретное библиографическое описание в справочнике, позволяет судить об осуществляемом в соответствующей работе общем подходе к конкретной проблеме. Библиографическое описание публикации может сопровождаться и краткой аннотацией, которая дает дополнительные сведения о ее ориентированности и содержании.

Имеет смысл обратиться и к библиографическому указателю научных работ, депонированных в ИНИОН.

В процессе поиска и отбора значимых для темы публикаций студент выполняет чрезвычайно важный вид работы, составляющий необходимый этап любого более или менее серьезного исследования. Курсовая работа будет серьезной, интересной, исчерпывающей, когда в ней будут учтены все основные доступные студенту источники и научные материалы. Но и они имеют смысл и представляют интерес только тогда, когда студент хорошо знаком с самим литературным произведением, составляющим предмет исследования, а также обладает элементарными навыками анализа художественного текста.

Поэтому одновременно со сбором и систематизацией научной литературы по теме необходимо заняться пристальным чтением (или перечитыванием) произведения, составляющего предмет исследования. Читать его следует аналитически, имея в виду предполагаемую тему курсовой работы. Полезно отмечать на полях книги фрагменты текста, значимые для темы, и на отдельном листке бумаги записывать страницы, на которых встречаются отрывки по разным аспектам темы. Одновременно следует обращать внимание на другие важные содержательные и формальные элементы произведения, поскольку они могут послужить более глубокому раскрытию темы, либо даже привести к изменению ее формулировки.

Произведение, составляющее предмет исследования, нужно читать (и в дальнейшем цитировать в курсовой работе) на языке оригинала. Совершенно недопустимо филологическое изучение и интерпретация художественного текста по переводу. Перевод может быть привлечен лишь в качестве вспомогательного материала для прояснения смысла трудных мест произведения.

Поиск и систематизация научной литературы должен с самого начала сопровождаться составлением Библиографического списка, являющегося неотъемлемой структурной частью курсовой работы. Причем список литературы следует сразу составлять согласно общепринятым правилам (разбивка на разделы, оформление по ГОСТу... см. раздел "Библиографический список"), что облегчит дальнейшую работу с ним. Предварительный список литературы, надлежащим образом оформленный, является первичной формой отчетности студента перед научным руководителем о проделанной работе по написанию курсовой. Список литературы предоставляется научному руководителю не позднее 15 ноября.

Когда работа по отбору необходимых научных текстов и первичному ознакомлению с ними проделана, студент может столкнуться с серьезной проблемой: как одновременно работать с таким большим количеством разнообразных текстов? В этой ситуации будут необходимы конспекты и подобранные цитаты из прочитанных текстов.


ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ: Конспекты




Домашняя страница А.В. Аксенова








Главная < Филология < Английская литература < Как писать курсовые


Hosted by uCoz