V-XV

XVI

XVII

Английская литература

XVIII

XIX

XIX
Система Orphus

НАПИСАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ФИЛОЛОГИИ (ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ).
МЕТОДИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ

II. ВЫБОР ТЕМЫ, СБОР И ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОБРАБОТКА МАТЕРИАЛА

3. Выбор темы курсовой работы

Самый первый шаг на пути к написанию курсовой работы — это выбор темы. Он в высшей степени важен потому, что определит собой направление дальнейших исследований студента, может быть, вплоть до дипломной работы. И чем более интересна тема, тем легче и радостнее будет трудиться над ней, тем более успешными будут результаты изысканий. Поэтому тему курсовой работы нужно выбирать “по любви”.

Прежде всего, студенту следует определиться с общим направлением, в котором он желает работать. Если размышлять от общего к частному, то, в случае истории английской литературы, это, во-первых, период (в рамках нашего курса — средневековье и Возрождение, семнадцатое, восемнадцатое, девятнадцатое столетия). При выборе периода могут иметь значение чисто "технические" факторы. Так, за ранний период (до 1500 года) следует браться, если вдохновляет (или хотя бы не пугает) чтение литературы на древне- и среднеанглийском. (Естественно, студент должен объективно владеть языком соответствующего периода на уровне, допускающим филологический анализ текста. Поэтому за ранние периоды браться на начальных курсах не рекомендуется.) Но решающим при выборе периода может оказаться и заведомый интерес к истории и культуре того или иного периода, позволяющий преодолевать любые внешние трудности. Наконец, можно избрать тот период, который в данный момент изучается в рамках того или иного литературоведческого курса, чтобы заодно получить представление о широком контексте предмета исследования. Последний принцип особенно подходит тем студентам, которые не уверены в своих литературных предпочтениях. Он хорош тем, что позволяет погрузиться в каждую из последовательно изучаемых эпох, найти среди них "свою" и дипломную работу писать уже по любимому периоду/автору.

Во-вторых, можно подумать о роде литературы (поэзия, драматургия, проза), с которым интересно работать. Например, есть люди, которые живут поэзией, а другие к ней равнодушны или терпеть ее не могут.

Наконец, — автор и произведение. Здесь также возможны разные подходы, каждый из которых имеет право на существование. Может иметь место желание внимательнее вчитаться в произведения автора, которого уже знаешь и любишь. Напротив, может быть и стремление восполнить пробелы в образовании и прочитать великих авторов, без знания которых нельзя считать себя культурным человеком. (Понятие "великий" в значительной мере культурно обусловлено. Неоспоримое право на это именование в английской и мировой литературе имеет, конечно, Шекспир. Великими авторами называют также Чосера, Милтона, Джейн Остен, Диккенса...) Наконец, можно избрать малоизвестного автора и стать первым в стране специалистом по неизученной теме.

При выборе периода и автора может оказаться полезным мнение Умберто Эко.

На классическом материале или на современном? <...> Студенты нередко, услышав от профессора темы вроде «петраркист шестнадцатого века» или «литератор-классицист», просят себе лучше Гарсиа Маркеса или Грэма Грина. Бывает, что их выбор диктуется нежной любовью. Против любви не пойдешь. Но часто в истоке тяги к современности лежит иллюзия, будто современный автор легче и занимательнее классика.

Запомните, что современный предмет всегда труднее классического. Конечно, список литературы по нему, как правило, короче; большинство текстов под рукой; и первый этап изучения может проходить не в тиши библиотек, а на пляже в обнимку с романом. Но вот диплом-то... либо вы собираетесь предаться болтологии, повторяя то, что сказано газетными критиками, и тогда наш разговор окончен (имейте, впрочем, в виду, что и по петраркистам можно предаваться болтологии) либо вам желательно сказать новое слово, и тут оказывается, что для старых авторов выработались устойчивые интерпретационные схемы, от которых вы можете отталкиваться, а вот о современных авторах суждения критиков пока еще смутны, они не устоялись, ваш собственный критический взгляд размыт ввиду отсутствия перспективы, и делать выводы — мучительнейшее дело.

Безусловно, старинный автор читается помедленнее. Библиография по нему будет подлиннее. Но зато она уже кем-то подобрана, можно воспользоваться готовыми списками работ.

Вдобавок, если подходить к диплому как к возможности натренироваться писать научный текст, старый материал предлагает больше упражнений. Если дипломник намерен стать критиком современной литературы, диплом, может статься, — последняя его возможность соприкоснуться с литературой прошлого, выработать вкус и интерпретирующий подход. Глупо не ухватиться за такую возможность. Многие из крупных современных писателей, самых авангардных, защищали дипломы не по Джойсу или Паунду, а по Данте и Шекспиру.

Разумеется, нельзя слишком уж обобщать, и не исключено, что талантливый начинающий ученый сможет провести исторический или стилистический анализ современной литературы с такой же глубиной и филологической точностью, как если бы он работал над классикой.

Кроме того, многое зависит от специфики дисциплины. В фиософии, скажем, «читабельность» и «легкость» не всегда присущи современности: Гуссерлем труднее заниматься, чем Декартом, и Паскаль читается запоем, а Карнап — наоборот.

Поэтому окончательный совет, который на самом деле можно дать, таков: подходите к современному автору, как если бы он был древним, а к древнему — как если бы он был современным. Это и вам интереснее, и для работы нужнее.

(У. Эко. Как написать дипломную работу. М.: КДУ, 2004. С. 26-27.)

Определившись с автором и произведением, нужно решить, какой аспект произведения рассматривать. Здесь на помощь приходит теория литературы. На "школьном" уровне различают формальные и содержательные аспекты произведения. (Это условное разделение, поскольку в художественном произведении "что" и "как" немыслимы друг без друга.) "Форма" (структура, текст, знак) — это предметный мир (персонажи, события, вещи...), художественная речь (стиль, художественные приемы, стихосложение, образность...) и композиция (мотивы, повествовательные стратегии...). "Содержание" (идея, смысл, значение) — идеи, темы, проблемы, ценности...

Далее, необходимо сформулировать тему (или хотя бы наметить ее), обсудить ее возможные варианты в предварительной беседе с предполагаемым научным руководителем. Окончательное решение принимается тогда, когда известны все темы курсовых работ и обсуждены варианты выбранной темы.

Темы второй и третьей курсовых работ можно определить в русле первой работы. Это позволит продолжить разработку выбранного проблемного направления и, таким образом, подготовить фундамент для будущей дипломной работы. Курсовые работы могут быть задуманы и выполнены как отдельные части будущего диплома. Если последовательно трудиться над различными сторонами одной проблемы, тема дипломной работы обнаружит себя сама как общая формулировка самой этой проблемы.

Возможен, как мы сказали, и другой подход: писать курсовые по литературе изучаемого на данный момент периода (в рамках общего курса литературы/спецкурса/спецсеминара), чтобы уяснить собственные интересы и предпочтения, а дипломную работу писать о том, что показалось самым интересным.

В любом случае, при выборе темы стоит учесть еще одно наблюдение Умберто Эко: "Чем конкретнее тема, тем лучше работается и тем достижимей успех. Монографические темы предпочтительнее обзорных. Диплому лучше походить на статью, чем на учебник или словарь".

После того как студент определился с темой работы, нужно приступать к сбору и изучению литературы.

В самой формулировке темы есть явно означенная или подразумеваемая проблема. Если в первом случае студенту нужно понять уже поставленную проблему, то во втором случае необходимо, осмысливая данную тему, нащупать ее “болевые точки”, их иерархию и определить главную, “корневую” проблему. Чтобы это сделать то и другое, нужно собрать и проработать литературу по теме.


ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ: Сбор литературы




Домашняя страница А.В. Аксенова








Главная < Филология < Английская литература < Как писать курсовые


Hosted by uCoz